СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание и развитие личности в мировой педагогике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личность – социальные свойства и качества человека, которые формируются прижизненно на основе природных задатков в процессе деятельности и общения. Личность – социализированный индивид. Личность формируется в процессе социализации - освоения и воспроизведения индивидом соц. опыт, присущему определенному обществу в конкретный исторический период его развития. Структура личности (по Платонову): биопсихические  свойства(темперамент, половые и возрастные особенности) – биологический уровень – формирование через тренировку; психические процессы(ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь, эмоции, чувства, способности) – биосоциальный уровень – упражнение; опыт(ЗУН, привычки поведения) – социобиологический уровень – обучение; направленность(взгляды, убеждения, мировоззрение, мотивы, стремления, интересы, идеалы, ценностные отношения) – социальный уровень – воспитание. Задатки – врожденные и унаследованные от родителей анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие основу развития его способностей. Способности – формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологических особенности, от которых зависит успешность деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание и развитие личности в мировой педагогике.»



Воспитание и развитие личности в мировой педагогике.

Личность – социальные свойства и качества человека, которые формируются прижизненно на основе природных задатков в процессе деятельности и общения. Личность – социализированный индивид. Личность формируется в процессе социализации - освоения и воспроизведения индивидом соц. опыт, присущему определенному обществу в конкретный исторический период его развития. Структура личности (по Платонову): биопсихические свойства(темперамент, половые и возрастные особенности) – биологический уровень – формирование через тренировку; психические процессы(ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь, эмоции, чувства, способности) – биосоциальный уровень – упражнение; опыт(ЗУН, привычки поведения) – социобиологический уровень – обучение; направленность(взгляды, убеждения, мировоззрение, мотивы, стремления, интересы, идеалы, ценностные отношения) – социальный уровень – воспитание. Задатки – врожденные и унаследованные от родителей анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие основу развития его способностей. Способности – формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологических особенности, от которых зависит успешность деятельности.

Развитие личности – взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, совершенствовании его психики, приобретении опыта познавательной и творческой деятельности, обогащении его мировоззрения и нравственности (духовное, социальное, психическое, физиологическое, физическое развитие). Эти изменения происходят под влиянием внешних и внутренних факторов. Факторы: внутренние (наследственность – врожденные и унаследованные от родителей психико -физиологические особенности и свойства человека), активность личности); внешние (среда – окружающая реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека – макросреда, мезосреда, микросреда; воспитание – специально организованная и целенаправленная деятельность педагогов по развитию и формированию личности).

Концепции развития личности: биогенетические(признают ведущую роль наследственности и внутренней активности) – богословская(преформистская), психоаналитические (фрейд) – развитие и поведение человека зависят от полового инстинкта либидо, гуманистические (Маслоу, Роджерс) – развитие личности определяется внутренней потребностью к самоактуализации); социогенетичнские (ведущая роль среды и воспитания) – бихевиористская (Скиннер) – «стимул-реакция»(рейтинговая система например) - личность-совокупность поведенческих реакций; культурно-историческая(Выготский) – развитие личности определяется исторической эпохой, культ. ценностями, специальной организацией соц. среды в процессе обучения и воспитания. Выготский выделяет 2 уровня умственного развития: 1) «зона актуального развития»; 2) «зона ближайшего развития» Задача воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития».

Возрастные этапы в развитии личности. Особенности обучения и воспитания школьников разного возраста.

Возраст – ограниченная во времени ступень психического развития человека, кот. характеризуется физиологическими и психологическими изменениями, общими для всех нормально развивающихся людей и не связанными с их индивидуальными различиями.

Периодизация: Педагогическая:1 Младенчество (0-1год); 2 Раннее детство (1-3года); 4 Дошкольный возраст (3-7лет). Младший школьный возраст (7-11лет); 5 Средний школьный возраст (11-15лет); 6 Старший школьный возраст (15-18лет)

Возрастные особенности – характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.

Младенчество: ведущая деятельность – непосредственно-эмоциональное общение, новообразованная – потребность в общении, эмоц. отношения.

Раннее детство (1-3) – предметно-манипулятивная деятельность, – наглядно-действенное мышление, речь;

Дошкольный возраст (3-7) – сюжетно-ролевая игра, – потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

Младший школьный возраст (7-11лет)Ведущей деятельностью этого возраста становиться учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими. Новообразования– произвольность психич. процессов, внутренний план действий, самоконтроль, рефлексия. Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью«созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируется ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Внимание младших школьников непроизвольнонедостаточно устойчивоограничено по объему. Весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями, и прежде всего с мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности. Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. У младшего школьника развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь). Мл.шк. возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Весь­ма важно практиковать на занятиях различные виды учебной рабо­ты (чередовать письмо с чтением, с выполнением упражнений и других практических занятий, применять наглядность, методы объ­яснения сочетать с беседой и т.д.), проводить физкульт - паузы («физ­культминутки»). Важными особенностями характеризуется организация практи­ческой деятельности младших школьников. В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребят является игра.

Средний школьный возраст (11-15лет). В отличие от младших школьников они уже не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, существую­щие в них причинно-следственные связи. Важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера, учить под­ростков самим находить и формулировать проблемы, разви­тие навыков самостоятельной учебной работы, формирование уме­ния работать с учебником, проявлять самостоятельность и творчес­кий подход при выполнении домашних заданий.

Вед. деятельность – интимно-личностное общение, новообр. – чувство взрослости. Переходный от детства к юности, он совпадает с обучением второй ступени и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Восприятие подростка более целенаправленнопланомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом – характерная особенность учеников среднего возраста. Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста – его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Оправдывает себя такая организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростков нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела. Мышление в этом возрасте становиться более систематизированным, последовательным, зрелым. Оно приобретает новую черту – критичность. Этот возраст наиболее благоприятный для творческого мышления. Развитие мышления происходит в непрерывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждениям. Одна из самых серьезных проблем среднего возраста – несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны с поступками, действиями, поведением, с другой. Намерения обычно благие, а поступки далеко не всегда благовидные. Педагогам нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни.

Старший школьный возраст (15-18лет)Преобладающее значе­ние в познавательной деятельности занимает абстрактное мышление, стремление глуб­же понять сущность и причинно-следственные связи изучаемых предметов и явлений.

Вед. деятельность – учебно-профессиональная деятельность, новообр. – мировоззрение, проф. интересы. Юношеский возраст – это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Чувство взрослости становиться глубже и острее. Появляется стремление выразить свою индивидуальность. У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения. Коллектив шлифует и корректирует качества личности, формирует те черты, которые культивируются в данном коллективе.