СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Основной задачей системы физического воспитания всегда было и будет укрепление здоровья и повышение физической подготовленности учащихся. Разносторонняя физическая, умственная и психологическая подготовка- основа подготовки школьников к трудовой деятельности и к службе в Вооружённых Силах России. Хорошо физически развитый, здоровый, координированный, сильный и выносливый человек, владеющий рациональными способами выполнения наиболее важных двигательных действий, способен успешно овладеть любой профессией, гражданской или военной.
«Воспитание личности ребёнка в процессе занятий физической культурой и спортом во внеклассной работе»
Учитель физической культуры
МКОУ «Конышевская средняя
общеобразовательная школа»
Величкин Иван Васильевич
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .....3
ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА 5
ОБЩИЕ ЗАДАЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ 8
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БЕГУНОВ 10
Физическая активность 12
Подготовка бегунов в зависимости от темперамента 13
Спортивная ориентация 14
аэробный и анаэробный бег 14
пюграммы тренировок 15
Спринт. Недельный план спринтера 16
Кроссовый бег (мальчики младше 12 лет)………………………………….....17
тренировочная программа для спецаилизирующихся в кроссовом беге
(девочки 12-13 лет)………………………………………………………………….17
Планирование трениювки для ВИНОГРАДСКОГО АНДРЕЯ 1993 года рождения.19
Выбор тренировочных нагрузок для девочек 1 3-17 лет 20
Развитие силы 21
Тренировочная программа РЫШКОВОЙ АННЫ 22
Усталость спортсмена 22
Восстановление спортсмена 23
Средства и методы восстановления : 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Введение.
Основной задачей системы физического воспитания всегда было и будет укрепление здоровья и повышение физической подготовленности учащихся. Разносторонняя физическая, умственная и психологическая подготовка- основа подготовки школьников к трудовой деятельности и к службе в Вооружённых Силах России. Хорошо физически развитый, здоровый, координированный, сильный и выносливый человек, владеющий рациональными способами выполнения наиболее важных двигательных действий, способен успешно овладеть любой профессией, гражданской или военной.
Однако в современных условиях при возросшем значении человеческого фактора физическая культура приобретает особое звучание. Она должна стать непременной составной частью нашего образа жизни. В свете этих требований необходимо придать физической культуре большую воспитательную и образовательную направленность. Без этого не представляется возможным превратить её во всенародное достояние. Сейчас в общеобразовательной школе, где предмет "Физическая культура" является обязательным, мы сплошь и рядом наблюдаем весьма равнодушное к нему отношение. Это касается и учащихся, особенно старшеклассников, и их учителей. Чем вызвано такое явление?
Мне кажется, что беда начинается в детские годы. По сути дела, никто всерьез не задумывается о распространении среди детей общедоступных знаний о том, как последовательно, начиная с раннего детства и до преклонных лет, самостоятельно, в рамках режима жизни бережно относиться к своему здоровью, повседневно использовать разнообразные средства физической культуры. На первый взгляд такое утверждение может показаться парадоксальным, ведь дети занимаются физическими упражнениями и в детском саду, и в школе, и в ДЮСШ, и в клубах, и на улице. Да, занимаются, когда их к этому принуждает режим дня, расписание школьных уроков. А вне этой системы? А после окончания школы? Часто раздаются голоса: "Нет базы, нет организаторов!". Думается, что главное не в этом, а в том, что у нас нет достаточной культуры, нет знаний, не сформирована потребность в таких занятиях. Дети учатся в школе всему, но у нас нет предмета, который бы дал детям необходимый минимум знаний, как бережно относиться к своему здоровью, который способствовал бы выработке психологической установки на необходимость занятий физическими упражнениями на протяжении всей нашей жизни. Ведь еще ПФ.Лесгафт говорил о том, что школа призвана заниматься "физическим образованием". Школьная программа должна быть комплексной не по названию, а по сути, она должна сочетать в себе развитие не только физических качеств, но и психических качеств, формирование знаний и убеждений вкупе с обучением двигательным навыкам и умениям. При этом, чем старше возраст учащегося, тем большее место в программе надо отводить формированию специальных знаний.
Физическая культура в условиях современного этапа развития нашего общества должна выйти за рамки средства воспитания только физиологических возможностей человека Физическое воспитание молодёжи обязано предусматривать развитие как физической, так и интеллектуальной сфер деятельности. В современном производстве главными функциями квалифицированного специалиста всё' более становится программирование, управление и контроль. Всё это необычайно усиливает значение анализаторной функции двигательного аппарата, повышает роль центральной нервной системы в управлении и организации движений. Другими словами, эффект деятельности определяется не только уровнем физических качеств, но и уровнем способности рационально использовать имеющийся психофизиологический и двигательный потенциал и управлять им.
А зачем, собственно, бегать? Не лучше ли заниматься в зале гимнастикой или силовой подготовкой? Детям, которые ещё не решили, чем заниматься, предлагал следующий эксперимент. Подтянуться на перекладине 6-10 раз, сделать ещё что-нибудь силовое, а затем выйти на улицу и пробежать 500-800 м. Время пробежки по времени будет немного больше, чем затраченное на силовые виды, но сравним реакцию организма. При подтягивании работает только часть мышц, бег напрягает всё тело, пульс подскакивает до значительных величин. На этом эксперименте я стараюсь убедить детей, что больше всего ценится в физической подготовленности и здоровье - деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
Конечно, в дождливый, холодный вечер тренироваться в зале куда приятней, чем мокнуть на улице. Но все эти мелкие неприятности в виде дождя, мороза, ветра стоят тех хороших результатов, которые получат дети, занимаясь на улице. Ценность бега очевидна. Это также наиболее естественная форма движения, не требующая оборудования. Посредством бега улучшается не только состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но н гибкость, подвижность всех отделов и суставов путём постоянного движения каждой части тела. Все выполняемые телом при беге движения естественны, организм человека создан именно для них.
Практически везде в спорте необходим большой запас жизненных сил. Сейчас уже общеизвестно, что единственной формой, которая способна обеспечить занимающегося любым видом спорта необходимым запасом энергии, является контролируемый бег. В беге необходимо отрывать тело от земли, сопротивляясь силе земного притяжения. Именно это заставляет сердце работать напряженнее. Насколько оно нагружено, зависит от скорости бега.
Детям, решившим заниматься бегом, я всегда стараюсь объяснить, что к бегу нужно подходить спокойно, разумно, чтобы они старались сами понять, посредством чего достигается положительный результат.
Воспитание личности ребёнка.
В школе я веду секции лёгкой атлетики и спортивных игр. У меня три группы занимающихся:
● подготовительная - учащиеся 8 классов;
● учебно-тренировочная (2 года обучения) - 9 классы,
● учебно-тренировочная (3 года обучения) - 11-ые классы.
В своей работе с детьми в первую очередь я опираюсь на контакты с родителями. Прежде чем заниматься с ребёнком, беседую с его родителями, стараюсь узнать его наклонности, черты характера, состояние здоровья. Часто беседую с классными руководителями и учителями, которые занимаются с этими детьми. Осуществляю строгий медицинский контроль совместно с врачами районной больницы. Лишь после этого я приглашаю ребёнка заниматься.
Многие дети, любящие спорт, часто бывают склонны к правонарушениям. За 31год работы с детьми я пришёл к такому убеждению, что дети, которые серьёзно полюбили физическую культуру и спорт, реже совершают правонарушения. Они и трудятся лучше, и в учёбе не последние, и кругозор у них шире. Да и в дальнейшей их судьбе это сказывается. Беседуя с ребятами, которые поступили учиться дальше или призваны были служить, я вижу, с какой благодарностью они говорят о том, что если бы они не занимались в школе физкультурой и спортом, то им было бы намного труднее. Ведь занимаясь, они с юных лет учатся преодолевать трудности, воспитывают волю, развиваются физически. Приводят ребят ко мне самые разные причины: одним мешает избыточный вес, другим - неумение во что-то играть, третьим хотелось бы быть просто физически крепкими, четвёртым нравится играть или заниматься бегом, кого-то приводят родители - да разве назовёшь всё то, что приводит детей в спортзал.
Главное лицо школы - обучающийся, ради которого всё и должно делаться. Значит, надо всё время видеть и слышать этого маленького человека, знать его интересы, уважать его личность и в соответствии с этим способствовать формированию правильных черт характера, становлению личности.
Физическая культура и спорт - одно из средств всестороннего развития личности ребёнка. Физическая культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, достижений общества, относящихся к сфере физического развития, образования и воспитания. Физическое воспитание - целенаправленный процесс воздействия на ребёнка средствами специальных упражнений и гигиенических мероприятий с использованием естественных природных факторов; целью его является формирование таких знаний, умений, навыков и двигательных качеств, которые соответствуют потребностям общества и личным интересам каждого человека
Спорт- одна из форм физической культуры. Особенности спорта-стремление к высшим достижениям, систематическим тренировкам, специализации в отдельных видах физических упражнений.
Нельзя из ребёнка вырастить гражданина, активного члена общества, если с детства учить его только слушаться, только выполнять поручения и не поощрять к действиям, к самостоятельности, не давать возможности проявить себя в деле, хотя бы даже небольшом. Если младшие школьники как можно раньше поймут пользу физической культуры, она станет их другом на всю жизнь. Вот почему в раннем возрасте должны закладываться у ребёнка основы физической грамотности. Воспитание активности школьника я начинаю с самого раннего возраста Ребёнок одновременно стремится и к игре, и к учёбе, и к развлечению, н к работе, и к свободе, и к выполнению обязанностей, н к тому, чтобы им руководили, и к самостоятельности, и к тому, чтобы его защищали, и к принятию на себя ответственности. Учителю необходимо найти настоящую и полную меру согласованности всех этих стремлений. Желательно, чтобы работа с самыми юными обучающимися включала в себя и определённые организационные действия. Времена восхищённой веры во всемогущество физической подготовки остались позади. Воспитание психически сильных личностей имеет большое значение в школьной работе. Умение ребёнка в школе быть самим собой имеет огромное значение.
Проводя уроки в начальных классах, я присматриваюсь к детям, их склонностям, чертам характера, уровню физического развития. Провожу с ними много различных соревнований. Желающих заниматься физической культурой и спортом отбираю постепенно. Приглашаю не только тех, кто лучше в физическом развитии, но и тех, кто желает этого. Иногда в этом мне помогают родители. По просьбе родителей однажды я взял к себе заниматься Тимашкова Владимира, который был очень болезненным. Занимаясь легкой атлетикой и спортивными играми, он окреп, успешно завершил учебу в школе, окончил Высшую школу милиции. Владимир Тимашков погиб в Чечне, но при жизни он не расставался со спортом, играл за сборную команду района по футболу, волейболу, часто приходил в спортивный зал, вместе занимался с юными обучающимися. Обращались родители с просьбой помочь ребёнку сбросить избыточный вес. Макеев Алексей после двух лет занятий физкультурой не только «сбросил» лишние 20 кг, но и стал бегать, играть прилично - и всё это не в ущерб своему здоровью. В 10-ом классе он впервые смог подтянуться на перекладине и после этого перестал стесняться своего веса. По окончании школы он поступил в морское училище и успешно его закончил. Малахов Игорь решил поступать в военное училище. И опять проблема- лишний вес. После года серьёзных занятий он преодолел свои трудности и осуществил свою мечту. Таких детей ко мне обращалось очень много, и всем им я помогал. Их мне не приходилось принуждать, достаточно было убедить, что систематические занятия физкультурой всегда дают положительный результат.
А сколько детей из "неблагополучных" семей благодаря спорту стали нормальными людьми. Я часто вспоминаю слова многих ребят, которые говорили мне, что если бы не спорт, то не известно, кем бы они стали и как сложилась бы их дальнейшая судьба.
Занятия физической культурой и спортом помогают многим детям лучше учиться, стимулируя более серьёзное отношение к выполнению домашних заданий и дисциплинируя их. Большая часть детей, желающих заниматься спортом, обычно занимаются не очень успешно. Но одним из важных условий посещения тренировок является хорошая успеваемость. Через три-четыре года занятий физкультурой подавляющее большинство детей улучшает свои результаты в учёбе.
В своей работе большое внимание я уделяю общешкольным мероприятиям, ведь секционной работой можно охватить лишь 10-ую часть учащихся нашей школы. Для того чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, стараюсь использовать самые разнообразные формы организации и проведения занятий с детьми с учётом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности:
● подвижные игры,
● игровые упражнения;
● игры на открытом воздухе
● экскурсии;
● участие в физкультурных праздниках;
● участие в показательных выступлениях;
● участие в общешкольной олимпиаде;
● участие в туристических походах;
● товарищеские игры.
На все школьные соревнования составляю положения, в которых указываются:
● цели и задачи;
● руководство;
● время и место проведения;
● условия проведения;
● зачет;
● состав участников;
● возраст участников;
● награждение.
В подготовке к проведению общешкольных мероприятий большую помощь оказывают старшеклассники, которые к этому времени уже имеют опыт судейства, организации и проведения соревнований. Большое внимание уделяю в школе пропаганде физической культуры, физического образования и спорта.
Ежегодно проводим конкурс спортивных газет. Итоги всех проведенных мероприятий всегда доводим до сведения всех детей посредством выпуска "Молний" и радиовещания. Об успешных выступлениях обучающихся нашей школы в районных и областных соревнованиях информируем не только учеников, но и учителей и родителей. Для проведения общешкольных соревнований часто приглашаем лучших спортсменов района, ветеранов спорта, которые своим личным примером увлекают ребят заниматься физкультурой.
Большое внимание я уделяю самостоятельным занятиям. Намечая внедрение самостоятельных занятий для детей, я прежде всего для себя уточняю цели этих занятий, задачи, чтобы затем в доступной форме донести их до учащихся
Общие задачи самостоятельных занятий.
1. Содействие гармоническому развитию растущего организма и подготовка его к постепенному увеличению нагрузок, поддержание правильной осанки, укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, активизация обменных процессов, укрепление нервной системы, соблюдение режима дня.
2. Обеспечение оптимального для конкретного возраста и пола обучающихся уровня развития двигательных качеств.
Определяя для каждой возрастной группы частные задачи с учётом особенностей развития организма, исхожу из того, что самостоятельные занятия физическими упражнениями в младшем школьном возрасте будут содействовать общему развитию и оздоровлению, укреплению мышечной системы, предупреждению нарушений осанки и коррекции её дефектов, выработке навыков правильного дыхания, формированию и развитию центральной нервной системы, формированию характера.
В среднем возрасте такие занятия содействуют всестороннему физическому развитию и необходимой спортивной подготовке, а также дальнейшему становлению характера.
В старшем школьном возрасте результатом самостоятельных занятий является повышение личных спортивных результатов и дальнейшее спортивное совершенствование, продолжение развития основных черт характера
Многолетние наблюдения показали, что отношение, интерес детей к занятиям физическими упражнениями направляются мотивами этих занятий, связанными с удовлетворением от тренировок, с достигнутыми результатами. С учётом этих мотивов я строю работу по внедрению самостоятельных занятий в быт обучающихся.
Интересовался я и вопросом стимуляции ежедневных занятий физическими упражнениями. Выяснилось, что один из наиболее сильных стимулов - потребность в демонстрации своих достижений и получения оценки как со стороны учителя, так и со стороны товарищей, друзей, родителей. Причём не просто словесной оценки, а фиксированной, отражённой в том или ином официальном документе. Это особо подчёркивает, какую действенную роль играет педагогический учёт (предварительный, текущий и итоговый).
Исходной позицией организации самостоятельных занятий - это предварительный учёт. В ходе его определяются: физическая подготовленность и физическое развитие. Заключение, сделанное на основе предварительного учёта и обязательные заключения и рекомендации врачей, и становится основой для определения индивидуальной нагрузки в 10 самостоятельных занятиях. Намечая задачи каждому школьнику в отдельности, прежде всего исхожу из того, что было в начале учебного года. В 2014-2015 учебном году порекомендовал улучшить результаты в подтягивании Жабоедову Александру и Ерёмину Дмитрию. Полтора года систематических занятий привело к тому, что они свои результаты улучшили и сейчас подтягиваются 13-15 раз. У Боева Олега была очень слабая прыгучесть. За два года занятий он увеличил прыгучесть и показывает результат 255 см в прыжках в длину с места. Другой пример: ученица 11 класса Тренина Анастасия пробегала 30 метров за 5.0 секунды. Определив виды упражнений для решения поставленной задачи, ежемесячно её проверял. В 2015- 2066 учебном году она пробегает 30 метров за 4,5 секунд. Таких примеров много. Их можно проиллюстрировать с помощью таблицы:
Таблица 1. Бег 30 м, с.
Фамилия, имя | 2013- 2014 учебный год | 2014- 2015 учебный год | 2015- 2016 учебный год |
Боев Олег. | 4.4 | 4.2 | 4.1 |
Дроздов Артём. | 5.1 | 4.6 | 4.4 |
Киреев Алексей. | 4.6 | 4.5 | 4.2 |
Коренев Алексей. | 5.3 | 4.8 | 4.7 |
Мамедова Ан-сия. | 5.5 | 5.1 | 4.7 |
Григорова Влада. | 5.6 | 5.1 | 4.8 |
Предлагаемая таблица дает возможность убеждать детей в улучшении своих результатов при систематических занятиях.
Работу по вовлечению учащихся в самостоятельные занятия физическими упражнениями начинаю со второго класса, определяю перспективы по каждому виду этих упражнений. Однако по отдельным видам, таким как, например, подтягивание на перекладине, поднимание туловища, беговые виды, намечаю перспективы - с учётом выполнения их в старших классах. В плане общефизической подготовки считаю, что наиболее оптимальное средство - круговая тренировка Занятия по этому методу позволяют самим детям следить за правильностью прохождения круга, дозировкой, постепенным увеличением числа повторений в круге. Физические упражнения для учащихся подбираю различной трудности. Систематически веду индивидуальный контроль за физической подготовленностью школьников, состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, что позволяет осуществлять итоговый педагогический контроль, подводить итоги работы каждого школьника в отдельности за четверть, за полугодие, за летние каникулы, за год. Слежу, чтобы каждый ребёнок, который занимается, имел дневник самоконтроля и регулярно его вёл.
Важна подготовка школьного актива по спортивно-массовой работе. Актив знакомится с правилами соревнований, изучает их, составляет программы соревнований, вовлекает в занятия физкультурой учащихся, готовит отчеты о проведённых соревнованиях, информирует всех учащихся.
В этом учебном году начали проводить общешкольные соревнования, посвященные зимней олимпиаде в Корее. Соревнования проходят во всех классах школы. Проводим мы их не только среди параллелей, но и смешанными командами. Также проводим много "Весёлых стартов". На соревнованиях среди старшеклассников всегда присутствуют дети младших возрастов. На занятия к младшим стараюсь приглашать лучших спортсменов школы, района, области. На спортивных вечерах, проводимых в школе, стараюсь рекламировать не один спорт, но и полезность занятий любыми физическими упражнениями с пользой для себя. В своей работе предпочтение я отдаю тренировкам на воздухе. Это не только укрепляет здоровье детей, но и воспитывает их, закаляет волю, учит преодолевать трудности, как физические, так и погодные. Часто я делаю с детьми пробеги на лыжах в другие школы района, делаю и летние, пробеги. Несколько раз делали пробежку до МКОУ «Глазовская средняя общеобразовательная школы» (15 км), где, сыграв в волейбол с ее обучающимися, возвращались уставшими, но довольными домой. Хожу с детьми в двух-трехдневные походы, в которых стараюсь просмотреть детей в трудовой деятельности, в различных конкурсах, в быту, в отношении к природе. Любое мероприятие делает детей более собранными, более целеустремлёнными, более сплочёнными.
Средства и методы подготовки юных бегунов.
Теперь немного о технике бега, потому что от того, как бегут дети, зависит очень многое. Сначала я с детьми занимаюсь на ровной местности, затем перехожу на пересечённую. Правильная форма бега так же естественна и проста, как и правильная форма ходьбы. При правильной технике тратится меньше энергии, а достигаемый эффект больше. Стараюсь, чтобы дети больше бегали в парке, а не на беговой дорожке.
Начинающим всегда объясняю, что необходимо расслабляться при беге. Благодаря расслаблению экономятся силы, поэтому бежать можно и долго, и быстро. Важно, чтобы при беге движения выполнялись автоматически, при полном расслаблении.
Постановка стопы для начинающего бегуна особенно важна При невысоких и средних скоростях бега нога ставится гибко на внешний свод стопы с верхней части плюсны. В этом случае вес бегуна уже через короткий промежуток времени распределяется по всей площади стопы. После этого начинается отталкивание. С первых занятий стараюсь, чтобы при беге дети не ставили стопу на пятку или на носок. В этих случаях скорость бега снижается. Мышцы быстро утомляются.
Туловище при беге следует держать прямо. Лёгкий наклон вперёд не только допускается, но является предпочтительным. В сравнении с этим отклонение назад в любом случае является неправильным. Это свидетельствует о слабом развитии мышц спины. Голова во время бега должна держаться естественно и спокойно. Особенно нельзя запрокидывать голову назад.
Важно, чтобы движения рук были согласованы с движениями ног. Для этого при расслабленном плечевом поясе они должны совершать колебательные движения в плоскости направления бега, а не поперёк. Колебания рук вперёд и назад увеличивают скорость бега Чем выше скорость бега, тем интенсивней совершаются маховые движения рук. Кисти рук должны быть слегка сжаты в кулак. При этом большой палец кладётся на вторую фалангу указательного пальца. Следует избегать крепкого зажатия пальцев в кулак, что приводит к закрепощению мускулатуры не только рук, но и плечевого пояса Поэтому, я советую детям внимательно следить за расслабленным положением кистей рук.
Раньше рекомендовалось при беге вдыхать через нос, а выдыхать через рот. Утверждалось, что благодаря этому воздух не только прогревается, но и улучшается насыщение крови кислородом. Однако специальные исследования показывают, что потребление кислорода не зависит от вида дыхания. Поэтому я советую детям дышать так, как им удобно. Правда, при сильном морозе лучше вдыхать через нос. При беге с невысокой скоростью рекомендую детям делать вдох на четыре шага и на четыре - выдох. При высокой скорости соотношение ритма дыхания и частоты шагов 3:3. При продолжительной тренировке скорость бега может повыситься, и тогда соотношение будет 2:2.
Нагрузка на сердечно-сосудистую систему, дыхательную и обмен веществ, особенно в начале занятий бегом, но также и позднее должна проходить при так называемом устойчивом состоянии, когда соблюдается равновесие между потреблением кислорода и его запросом. Это состояние может контролироваться каждым учеником с помощью пульса и дыхательно-шагового соотношения. Следовательно, это состояние зависит от скорости бега, определяющей соотношение дыхания и бегового ритма, и нагрузки на сердечно-сосудистую систему. Я рекомендую такие границы этих показателей:
● невысокая интенсивность - соотношение ритма дыхания и количества шагов 4:4, частота пульса 130-140 уд/мин;
●средняя интенсивность - соотношение ритма дыхания и количества шагов 3:3, пульс - 140-160 уд/мин;
● высокая интенсивность - соотношение ритма дыхания и количества шагов 2:2, пульс - 160-180 уд/мин.
Частота пульса зависит от многих факторов, таких, как возраст, пол, состояние здоровья, в самой сильной степени от состояния тренированности.
Физическая активность.
Младший школьный возраст (7-10 лет) - наиболее активный период в формировании двигательных координации ребёнка. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Однако при дозировании физических нагрузок следует проявлять осторожность, поэтому стараюсь на тренировках меньше давать силовых упражнений, бега на выносливость, строго контролирую время занятий. Развитие двигательных координации - главная задача в физической подготовке детей. К 5-му классу стараюсь, чтобы дети накопили как можно больше данных об индивидуальных физических способностях, и я мог приступить к ориентации их теми видами физических упражнений, которые в наибольшей мере соответствуют их способностям и интересам и могут быть относительно успешно реализованы. Возраст от 7 до 10 лет можно назвать благоприятным для закладки всего спектра физических качеств и координационных способностей. Исключение составляет гибкость, прирост которой в это время замедляется. Если в это время закладки не произошло, то формирование физической и физиологической основ будущего физического потенциала ребёнка можно считать упущенным. В это время стараюсь привить детям любовь к тренировкам, воспитанию активной позиции по отношению к своему здоровью, крепости тела и закалке. Большую часть времени на тренировках занимаюсь с ними играми.
Подростковый возраст (11-14 лет) - один из самых ответственных периодов в формировании физической культуры школьника. Это критический период как в социальном, так и в биологическом отношении, поскольку именно в этом возрасте завершается биологическое созревание организма и наступает социальное взросление личности. В подростковом возрасте окончательно оформляются мышечные координации, складывается индивидуальный биомеханический "почерк" движений, выявляется круг двигательных предпочтений и предрасположенностей к занятиям тем или иным видам спорта. В это время ухудшаются многие виды двигательной координации. Серьёзные изменения происходят и в психике подростка Заметен и рост его самосознания, развитие процессов мышления, возрастание способности к абстрагированию. Быстро развивается вторая сигнальная система. Усиливается степень концентрации процессов возбуждения и торможения. В подростковом возрасте наиболее успешно развиваются те компоненты физического потенциала ребёнка, которые обеспечивают повышение уровня его скоростных и скоростно-силовых способностей. Лучше всего в это время развивается быстрота. Поэтому хорошо заниматься быстрым бегом, прыжками. Недопустимы большие отягощения. В этом возрасте дети охотнее всего идут заниматься в спортивные секции, и для них в школе в течение учебного года устраиваются соревнования по волейболу, баскетболу, мини-футболу, легкой атлетике, ОФП, гимнастике и настольному теннису.
Для возрастного развития старших школьников (15-17 лет) характерно достижение самых высоких темпов развития физического потенциала в целом. Наиболее интенсивны рост силовых показателей, выносливости и совершенствование двигательных координации. Завершается развитие центральной нервной системы. Значительные изменения происходят и в психической сфере старшего школьника. Для этого возрастного периода является характерным стремление к неординарным поступкам, жажда состязаний, тяга к творчеству. Складываются основные черты личности, заканчивается формирование характера.
Период юношества - время бурного расцвета физических способностей человека, формирования телесной красоты и двигательного совершенства, достижения близкого к максимально возможного уровня развития физических качеств. Главная задача - не опоздать с формированием физического потенциала молодого человека. Ведь это теперь уже на всю жизнь.
Подготовка бегунов в зависимости от темперамента.
Исходя из опыта работы, а я работаю уже 31 год, сангвиники способны переносить относительно длительную интенсивную тренировку самого различного характера. В процессе тренировки проявляется упорство и целеустремлённость. На состязаниях они обычно проходят дистанцию в равномерном темпе, действуют обдуманно. Предстартовое волнение бывает небольшим. Сангвиник благодаря сильной и устойчивой нервной системе может тренироваться и без учителя. В течение первого года тренировки слежу за состоянием здоровья Обычно это средневики.
Холерики способны выполнять довольно интенсивную тренировочную работу на коротких отрезках. При подготовке бегунов с холерическим темпераментом учитываю следующее:
● тренировки в подготовительном периоде провожу с постепенным наращиванием нагрузки, с достаточными интервалами отдыха;
● в дни активного отдыха они играют в баскетбол, волейбол, настольный теннис, а летом - плавание;
● на тренировках любого характера они пробегают всю дистанцию в предусмотренном темпе- это в основном спринтеры.
Во время тренировки флегматики предпочитают равномерный бег на длинных отрезках и кросс. Нагрузку для них следует увеличивать постепенно, меняя скорость бега в процессе тренировки (особенно в первый год). Предстартовое волнение у флегматиков незначительное, на соревнованиях необходимо также менять скорость бега. Флегматики способны выполнять интенсивную тренировочную нагрузку.
Самой сложной и ответственной является работа с меланхоликами. В процессе общей и специальной подготовки тренировочную нагрузку для них следует увеличивать постепенно, особенно на занятиях для развития скорости. В подготовительный период спортсмену необходимо постоянное внимание, тренер должен поощрять спортсмена к работе. Во время тренировки ученику необходимо внушить уверенность в свои силы, убедить, что возникшие трудности ему по плечу; хорошее настроение в большей степени зависит от тренера.
Главное в процессе тренировки для бегунов всех темпераментов -строгое соблюдение таких принципов тренировки, как активность, сознательность, систематичность, доступность, прочность.
Спортивная ориентация.
Спортивная ориентация и спортивная специализация являются фазами единого процесса, начинающегося открытием талантов и продолжающегося элементарным обучением в ходе специализированных спортивных тренировок. В спортивной ориентации мы встречаем два основных варианта отбора: спонтанный и организованный.
Спонтанный отбор основан на естественном ходе событий при выборе вида спорта, которым дети хотят заниматься. При спонтанном отборе талантливые бегуны сами говорят о себе в полный голос. При этом отборе гораздо труднее определить уровень соревновательных возможностей учащихся, которые бы у них имелись, если бы они были открыты и направлены на занятия легкой атлетикой своевременно.
Организованный отбор в основном проводится с целью "посмотреть" и "оценить" большое количество учеников за короткий промежуток времени. Это или общешкольный кросс, или первенство школы, где можно отобрать и оставить "перспективных". Но в этом возрасте очень трудно оценить актуальные качества начинающего спортсмена Личный подход тренера к спортивной ориентации должен быть результатом знания им многочисленных факторов, определяющих желание юного спортсмена заниматься определённым видом спорта Отбор, проводимый как программно-систематический процесс, уменьшает возможность серьёзных промахов при выборе и отсеве легкоатлетов.
Аэробный и анаэробный бег.
В основе предлагаемой мною системы подготовки юных бегунов лежит разумное сочетание аэробного и анаэробного бега Аэробный - это такой бег, при котором каждый ученик, в зависимости от уровня своей подготовленности, способен потреблять определённое количество кислорода. Это количество кислорода, которое организм способен потреблять в минуту, можно увеличить посредством правильно проводимых упражнений. На таком уровне ученик способен работать близко к пределу своих возможностей, вдыхая, транспортируя и используя кислород. Эффективность бега зависит главным образом от способности организма усваивать кислород, транспортировать его к различным мышцам и органам и затем использовать.
Когда в ходе выполнения упражнения максимально устойчивое состояние превышается, бег становится анаэробным. При аэробном беге в организме не происходит накопление молочной кислоты. Аэробный бег во много раз экономичнее анаэробного. Бегущий человек - это не только работающие мышцы; упражнение требует от организма приспособления аппарата дыхания, химических реакций, кровообращения, терморегуляционных механизмов, системы выделения и т.д. Когда ребёнок бежит, в работе участвует весь организм. Вот почему бег является такой прекрасной формой улучшения общего физического состояния.
Содержание молочной кислоты в кровотоке изменяет соотношение между кислотностью и щёлочностью. Под воздействием анаэробной работы происходит увеличение кислотности крови. Снизить это можно только за счёт аэробной части тренировки.
Анаэробную работу надо включать в тренировки только тогда, когда наиболее полно развиты аэробные способности и максимальное устойчивое состояние доведено до возможно более высоких величин; затем в течение определенного периода надо развивать адекватно-высокую анаэробную способность.
Анаэробные способности могут довольно легко быть максимально развиты посредством различных нагрузок, которые совсем не обязательно строго регламентировать; суть в том, чтобы спортсмен утомлял себя посредством анаэробных упражнений, прекращая занятия, когда почувствует, что нагрузка была достаточной. Анаэробная работа необходима, если ставится цель добиться заметных результатов в соревнованиях. В то же время следует всегда помнить, что перетренировка в этой фазе окажет отрицательный эффект на состояние общей тренированности, которое является решающим фактором, определяющим соревновательные возможности. Итак, выполняя анаэробную работу, внимательно следите за тем, чтобы общее состояние было хорошим, иначе не удастся добиться основной цели тренировки.
Когда объёмные аэробные беговые упражнения помогут повысить эффективность работы сердечно-сосудистой системы или позволят добиться более высокого максимального устойчивого состояния, необходимо развивать способность организма противостоять максимальному кислородному долгу. Это означает, что в некоторых тренировках следует добиваться такого уровня утомления, который являлся бы достаточным стимулом для интенсификации обмена веществ, противостоящих этому утомлению. Утомление является своеобразной защитной реакцией организма, не позволяющей ему перейти предел, за которым возникают функциональные и биохимические изменения, не совместимые с жизнью. Когда достигается определённый уровень утомления, организму должны быть прежде всего созданы условия, в которых он способен восстановиться, и только после этого следует увеличивать степень утомления. И если программа тренировок составлена с учетом того, что аэробные упражнения в 15-18 раз экономнее анаэробных, тогда способность к более длительному и быстрому бегу в аэробном режиме должна возрастать.
Программы тренировок.
Необходимым элементом каждой тренировки, на которой изучается, закрепляется и совершенствуется техника основных легкоатлетических видов, является работа над ошибками. На ошибки во время тренировок стараюсь обращать внимание не только самого ребенка, но и всех других детей.
Предлагаемые мною программы тренировок могут служить лишь путеводителем. Ими следует пользоваться гибко, в зависимости от возраста, пола, уровня общей физической подготовленности, темперамента и т.п. Внимательно наблюдайте за реакцией организма на тренировочные нагрузки, и, если заметите повышенную утомляемость, отведите время для восстановления. Никогда не выполняйте скоростных нагрузок, если мышцы "забиты" или вы чувствуете себя усталым. В этом случае легко пробежитесь, это поможет. Контролируйте скорость пробежек, но и не выкладывайтесь, не бегайте на тренировках "через не могу".
Спринт.
Недельный план спринтера.
Регулярный аэробный бег для подъёма уровня устойчивого состояния организма и одновременно улучшения выносливости, чтобы в дальнейшем не утомляться. Аэробный бег, проводимый регулярно, дает заметный эффект.
2. Лёгкий фартлек по слегка пересечённой местности, где можно выполнять ускорения на подъёмах и спусках и перемежать в занятиях все возможные типы беговой тренировки. Эта нагрузка повышает способность организма выполнять анаэробную работу.
3. Прыжковая подготовка. Прыжки вверх по склонам, выпрыгивание на носках. Этим развивается голеностоп, растягиваются другие мышцы ног и связки, уменьшается число травм. Всевозможные прыжки в спортивном зале. Из прыжковых особенно полезны упражнения типа многоскоков (в каждую тренировку включаю 5-6 нижеследующих упражнений):
● бег прыжками - 2-3 серии, продолжительность 40-50 с;
● бег скачками (прыжки на одной ноге, без подтягивания и с подтягиванием); продолжительность 1-2 мин;
●бег на прямых ногах - только за счёт разгибания стопы;
●прыжки-вспрыгивания на гимнастическое бревно, коня, козла (50 прыжков);
●прыжки со сменой ног во время полета (30 с);
● спрыгнвание вниз и следующее сразу же за ним выпрыгивание вверх (30 с);
● прыжки через одну скамейку вдоль, через несколько - поперёк;
● прыжки с подтягиванием коленей к груди;
●прыжки в длину с места - одинарный, тройной, пятерной;
●прыжки с ноги на ногу (вперёд) с большим наклоном тела;
●прыжки с "прибавками";
●в положении глубокого выпада быстрая смена ног прыжками;
● прыжки с сопротивлением партнёра;
●прыжки со скакалкой;
●прыжки с отягощениями.
4.Бег вверх по крутым подъёмам.
5.Занятия на технику. Эти занятия должны включать в себя бег с высоким подниманием бедра, бег с выхлёстыванием голени вперёд, назад, бег в почти вертикальном положении, бег на месте, старты из различных положений, бег с гандикапом, бег прыжками, подскоки, бег в чередовании с различными прыжками. Бег левым, правым боком, спиной. Старты с сопротивлением.
6. Свободный размашистый бег. Это делаю для расслабления (один раз в неделю).
Упражнения на гибкость и растягивание.
7.Заминка.
Кроссовый бег (мальчики младше 12 лет).
Подготовительный период
Понедельник: аэробный бег 10-15 мин.
Среда: лёгкий фартлек 8-10 мин.
Пятница: аэробный бег8-10 мин; игра.
Суббота: контрольный бег 1000 м.
За месяц до соревнований
Понедельник: 40-метровые спринтерские рывки на каждом 100-метровом отрезке (6-8 раз, отдых между сериями 3-6 мин).
Среда: бег трусцой(15мин);игра в футбол.
Пятница: контрольный бег 500 м.
Воскресенье: участие в первых общешкольных соревнованиях; кросс 1000 м.
Соревновательный сезон
Понедельник: 40-метровые рывки на каждом 100-метровом отрезке (6-8 раз).
Среда: контрольный бег 800 м.
Пятница: лёгкий фартлек 10-15 мин.
Воскресенье: соревнования.
Тренировочная программа для специализирующихся в кроссовом беге (девочки 12-13 лет)
Подготовительный период
Понедельник: аэробный бег 15-20 мин.
Среда: лёгкий фартлек 15 мин.
Пятница: скоростные пробежки 80 м (4-6 раз).
Суббота: контрольный бег 1500 м.
Воскресенье: бег трусцой; игры.
За месяц до соревнований
Понедельник: 40-метровые ускорения на 100-метровых отрезках (8-10 раз, отдых между сериями 3 мин).
Среда: контрольный бег 800 м
Четверг: расслабленный размашистый бег 3x150 м; игры.
Пятница: бег трусцой 6-8 мин; игры 15-20 мин.
Суббота: соревнования на 1000 м.
Воскресенье: бег трусцой 15 мин; игры.
Соревновательный период
Понедельник: 40-метровые ускорения на 100-метровых отрезках (6-8 раз).
Вторник: бег трусцой 15-18 мин; игры, упражнения на расслабление.
Среда: контрольный бег 500 м; игра в волейбол.
Пятница: лёгкий фартлек 12-15 мин.
Воскресенье: соревнования.
В настоящее время существует очень много программ тренировок. Главное найти такую программу тренировок для детей, которая соответствует уровню подготовленности учителя, контингенту детей, местным условиям.
Для меня стало очевидным, что скорость, достигнутая за летний соревновательный период, должна поддерживаться в течение последующей зимы. Считаю, что для того чтобы бежать быстро, ребёнок должен быть подготовлен к этому физически и психологически в течение начального периода своей нелёгкой спортивной карьеры. Это значит, что скорость никогда не может быть отвергнутой ни на каком этапе подготовки, будь это зимой или летом, она должна предусматриваться в тренировочном процессе еженедельно, ежемесячно, ежегодно. Умению бежать быстро можно научиться. Для того, чтобы это умение развивать и поддерживать, быстрый бег должен регулярно включаться в тренировочную программу ребёнка Быстрый бег постепенно становится естественным. Любая тренировочная система должна быть основана на правильной теории и опираться на достижения практики. Другими словами, работа тренера- это союз искусства и науки. В своих тренировочных программах я выделяю три основных компонента:
1. Аэробный;
2.Анаэробный;
3.Соединительный.
Аэробный компонент
● медленный бег;
● бег средней интенсивности (3-5 км); быстрый бег (1-3 км);
● фартлек (80% от максимума);
● интенсивный фартлек (применение повторного бега с усилениями от 80% до 100%).
Анаэробный компонент
● бег на удлинённых отрезках по сравнению с соревновательной дистанцией с более длительными интервалами отдыха;
●повторный бег на коротких отрезках с короткими интервалами отдыха;
●бег на технику в сочетании с ускорениями;
●удлинённые пробежки в полную силу с удлинёнными интервалами отдыха;
●комбинации методов с усилием до 100%.
Соединительный компонент программы направлен на то, чтобы создать мостик между аэробной и анаэробной сторонами тренировки. На практике - это длинные отрезки со скоростью и с большими интервалами отдыха Обычно для юношей два отрезка 300 и 600 м, для девушек 250 и 500 м. Использовал 5x300 м, отдых 3-5 мин, 3x600 м, отдых между пробежками 5-6 мин. Соответственно у девушек 5x250 м и 3x500 м, отдых чуть больше. Интервал отдыха стараюсь всегда делать постоянно и не изменяю его в течение ряда лет. Зато ставлю задачу улучшать скорость каждой пробежки каждый раз, когда применяется эта тренировка.
При помощи аэробного компонента программы тренировки я пытаюсь обеспечить платформу для развития выносливости со всеми её соответствующими элементами. Частота пульса до 170 ударов в минуту. Использую также такие виды тренировок, как "челнок" и "лесенка".
"Челнок" провожу на известной трассе. Первую половину спортсмен пробегает с заданным временем. Обратную часть пути ставлю задачу пробежать лучше.
"Лесенка" предполагает, что на различных дистанциях от одного до пяти километров каждый отрезок спортсмен пробегает в заранее заданном темпе. Например, при беге на 1500 м требуется первые 500 м пробежать за две минуты, вторые - за 1 мин 30 с и т.д. "Челнок" и "лесенка" обеспечивают адекватное и всестороннее развитие.
При помощи анаэробного компонента программы стараюсь у детей развить скорость и скоростную выносливость. Применяю бег на длинных отрезках и повторный бег на отрезках. Эти серии содействуют беговому мастерству, совершенствованию техники бега, развитию способности переносить кислородный долг и накопление молочной кислоты. Выполняя бег под таким стрессом, спортсмен развивает скорость. Применяю иногда "горки" 60-100-60 м. Эту серию дети пробегают таким образом, что, начиная с 60 м, к следующему отрезку добавляется 10 м, т.е. 60, 70, 80, 90, 100, 90, 80, 70, 60. Отдых всегда две минуты.
Соединительный компонент тренировки рассматриваю как баланс всей программы. В этих тренировках спортсмен должен связать скорость и выносливость, соединив эти качества вместе. Например, при создании тренировочной программы на три года, я определяю цели и очерёдность их достижения в начальной фазе.
Планирование тренировки для Боева Олега 2000 года рождения
Таблица 1 План тренировки на 2013-2016 годы.
месяц | Аэробный процент | Анаэробный процент | Число дней отдыха | Недельный обьём, км |
сентябрь | 80 | 20 | 8 | 30-35 |
октябрь | 90 | 10 | 7 | 40 |
ноябрь | 75 | 25 | 8 | 30 |
декабрь | 70 | 30 | 8 | 35 |
январь | 70 | 30 | 10 | 30 |
февраль | 70 | 30 | 10 | 30 |
| ||||
март | 70 | 30 | 9 | 32 |
апрель | 65 | 35 | 9 | 40 |
май | 60 | 40 | 8-9 | 30-40 |
июнь | 60 | 35 | 8-9 | 30-40 |
июль | 60 | 35 | 8-9 | 30-40 |
август | 80 | 20 | 10 | 50 |
При составлении индивидуальных тренировок беру на вооружение лишь то, что прошло апробацию. Пользуюсь таблицей, в которой представлены аэробный и анаэробный компоненты энергообеспечения на различных дистанциях.
Таблица 2 Соотношение аэробного и анаэробного компонентов.
Дистанция, м | Анаэробная часть, % | Аэробная часть, % |
100 | 95 | 5 |
200 | 90 | 10 |
400 | 75 | 25 |
800 | 55 | 45 |
1000 | 50 | 50 |
1500 | 35 | 65 |
5000 | 10 | 90 |
Эти сведения я стараюсь довести до детей.
Выбор тренировочных нагрузок для девочек 13-17 лет.
Если взглянуть на список лучших бегуний мира в беге на 800 м и 1500 м за всю историю лёгкой атлетики, то можно убедиться, что улучшение результатов происходит тогда, когда сильнейшие спортсменки встречаются вместе. Эти примеры ещё раз подчёркивают необходимость участия в соревнованиях.
В подготовке молодых бегуний в беге на средние дистанции существенное Место занимает скоростная работа Результаты в соревнованиях зависят от правильного баланса между скоростью и выносливостью, но в беге на 800 м предпочтение необходимо отдать скорости. Опыт работы позволяет выделить бегуний двух типов: "скоростной" и "выносливый".
Бег на выносливость имеет большое значение, потому что развивает основные функции организма для обоих типов бегуний. Бег способствует развитию мышц, оказывает большое влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, повышает обмен веществ. Газообмен при беге в среднем темпе увеличивается в 8,9 раза При занятиях бегом развивается быстрота, выносливость, координация движений, воспитывается настойчивость, выдержка.
Скоростная тренировка занимает важное место. Занятия, посвященные развитию скорости, должны проводиться после отдыха Скорость должна расти постепенно в течение всего года В своей работе с детьми я использую отрезки от 30 до 80 м. Во время соревновательного этапа объём спринта снижается, а интенсивность возрастает. Ориентировочное время пробега отрезков для каждой бегуньи строго учитываю.
Развитие силы.
Это качество я стараюсь развивать с помощью прыжков в течение всего года. Для оценки развития прыгучести дети пользуются такой таблицей:
Таблица 3. Оценка длины прыжка с места, см.
Пол | Возраст | Уровень развития | |||||||||||
| | Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | |||||||
| 7 | 84 и ниже | 85-103 | 104-122 | 123-131 | 132 и выше | |||||||
| 8 | 88 и ниже | 89-102 | 103-125 | 126-139 | 140 и выше | |||||||
д | 9 | 105 и ниже | 106-117 | 118-138 | 139-150 | 151 и выше | |||||||
е | 10 | 113 и ниже | 114-126 | 127-149 | -150-162 | 163 и выше | |||||||
в | 11 | 124 и ниже | 125-137 | 138-160 | 161-173 | 174 и выше | |||||||
о | 12 | 133 и ниже | 134-146 | 147-169 | 170-182 | 183 и выше | |||||||
ч | 13 | 141 и ниже | 142-152 | 155-177 | 178-190 | 191 и выше | |||||||
к | 14 | 136 и ниже | 137-153 | 154-181 | 183-199 | 200 и выше | |||||||
и | 15 | 127 и ниже | 128-147 | 148-180 | 181-200 | 201 и выше | |||||||
| 16 | 132 и ниже | 138-148 | 148-174 | 175-189 | 190 и выше | |||||||
| 7 | 137 и ниже | 139-151 | 152-180 | 181-198 | 199 и выше | |||||||
| 7 | 84 и ниже | 85-102 | 103-131 | 132-145 | 150 и выше | |||||||
Юноши | 8 | 98 и ниже | 89-112 | 113-135 | 136-148 | 150 и выше | |||||||
| 9 | 113 и выше | 114-125 | 126-146 | 147-158 | 159 и выше | |||||||
|
| ||||||||||||
ю | 10 | 119и ниже | 120-133 | 134-156 | 157-170 | 171 и выше |
| ||||||
н | 11 | 129 и ниже | 130-142 | 143-165 | 166-178 | 179 и выше |
| ||||||
о | 12 1 — | 136и ниже | 137-151 | 152-176 | 177-191 | 192 и выше |
| ||||||
ш | 13 | 140 и ниже | 141-157 | 158-184 | 185-201 | 202 и выше |
| ||||||
и | 14 | 150 и ниже | 151-173 | 174-212 | 213-235 | 236 и выше |
| ||||||
| 15 | 168 и ниже | 169-190 | 191-225 | 226-240 | 241 и выше |
| ||||||
| 16 | 182 и ниже | 183-199 | 200-227 | 227-241 | 242 и выше |
| ||||||
| 17 | 193 и ниже | 194-207 | 205-240 | 240-250 | 250 и выше |
|
Предлагаемая таблица даёт возможность получить объективную оценку развития прыгучести у детей.
При составлении тренировочной программы важно учитывать следующие факторы:
● соревновательные требования; ●уровень тренированности каждого ребёнка;
● возрастно-половые и антропометрические характеристики;
●долговременные и кратковременные цели тренировки; ●условия тренировки;
●социально-бытовые условия; ●особенности характера.
Несколько замечаний:
1.Во время долгосрочного планирования доя каждой бегуньи необходимо устанавливать цель на каждый год, не упуская из виду увеличение общей нагрузки.
2.Процесс совершенствования бегуний должен быть систематическим и хорошо спланированным.
3.В юные годы необходимо укреплять опорно-двигательный аппарат и создать функциональную и общефизическую базы для последующих на грузок. Большое внимание в это время следует уделять упражнениям на эластичные растягивания и так называемый стретчинг. Стретчннг следует применять как активный, так и пассивный.
4.Планирование не должно быть жёстким. Тренеру и ребёнку следует
работать по плану творчески. Ребенок должен быть уверен в концепции
тренировки и возможности ее выполнения.
5.Девочкам необходим успех во время тренировок. Этого я достигаю
с помощью тестов, скоростных тестов, прыжков, игр и т.д.
6. Необходимо принимать во внимание участие ребенка в жизни школы, его успеваемость.
Тренировочная программа Мамедовой Анастасии.
2014- 20155 годы, 2015- 2016 годы.
Таблица 4.
ввозраст | Понедельник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота |
113 лет | •разминка; •круговая тренировка; • 2км. | •игра в баскетбол • бег - 12 мин; •4x80 м; • 10x20 м. | •бег трусцой, •прыжковая подготовка. | •ОФП, • 10х30м; • 2 км; • заминка. | •30 м; •футбол (баскетбол); • 15 мин. |
114 лет | •4x50 м; •круговая тренировка (12-15мин); •Зкм; • 200 прыж- ков. | • бег- 20 мин; •4x50 м; • бег с сопро- тивлением; •игра в бас- кетбол (20 мин). | •2x1000 м (4 мнн); • 3 км. | • 5x200 м; •Зкм. | •кросс-фартлек. |
После соревнований обсуждаю тренировочную программу на следующую неделю, принимая во внимание слабые стороны подготовки, проявившиеся в соревновании. Кроме того, надо учитывать склонности детей к тому или иному виду тренировок, а также необходимость экономить силы ученика к предстоящим соревнованиям. Именно в этот период тренер должен быть особенно внимателен ко всякой информации относительно самочувствия ребёнка.
Доя психологической подготовки следует предоставлять бегунам возможность самостоятельно принимать решения не только в условиях соревнований, но и на тренировках. Спортсмен должен быть подобен хорошему ученику перед экзаменом, который знает все ответы на все вопросы, не боится испытания, стремится к нему. Добиться этого можно лишь путём разумного убеждения.
Усталость спортсмена.
Явление усталости - сложная проблема. Имеется много теорий, ни одна из которых не дает полного ответа на вопрос о механизме развития процесса усталости.
"Теория отравления" говорит о том, что в процессе физического труда в мышцах образуются вещества (в первую очередь молочная кислота), вызывающие отравление и обусловливающие усталость. Такую теорию можно критиковать, иначе каждое физическое усилие приводило бы к отравлению организма.
"Гипоксическая теория" свидетельствует, что усталость в мышцах наступает вследствие возникновения дефицита кислорода. И эту теорию можно опровергать, так как известно о способности мышц выполнять работу и в бескислородных условиях.
"Теория истощения" указывает на то, что усталость появляется вследствие исчерпания энергетических резервов. Однако теория целиком не подтверждается, поскольку резервы никогда не исчерпываются полностью, то есть не происходит полного исчезновения гликогена в мышцах.
Поскольку усталость имеет разную природу, односторонность, категоричность утверждения и попытки найти единую справедливую для всех случаев структуру изменения двигательных и вегетативных функций оказывается ошибочным.
Усталость представляет собой явление защиты организма от чрезмерного и вредного истощения. Она наступает, когда объём работы начинает приближаться к пределу, за которым лежат патологические изменения биологических процессов, угрожающие биологической целостности организма. Если бы не возникала усталость, то работа могла бы продолжаться до полного разрушения организма Чаще усталость определяется на основе биохимических признаков, заключающихся в том, что человек прежде всего ощущает усталость в мышцах, где накапливаются продукты обмена-молочная кислота, аммиак и ионы водорода. Причём из мышц происходит отток ионов калия, креатина, а в них поступает натрий и вода Поэтому изменяются физиологические свойства мышц. Биохимические признаки усталости отмечаются и в крови (становится меньше воды, сахара и т.д.), а также в моче, где появляются ранее отсутствующие компоненты. В практике выделяют два вида усталости: локальную и общую. И локальная, и общая имеют как острый, гак и хронический характер.
Локальная усталость - это усталость отдельных органов или систем; она не вызывает больших изменений, тогда как общая относится к организму в целом. Острая усталость возникает после однократных интенсивных нагрузок. Хроническая усталость - следствие многократного повторения тренировок при неправильном отдыхе, что приводит к постепенному снижению работоспособности. В практике состояние хронической усталости является причиной ухудшения результатов. Снятия усталости здесь можно достигнуть не за счет покоя и сна, а путем изменения содержания тренировок, среды, мотивации и т.д.
В последние годы все большее распространение находит междисциплинарный подход к оценке усталости. Такой подход позволяет обнаружить факторы, влияющие на развитие усталости при различных режимах тренировочной работы.
Восстановление спортсмена.
Сущность процесса восстановления спортсмена заключается не просто в возвращении к нормальному уровню ряда процессов (биохимических, физиологических), но и в возвращении всем органам и системам способности поддерживать функциональное равновесие всего организма Скорость, с которой развиваются процессы восстановления, пропорциональна усталости в данный момент или концентрации продуктов распада. Физиологические исследования показывают, что различная направленность процесса восстановления может приводить либо к повышению, либо к снижению работоспособности. Практика показала эффективность использования определённых тренировочных нагрузок и на уровне неполного восстановления, что может содействовать более быстрому и более выраженному подъему работоспособности именно благодаря активному стимулированию функциональных систем организма
Средства и методы восстановления.
Современная наука располагает достаточным объемом данных 6 специфике процесса восстановления в зависимости от вида спорта. Однако методы и средства активного влияния на ход восстановления изучены недостаточно.
Педагогические средства восстановления считаются основными, поскольку обеспечивают эффективность восстановления за счёт хорошего планирования и программирования подготовки и соблюдения режима спортсмена. Прежде всего, под этим подразумевается индивидуализация тренировочного процесса, очерёдность интервалов отдыха между тренировками и соревнованиями, применение разнообразных средств и методов, переменный и волнообразный характер нагрузок, изменение условий и мест проведения занятий, введение специальных дней отдыха и циклов восстановления, рациональная организация оптимального режима дня. В тренировочном процессе центральное место занимает управление работоспособностью спортсмена, с одной стороны, и организация восстановления - с другой.
Накопленный опыт показывает, что если в случае неполного восстановления после первой тренировки проводится такая же вторая, то усталость проявляется быстрее. Однако если направленность предыдущей тренировки изменить, то происходит восстановление. Работу и отдых при подъеме работоспособности необходимо хорошо сбалансировать. При этом следует знать, что сбалансированность достигается не за счёт чередования тренировки и пауз для отдыха, а путём системы согласования нагрузок в течение длительного периода времени с их постепенным спадом. Смену нагрузок стараюсь делать неравномерной, то есть ступенчатой, чем обеспечивается рост динамики работоспособности. Ритм тренировочного процесса не может быть равномерным и постоянным, он определяется индивидуально и зависит от изменения задач и содержания тренировок, объёма и интенсивности нагрузок, совершенства техники, календаря соревнований. Планирование мер восстановления в тренировках стараюсь производить так же, как и планирование воздействия тренировки на организм спортсмена.
Психологические средства восстановления имеют большое значение для поддержания уровня работоспособности ребёнка. В настоящее время для психопрофилактики применяются методы из арсенала психотерапии, которые условно разделяются на две основные группы: внушения и самовнушения. Из существующих методов внушения только небольшое число можно применять в наших условиях. Я применяю метод "внушенный сон-отдых". Пробовал аутогенные тренировки, но в детском возрасте это очень сложно. Использую я и дыхательные упражнения. В ходе подготовки спортсмена необходимо разрабатывать основные методологические подходы и варианты применения саморегуляции с учётом зависимости формы режимов психопрофилактики от периода тренировки и уровня тренированности, то есть от степени овладения навыками саморегуляции.
В начале обучения я стараюсь, чтобы дети овладевали элементами психорегуляционной тренировки. Первые два-три года упражнений для саморегуляции даю мало, а по времени - много. После овладения элементами саморегуляции количество упражнений я увеличиваю до 5-6-и, а время сокращаю до 5-6-и минут. В годичном тренировочном цикле следует производить существенные изменения в структуре психорегулирующих упражнений по отдельным периодам тренировки. В подготовительном периоде упражнения провожу сразу после тренировки и делаю до 12-и минут. На этапе основной технической, скоростной и силовой подготовки психорегу-лирующие упражнения провожу перед тренировкой (5-6 минут). В соревновательный период я в основном использую дыхательные упражнения до старта и после старта.
Понятие рационального восстановления включает вопросы обеспечения необходимых питательных веществ для компенсации нарушений и энергетических затрат во время тренировочных нагрузок. Поэтому рациональное питание - основная предпосылка для повышения работоспособности, борьбы с усталостью и ускорения процесса восстановления. Детям я всегда советую следующее:
● пища должна быть здоровой и свежей;
●пища должна содержать оптимальные количества различных питательных и защитных веществ;
●пища должна обеспечивать энергетические потребности человека;
● пищу следует разнообразить.
Качество питания спортсменов достигается за счёт правильного соотношения белков, жиров и углеводов. Пищу следует принимать за 2-2,5 часа до тренировки.
Для успешного соблюдения режима питания в период тренировок и соревнований необходимо знать, что медленнее всего перевариваются жиры (за 4-5 часов). Остальные продукты перевариваются быстрее. Для практического применения я использую такие данные о времени нахождения некоторых продуктов (в количестве 200г ) в желудке:
● 1-2 часа - вода, чай, какао, кофе, сметана, яйца всмятку, джем, сладости;
●2-3 часа - кофе и какао с молоком, варёная рыба, крутые яйца, телятина, некоторые овощи;
●3-4 часа - хлеб, рис, картофель, капуста, курятина, говядина, копчёные колбасы;
●4-5 часов - жареное мясо, фасоль, горох, бобы.
После больших нагрузок, когда значительно истощаются энергетические ресурсы организма, необходимо быстрое восстановление. Эффективным средством для этого служит сахар или глюкоза
В ускоренное восстановление организма после тренировочных нагрузок значительный вклад вносят белки, особенно входящие в состав аминокислот. Рис, желе, студень в это время желательно не употреблять. Поливитамины применять следует разумно.
После соревнования или тренировки пища с целью восстановления может приниматься уже через полчаса. Перед соревнованиями не следует менять режим питания. Источником энергии при выполнении физических упражнений являются жиры и углеводы. Резерв углеводов в организме ограничен, а жировых запасов в организме обычно достаточно. Основной мобилизатор жиров при физической работе - это симпатическая нервная система Физическая тренировка оказывает такое воздействие, при котором ограниченные запасы углеводов могут быть сэкономлены, а вместо них использованы жировые запасы. Однако потери жидкости и электролитов должны постоянно возмещаться. Диета меняет уровень гликогена в мышцах. Поэтому во время соревнований рекомендуется употреблять больше углеводной пищи. Условия окружающей среды могут также оказывать воздействие на углеводный обмен. В жаркое время потребление гликогена мышц увеличено.
Подводя итог, можно сказать, что мышечный гликоген и глюкоза в крови являются важными субстратами, участвующими в сокращении скелетных мышц во время выполнения физической работы. Утомление часто совпадает с расщеплением углеводных запасов организма. Для спортсменов дневная норма должна быть не менее трёх и не более семи граммов на один килограмм веса тела, для того, чтобы можно было гарантировать адекватное количество углеводов, необходимое для выполнения нагрузки и полного восполнения резервов углеводов после работы.
Наиболее важным критерием эффективности применения средств и методов восстановления служат уровень тренированности и достигнутые спортивные результаты. Основной задачей любой тренировки я считаю поддержание и укрепление здоровья у детей.
Заключение.
Используя данную методику подготовки юных бегунов вот уже на протяжении многих лет, считаю её приемлемой, особенно для средних школ, расположенных в посёлках. С помощью данной методики я добиваюсь определённых результатов в беговых дисциплинах.В младшем школьном возрасте формирование мотивов и интересов к физической активности в большей мере должно быть связано с воспитанием ответственности ребёнка за уровень своей физической подготовленности. Ответственность за результат, показанный в играх или состязаниях командой, классом или самим ребёнком, неизмеримо более значительна, чем в любом возрасте.
В подростковом возрасте мотивы физической активности во многом обусловлены особенностями психики и новыми моментами, связанными со становлением характера и утверждением себя в обществе. Формирование интересов в этом возрасте во многом определяется учителем физкультуры, родителями, сверстниками. Поэтому физкультурное образование и самообразование родителей, их психолого-педагогнческое воспитание, профессиональная зрелость и соответствующая специальная подготовка учителей физкультуры наиболее важны для достижения целей физического воспитания детей.
Юношеский возраст - самый сложный в формировании мотивов и интересов к физической активности. Именно в этот период чаще всего происходит переоценка ценностей и юноша или девушка покидают спортивную секцию, стараются не участвовать в общешкольных спортивных мероприятиях. Разумеется, важной причиной ухода юных спортсменов является "неудавшаяся спортивная карьера", понимание отсутствия способностей для достижения высокого спортивного результата Эти стимулы и мотивы достаточно сильны. Важную роль в физкультурном воспитании и самовоспитании ребенка играет освоение им всей суммы знаний, необходимых для его правильной реализации.
Физкультурные знания детей серьёзно углубляются за счёт освоения основных правил тренировки, накопления большого числа известных упражнений, знания их специального назначения и ожидаемого от их выполнения эффекта. Это познаётся непосредственно на тренировках, школьных уроках физкультуры и общешкольных мероприятиях.Социальная значимость эффективного воспитания личности в детские и юношеские годы не исчерпывается физическими упражнениями, может быть лежащими на поверхности особенностями феномена физической активности. Глубочайший смысл формирования нового человека заключается в том, что его следствием является новая общность людей, новое поколение, отличающееся более глубоким пониманием личностных и социальных ценностей. Благодаря этому устойчивые мотивации физического совершенствования, воспитанные в каждом отдельном ребенке, превращаются в систему общепринятых представлений, нормы поведения, определяющие общественную престижность высокого уровня здоровья и физического совершенства ребенка, важный критерий оценки "'качества" его личности.
Поэтому решающим аспектом физического воспитания школьника является целенаправленное формирование и закрепление осознанной, основанной на глубоких знаниях и убеждениях мотивации физической закалки, устойчивой привычки постоянно заботиться о своём физическом здоровье, работоспособности. Именно закладка основ такого рода личностных мотиваций, этой формы культурных потребностей учащихся будет в дальнейшем способствовать активному поиску будущим взрослым человеком своих путей в организации процесса физического совершенствования как в индивидуальных, так и в коллективных формах.
Правильно, продуманно организованное физкультурное воспитание обеспечивает такую гармонию развития личности, формирование таких ценностных ориентации и установок, которые явно и бескомпромиссно диссонируют с недисциплинированностью, ленью, расхлябанностью, неорганизованностью, несобранностью, не говоря уже о вредных привычках и пороках.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Физкультура в режиме продленного дня школы. Под общ. ред. профессора
С. В. Хрущёва.- М.: Физкультура и спорт, 1986.
Холодов Ж. К., Кузнецов В. С, Кояодницкий Г.А. Лёгкая атлетика в школе:
Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1993.
Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого.- М.: Физ
культура и спорт, 1988.
Тренажёры и специальные упражнения в лёгкой атлетике/ Под общ. ред.
В. Г. Алабина и М. П. Кривоносова.-М.: Физкультура и спорт, 1982.
Уроки физической культуры в 9-10 классах средней школы/ Под ред. Г. П.
Богданова.- М.: Просвещение, 1987.
6.Алексеев А. В. Себя преодолеть!- М.: Физкультура и спорт, 1978.
7. Доленко Ф. Л Берегите суставы.- М.: Физкультура и спорт. 1990.
8. Методика физического воспитания школьников Под ред. Г. Б. Мейксона М.Просвещение. 1989.
9. Литвинов Е.Н.., Погадаев Г.И. Физкультура! Физкультура!: Учеб. для учащихся 5-7 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 1999.
10. Лях В.И., Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б. Физическая культура – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000.
11. Масленников М.М. Техника безопасности и охрана здоровья при оборудовании и эксплуатации спортивных залов и площадок в общеобразовательных учреждениях: Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2006.
12. Макаров А.Н. Легкая атлетика. Учеб. пособие для пед. училищ ( отделений) физ. воспитания. Под ред. проф. А.Н. Макарова, М., «Просвещение»,1997.
13. Орешкин Ю. А. «К здоровью через физкультуру», Москва «Медицина» 1990 г.
14.Добровольский С.С. Оптимизация интенсивной технологии совершенствования двигательных действий бегунов-спринтеров с использованием технических средств//Теор. и практ. физ. культ. 1993.
3