СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Воспитание нравственных ценностей на уроках математики как эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Воспитание нравственных ценностей на уроках математики как эффективное средство активизации  познавательной  деятельности учащихся»

Просмотр содержимого документа
««Воспитание нравственных ценностей на уроках математики как эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Ташёлка муниципального района Ставропольский Самарской области



IХ окружная научно-практическая конференция педагогов

«ОТК-2016. Образование. Технологии. Качество»





«Воспитание нравственных ценностей на уроках математики как эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся»





Учитель математики

Малкина Любовь Владимировна









Содержание.

  1. Введение…………………………………………………..3

  1. Основная часть…………………………………………...4

  2. Заключение……………………………………………… 9

  3. Литература…………………………..…………………. .9































Введение  


 В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности. Воспитание и социализация, согласно Стандарту, концепции и примерной программе, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни .                                    

Задача использования уроков математики для воспитания и укрепления у обучающихся прочного чувства гордости за свою Родину и любви к ней имеет в себе специфическую трудность: очевидна причина, которая заложена в абстрактном характере математической науки. Непосредственно, своим собственным материалом и содержанием математика в силу этой причины вообще не может служить орудием пропаганды чего-либо столь конкретного, как красота и величие родной страны. Однако на уроках математики ученик не всё время сосредотачивается на её абстрактной сущности, но и размышляет над содержательным материалом "текстовых" задач, историческими сведениями и различного рода приложениями. Ясно, что здесь воспитывающее влияние призвана оказывать не сама математика, не её законы, а те привязанные к ней чисто внешним образом данные, которые обрамляют собою задачи.

Актуальность опыта. В своей работе я уделяю большое внимание духовно-нравственному раз-витию и воспитанию учащихся, как неотъемлемого элемента базовых национальных ценностей. Считаю, что в настоящее время духовно-нравст-венное воспитание особенно актуально, так как в современной жизни низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патрио-тические чувства, среди подростков процветает курение, наркомания (слайд 4). Поэтому на духовно-нравственное воспитание надо уделять большое внимание не только в воспитательной работе, но и на каждом уроке, в том числе и математике.

Цель: Показать, что на уроках математики можно успешно реализовать направление духовно-нравственного воспитания.

Задачи : 1. оптимальное развитие математических способностей, посредством активизации воспитательного потенциала урока; 2. усиление связи математических знаний с жизненной практикой на основе метапредметного обучения; 3. внедрение заданий с использованием историко - краеведческого материала для развития познавательного интереса учащихся и формирования нравственных качеств личности; 4. применение современных образовательных технологий для форми-рования ключевых компетенций учащихся.( слайд 5)

Основная часть. Математика является не просто областью знаний, но прежде всего сущест-венным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Научить математике всех детей практически невозможно, но научить не бояться математики, научить любить её - это цель, которую можно реализовать. При этом необходимо: воспринимать ребёнка как ценность, как носителя особого внутреннего мира; признавать неприкосновенность и исключитель-ность личности; находить успехи и уметь их показать и всему классу, и ученику в том числе.  Опыт моей работы показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае, стране, ее законах. Какими вырастут наши дети, сегодняшние школьники? Кем станут они в жизни? Эти вопросы не могут не волновать учителей, родителей и всю нашу общественность. Следует помнить, что нравственность передается от сердца к сердцу, при живом общении учителя и ученика. Личность наставника играет здесь первостепенную роль. Для реализации педагогического опыта конструирую и провожу уроки и заня-тия разнообразные по своему типу. Чередую нетрадиционные формы с тради-ционными( урок- КВН , «Счастливый случай», «Заморочки из бочки» и др). При планировании учебной деятельности учитываю следующие аспекты: -определение места в общей системе уроков; - определение оптимального содержания урока в соответствии с требова-нием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся; -прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформи-рованности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах; -выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся; - реализация на уроке всех дидактических принципов; -создание условий успешного учения учащихся. Важно, чтобы на таких уроках широко использовалась наглядность –это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации, слайд-фильмы. При разработке упражнений по математике необходимо подбирать материал, который будет интересен и понятен детям и подкреплён наглядностью. И в этом нам, несомненно, помогут информационно –коммуникативные технологии, технология личностно - ориентированного обучения, проблемного обучения, проектной деятельности, технология сотрудничества. Я на уроке математики духовно-нравственное воспитание осуществляю посредством четырех факторов: (слайд 6)

  1. через содержание образования;

  2. через методы и формы обучения;

  3. через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;

  4. через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени). Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится на различных этапах урока: в процессе овладения теорией предмета, при устном счете и решении задач, в ходе выполнения домашних заданий, при проведении экскурсий, подготовке к олимпиадам, внеклас-сным мероприятиям .

Так с чего же можно начать работу учителю по внедрению данного опыта на уроке математики? Воспитательную деятельность можно начинать с эпиграфа к уроку. Приведу несколько примеров эпиграфов духовно-нравственного воспитания: (слад 7) 1. «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию» Я. А. Коменский 2. «Арифметика и геометрия нужны каждому воину».  Платон Во - вторых: опыт показывает, что сведения из истории математики наиболее ярко иллюстрируют зарождение и развитие математических понятий. Эмоциональность подачи материала способствует лучшему его усвоению учащимися и развитию логики математического мышления. Для подростка очень важно иметь достойный пример для подражания. Таким примером могут служить как наши современники, так и предшественники, способные своей творческой биографией вызвать отклик и переживания у школьников. Жизнь и творческая биография С.В.Ковалевской, Н.И.Лобачевского, Л.Л. Чебышева и других ученых является ярким примером истинно патриотического служения Родине. Они прославили русскую науку, и их имена навсегда вошли в историю математики. В третьих: в обучении математике, как уже отмечалось, с точки зрения духовно-нравственного воспитания огромную роль играет подбор математи-ческих задач для уроков с учётом дидактических и методических требований. Решение задач, включающих исторические сведения, способст-вует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. Формирование гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую и экологическую информацию. Остановимся более подробно на некоторых видах задач: Задачи патриотического содержания (слайд 8) . Патриотизм» - любовь к России, к своему народу, служение Отечеству – является одной из важнейших базовых ценностей. Задачи краеведческого содержания. (слайд 9). Школьное краеведение помогает воспитывать у учащихся бережное отношение к природным богатствам, уважение к труду и традициям народа, любовь к родному краю и своей Родине. Задачи экологического содержания (слайд 10). Экологические проблемы возникли не сегодня. Математика создаёт условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении. Задачи здоровьесберегающего содержания.(слайд 11) .Также на своих уроках провожу работу по борьбе с вредной привычкой подростков - курением. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно во всем мире от болезней, связанных с курением, умирает 2,5 млн. человек. Смертность растет прямо пропорционально количеству выкуренных сигарет. Большой процент смертности среди тех, кто начал курить в раннем возрасте. Поэтому проблема борьбы с курением детей имеет социальный характер, и мы, взрослые, особенно учителя, должны помочь молодежи сделать правильный выбор о несовместимости курения и здоровья. Задачи, посвященные важным датам нашей страны (слайд 12). Первым шагом работы в данном направлении, является определение наиболее значимых событий в жизни нашей страны, такое как 55 летите «Дня космонавтики».

Результативность опыта. Активизация познавательной деятельности позволяет достичь определённых результатов:

  1. У учащихся формируется положительная мотивация изучения математики

  2. Эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков

  3. У учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач

  4. Позволяет повысить качество учебно- воспитательного процесса, творческий потенциал, самостоятельность и активность учащихся

5.Опыт нашёл поддержку и заинтересовал коллег: по данной теме были выступления на методических объединениях в школе, проводились открытые уроки.

В заключении Одной из главных задач остаётся задача воспитания Человека, Личности. И если, по словам Эразма Роттердамского: «Люди, поверьте мне, не рож-даются, а формируются», то учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся. А закончу я такой притчей: «После шторма шел старик по берегу моря и увидел как мальчик спасает морские звезды, выброшенные штормом на берег. Старик сказал: «Твоя работа не имеет смысла. Ты не сможешь спасти всех». На что мальчик ответил: «Моя работа имеет смысл вот для этой звезды». И бросил очередную морскую звезду в море. Считаю, что моя работа имеет смысл, если хотя бы один мой ученик сделает доброе дело, приютит и накормит бездомное животное, поможет прохожему на улице, скажет доброе слово своему однокласснику.

Литература:

1. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.

2. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» Е.С.Полат.

3.Воспитание в сельской школе. Байбородова Л.В., Чернявская А.П.

4.Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и

учителей / авторы – составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина и др.

5.«Межпредметные связи в процессе обучения» В.Н Максимова

6.Социально-воспитательные технологии. Селевко Г.К., Селевко А.Г.

Использую интернет ресурсы по данной теме.

1. http://www.it-n.ru.  

10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!