СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание гражданина средствами музейной педагогики в сельской малокомплектной школе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любая школа имеет свои традиции, свою историю, свой авторитет в обществе. Есть маленькие и большие школы, школы-гиганты. Но какая бы ни была школа, она выполняет важную общественную миссию гаранта прогресса общества в целом и не только нашей страны. Каждая школа должна стать гарантом мирового прогресса. Следовательно, надо сделать так, чтобы наше образовательное пространство стало частью мирового. Поэтому необходимо включение музея в единое образовательно-воспитательное пространство. На базе школьных музеев выстраивается вся воспитательная система ОУ. Легко вливается музейная педагогика и во внеурочную деятельность. 

Просмотр содержимого документа
«Воспитание гражданина средствами музейной педагогики в сельской малокомплектной школе»

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ

Г.С. Акирова

(Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» пос. Южный муниципального района Большеглушицкий Самарской области).

Изменение принципов организации социальной жизни в России особенно обострило проблему воспитания и социализации личности, способной к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социальных трансформаций. Меняется характер взаимоотношений между государством и личностью, меняется положение гражданина России, который получил реальные демократические свободы, возможность проявить себя в экономической и политической сферах, реализовать себя в как личность в любой сфере. В то же время значительно возросла его ответственность за собственную судьбу и условия жизни.

Очень важно еще в школе сформировать у детей чувства гражданской ответственности и гражданского долга. Несомненно, что только тогда в нашей стране сформируется общество, когда большинство граждан будет понимать, что от каждого зависит благополучие и процветание всей страны.

Сегодняшние школьники должны гордиться историческим прошлым своего региона, города, поселения. Именно в период обучения в школе учащиеся должны не просто узнавать много нового о своей малой родине, о её прошлом, настоящем, но и понимать, что и они ответственны за её будущее. Осознание такой ответственности и реализация её в конкретных делах и определяют гражданскую позицию молодых людей. Наличие этой позиции, направленность на её реализацию, осмысленность поступков являются важнейшими условиями воспитания гражданина России в школе.

Любая школа имеет свои традиции, свою историю, свой авторитет в обществе. Есть маленькие и большие школы, школы-гиганты. Но какая бы ни была школа, она выполняет важную общественную миссию гаранта прогресса общества в целом и не только нашей страны. Каждая школа должна стать гарантом мирового прогресса. Следовательно, надо сделать так, чтобы наше образовательное пространство стало частью мирового. Поэтому необходимо включение музея в единое образовательно-воспитательное пространство. На базе школьных музеев выстраивается вся воспитательная система ОУ. Легко вливается музейная педагогика и во внеурочную деятельность.

Очень важную роль в процессе создания продукта музейной деятельности ребенком играют информационные технологии. Ведь современные школьники очень хорошо знакомы с возможностями компьютерных технологий, Они живут в период формирования нового постиндустриального общества, основой которого станет свободное информационное пространство.

Создание музея на базе малокомплектной школы неразрывно связано с краеведением. Мы убеждены, что краеведческая грамотность в процессе воспbтания и обучения имеет столь же большое значение, как грамотность математическая и орфографическая. В сое время академик ЛихачевД.С. высказал мысль о том, что краеведение должно стать обязательным предметом в школе.[4, 9] Для чего же это нужно? Недостаток информации о ближайшем окружении неминуемо снижает духовный потенциал как отдельной личности, так и общества в целом. Дисгармония в познании не остается без последствий, она влечет дисгармонию духовности.

Малокомлектная школа обладает в этом отношении несомненным преимуществом. Во-первых, находится в определенной исторически сложившейся местности. Во-вторых, школа является своеобразным социокультурным центром, местом общения разных поколений. В-третьих, учащиеся школы связаны между собой не только социальными связями, но и глубокими семейными узами, знание которых намного облегчает работу с информацией.

Работу по использованию образовательного потенциала музея с данной целью можно разделить на 4 этапа: подготовительный этап; работа с накопленной информацией, экскурсия, рефлексия-удовлетворенность выполненной работой.

Впрочем, музея как такового у нас нет фактически. Однако, в прошлом году силами учащихся был создан виртуальный музей памяти на базе функционирующего в школе Зала боевой славы, который был открыт в 1985 году. Зал боевой славы был вновь реконструирован в 2014 году также силами учащихся. Итак, кратко представим работу по этапам.

  1. Подготовительный этап.

Самый длительный по времени и самый увлекательный этап, так как дети сами делают то, что им нравится, работают в интернете в свободное время, попутно интересуясь собственными родственниками. Этап познания, открытия новых знаний, этап осмысления собственно себя с историей своей семьи.

Учащимся ставится проблема – создание виртуального музея. Планируется работа по следующим направлениям: обсуждение рабочей интернет-площадки, на базе которой создается сайт,планирование разделов, сбор информации по разделам из разных источников, в том числе и с сайтов «Подвиг народа», «Мемориал», «Солдат», посещение родственников.

  1. Работа с накопленной информацией.

Данный этап также занимает довольно продолжительный период времени, поскольку работа подразумевает регистрацию сайта, систематизацию информации и наполнение ею контента. Работа для самых продвинутых ребят, возможность проявить свои лидерские и организаторские способности.

  1. Экскурсии.

За годы работы Зала боевой славы мы накопили широкий спектр методических приемов, которые включают сенсорные, эмоциональные и интеллектуальные механизмы и делают познание цельным и личностно значимым для наших посетителей. Вот некоторые из приемов, которые мы применяем в экскурсионной работе со школьниками:

1. РОЛЕВАЯ ИГРА. Войти в образ помогают стилизованные костюмы времен ВОВ.

2. ПРИЕМ ДИАЛОГА. Одно из правил, которого мы постоянно придерживаемся в нашей работе - исключить монолог. Чтобы экскурсия превратилась в живую беседу, экскурсоводы часто обращаются к гостям с вопросами, сами отвечают на возникшие у посетителей вопросы.

3. ПРИЕМ “ПОСЛЕДЕЙСТВИЯ”. Экскурсии в нашем музее сопровождаются демонстрацией видеофильмов и фотографий, презентаций о родственниках учащихся.

4. Рефлексия - удовлетворенность полученными результатами.

Данный этап наступает после каждого выполненного этапа, поскольку достижение одних целей сопровождается постановкой новых. Успешность реализации данного проекта доказывает и тот факт, что ребята идут дальше: кто-то занимается научно-исследовательской работой по этим направлениям, кто-то начинает составлять родословную своей семьи, кто-то начинает задумываться о профессиях, связанных с историей и культурой. Использование образовательного потенциала музея возможно в рамках любого предмета, во внеурочной деятельности.

В процессе музейно-краеведческой работы дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения

Использование информационных технологий и различны приемов (средств) музейной педагогики только увеличивает многообразие вариантов общения с культурным наследием. Кроме того, современные технологии помогают гармонично сочетать традиционные и инновационные методы работы, что позволяет максимально использовать возможности музея в воспитательной деятельности сельских малокомплектных образовательных учреждений.







Список литературы.

  1. Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч. Методические рекомендации. – М., 1988.

  2. Воспитание гражданина: уроки социальности/ М.И Рожков.-Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.

  3. Краеведение. Теория и практика. Г.Ф. Гудков, З.И. Гудкова–Издатель Богородская церковь. 1995.

  4. Лихачев Д.С. Любить родной край.//Отечество. Краеведческий альманах. Вып.1, М., Профиздат,1990.

  5. Ребенок в музее: новые векторы детского музейного движения/Отв. ред. М.Ю. Юхневич. М.: Академический проект; РИК, 2006.