Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Ташёлка муниципального района Ставропольский Самарской области
IХ окружная научно-практическая конференция педагогов
«ОТК-2016. Образование. Технологии. Качество»
«Воспитание нравственных ценностей на уроках математики как эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся»
Учитель математики
Малкина Любовь Владимировна
Содержание.
Введение…………………………………………………..3
Основная часть…………………………………………...4
Заключение……………………………………………… 9
Литература…………………………..…………………. .9
Введение
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности. Воспитание и социализация, согласно Стандарту, концепции и примерной программе, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни .
Задача использования уроков математики для воспитания и укрепления у обучающихся прочного чувства гордости за свою Родину и любви к ней имеет в себе специфическую трудность: очевидна причина, которая заложена в абстрактном характере математической науки. Непосредственно, своим собственным материалом и содержанием математика в силу этой причины вообще не может служить орудием пропаганды чего-либо столь конкретного, как красота и величие родной страны. Однако на уроках математики ученик не всё время сосредотачивается на её абстрактной сущности, но и размышляет над содержательным материалом "текстовых" задач, историческими сведениями и различного рода приложениями. Ясно, что здесь воспитывающее влияние призвана оказывать не сама математика, не её законы, а те привязанные к ней чисто внешним образом данные, которые обрамляют собою задачи.
Актуальность опыта. В своей работе я уделяю большое внимание духовно-нравственному раз-витию и воспитанию учащихся, как неотъемлемого элемента базовых национальных ценностей. Считаю, что в настоящее время духовно-нравст-венное воспитание особенно актуально, так как в современной жизни низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патрио-тические чувства, среди подростков процветает курение, наркомания (слайд 4). Поэтому на духовно-нравственное воспитание надо уделять большое внимание не только в воспитательной работе, но и на каждом уроке, в том числе и математике.
Цель: Показать, что на уроках математики можно успешно реализовать направление духовно-нравственного воспитания.
Задачи : 1. оптимальное развитие математических способностей, посредством активизации воспитательного потенциала урока; 2. усиление связи математических знаний с жизненной практикой на основе метапредметного обучения; 3. внедрение заданий с использованием историко - краеведческого материала для развития познавательного интереса учащихся и формирования нравственных качеств личности; 4. применение современных образовательных технологий для форми-рования ключевых компетенций учащихся.( слайд 5)
Основная часть. Математика является не просто областью знаний, но прежде всего сущест-венным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Научить математике всех детей практически невозможно, но научить не бояться математики, научить любить её - это цель, которую можно реализовать. При этом необходимо: воспринимать ребёнка как ценность, как носителя особого внутреннего мира; признавать неприкосновенность и исключитель-ность личности; находить успехи и уметь их показать и всему классу, и ученику в том числе. Опыт моей работы показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае, стране, ее законах. Какими вырастут наши дети, сегодняшние школьники? Кем станут они в жизни? Эти вопросы не могут не волновать учителей, родителей и всю нашу общественность. Следует помнить, что нравственность передается от сердца к сердцу, при живом общении учителя и ученика. Личность наставника играет здесь первостепенную роль. Для реализации педагогического опыта конструирую и провожу уроки и заня-тия разнообразные по своему типу. Чередую нетрадиционные формы с тради-ционными( урок- КВН , «Счастливый случай», «Заморочки из бочки» и др). При планировании учебной деятельности учитываю следующие аспекты: -определение места в общей системе уроков; - определение оптимального содержания урока в соответствии с требова-нием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся; -прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформи-рованности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах; -выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся; - реализация на уроке всех дидактических принципов; -создание условий успешного учения учащихся. Важно, чтобы на таких уроках широко использовалась наглядность –это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации, слайд-фильмы. При разработке упражнений по математике необходимо подбирать материал, который будет интересен и понятен детям и подкреплён наглядностью. И в этом нам, несомненно, помогут информационно –коммуникативные технологии, технология личностно - ориентированного обучения, проблемного обучения, проектной деятельности, технология сотрудничества. Я на уроке математики духовно-нравственное воспитание осуществляю посредством четырех факторов: (слайд 6)
через содержание образования;
через методы и формы обучения;
через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;
через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени). Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится на различных этапах урока: в процессе овладения теорией предмета, при устном счете и решении задач, в ходе выполнения домашних заданий, при проведении экскурсий, подготовке к олимпиадам, внеклас-сным мероприятиям .
Так с чего же можно начать работу учителю по внедрению данного опыта на уроке математики? Воспитательную деятельность можно начинать с эпиграфа к уроку. Приведу несколько примеров эпиграфов духовно-нравственного воспитания: (слад 7) 1. «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию» Я. А. Коменский 2. «Арифметика и геометрия нужны каждому воину». Платон Во - вторых: опыт показывает, что сведения из истории математики наиболее ярко иллюстрируют зарождение и развитие математических понятий. Эмоциональность подачи материала способствует лучшему его усвоению учащимися и развитию логики математического мышления. Для подростка очень важно иметь достойный пример для подражания. Таким примером могут служить как наши современники, так и предшественники, способные своей творческой биографией вызвать отклик и переживания у школьников. Жизнь и творческая биография С.В.Ковалевской, Н.И.Лобачевского, Л.Л. Чебышева и других ученых является ярким примером истинно патриотического служения Родине. Они прославили русскую науку, и их имена навсегда вошли в историю математики. В третьих: в обучении математике, как уже отмечалось, с точки зрения духовно-нравственного воспитания огромную роль играет подбор математи-ческих задач для уроков с учётом дидактических и методических требований. Решение задач, включающих исторические сведения, способст-вует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. Формирование гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую и экологическую информацию. Остановимся более подробно на некоторых видах задач: Задачи патриотического содержания (слайд 8) . Патриотизм» - любовь к России, к своему народу, служение Отечеству – является одной из важнейших базовых ценностей. Задачи краеведческого содержания. (слайд 9). Школьное краеведение помогает воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине. Задачи экологического содержания (слайд 10). Экологические проблемы возникли не сегодня. Математика создаёт условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. Задачи здоровьесберегающего содержания.(слайд 11) .Также на своих уроках провожу работу по борьбе с вредной привычкой подростков - курением. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно во всем мире от болезней, связанных с курением, умирает 2,5 млн. человек. Смертность растет прямо пропорционально количеству выкуренных сигарет. Большой процент смертности среди тех, кто начал курить в раннем возрасте. Поэтому проблема борьбы с курением детей имеет социальный характер, и мы, взрослые, особенно учителя, должны помочь молодежи сделать правильный выбор о несовместимости курения и здоровья. Задачи, посвященные важным датам нашей страны (слайд 12). Первым шагом работы в данном направлении, является определение наиболее значимых событий в жизни нашей страны, такое как 55 летите «Дня космонавтики».
Результативность опыта. Активизация познавательной деятельности позволяет достичь определённых результатов:
У учащихся формируется положительная мотивация изучения математики
Эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков
У учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач
Позволяет повысить качество учебно- воспитательного процесса, творческий потенциал, самостоятельность и активность учащихся
5.Опыт нашёл поддержку и заинтересовал коллег: по данной теме были выступления на методических объединениях в школе, проводились открытые уроки.
В заключении Одной из главных задач остаётся задача воспитания Человека, Личности. И если, по словам Эразма Роттердамского: «Люди, поверьте мне, не рож-даются, а формируются», то учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся. А закончу я такой притчей: «После шторма шел старик по берегу моря и увидел как мальчик спасает морские звезды, выброшенные штормом на берег. Старик сказал: «Твоя работа не имеет смысла. Ты не сможешь спасти всех». На что мальчик ответил: «Моя работа имеет смысл вот для этой звезды». И бросил очередную морскую звезду в море. Считаю, что моя работа имеет смысл, если хотя бы один мой ученик сделает доброе дело, приютит и накормит бездомное животное, поможет прохожему на улице, скажет доброе слово своему однокласснику.
Литература:
1. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.
2. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» Е.С.Полат.
3.Воспитание в сельской школе. Байбородова Л.В., Чернявская А.П.
4.Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и
учителей / авторы – составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина и др.
5.«Межпредметные связи в процессе обучения» В.Н Максимова
6.Социально-воспитательные технологии. Селевко Г.К., Селевко А.Г.
Использую интернет ресурсы по данной теме.
1. http://www.it-n.ru.
10