СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ, ДУХОВНОСТИ И НРАВСТВЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краеведение было и остается одной из активных творческих форм приобщения человека к духовным богатствам своей Родины, к ее истории, создает незыблемую основу для прочных знаний, для осознания своего места в обществе и мире, закладывает определенную основу для духовности, нравственности и гуманизации образовательного процесса в целом.

Просмотр содержимого документа
«Тезисы к Покровским чтениям 2011-ПОПРАВКО -56»

ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ, ДУХОВНОСТИ И НРАВСТВЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ


В.П.Поправко, заместитель директора по учебной работе

гимназии № 56 г. Гомеля


Краеведение было и остается одной из активных творческих форм приобщения человека к духовным богатствам своей Родины, к ее истории. Оно дает широкий простор творческой инициативе учителя. Вместе с тем краеведение наделено необходимым для подрастающего поколения ареолом романтики, пробуждает интерес, поисковую активность учащихся.

Историко – краеведческую работу условно можно разделить на опережающую, сопутствующую и последующую.

Опережающая по своему содержанию предшествует изучению материала на уроке. Здесь главное внимание уделяется созданию эмоционального «фундамента» для будущих учебных занятий с их выводами и обобщениями.

Сопутствующая – работа учащимися выполняется параллельно с изучением общего курса истории. Внимание учащихся обращается на общее и особенное в истории своего края, всего региона и государства в целом.

Последующая – по своему содержанию идет как бы вслед за щкольной программой. В этом случае на основе теоретических знаний, которые уже есть у учащихся, происходит закрепление, уточнение знаний.

Главная особенность краеведческой работы – ее добровольный характер, возможность удовлетворения дальнейшего развития познавательных запросов, потребностей и склонностей учащихся, широкие возможности в выборе форм и методов работы. Исходя из численности тех, кто участвует в краеведческой работе, ее формы разделяются на индивидуальные, групповые и массовые.

Индивидуальная форма предусматривает чтение литературы по местной истории, работу с документами, вещественными источниками, подготовку сообщений, докладов, рефератов, сбор воспоминаний, предметов материальной и духовной культуры.

Групповая форма работы – экскурсии, походы, экспедиции, выпуск тематических стенгазет, рукописных и печатных журналов.

К массовым формам относятся краеведческие вечера, викторины, игры, олимпиады, конференции, конкурсы.

Все эти формы работы тесно взаимосвязаны между собой. Массовая работы обогащает работу в объединениях по интересам, а итоги занятий в последних часто выносятся на общегимназические мероприятия, олимпиады, конференции, конкурсы. Индивидуальная работа – необходимый элемент как массовых, так и групповых форм.

Краеведческая работа многое требует и от учителя. Во – первых, необходимо выработать и сохранить соответствие объема общеисторического и регионального материала, чтобы не допустить превращения истории своего края в параллельный самостоятельный курс. Во – вторых, краеведческая работа должна иметь так называемый «выход в практику» - использоваться на уроках, отражаться в настенной печати, представляться на учебно – исследовательских чтениях и конференциях. В – третьих, она должна вестись систематически. В – четвертых, учитель сам должен постоянно вести поиск и исследование краеведческих материалов, разрабатывать их использование в учебном процессе.

В гимназии № 56 г. Гомеля краеведческая работа решает множество вопросов по целому ряду конкретных направлений, учитывая интересы каждой из сторон: с одной стороны – гимназиста, с другой – учителя.

Историко – краеведческое направление: каждый участник может лично представить, что происходило на конкретной территории много веков назад. Информация воспринимается как нечто собственноручно добытое, а значит, свое. Хранится она в памяти дольше и ценность ее намного выше.

Традиционно – культурологическое направление: прямое общение, связь поколений позволяет сохранить наши корни и традиции.

Природно – экологическое направление: походы, проводимые на берегу реки или озера, в лесу или в поле, дают возможность каждому совершить индивидуальные открытия в окружающем его мире.

Спортивно – туристическое направление: участники получают определенную физическую нагрузку и полезные туристические навыки.

Научно – историческое направление: любое исследование проводится для решения конкретных задач, добываются ценные и порою эксклюзивные материалы.

Педагогическое направление: воспитательная работа основывается на методе положительного примера и внутреннего самоконтроля.

Психологическое направление: наблюдение за деятельностью гимназистов в малых социальных группах, создание условий для психологического эксперимента, который имеет неоспоримое преимущество.

В гимназии № 56 г. Гомеля путешествия по родному краю стали уже доброй традицией. Ежегодно собирается группа учащихся VII-XI классов для поездки в Жировичский монастырь, в Корму Добрушского района к мощам Преподобного Иоанна Кормянского. Гимназисты активно участвуют в неделях истории, олимпиадах и конкурсах, в том числе и в ежегодно проводимой олимпиаде по основам православной культуры, в городских, областных, республиканских чтениях учебно – исследовательских работ учащихся. Так за последние два года гимназистами были представлены на конкурсах и конференциях различного уровня работы, посвященные истории собора Петра и Павла, жизненному подвигу преподобной матушки Манёфы Гомельской, возрожденному Николаевскому собору и другие. Учителя истории используют краеведческие материалы на уроках, работает музейная комната, посвященная истории гимназии. Сегодня учащимися VII - IX классов гимназии ведется активная работа над проектом «Православные храмы Гомеля».

Гимназия активно сотрудничает с историческим и юридическим факультетами ГГУ им. Ф.Скорины, преподаватели которых ведут факультативные занятия по религиоведению и культурологии для учащихся X-XI классов.

Таким образом, краеведение помогает гимназистам лучше понимать историю своего родного края, познавать общий ход исторического процесса, создает незыблемую основу для прочных знаний, для осознания своего места в обществе и мире, закладывает определенную основу для духовности, нравственности и гуманизации образовательного процесса в целом.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!