СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание личности ребенка в процессе занятий физической культурой и спортом во внеклассной работе

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной задачей системы физического воспитания всегда было и будет укрепление здоровья и повышение физической подготовленности учащихся. Разносторонняя физическая, умственная и психологическая под­готовка- основа подготовки школьников к трудовой деятельности и к службе в Вооружённых Силах России. Хорошо физически развитый, здоро­вый, координированный, сильный и выносливый человек, владеющий ра­циональными способами выполнения наиболее важных двигательных дей­ствий, способен успешно овладеть любой профессией, гражданской или военной.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание личности ребенка в процессе занятий физической культурой и спортом во внеклассной работе»













«Воспитание личности ребёнка в процессе занятий физической культурой и спортом во внеклассной работе»










Учитель физической культуры

МКОУ «Конышевская средняя

общеобразовательная школа»

Величкин Иван Васильевич











СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ .....3

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА 5

ОБЩИЕ ЗАДАЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ 8

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БЕГУНОВ 10

Физическая активность 12

Подготовка бегунов в зависимости от темперамента 13

Спортивная ориентация 14

аэробный и анаэробный бег 14

пюграммы тренировок 15

Спринт. Недельный план спринтера 16

Кроссовый бег (мальчики младше 12 лет)………………………………….....17

тренировочная программа для спецаилизирующихся в кроссовом беге

(девочки 12-13 лет)………………………………………………………………….17

Планирование трениювки для ВИНОГРАДСКОГО АНДРЕЯ 1993 года рождения.19

Выбор тренировочных нагрузок для девочек 1 3-17 лет 20

Развитие силы 21

Тренировочная программа РЫШКОВОЙ АННЫ 22

Усталость спортсмена 22

Восстановление спортсмена 23

Средства и методы восстановления : 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Введение.

Основной задачей системы физического воспитания всегда было и будет укрепление здоровья и повышение физической подготовленности учащихся. Разносторонняя физическая, умственная и психологическая под­готовка- основа подготовки школьников к трудовой деятельности и к службе в Вооружённых Силах России. Хорошо физически развитый, здоро­вый, координированный, сильный и выносливый человек, владеющий ра­циональными способами выполнения наиболее важных двигательных дей­ствий, способен успешно овладеть любой профессией, гражданской или военной.

Однако в современных условиях при возросшем значении человече­ского фактора физическая культура приобретает особое звучание. Она должна стать непременной составной частью нашего образа жизни. В свете этих требований необходимо придать физической культуре большую вос­питательную и образовательную направленность. Без этого не представ­ляется возможным превратить её во всенародное достояние. Сейчас в об­щеобразовательной школе, где предмет "Физическая культура" является обязательным, мы сплошь и рядом наблюдаем весьма равнодушное к нему отношение. Это касается и учащихся, особенно старшеклассников, и их учителей. Чем вызвано такое явление?

Мне кажется, что беда начинается в детские годы. По сути дела, ни­кто всерьез не задумывается о распространении среди детей общедоступ­ных знаний о том, как последовательно, начиная с раннего детства и до преклонных лет, самостоятельно, в рамках режима жизни бережно отно­ситься к своему здоровью, повседневно использовать разнообразные сред­ства физической культуры. На первый взгляд такое утверждение может по­казаться парадоксальным, ведь дети занимаются физическими упражне­ниями и в детском саду, и в школе, и в ДЮСШ, и в клубах, и на улице. Да, занимаются, когда их к этому принуждает режим дня, расписание школь­ных уроков. А вне этой системы? А после окончания школы? Часто разда­ются голоса: "Нет базы, нет организаторов!". Думается, что главное не в этом, а в том, что у нас нет достаточной культуры, нет знаний, не сформи­рована потребность в таких занятиях. Дети учатся в школе всему, но у нас нет предмета, который бы дал детям необходимый минимум знаний, как бережно относиться к своему здоровью, который способствовал бы выра­ботке психологической установки на необходимость занятий физическими упражнениями на протяжении всей нашей жизни. Ведь еще ПФ.Лесгафт говорил о том, что школа призвана заниматься "физическим образовани­ем". Школьная программа должна быть комплексной не по названию, а по сути, она должна сочетать в себе развитие не только физических качеств, но и психических качеств, формирование знаний и убеждений вкупе с обу­чением двигательным навыкам и умениям. При этом, чем старше возраст учащегося, тем большее место в программе надо отводить формированию специальных знаний.

Физическая культура в условиях современного этапа развития нашего общества должна выйти за рамки средства воспитания только физиологи­ческих возможностей человека Физическое воспитание молодёжи обязано предусматривать развитие как физической, так и интеллектуальной сфер деятельности. В современном производстве главными функциями квали­фицированного специалиста всё' более становится программирование, управление и контроль. Всё это необычайно усиливает значение анализа­торной функции двигательного аппарата, повышает роль центральной нервной системы в управлении и организации движений. Другими слова­ми, эффект деятельности определяется не только уровнем физических ка­честв, но и уровнем способности рационально использовать имеющийся психофизиологический и двигательный потенциал и управлять им.

А зачем, собственно, бегать? Не лучше ли заниматься в зале гимнас­тикой или силовой подготовкой? Детям, которые ещё не решили, чем за­ниматься, предлагал следующий эксперимент. Подтянуться на перекладине 6-10 раз, сделать ещё что-нибудь силовое, а затем выйти на улицу и пробе­жать 500-800 м. Время пробежки по времени будет немного больше, чем затраченное на силовые виды, но сравним реакцию организма. При подтя­гивании работает только часть мышц, бег напрягает всё тело, пульс под­скакивает до значительных величин. На этом эксперименте я стараюсь убедить детей, что больше всего ценится в физической подготовленности и здоровье - деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Конечно, в дождливый, холодный вечер тренироваться в зале куда приятней, чем мокнуть на улице. Но все эти мелкие неприятности в виде дождя, мороза, ветра стоят тех хороших результатов, которые получат дети, занимаясь на улице. Ценность бега очевидна. Это также наиболее есте­ственная форма движения, не требующая оборудования. Посредством бега улучшается не только состояние сердечно-сосудистой и дыхательной си­стем, но н гибкость, подвижность всех отделов и суставов путём постоян­ного движения каждой части тела. Все выполняемые телом при беге дви­жения естественны, организм человека создан именно для них.

Практически везде в спорте необходим большой запас жизненных сил. Сейчас уже общеизвестно, что единственной формой, которая способ­на обеспечить занимающегося любым видом спорта необходимым запасом энергии, является контролируемый бег. В беге необходимо отрывать тело от земли, сопротивляясь силе земного притяжения. Именно это заставляет сердце работать напряженнее. Насколько оно нагружено, зависит от ско­рости бега.

Детям, решившим заниматься бегом, я всегда стараюсь объяснить, что к бегу нужно подходить спокойно, разумно, чтобы они старались сами понять, посредством чего достигается положительный результат.




Воспитание личности ребёнка.

В школе я веду секции лёгкой атлетики и спортивных игр. У меня три группы занимающихся:

● подготовительная - учащиеся 8 классов;

● учебно-тренировочная (2 года обучения) - 9 классы,

● учебно-тренировочная (3 года обучения) - 11-ые классы.

В своей работе с детьми в первую очередь я опираюсь на контакты с родителями. Прежде чем заниматься с ребёнком, беседую с его родителя­ми, стараюсь узнать его наклонности, черты характера, состояние здоровья. Часто беседую с классными руководителями и учителями, которые зани­маются с этими детьми. Осуществляю строгий медицинский контроль совместно с врачами районной больницы. Лишь после этого я приглашаю ребёнка за­ниматься.

Многие дети, любящие спорт, часто бывают склонны к правонаруше­ниям. За 31год работы с детьми я пришёл к такому убеждению, что дети, которые серьёзно полюбили физическую культуру и спорт, реже совер­шают правонарушения. Они и трудятся лучше, и в учёбе не последние, и кругозор у них шире. Да и в дальнейшей их судьбе это сказывается. Беседуя с ребятами, которые поступили учиться дальше или призваны были слу­жить, я вижу, с какой благодарностью они говорят о том, что если бы они не занимались в школе физкультурой и спортом, то им было бы намного труднее. Ведь занимаясь, они с юных лет учатся преодолевать трудности, воспитывают волю, развиваются физически. Приводят ребят ко мне самые разные причины: одним мешает избыточный вес, другим - неумение во что-то играть, третьим хотелось бы быть просто физически крепкими, чет­вёртым нравится играть или заниматься бегом, кого-то приводят родите­ли - да разве назовёшь всё то, что приводит детей в спортзал.

Главное лицо школы - обучающийся, ради которого всё и должно делаться. Значит, надо всё время видеть и слышать этого маленького человека, знать его интересы, уважать его личность и в соответствии с этим способствовать формированию правильных черт характера, становлению личности.

Физическая культура и спорт - одно из средств всестороннего разви­тия личности ребёнка. Физическая культура - это совокупность материаль­ных и духовных ценностей, достижений общества, относящихся к сфере физического развития, образования и воспитания. Физическое воспита­ние - целенаправленный процесс воздействия на ребёнка средствами спе­циальных упражнений и гигиенических мероприятий с использованием естественных природных факторов; целью его является формирование та­ких знаний, умений, навыков и двигательных качеств, которые соответ­ствуют потребностям общества и личным интересам каждого человека

Спорт- одна из форм физической культуры. Особенности спорта-стремление к высшим достижениям, систематическим тренировкам, спе­циализации в отдельных видах физических упражнений.

Нельзя из ребёнка вырастить гражданина, активного члена общества, если с детства учить его только слушаться, только выполнять поручения и не поощрять к действиям, к самостоятельности, не давать возможности проявить себя в деле, хотя бы даже небольшом. Если младшие школьники как можно раньше поймут пользу физической культуры, она станет их дру­гом на всю жизнь. Вот почему в раннем возрасте должны закладываться у ребёнка основы физической грамотности. Воспитание активности школь­ника я начинаю с самого раннего возраста Ребёнок одновременно стре­мится и к игре, и к учёбе, и к развлечению, н к работе, и к свободе, и к вы­полнению обязанностей, н к тому, чтобы им руководили, и к самостоятель­ности, и к тому, чтобы его защищали, и к принятию на себя ответствен­ности. Учителю необходимо найти настоящую и полную меру согласован­ности всех этих стремлений. Желательно, чтобы работа с самыми юными обучающимися включала в себя и определённые организационные действия. Времена восхищённой веры во всемогущество физической подготовки остались позади. Воспитание психически сильных личностей имеет боль­шое значение в школьной работе. Умение ребёнка в школе быть самим со­бой имеет огромное значение.

Проводя уроки в начальных классах, я присматриваюсь к детям, их склонностям, чертам характера, уровню физического развития. Провожу с ними много различных соревнований. Желающих заниматься физической культурой и спортом отбираю постепенно. Приглашаю не только тех, кто лучше в физическом развитии, но и тех, кто желает этого. Иногда в этом мне помогают родители. По просьбе родителей однажды я взял к себе заниматься Тимашкова Владимира, который был очень болезненным. За­нимаясь легкой атлетикой и спортивными играми, он окреп, успешно завершил учебу в школе, окончил Высшую школу милиции. Владимир Тимашков погиб в Чечне, но при жизни он не расставался со спортом, играл за сборную команду района по футболу, волейболу, часто приходил в спортивный зал, вместе занимался с юными обучающимися. Обращались родители с просьбой помочь ребёнку сбросить избыточный вес. Макеев Алексей после двух лет занятий физкультурой не только «сбросил» лишние 20 кг, но и стал бегать, играть прилично - и всё это не в ущерб своему здоровью. В 10-ом классе он впервые смог подтянуться на перекла­дине и после этого перестал стесняться своего веса. По окончании школы он поступил в морское училище и успешно его закончил. Малахов Игорь решил поступать в военное училище. И опять проблема- лишний вес. После года серьёзных занятий он преодолел свои трудности и осуществил свою мечту. Таких детей ко мне обращалось очень много, и всем им я помогал. Их мне не приходилось принуждать, достаточно было убедить, что систе­матические занятия физкультурой всегда дают положительный результат.

А сколько детей из "неблагополучных" семей благодаря спорту стали нормальными людьми. Я часто вспоминаю слова многих ребят, которые говорили мне, что если бы не спорт, то не известно, кем бы они стали и как сложилась бы их даль­нейшая судьба.

Занятия физической культурой и спортом помогают многим детям лучше учиться, стимулируя более серьёзное отношение к выполнению до­машних заданий и дисциплинируя их. Большая часть детей, желающих за­ниматься спортом, обычно занимаются не очень успешно. Но одним из важных условий посещения тренировок является хорошая успеваемость. Через три-четыре года занятий физкультурой подавляющее большинство детей улучшает свои результаты в учёбе.

В своей работе большое внимание я уделяю общешкольным меро­приятиям, ведь секционной работой можно охватить лишь 10-ую часть учащихся нашей школы. Для того чтобы добиться массового охвата уча­щихся внеклассной работой, стараюсь использовать самые разнообразные формы организации и проведения занятий с детьми с учётом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности:

● подвижные игры,

● игровые упражнения;

● игры на открытом воздухе

● экскурсии;

● участие в физкультурных праздниках;

● участие в показательных выступлениях;

● участие в общешкольной олимпиаде;

● участие в туристических походах;

● товарищеские игры.

На все школьные соревнования составляю положения, в которых ука­зываются:

● цели и задачи;

● руководство;

время и место проведения;

● условия проведения;

● зачет;

● состав участников;

● возраст участников;

● награждение.

В подготовке к проведению общешкольных мероприятий большую помощь оказывают старшеклассники, которые к этому времени уже имеют опыт судейства, организации и проведения соревнований. Большое внима­ние уделяю в школе пропаганде физической культуры, физического обра­зования и спорта.

Ежегодно проводим конкурс спортивных газет. Итоги всех проведен­ных мероприятий всегда доводим до сведения всех детей посредством вы­пуска "Молний" и радиовещания. Об успешных выступлениях обучающихся нашей школы в районных и областных соревнованиях информируем не только учеников, но и учителей и родителей. Для проведения общешколь­ных соревнований часто приглашаем лучших спортсменов района, ветера­нов спорта, которые своим личным примером увлекают ребят заниматься физкультурой.

Большое внимание я уделяю самостоятельным занятиям. Намечая внедрение самостоятельных занятий для детей, я прежде всего для себя уточняю цели этих занятий, задачи, чтобы затем в доступной форме донес­ти их до учащихся

Общие задачи самостоятельных занятий.

1. Содействие гармоническому развитию растущего организма и под­готовка его к постепенному увеличению нагрузок, поддержание правиль­ной осанки, укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, акти­визация обменных процессов, укрепление нервной системы, соблюдение режима дня.

2. Обеспечение оптимального для конкретного возраста и пола обучающихся уровня развития двигательных качеств.

Определяя для каждой возрастной группы частные задачи с учётом особенностей развития организма, исхожу из того, что самостоятельные занятия физическими упражнениями в младшем школьном возрасте будут содействовать общему развитию и оздоровлению, укреплению мышечной системы, предупреждению нарушений осанки и коррекции её дефектов, выработке навыков правильного дыхания, формированию и развитию центральной нервной системы, формированию характера.

В среднем возрасте такие занятия содействуют всестороннему физи­ческому развитию и необходимой спортивной подготовке, а также даль­нейшему становлению характера.

В старшем школьном возрасте результатом самостоятельных занятий является повышение личных спортивных результатов и дальнейшее спор­тивное совершенствование, продолжение развития основных черт характе­ра

Многолетние наблюдения показали, что отношение, интерес детей к занятиям физическими упражнениями направляются мотивами этих заня­тий, связанными с удовлетворением от тренировок, с достигнутыми ре­зультатами. С учётом этих мотивов я строю работу по внедрению само­стоятельных занятий в быт обучающихся.

Интересовался я и вопросом стимуляции ежедневных занятий физи­ческими упражнениями. Выяснилось, что один из наиболее сильных сти­мулов - потребность в демонстрации своих достижений и получения оцен­ки как со стороны учителя, так и со стороны товарищей, друзей, родителей. Причём не просто словесной оценки, а фиксированной, отражённой в том или ином официальном документе. Это особо подчёркивает, какую дей­ственную роль играет педагогический учёт (предварительный, текущий и итоговый).

Исходной позицией организации самостоятельных занятий - это предварительный учёт. В ходе его определяются: физическая подготовлен­ность и физическое развитие. Заключение, сделанное на основе предвари­тельного учёта и обязательные заключения и рекомендации врачей, и становится основой для определения индивидуальной нагрузки в 10 самостоятельных занятиях. Намечая задачи каждому школьнику в отдель­ности, прежде всего исхожу из того, что было в начале учебного года. В 2014-2015 учебном году порекомендовал улучшить результаты в подтягива­нии Жабоедову Александру и Ерёмину Дмитрию. Полтора года систематических занятий привело к тому, что они свои результаты улучшили и сейчас подтягиваются 13-15 раз. У Боева Олега была очень слабая прыгучесть. За два года за­нятий он увеличил прыгучесть и показывает результат 255 см в прыжках в длину с места. Другой пример: ученица 11 класса Тренина Анастасия пробегала 30 метров за 5.0 секунды. Определив виды упражнений для решения поставленной задачи, ежемесячно её прове­рял. В 2015- 2066 учебном году она пробегает 30 метров за 4,5 секунд. Таких примеров много. Их можно проиллюстрировать с помощью таблицы:

Таблица 1. Бег 30 м, с.





Фамилия, имя

2013- 2014 учебный год

2014- 2015 учебный год

2015- 2016 учебный год

Боев Олег.

4.4

4.2

4.1

Дроздов Артём.

5.1

4.6

4.4

Киреев Алексей.

4.6

4.5

4.2

Коренев Алексей.

5.3

4.8

4.7

Мамедова Ан-сия.

5.5

5.1

4.7

Григорова Влада.

5.6

5.1

4.8


Предлагаемая таблица дает возможность убеждать детей в улучшении своих результатов при систематических занятиях.

Работу по вовлечению учащихся в самостоятельные занятия физиче­скими упражнениями начинаю со второго класса, определяю перспективы по каждому виду этих упражнений. Однако по отдельным видам, таким как, например, подтягивание на перекладине, поднимание туловища, бего­вые виды, намечаю перспективы - с учётом выполнения их в старших клас­сах. В плане общефизической подготовки считаю, что наиболее оптималь­ное средство - круговая тренировка Занятия по этому методу позволяют самим детям следить за правильностью прохождения круга, дозировкой, постепенным увеличением числа повторений в круге. Физические упражнения для учащихся подбираю различной трудности. Систематически веду индивидуальный контроль за физической подготовленностью школьников, состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, что позволяет осущест­влять итоговый педагогический контроль, подводить итоги работы каждого школьника в отдельности за четверть, за полугодие, за летние каникулы, за год. Слежу, чтобы каждый ребёнок, который занимается, имел дневник са­моконтроля и регулярно его вёл.

Важна подготовка школьного актива по спортивно-массовой работе. Актив знакомится с правилами соревнований, изучает их, составляет про­граммы соревнований, вовлекает в занятия физкультурой учащихся, гото­вит отчеты о проведённых соревнованиях, информирует всех учащихся.

В этом учебном году начали проводить общешкольные соревнования, посвященные зимней олимпиаде в Корее. Соревнования проходят во всех классах школы. Проводим мы их не только среди параллелей, но и сме­шанными командами. Также проводим много "Весёлых стартов". На со­ревнованиях среди старшеклассников всегда присутствуют дети младших возрастов. На занятия к младшим стараюсь приглашать лучших спортсме­нов школы, района, области. На спортивных вечерах, проводимых в школе, стараюсь рекламировать не один спорт, но и полезность занятий любыми физическими упражнениями с пользой для себя. В своей работе предпоч­тение я отдаю тренировкам на воздухе. Это не только укрепляет здоровье детей, но и воспитывает их, закаляет волю, учит преодолевать трудности, как физические, так и погодные. Часто я делаю с детьми пробеги на лыжах в другие школы района, делаю и летние, пробеги. Несколько раз делали пробежку до МКОУ «Глазовская средняя общеобразовательная школы» (15 км), где, сыграв в волейбол с ее обучающимися, возвращались уставшими, но довольными домой. Хожу с детьми в двух-трехдневные походы, в которых стараюсь просмотреть детей в трудо­вой деятельности, в различных конкурсах, в быту, в отношении к природе. Любое мероприятие делает детей более собранными, более целеустре­млёнными, более сплочёнными.

Средства и методы подготовки юных бегунов.

Теперь немного о технике бега, потому что от того, как бегут дети, за­висит очень многое. Сначала я с детьми занимаюсь на ровной местности, затем перехожу на пересечённую. Правильная форма бега так же есте­ственна и проста, как и правильная форма ходьбы. При правильной технике тратится меньше энергии, а достигаемый эффект больше. Стараюсь, чтобы дети больше бегали в парке, а не на беговой дорожке.

Начинающим всегда объясняю, что необходимо расслабляться при бе­ге. Благодаря расслаблению экономятся силы, поэтому бежать можно и долго, и быстро. Важно, чтобы при беге движения выполнялись автомати­чески, при полном расслаблении.

Постановка стопы для начинающего бегуна особенно важна При не­высоких и средних скоростях бега нога ставится гибко на внешний свод стопы с верхней части плюсны. В этом случае вес бегуна уже через корот­кий промежуток времени распределяется по всей площади стопы. После этого начинается отталкивание. С первых занятий стараюсь, чтобы при бе­ге дети не ставили стопу на пятку или на носок. В этих случаях скорость бега снижается. Мышцы быстро утомляются.

Туловище при беге следует держать прямо. Лёгкий наклон вперёд не только допускается, но является предпочтительным. В сравнении с этим отклонение назад в любом случае является неправильным. Это свидетель­ствует о слабом развитии мышц спины. Голова во время бега должна дер­жаться естественно и спокойно. Особенно нельзя запрокидывать голову назад.

Важно, чтобы движения рук были согласованы с движениями ног. Для этого при расслабленном плечевом поясе они должны совершать колеба­тельные движения в плоскости направления бега, а не поперёк. Колебания рук вперёд и назад увеличивают скорость бега Чем выше скорость бега, тем интенсивней совершаются маховые движения рук. Кисти рук должны быть слегка сжаты в кулак. При этом большой палец кладётся на вторую фалангу указательного пальца. Следует избегать крепкого зажатия пальцев в кулак, что приводит к закрепощению мускулатуры не только рук, но и плечевого пояса Поэтому, я советую детям внимательно следить за рас­слабленным положением кистей рук.

Раньше рекомендовалось при беге вдыхать через нос, а выдыхать че­рез рот. Утверждалось, что благодаря этому воздух не только прогревается, но и улучшается насыщение крови кислородом. Однако специальные ис­следования показывают, что потребление кислорода не зависит от вида ды­хания. Поэтому я советую детям дышать так, как им удобно. Правда, при сильном морозе лучше вдыхать через нос. При беге с невысокой скоростью рекомендую детям делать вдох на четыре шага и на четыре - выдох. При высокой скорости соотношение ритма дыхания и частоты шагов 3:3. При продолжительной тренировке скорость бега может повыситься, и тогда со­отношение будет 2:2.

Нагрузка на сердечно-сосудистую систему, дыхательную и обмен ве­ществ, особенно в начале занятий бегом, но также и позднее должна про­ходить при так называемом устойчивом состоянии, когда соблюдается рав­новесие между потреблением кислорода и его запросом. Это состояние может контролироваться каждым учеником с помощью пульса и дыхатель­но-шагового соотношения. Следовательно, это состояние зависит от ско­рости бега, определяющей соотношение дыхания и бегового ритма, и на­грузки на сердечно-сосудистую систему. Я рекомендую такие границы этих показателей:

● невысокая интенсивность - соотношение ритма дыхания и количества шагов 4:4, частота пульса 130-140 уд/мин;

●средняя интенсивность - соотношение ритма дыхания и количества шагов 3:3, пульс - 140-160 уд/мин;

● высокая интенсивность - соотношение ритма дыхания и количества шагов 2:2, пульс - 160-180 уд/мин.

Частота пульса зависит от многих факторов, таких, как возраст, пол, состояние здоровья, в самой сильной степени от состояния тренирован­ности.


Физическая активность.

Младший школьный возраст (7-10 лет) - наиболее активный период в формировании двигательных координации ребёнка. В этот период закла­дываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее неиз­вестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Однако при дозировании физических нагрузок следует проявлять осторожность, поэтому стараюсь на тренировках меньше давать силовых упражнений, бе­га на выносливость, строго контролирую время занятий. Развитие двига­тельных координации - главная задача в физической подготовке детей. К 5-му классу стараюсь, чтобы дети накопили как можно больше данных об индивидуальных физических способностях, и я мог приступить к ориента­ции их теми видами физических упражнений, которые в наибольшей мере соответствуют их способностям и интересам и могут быть относительно успешно реализованы. Возраст от 7 до 10 лет можно назвать благоприят­ным для закладки всего спектра физических качеств и координационных способностей. Исключение составляет гибкость, прирост которой в это время замедляется. Если в это время закладки не произошло, то формиро­вание физической и физиологической основ будущего физического потен­циала ребёнка можно считать упущенным. В это время стараюсь привить детям любовь к тренировкам, воспитанию активной позиции по отноше­нию к своему здоровью, крепости тела и закалке. Большую часть времени на тренировках занимаюсь с ними играми.

Подростковый возраст (11-14 лет) - один из самых ответственных пе­риодов в формировании физической культуры школьника. Это критиче­ский период как в социальном, так и в биологическом отношении, по­скольку именно в этом возрасте завершается биологическое созревание ор­ганизма и наступает социальное взросление личности. В подростковом возрасте окончательно оформляются мышечные координации, складывает­ся индивидуальный биомеханический "почерк" движений, выявляется круг двигательных предпочтений и предрасположенностей к занятиям тем или иным видам спорта. В это время ухудшаются многие виды двигательной координации. Серьёзные изменения происходят и в психике подростка Заметен и рост его самосознания, развитие процессов мышления, возраста­ние способности к абстрагированию. Быстро развивается вторая сигналь­ная система. Усиливается степень концентрации процессов возбуждения и торможения. В подростковом возрасте наиболее успешно развиваются те компоненты физического потенциала ребёнка, которые обеспечивают по­вышение уровня его скоростных и скоростно-силовых способностей. Лучше всего в это время развивается быстрота. Поэтому хорошо заниматься быстрым бегом, прыжками. Недопустимы большие отягощения. В этом возрасте дети охотнее всего идут заниматься в спортивные секции, и для них в школе в течение учебного года устраиваются соревнования по волейболу, баскетболу, мини-футболу, легкой атлетике, ОФП, гимнастике и настольному теннису.

Для возрастного развития старших школьников (15-17 лет) характерно достижение самых высоких темпов развития физическо­го потенциала в целом. Наиболее интенсивны рост силовых показателей, выносливости и совершенствование двигательных координации. Завер­шается развитие центральной нервной системы. Значительные изменения происходят и в психической сфере старшего школьника. Для этого воз­растного периода является характерным стремление к неординарным по­ступкам, жажда состязаний, тяга к творчеству. Складываются основные черты личности, заканчивается формирование характера.

Период юношества - время бурного расцвета физических способно­стей человека, формирования телесной красоты и двигательного совер­шенства, достижения близкого к максимально возможного уровня разви­тия физических качеств. Главная задача - не опоздать с формированием физического потенциала молодого человека. Ведь это теперь уже на всю жизнь.

Подготовка бегунов в зависимости от темперамента.

Исходя из опыта работы, а я работаю уже 31 год, сангвиники способ­ны переносить относительно длительную интенсивную тренировку самого различного характера. В процессе тренировки проявляется упорство и це­леустремлённость. На состязаниях они обычно проходят дистанцию в рав­номерном темпе, действуют обдуманно. Предстартовое волнение бывает небольшим. Сангвиник благодаря сильной и устойчивой нервной системе может тренироваться и без учителя. В течение первого года тренировки слежу за состоянием здоровья Обычно это средневики.

Холерики способны выполнять довольно интенсивную тренировоч­ную работу на коротких отрезках. При подготовке бегунов с холерическим темпераментом учитываю следующее:

● тренировки в подготовительном периоде провожу с посте­пенным наращиванием нагрузки, с достаточными интер­валами отдыха;

● в дни активного отдыха они играют в баскетбол, волейбол, настольный теннис, а летом - плавание;

● на тренировках любого характера они пробегают всю ди­станцию в предусмотренном темпе- это в основном спринтеры.

Во время тренировки флегматики предпочитают равномерный бег на длинных отрезках и кросс. Нагрузку для них следует увеличивать посте­пенно, меняя скорость бега в процессе тренировки (особенно в первый год). Предстартовое волнение у флегматиков незначительное, на соревно­ваниях необходимо также менять скорость бега. Флегматики способны вы­полнять интенсивную тренировочную нагрузку.

Самой сложной и ответственной является работа с меланхоликами. В процессе общей и специальной подготовки тренировочную нагрузку для них следует увеличивать постепенно, особенно на занятиях для развития скорости. В подготовительный период спортсмену необходимо постоянное внимание, тренер должен поощрять спортсмена к работе. Во время трени­ровки ученику необходимо внушить уверенность в свои силы, убедить, что возникшие трудности ему по плечу; хорошее настроение в большей степе­ни зависит от тренера.

Главное в процессе тренировки для бегунов всех темпераментов -строгое соблюдение таких принципов тренировки, как активность, созна­тельность, систематичность, доступность, прочность.

Спортивная ориентация.

Спортивная ориентация и спортивная специализация являются фаза­ми единого процесса, начинающегося открытием талантов и продолжаю­щегося элементарным обучением в ходе специализированных спортивных тренировок. В спортивной ориентации мы встречаем два основных вариан­та отбора: спонтанный и организованный.

Спонтанный отбор основан на естественном ходе событий при выбо­ре вида спорта, которым дети хотят заниматься. При спонтанном отборе талантливые бегуны сами говорят о себе в полный голос. При этом отборе гораздо труднее определить уровень соревновательных возможностей уча­щихся, которые бы у них имелись, если бы они были открыты и направлены на занятия легкой атлетикой своевременно.

Организованный отбор в основном проводится с целью "посмотреть" и "оценить" большое количество учеников за короткий промежуток време­ни. Это или общешкольный кросс, или первенство школы, где можно отоб­рать и оставить "перспективных". Но в этом возрасте очень трудно оценить актуальные качества начинающего спортсмена Личный подход тренера к спортивной ориентации должен быть результатом знания им многочислен­ных факторов, определяющих желание юного спортсмена заниматься определённым видом спорта Отбор, проводимый как программ­но-систематический процесс, уменьшает возможность серьёзных промахов при выборе и отсеве легкоатлетов.

Аэробный и анаэробный бег.

В основе предлагаемой мною системы подготовки юных бегунов ле­жит разумное сочетание аэробного и анаэробного бега Аэробный - это та­кой бег, при котором каждый ученик, в зависимости от уровня своей под­готовленности, способен потреблять определённое количество кислорода. Это количество кислорода, которое организм способен потреблять в мину­ту, можно увеличить посредством правильно проводимых упражнений. На таком уровне ученик способен работать близко к пределу своих возможно­стей, вдыхая, транспортируя и используя кислород. Эффективность бега зависит главным образом от способности организма усваивать кислород, транспортировать его к различным мышцам и органам и затем использо­вать.

Когда в ходе выполнения упражнения максимально устойчивое со­стояние превышается, бег становится анаэробным. При аэробном беге в ор­ганизме не происходит накопление молочной кислоты. Аэробный бег во много раз экономичнее анаэробного. Бегущий человек - это не только ра­ботающие мышцы; упражнение требует от организма приспособления ап­парата дыхания, химических реакций, кровообращения, терморегуляцион­ных механизмов, системы выделения и т.д. Когда ребёнок бежит, в работе участвует весь организм. Вот почему бег является такой прекрасной фор­мой улучшения общего физического состояния.

Содержание молочной кислоты в кровотоке изменяет соотношение между кислотностью и щёлочностью. Под воздействием анаэробной рабо­ты происходит увеличение кислотности крови. Снизить это можно только за счёт аэробной части тренировки.

Анаэробную работу надо включать в тренировки только тогда, когда наиболее полно развиты аэробные способности и максимальное устойчи­вое состояние доведено до возможно более высоких величин; затем в тече­ние определенного периода надо развивать адекватно-высокую анаэробную способность.

Анаэробные способности могут довольно легко быть максимально развиты посредством различных нагрузок, которые совсем не обязательно строго регламентировать; суть в том, чтобы спортсмен утомлял себя по­средством анаэробных упражнений, прекращая занятия, когда почувствует, что нагрузка была достаточной. Анаэробная работа необходима, если ста­вится цель добиться заметных результатов в соревнованиях. В то же время следует всегда помнить, что перетренировка в этой фазе окажет отрица­тельный эффект на состояние общей тренированности, которое является решающим фактором, определяющим соревновательные возможности. Итак, выполняя анаэробную работу, внимательно следите за тем, чтобы общее состояние было хорошим, иначе не удастся добиться основной цели тренировки.

Когда объёмные аэробные беговые упражнения помогут повысить эффективность работы сердечно-сосудистой системы или позволят добиться более высокого максимального устойчивого состояния, необходимо раз­вивать способность организма противостоять максимальному кислородно­му долгу. Это означает, что в некоторых тренировках следует добиваться такого уровня утомления, который являлся бы достаточным стимулом для интенсификации обмена веществ, противостоящих этому утомлению. Утомление является своеобразной защитной реакцией организма, не по­зволяющей ему перейти предел, за которым возникают функциональные и биохимические изменения, не совместимые с жизнью. Когда достигается определённый уровень утомления, организму должны быть прежде всего созданы условия, в которых он способен восстановиться, и только после этого следует увеличивать степень утомления. И если программа трениро­вок составлена с учетом того, что аэробные упражнения в 15-18 раз эко­номнее анаэробных, тогда способность к более длительному и быстрому бегу в аэробном режиме должна возрастать.

Программы тренировок.

Необходимым элементом каждой тренировки, на которой изучается, закрепляется и совершенствуется техника основных легкоатлетических ви­дов, является работа над ошибками. На ошибки во время тренировок ста­раюсь обращать внимание не только самого ребенка, но и всех других де­тей.

Предлагаемые мною программы тренировок могут служить лишь пу­теводителем. Ими следует пользоваться гибко, в зависимости от возраста, пола, уровня общей физической подготовленности, темперамента и т.п. Внимательно наблюдайте за реакцией организма на тренировочные на­грузки, и, если заметите повышенную утомляемость, отведите время для восстановления. Никогда не выполняйте скоростных нагрузок, если мышцы "забиты" или вы чувствуете себя усталым. В этом случае легко пробежи­тесь, это поможет. Контролируйте скорость пробежек, но и не выклады­вайтесь, не бегайте на тренировках "через не могу".

Спринт.

Недельный план спринтера.

  1. Регулярный аэробный бег для подъёма уровня устойчивого состоя­ния организма и одновременно улучшения выносливости, чтобы в даль­нейшем не утомляться. Аэробный бег, проводимый регулярно, дает замет­ный эффект.

2. Лёгкий фартлек по слегка пересечённой местности, где можно вы­полнять ускорения на подъёмах и спусках и перемежать в занятиях все воз­можные типы беговой тренировки. Эта нагрузка повышает способность ор­ганизма выполнять анаэробную работу.

3. Прыжковая подготовка. Прыжки вверх по склонам, выпрыгивание на носках. Этим развивается голеностоп, растягиваются другие мышцы ног и связки, уменьшается число травм. Всевозможные прыжки в спортивном зале. Из прыжковых особенно полезны упражнения типа многоскоков (в каждую тренировку включаю 5-6 нижеследующих упражнений):

● бег прыжками - 2-3 серии, продолжительность 40-50 с;

● бег скачками (прыжки на одной ноге, без подтягивания и с подтя­гиванием); продолжительность 1-2 мин;

●бег на прямых ногах - только за счёт разгибания стопы;

●прыжки-вспрыгивания на гимнастическое бревно, коня, козла (50 прыжков);

●прыжки со сменой ног во время полета (30 с);

● спрыгнвание вниз и следующее сразу же за ним выпрыгивание вверх (30 с);

● прыжки через одну скамейку вдоль, через несколько - поперёк;

● прыжки с подтягиванием коленей к груди;

●прыжки в длину с места - одинарный, тройной, пятерной;

●прыжки с ноги на ногу (вперёд) с большим наклоном тела;

●прыжки с "прибавками";

●в положении глубокого выпада быстрая смена ног прыжками;

● прыжки с сопротивлением партнёра;

●прыжки со скакалкой;

●прыжки с отягощениями.

4.Бег вверх по крутым подъёмам.

5.Занятия на технику. Эти занятия должны включать в себя бег с высоким подниманием бедра, бег с выхлёстыванием голени вперёд, назад, бег в почти вертикальном положении, бег на месте, старты из различных по­ложений, бег с гандикапом, бег прыжками, подскоки, бег в чередовании с различными прыжками. Бег левым, правым боком, спиной. Старты с со­противлением.

6. Свободный размашистый бег. Это делаю для расслабления (один раз в неделю).

Упражнения на гибкость и растягивание.

7.Заминка.

Кроссовый бег (мальчики младше 12 лет).

Подготовительный период

Понедельник: аэробный бег 10-15 мин.
Среда: лёгкий фартлек 8-10 мин.
Пятница: аэробный бег8-10 мин; игра.

Суббота: контрольный бег 1000 м.

За месяц до соревнований

Понедельник: 40-метровые спринтерские рывки на каждом 100-метровом отрезке (6-8 раз, отдых между сериями 3-6 мин).

Среда: бег трусцой(15мин);игра в футбол.

Пятница: контрольный бег 500 м.
Воскресенье: участие в первых общешкольных соревнованиях; кросс 1000 м.

Соревновательный сезон

Понедельник: 40-метровые рывки на каждом 100-метровом отрезке (6-8 раз).

Среда: контрольный бег 800 м.
Пятница: лёгкий фартлек 10-15 мин.
Воскресенье: соревнования.

Тренировочная программа для специализирующихся в кроссовом беге (девочки 12-13 лет)

Подготовительный период

Понедельник: аэробный бег 15-20 мин.
Среда: лёгкий фартлек 15 мин.
Пятница: скоростные пробежки 80 м (4-6 раз).
Суббота: контрольный бег 1500 м.
Воскресенье: бег трусцой; игры.

За месяц до соревнований

Понедельник: 40-метровые ускорения на 100-метровых отрезках (8-10 раз, отдых между сериями 3 мин).

Среда: контрольный бег 800 м
Четверг: расслабленный размашистый бег 3x150 м; игры.

Пятница: бег трусцой 6-8 мин; игры 15-20 мин.

Суббота: соревнования на 1000 м.
Воскресенье: бег трусцой 15 мин; игры.

Соревновательный период

Понедельник: 40-метровые ускорения на 100-метровых отрезках (6-8 раз).

Вторник: бег трусцой 15-18 мин; игры, упражнения на расслабление.

Среда: контрольный бег 500 м; игра в волейбол.

Пятница: лёгкий фартлек 12-15 мин.
Воскресенье: соревнования.

В настоящее время существует очень много программ тренировок. Главное найти такую программу тренировок для детей, которая соответ­ствует уровню подготовленности учителя, контингенту детей, местным условиям.

Для меня стало очевидным, что скорость, достигнутая за летний со­ревновательный период, должна поддерживаться в течение последующей зимы. Считаю, что для того чтобы бежать быстро, ребёнок должен быть подготовлен к этому физически и психологически в течение начального периода своей нелёгкой спортивной карьеры. Это значит, что скорость ни­когда не может быть отвергнутой ни на каком этапе подготовки, будь это зимой или летом, она должна предусматриваться в тренировочном процес­се еженедельно, ежемесячно, ежегодно. Умению бежать быстро можно на­учиться. Для того, чтобы это умение развивать и поддерживать, быстрый бег должен регулярно включаться в тренировочную программу ребёнка Быстрый бег постепенно становится естественным. Любая тренировочная система должна быть основана на правильной теории и опираться на до­стижения практики. Другими словами, работа тренера- это союз искусства и науки. В своих тренировочных программах я выделяю три основных ком­понента:

1. Аэробный;

2.Анаэробный;

3.Соединительный.

Аэробный компонент

● медленный бег;

● бег средней интенсивности (3-5 км); быстрый бег (1-3 км);

● фартлек (80% от максимума);

● интенсивный фартлек (применение повторного бега с уси­лениями от 80% до 100%).

Анаэробный компонент

● бег на удлинённых отрезках по сравнению с соревнова­тельной дистанцией с более длительными интервалами отдыха;

●повторный бег на коротких отрезках с короткими интерва­лами отдыха;

●бег на технику в сочетании с ускорениями;

●удлинённые пробежки в полную силу с удлинёнными ин­тервалами отдыха;

●комбинации методов с усилием до 100%.

Соединительный компонент программы направлен на то, чтобы соз­дать мостик между аэробной и анаэробной сторонами тренировки. На практике - это длинные отрезки со скоростью и с большими интервалами отдыха Обычно для юношей два отрезка 300 и 600 м, для девушек 250 и 500 м. Использовал 5x300 м, отдых 3-5 мин, 3x600 м, отдых между пробеж­ками 5-6 мин. Соответственно у девушек 5x250 м и 3x500 м, отдых чуть больше. Интервал отдыха стараюсь всегда делать постоянно и не изменяю его в течение ряда лет. Зато ставлю задачу улучшать скорость каждой про­бежки каждый раз, когда применяется эта тренировка.

При помощи аэробного компонента программы тренировки я пыта­юсь обеспечить платформу для развития выносливости со всеми её соот­ветствующими элементами. Частота пульса до 170 ударов в минуту. Ис­пользую также такие виды тренировок, как "челнок" и "лесенка".

"Челнок" провожу на известной трассе. Первую половину спортсмен пробегает с заданным временем. Обратную часть пути ставлю задачу про­бежать лучше.

"Лесенка" предполагает, что на различных дистанциях от одного до пяти километров каждый отрезок спортсмен пробегает в заранее заданном темпе. Например, при беге на 1500 м требуется первые 500 м пробежать за две минуты, вторые - за 1 мин 30 с и т.д. "Челнок" и "лесенка" обеспечи­вают адекватное и всестороннее развитие.

При помощи анаэробного компонента программы стараюсь у детей развить скорость и скоростную выносливость. Применяю бег на длинных отрезках и повторный бег на отрезках. Эти серии содействуют беговому мастерству, совершенствованию техники бега, развитию способности пе­реносить кислородный долг и накопление молочной кислоты. Выполняя бег под таким стрессом, спортсмен развивает скорость. Применяю иногда "горки" 60-100-60 м. Эту серию дети пробегают таким образом, что, начи­ная с 60 м, к следующему отрезку добавляется 10 м, т.е. 60, 70, 80, 90, 100, 90, 80, 70, 60. Отдых всегда две минуты.

Соединительный компонент тренировки рассматриваю как баланс всей программы. В этих тренировках спортсмен должен связать скорость и выносливость, соединив эти качества вместе. Например, при создании тре­нировочной программы на три года, я определяю цели и очерёдность их достижения в начальной фазе.

Планирование тренировки для Боева Олега 2000 года рождения

Таблица 1 План тренировки на 2013-2016 годы.



месяц

Аэробный процент

Анаэробный процент

Число дней отдыха

Недельный обьём, км

сентябрь

80

20

8

30-35

октябрь

90

10

7

40

ноябрь

75

25

8

30

декабрь

70

30

8

35

январь

70

30

10

30

февраль

70

30

10

30



март

70

30

9

32

апрель

65

35

9

40

май

60

40

8-9

30-40

июнь

60

35

8-9

30-40

июль

60

35

8-9

30-40

август

80

20

10

50

При составлении индивидуальных тренировок беру на вооружение лишь то, что прошло апробацию. Пользуюсь таблицей, в которой представ­лены аэробный и анаэробный компоненты энергообеспечения на различ­ных дистанциях.

Таблица 2 Соотношение аэробного и анаэробного компонентов.



Дистанция, м

Анаэробная часть, %

Аэробная часть, %

100

95

5

200

90

10

400

75

25

800

55

45

1000

50

50

1500

35

65

5000

10

90

Эти сведения я стараюсь довести до детей.

Выбор тренировочных нагрузок для девочек 13-17 лет.

Если взглянуть на список лучших бегуний мира в беге на 800 м и 1500 м за всю историю лёгкой атлетики, то можно убедиться, что улучше­ние результатов происходит тогда, когда сильнейшие спортсменки встре­чаются вместе. Эти примеры ещё раз подчёркивают необходимость участия в соревнованиях.

В подготовке молодых бегуний в беге на средние дистанции суще­ственное Место занимает скоростная работа Результаты в соревнованиях зависят от правильного баланса между скоростью и выносливостью, но в беге на 800 м предпочтение необходимо отдать скорости. Опыт работы позволяет выделить бегуний двух типов: "скоростной" и "выносливый".

Бег на выносливость имеет большое значение, потому что развивает основные функции организма для обоих типов бегуний. Бег способствует развитию мышц, оказывает большое влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, повышает обмен веществ. Газообмен при беге в среднем темпе увеличивается в 8,9 раза При занятиях бегом развивается быстрота, выносливость, координация движений, воспитывается настойчи­вость, выдержка.

Скоростная тренировка занимает важное место. Занятия, посвящен­ные развитию скорости, должны проводиться после отдыха Скорость должна расти постепенно в течение всего года В своей работе с детьми я использую отрезки от 30 до 80 м. Во время соревновательного этапа объём спринта снижается, а интенсивность возрастает. Ориентировочное время пробега отрезков для каждой бегуньи строго учитываю.

Развитие силы.

Это качество я стараюсь развивать с помощью прыжков в течение всего года. Для оценки развития прыгучести дети пользуются такой табли­цей:

Таблица 3. Оценка длины прыжка с места, см.



Пол

Возраст

Уровень развития



Низкий

Ниже сред­него

Средний

Выше сред­него

Высокий


7

84 и ниже

85-103

104-122

123-131

132 и выше


8

88 и ниже

89-102

103-125

126-139

140 и выше

д

9

105 и ниже

106-117

118-138

139-150

151 и выше

е

10

113 и ниже

114-126

127-149

-150-162

163 и выше

в

11

124 и ниже

125-137

138-160

161-173

174 и выше

о

12

133 и ниже

134-146

147-169

170-182

183 и выше

ч

13

141 и ниже

142-152

155-177

178-190

191 и выше

к

14

136 и ниже

137-153

154-181

183-199

200 и выше

и

15

127 и ниже

128-147

148-180

181-200

201 и выше


16

132 и ниже

138-148

148-174

175-189

190 и выше


7

137 и ниже

139-151

152-180

181-198

199 и выше


7

84 и ниже

85-102

103-131

132-145

150 и выше

Юноши

8

98 и ниже

89-112

113-135

136-148

150 и выше


9

113 и выше

114-125

126-146

147-158

159 и выше



ю

10

119и ниже

120-133

134-156

157-170

171 и выше


н

11

129 и ниже

130-142

143-165

166-178

179 и выше


о

12

1 —

136и ниже

137-151

152-176

177-191

192 и выше


ш

13

140 и ниже

141-157

158-184

185-201

202 и выше


и

14

150 и ниже

151-173

174-212

213-235

236 и выше



15

168 и ниже

169-190

191-225

226-240

241 и выше



16

182 и ниже

183-199

200-227

227-241

242 и выше



17

193 и ниже

194-207

205-240

240-250

250 и выше


Предлагаемая таблица даёт возможность получить объективную оценку развития прыгучести у детей.

При составлении тренировочной программы важно учитывать сле­дующие факторы:

● соревновательные требования; ●уровень тренированности каждого ребёнка;

● возрастно-половые и антропометрические характеристи­ки;

●долговременные и кратковременные цели тренировки; ●условия тренировки;

●социально-бытовые условия; особенности характера.

Несколько замечаний:

1.Во время долгосрочного планирования доя каждой бегуньи необхо­димо устанавливать цель на каждый год, не упуская из виду увеличение общей нагрузки.

2.Процесс совершенствования бегуний должен быть систематическим и хорошо спланированным.

3.В юные годы необходимо укреплять опорно-двигательный аппарат и создать функциональную и общефизическую базы для последующих на­ грузок. Большое внимание в это время следует уделять упражнениям на эластичные растягивания и так называемый стретчинг. Стретчннг следует применять как активный, так и пассивный.

4.Планирование не должно быть жёстким. Тренеру и ребёнку следует
работать по плану творчески. Ребенок должен быть уверен в концепции
тренировки и возможности ее выполнения.

5.Девочкам необходим успех во время тренировок. Этого я достигаю
с помощью тестов, скоростных тестов, прыжков, игр и т.д.

6. Необходимо принимать во внимание участие ребенка в жизни школы, его успеваемость.

Тренировочная программа Мамедовой Анастасии.

2014- 20155 годы, 2015- 2016 годы.

Таблица 4.



ввозраст

Понедельник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

113 лет

•разминка;

•круговая

тренировка;

• 2км.

•игра в баскетбол

• бег - 12 мин;

•4x80 м;

• 10x20 м.

•бег трусцой,

•прыжковая

подготовка.

•ОФП,

• 10х30м;

• 2 км;

• заминка.

•30 м;

•футбол

(баскетбол);

• 15 мин.

114 лет

•4x50 м;

•круговая

тренировка

(12-15мин);

•Зкм;

• 200 прыж-

ков.

• бег- 20 мин;

•4x50 м;

• бег с сопро-

тивлением;

•игра в бас-

кетбол (20

мин).

•2x1000 м (4

мнн);

3 км.

• 5x200 м;

•Зкм.

•кросс-фартлек.



После соревнований обсуждаю тренировочную программу на сле­дующую неделю, принимая во внимание слабые стороны подготовки, про­явившиеся в соревновании. Кроме того, надо учитывать склонности детей к тому или иному виду тренировок, а также необходимость экономить силы ученика к предстоящим соревнованиям. Именно в этот период тренер дол­жен быть особенно внимателен ко всякой информации относительно само­чувствия ребёнка.

Доя психологической подготовки следует предоставлять бегунам воз­можность самостоятельно принимать решения не только в условиях сорев­нований, но и на тренировках. Спортсмен должен быть подобен хорошему ученику перед экзаменом, который знает все ответы на все вопросы, не бо­ится испытания, стремится к нему. Добиться этого можно лишь путём ра­зумного убеждения.

Усталость спортсмена.

Явление усталости - сложная проблема. Имеется много теорий, ни одна из которых не дает полного ответа на вопрос о механизме развития процесса усталости.

"Теория отравления" говорит о том, что в процессе физического труда в мышцах образуются вещества (в первую очередь молочная кислота), вы­зывающие отравление и обусловливающие усталость. Такую теорию можно критиковать, иначе каждое физическое усилие приводило бы к отравлению организма.

"Гипоксическая теория" свидетельствует, что усталость в мышцах на­ступает вследствие возникновения дефицита кислорода. И эту теорию можно опровергать, так как известно о способности мышц выполнять ра­боту и в бескислородных условиях.

"Теория истощения" указывает на то, что усталость появляется вследствие исчерпания энергетических резервов. Однако теория целиком не подтверждается, поскольку резервы никогда не исчерпываются полнос­тью, то есть не происходит полного исчезновения гликогена в мышцах.

Поскольку усталость имеет разную природу, односторонность, кате­горичность утверждения и попытки найти единую справедливую для всех случаев структуру изменения двигательных и вегетативных функций оказы­вается ошибочным.

Усталость представляет собой явление защиты организма от чрезмер­ного и вредного истощения. Она наступает, когда объём работы начинает приближаться к пределу, за которым лежат патологические изменения биологических процессов, угрожающие биологической целостности орга­низма. Если бы не возникала усталость, то работа могла бы продолжаться до полного разрушения организма Чаще усталость определяется на основе биохимических признаков, заключающихся в том, что человек прежде все­го ощущает усталость в мышцах, где накапливаются продукты обмена-молочная кислота, аммиак и ионы водорода. Причём из мышц происходит отток ионов калия, креатина, а в них поступает натрий и вода Поэтому из­меняются физиологические свойства мышц. Биохимические признаки усталости отмечаются и в крови (становится меньше воды, сахара и т.д.), а также в моче, где появляются ранее отсутствующие компоненты. В практике выделяют два вида усталости: локальную и общую. И локальная, и общая имеют как острый, гак и хронический характер.

Локальная усталость - это усталость отдельных органов или систем; она не вызывает больших изменений, тогда как общая относится к орга­низму в целом. Острая усталость возникает после однократных интенсив­ных нагрузок. Хроническая усталость - следствие многократного повторе­ния тренировок при неправильном отдыхе, что приводит к постепенному снижению работоспособности. В практике состояние хронической устало­сти является причиной ухудшения результатов. Снятия усталости здесь можно достигнуть не за счет покоя и сна, а путем изменения содержания тренировок, среды, мотивации и т.д.

В последние годы все большее распространение находит междисци­плинарный подход к оценке усталости. Такой подход позволяет обнару­жить факторы, влияющие на развитие усталости при различных режимах тренировочной работы.

Восстановление спортсмена.

Сущность процесса восстановления спортсмена заключается не про­сто в возвращении к нормальному уровню ряда процессов (биохимических, физиологических), но и в возвращении всем органам и системам способ­ности поддерживать функциональное равновесие всего организма Ско­рость, с которой развиваются процессы восстановления, пропорциональна усталости в данный момент или концентрации продуктов распада. Физио­логические исследования показывают, что различная направленность про­цесса восстановления может приводить либо к повышению, либо к сниже­нию работоспособности. Практика показала эффективность использования определённых тренировочных нагрузок и на уровне неполного восста­новления, что может содействовать более быстрому и более выраженному подъему работоспособности именно благодаря активному стимулированию функциональных систем организма

Средства и методы восстановления.

Современная наука располагает достаточным объемом данных 6 спе­цифике процесса восстановления в зависимости от вида спорта. Однако методы и средства активного влияния на ход восстановления изучены не­достаточно.

Педагогические средства восстановления считаются основными, по­скольку обеспечивают эффективность восстановления за счёт хорошего планирования и программирования подготовки и соблюдения режима спортсмена. Прежде всего, под этим подразумевается индивидуализация тренировочного процесса, очерёдность интервалов отдыха между трени­ровками и соревнованиями, применение разнообразных средств и методов, переменный и волнообразный характер нагрузок, изменение условий и мест проведения занятий, введение специальных дней отдыха и циклов восстановления, рациональная организация оптимального режима дня. В тренировочном процессе центральное место занимает управление работо­способностью спортсмена, с одной стороны, и организация восстановле­ния - с другой.

Накопленный опыт показывает, что если в случае неполного восста­новления после первой тренировки проводится такая же вторая, то уста­лость проявляется быстрее. Однако если направленность предыдущей тре­нировки изменить, то происходит восстановление. Работу и отдых при подъеме работоспособности необходимо хорошо сбалансировать. При этом следует знать, что сбалансированность достигается не за счёт чередования тренировки и пауз для отдыха, а путём системы согласования нагрузок в течение длительного периода времени с их постепенным спадом. Смену нагрузок стараюсь делать неравномерной, то есть ступенчатой, чем обес­печивается рост динамики работоспособности. Ритм тренировочного про­цесса не может быть равномерным и постоянным, он определяется инди­видуально и зависит от изменения задач и содержания тренировок, объёма и интенсивности нагрузок, совершенства техники, календаря соревнова­ний. Планирование мер восстановления в тренировках стараюсь произво­дить так же, как и планирование воздействия тренировки на организм спортсмена.

Психологические средства восстановления имеют большое значение для поддержания уровня работоспособности ребёнка. В настоящее время для психопрофилактики применяются методы из арсенала психотерапии, которые условно разделяются на две основные группы: внушения и самовнушения. Из существующих методов внушения только небольшое число можно применять в наших условиях. Я применяю метод "внушенный сон-отдых". Пробовал аутогенные тренировки, но в детском возрасте это очень сложно. Использую я и дыхательные упражнения. В ходе подготовки спортсмена необходимо разрабатывать основные методологические подхо­ды и варианты применения саморегуляции с учётом зависимости формы режимов психопрофилактики от периода тренировки и уровня тренирован­ности, то есть от степени овладения навыками саморегуляции.

В начале обучения я стараюсь, чтобы дети овладевали элементами психорегуляционной тренировки. Первые два-три года упражнений для са­морегуляции даю мало, а по времени - много. После овладения элементами саморегуляции количество упражнений я увеличиваю до 5-6-и, а время со­кращаю до 5-6-и минут. В годичном тренировочном цикле следует произ­водить существенные изменения в структуре психорегулирующих упраж­нений по отдельным периодам тренировки. В подготовительном периоде упражнения провожу сразу после тренировки и делаю до 12-и минут. На этапе основной технической, скоростной и силовой подготовки психорегу-лирующие упражнения провожу перед тренировкой (5-6 минут). В сорев­новательный период я в основном использую дыхательные упражнения до старта и после старта.

Понятие рационального восстановления включает вопросы обеспече­ния необходимых питательных веществ для компенсации нарушений и энергетических затрат во время тренировочных нагрузок. Поэтому рацио­нальное питание - основная предпосылка для повышения работоспособ­ности, борьбы с усталостью и ускорения процесса восстановления. Детям я всегда советую следующее:

● пища должна быть здоровой и свежей;

●пища должна содержать оптимальные количества различ­ных питательных и защитных веществ;

●пища должна обеспечивать энергетические потребности человека;

● пищу следует разнообразить.

Качество питания спортсменов достигается за счёт правильного соот­ношения белков, жиров и углеводов. Пищу следует принимать за 2-2,5 часа до тренировки.

Для успешного соблюдения режима питания в период тренировок и соревнований необходимо знать, что медленнее всего перевариваются жи­ры (за 4-5 часов). Остальные продукты перевариваются быстрее. Для прак­тического применения я использую такие данные о времени нахождения некоторых продуктов (в количестве 200г ) в желудке:

● 1-2 часа - вода, чай, какао, кофе, сметана, яйца всмятку, джем, сладости;

●2-3 часа - кофе и какао с молоком, варёная рыба, крутые яйца, телятина, некоторые овощи;

●3-4 часа - хлеб, рис, картофель, капуста, курятина, говяди­на, копчёные колбасы;

●4-5 часов - жареное мясо, фасоль, горох, бобы.

После больших нагрузок, когда значительно истощаются энергетиче­ские ресурсы организма, необходимо быстрое восстановление. Эффек­тивным средством для этого служит сахар или глюкоза

В ускоренное восстановление организма после тренировочных нагру­зок значительный вклад вносят белки, особенно входящие в состав амино­кислот. Рис, желе, студень в это время желательно не употреблять. Поливи­тамины применять следует разумно.

После соревнования или тренировки пища с целью восстановления может приниматься уже через полчаса. Перед соревнованиями не следует менять режим питания. Источником энергии при выполнении физических упражнений являются жиры и углеводы. Резерв углеводов в организме ограничен, а жировых запасов в организме обычно достаточно. Основной мобилизатор жиров при физической работе - это симпатическая нервная система Физическая тренировка оказывает такое воздействие, при кото­ром ограниченные запасы углеводов могут быть сэкономлены, а вместо них использованы жировые запасы. Однако потери жидкости и электролитов должны постоянно возмещаться. Диета меняет уровень гликогена в мыш­цах. Поэтому во время соревнований рекомендуется употреблять больше углеводной пищи. Условия окружающей среды могут также оказывать воз­действие на углеводный обмен. В жаркое время потребление гликогена мышц увеличено.

Подводя итог, можно сказать, что мышечный гликоген и глюкоза в крови являются важными субстратами, участвующими в сокращении ске­летных мышц во время выполнения физической работы. Утомление часто совпадает с расщеплением углеводных запасов организма. Для спортсме­нов дневная норма должна быть не менее трёх и не более семи граммов на один килограмм веса тела, для того, чтобы можно было гарантировать адекватное количество углеводов, необходимое для выполнения нагрузки и полного восполнения резервов углеводов после работы.

Наиболее важным критерием эффективности применения средств и методов восстановления служат уровень тренированности и достигнутые спортивные результаты. Основной задачей любой тренировки я считаю поддержание и укрепление здоровья у детей.

Заключение.

Используя данную методику подготовки юных бегунов вот уже на протяжении многих лет, считаю её приемлемой, особенно для средних школ, расположенных в посёлках. С помощью данной методики я доби­ваюсь определённых результатов в беговых дисциплинах.В младшем школьном возрасте формирование мотивов и интересов к физической активности в большей мере должно быть связано с воспитани­ем ответственности ребёнка за уровень своей физической подготовлен­ности. Ответственность за результат, показанный в играх или состязаниях командой, классом или самим ребёнком, неизмеримо более значительна, чем в любом возрасте.

В подростковом возрасте мотивы физической активности во многом обусловлены особенностями психики и новыми моментами, связанными со становлением характера и утверждением себя в обществе. Формирование интересов в этом возрасте во многом определяется учителем физкультуры, родителями, сверстниками. Поэтому физкультурное образование и самооб­разование родителей, их психолого-педагогнческое воспитание, профес­сиональная зрелость и соответствующая специальная подготовка учителей физкультуры наиболее важны для достижения целей физического воспита­ния детей.

Юношеский возраст - самый сложный в формировании мотивов и интересов к физической активности. Именно в этот период чаще всего происходит переоценка ценностей и юноша или девушка покидают спор­тивную секцию, стараются не участвовать в общешкольных спортивных мероприятиях. Разумеется, важной причиной ухода юных спортсменов яв­ляется "неудавшаяся спортивная карьера", понимание отсутствия способ­ностей для достижения высокого спортивного результата Эти стимулы и мотивы достаточно сильны. Важную роль в физкультурном воспитании и самовоспитании ребенка играет освоение им всей суммы знаний, необхо­димых для его правильной реализации.

Физкультурные знания детей серьёзно углубляются за счёт освоения основных правил тренировки, накопления большого числа известных упражнений, знания их специального назначения и ожидаемого от их вы­полнения эффекта. Это познаётся непосредственно на тренировках, школьных уроках физкультуры и общешкольных мероприятиях.Социальная значимость эффективного воспитания личности в дет­ские и юношеские годы не исчерпывается физическими упражнениями, может быть лежащими на поверхности особенностями феномена физи­ческой активности. Глубочайший смысл формирования нового человека заключается в том, что его следствием является новая общность людей, но­вое поколение, отличающееся более глубоким пониманием личностных и социальных ценностей. Благодаря этому устойчивые мотивации физиче­ского совершенствования, воспитанные в каждом отдельном ребенке, пре­вращаются в систему общепринятых представлений, нормы поведения, определяющие общественную престижность высокого уровня здоровья и физического совершенства ребенка, важный критерий оценки "'качества" его личности.

Поэтому решающим аспектом физического воспитания школьника является целенаправленное формирование и закрепление осознанной, основанной на глубоких знаниях и убеждениях мотивации физической за­калки, устойчивой привычки постоянно заботиться о своём физическом здоровье, работоспособности. Именно закладка основ такого рода личностных мотиваций, этой формы культурных потребностей учащихся будет в дальнейшем способствовать активному поиску будущим взрослым чело­веком своих путей в организации процесса физического совершенствова­ния как в индивидуальных, так и в коллективных формах.

Правильно, продуманно организованное физкультурное воспитание обеспечивает такую гармонию развития личности, формирование таких ценностных ориентации и установок, которые явно и бескомпромиссно диссонируют с недисциплинированностью, ленью, расхлябанностью, неор­ганизованностью, несобранностью, не говоря уже о вредных привычках и пороках.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Физкультура в режиме продленного дня школы. Под общ. ред. профессора
    С. В. Хрущёва.- М.: Физкультура и спорт, 1986.

  2. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С, Кояодницкий Г.А. Лёгкая атлетика в школе:
    Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1993.

  3. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого.- М.: Физ­
    культура и спорт, 1988.

  4. Тренажёры и специальные упражнения в лёгкой атлетике/ Под общ. ред.
    В. Г. Алабина и М. П. Кривоносова.-М.: Физкультура и спорт, 1982.

  5. Уроки физической культуры в 9-10 классах средней школы/ Под ред. Г. П.
    Богданова.- М.: Просвещение, 1987.

6.Алексеев А. В. Себя преодолеть!- М.: Физкультура и спорт, 1978.
7. Доленко Ф. Л Берегите суставы.- М.: Физкультура и спорт. 1990.

8. Методика физического воспитания школьников Под ред. Г. Б. Мейксона М.Просвещение. 1989.

9. Литвинов Е.Н.., Погадаев Г.И. Физкультура! Физкультура!: Учеб. для учащихся 5-7 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 1999.

10. Лях В.И., Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б. Физическая культура – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000.

11. Масленников М.М. Техника безопасности и охрана здоровья при оборудовании и эксплуатации спортивных залов и площадок в общеобразовательных учреждениях: Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2006.

12. Макаров А.Н. Легкая атлетика. Учеб. пособие для пед. училищ ( отделений) физ. воспитания. Под ред. проф. А.Н. Макарова, М., «Просвещение»,1997.

13. Орешкин Ю. А. «К здоровью через физкультуру», Москва «Медицина» 1990 г.

14.Добровольский С.С. Оптимизация интенсивной технологии совершенствования двигательных действий бегунов-спринтеров с использованием технических средств//Теор. и практ. физ. культ. 1993.


3