СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Воспитание образованием: развитие основных познавательных умений и навыков." Альтернативная методическая разработка для учителей начальной и средней школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иностранный язык как один из учебных предметов общеобразовательной школы должен обеспечить решение следующих задач: обучающих, развивающих, воспитательных и образовательных. Основной и ведущей целью является формирование коммуникативной компетенции, основу которой составляют коммуникативные умения, сформированные на базе языковых знаний и навыков, а также социокультурных знаний.

      Воспитание школьников, осуществляемое через систему личностных отношений к постигаемой культуре и процессу овладения этой культурой, предполагает формирование у них:

      - оценочно-эмоционального отношения к миру;

      - положительного отношения к иностранному языку, культуре народа, говорящего на этом языке, способствующих развитию мотивации учения;

      - понимания важности изучения иностранного языка и потребности пользоваться им как средством общения.

Просмотр содержимого документа
«"Воспитание образованием: развитие основных познавательных умений и навыков." Альтернативная методическая разработка для учителей начальной и средней школы»

Воспитание образованием: развитие основных познавательных умений и навыков.


Расширение и качественное изменение международных связей нашего государства, интернационализация всех сфер общественной жизни делают иностранный язык реально востребованным в интеллектуальной и практической деятельности человека. Он становится важным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса.

В школах созданы благоприятные условия для решения задачи качественного обучения иностранным языкам и предоставлены почти неограниченные возможности для их практического применения.

В настоящее время получило широкое распространение раннее изучение иностранных языков, увеличилось число школ с углублённым изучением иностранных языков. Значительные изменения в содержании обучения и внедрение в практику альтернативных вариантов школьных учебников призваны объединить усилия всех заинтересованных лиц в качественном преподавании предмета.

Иностранный язык как один из учебных предметов общеобразовательной школы должен обеспечить решение следующих задач: обучающих, развивающих, воспитательных и образовательных. Основной и ведущей целью является формирование коммуникативной компетенции, основу которой составляют коммуникативные умения, сформированные на базе языковых знаний и навыков, а также социокультурных знаний.


Воспитание школьников, осуществляемое через систему личностных отношений к постигаемой культуре и процессу овладения этой культурой, предполагает формирование у них:

- оценочно-эмоционального отношения к миру;

- положительного отношения к иностранному языку, культуре народа, говорящего на этом языке, способствующих развитию мотивации учения;

- понимания важности изучения иностранного языка и потребности пользоваться им как средством общения.


Образование средствами иностранного языка предполагает:

- приобретение знаний о культуре, истории, реалиях и традициях страны изучаемого языка и включение школьников в “диалог культур”;

- знакомство с достижениями национальных культур в развитии общечеловеческой культуры, осознание роли родного языка и культуры в зеркале культуры другого народа;

Осознание учащимися сущности языковых явлений, иной системы понятий, сквозь которую может восприниматься действительность;

- сопоставление изучаемого языка с родным.


Содержание учебного предмета “Иностранный язык” включает три основных компонента, находящихся в тесной взаимосвязи, что обусловлено интегративностью и многоаспектностью коммуникативной компетенции.

Первым и основным компонентом являются коммуникативные умения, представляющие собой результат овладения языком на каждом отрезке и этапе обучения. Формирование коммуникативных умений невозможно без овладения языковыми средствами, своего рода “строительным материалом”, с помощью которого оформляется и воспринимается сообщение. Однако знание слов, грамматических форм, конструкций само по себе не обеспечивает формирование коммуникативных умений. Необходим навык владения этим материалом для порождения или распознавания информации.


Второй компонент – языковые навыки, представляющие собой часть сложных умений – говорения, чтения, письма, аудирования. Для овладения указанными выше умениями школа должна обеспечить учащимся усвоение определенных языковых знаний, причем под усвоением следует понимать не просто запоминание материала, но и формирование навыков пользования им в процессе продуцирования и распознавания иноязычных произведений.


Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с третьим компонентом – социокультурными (лингвострановедческими) знаниями. Без знания элементов социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах.


В связи с этим, основными задачами учителя в школе являются формирование устойчивых навыков в начальной школе (в основном, - это произношение и восприятие на слух); в средней школе – это доведения навыков до автоматизма и развитие умений применять их в немногочисленных учебно-практических задачах; в старшей школе – совершенствование развитых в средней школе умений. Это максимум.


Работа в начальной школе должна быть посвящена формированию навыков восприятия и воспроизведения звуков и слов на слух. Если  ученик не овладел навыками восприятия на слух фонетических отличий русского и иностранного языка, он будет не в состоянии эффективно продолжать обучение дальше. Обучение в школе ИЯ повторяет путь обучения родному языку: сначала идёт подражательное усвоение звуковых единиц, - устная речь, и только потом – письменная. Никому в обычной жизни не приходит в голову учить своих новорожденных детей писать, а потом – говорить. В школе же всё сводится именно к этому.


Для результативного преподавания ИЯ учителю необходимо полностью владеть изучаемым материалом. Странно звучит, не так ли? Учить можно только тому, что знаешь и умеешь объяснить сам. Также необходимо теоретическое обоснование педагогической деятельности. В этом случае учителю необходимо знать возрастную психологию и закономерности физиологического развития ребёнка, на базе чего и должен строиться весь педагогический процесс. Теоретическое обоснование педагогической деятельности должно строиться на законах познания: ученики познают мир при помощи сравнения и обобщения (индукция), а учитель ищет соответствующие их уровню примеры и задания для того, чтобы направить это познание в правильном направлении (дедукция).

Учитель – это человек, осуществляющий формирование учащегося (преподавание и воспитание его как личности и как специалиста в государстве). Ученик – это познающий человек при помощи системы образования. Важна деятельность «познающего» человека, а не «обучающего» учителя.



При формировании грамматических речевых навыков продуктивной речи целесообразно выделить три основных этапа: 1) ознакомление и первичное закрепление; 2) тренировка; 3) применение.

Ознакомление и первичное закрепление грамматического материала

Целью данного этапа является создание ориентировочной основы грамматического действия для последующего формирования навыка в различных ситуациях общения. На этом этапе необходимо раскрыть значение, формообразование и употребление грамматической структуры, обеспечить контроль ее понимания учащимися и первичное закрепление. Ознакомление с новым грамматическим материалом для продуктивного усвоения чаще всего осуществляется в учебно-речевых ситуациях, предъявляемых устно или в чтении, под руководством учителя или самостоятельно.


Примеры упражнений:

1. Сравните ситуации, найдите общее и отличительное в значении грамматических форм.

2. Объясните употребление грамматических явлений.

3. Выберите подходящую форму из нескольких данных.

4. Укажите грамматическую форму, которую нужно употребить в следующих русских предложениях.

5. Прослушайте пары предложений и укажите то, которое соответствует переводу, данному на карточке

6. Выпишите предложения с …

7. Образуйте грамматические формы по образцу(правилу).

8. Укажите номер ситуации, в которой допущена ошибка в употреблении грамматической формы.

9. Найдите в тексте грамматические явления, которые выражают…

10. Выразите согласие или отказ, употребляя одну из двух предложенных вам грамматических форм. Обоснуйте свой ответ.



Тренировка грамматического материала


Для развития навыка относительно точного воспроизведения изучаемого явления и его гибкости за счет варьирования условий общения используются имитационные, подстановочные, трансформационные упражнения. Выполнение упражнений может проходить в виде прослушивания и повторения форм по образцу, контрастного повторения различных форм за преподавателем, списывания текста или его части с подчеркиванием грамматических ориентиров.

Примеры упражнений:

1. Повторите … вслед за диктором.

2. Прочтите предложения хором ( по цепочке, в парах).

3. Перепишите следующие предложения.

4. Выполните команду и скажите, что вы сделали.

5. Подтвердите, что высказывание вашего собеседника соответствует действительности.

6. Заверьте вашего собеседника, что он ошибается.

7. Согласитесь с утверждениями товарищей.

8. Произнесите одну и ту же фразу громко, тихо, быстро, задумчиво, иронически.

9. Выразите уверенность, удивление по поводу высказывания вашего товарища.

10. Повторите, добавляя слово (словосочетание, фразу).

11. Срифмуйте несколько фраз и повторите их.


Подстановочные упражнения используются для закрепления грамматического материала, выработки автоматизмов в употреблении грамматической структуры в аналогичных ситуациях. Особенно эффективны упражнения, которые требуют не только автоматического конструирования предложений по аналогии с речевым образцом, но и выбора в результате противопоставления грамматических форм в подстановочной таблице. Продуктивны и подстановочные упражнения, построенные по принципу противопоставления, основанные на одновременном показе двух кадров или картинок, изображающих оппозиционные грамматические значения.


Примеры упражнений:

1. Составьте предложения с помощью подстановочной таблицы.

2. Составьте предложения из заданных слов.

3. Раскройте скобки, употребляя соответствующую грамматическую форму.

4. Составьте предложения по образцу, заменяя определение (дополнение, обстоятельство) развернутой фразой.

5. Прослушайте диалог, воспроизведите его в парах и составьте диалог по аналогии.

6. Расскажите о себе или о своем товарище, используя образец.

7. Ответьте на вопросы, используя образец.

8. Закончите предложения по образцу.

9. Дополните таблицу своими примерами.

10.Примите участие в беседе. Используйте таблицу, которая поможет вам найти нужные слова.



Трансформационные упражнения дают возможность формировать навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных грамматических структур в речи. С их помощью можно научить варьировать содержания сообщения в заданных моделях в зависимости от меняющейся ситуации, cопоставлять и противопоставлять изучаемую структуру ранее изученным, составлять из отдельных усвоенных ранее частей целые высказывания с новым содержанием. Выбор вида упражнения зависти от конкретной задачи.


Примеры упражнений:

1. Выразите ту же мысль иначе (скажите по-другому).

2. Посмотрите на незавершенный рисунок и выскажите предположение о том, что не успел нарисовать художник.

3. Перескажите текст, представляя, что действие совершилось только что (вчера, раньше).

4. Дайте начало следующих диалогов. (Приводятся ответные реплики).

5. Запишите вопросы, которые вы могли бы задать в беседе с …

6. Прокомментируйте движения (пантомимические действия).

7. Дополните предложение, обращая внимание на…

8. Замените выделенные слова…

9. Напишите предложения в форме…

10. Объедините простые предложения в сложноподчиненные.



Применение грамматического материала в речи.


Переход от навыков к умениям обеспечивается упражнениями, в которых активизируемое грамматическое явление надо употребить без языковой подсказки в соответствии с речевыми обстоятельствами. Упражнения этого этапа могут проводиться на материале устных тем, домашнего чтения, диафильмов, кинофрагментов.



Примеры упражнений:

1. Прокомментируйте действия вашего товарища (персонажей учебного фильма).

2. Прослушайте диалог и скажите, почему…

3. Прослушайте короткий рассказ и объясните, почему…

4. Проведите беседу о театре (музыке, литературе), используя прием сопоставления фактов.

5. Обсудите факты, изложенные в …

6. ”Оживите” предложенную картинку.

7. Возьмите интервью у иностранца (очевидца событий, выдающейся личности) о происходящих (прошедших, предстоящих) событиях.

8. Проведите социологический опрос молодежи (детей, родителей, учителей). Выясните их отношение к современной (классической, зарубежной) музыке (литературе, живописи).

9. Представьте, что вас приглашают на… Обоснуйте свое согласие (отказ).

10. Сформулируйте советы (рекомендации) тем, кто собирается в туристический поход (на экскурсию, на каникулы, навестить родственников, друзей).


Согласно государственному образовательному стандарту нового поколения, для формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:


  1. знание географических, природно-климатических особенностей страны изучаемого языка, основных городов и их достопримечательностей и умение использовать эти знания в собственных высказываниях;

  2. знание политического, государственного и религиозного строя страны изучаемого языка;

  3. знание основных сведений из истории страны изучаемого языка, в том числе из истории развития литературы культуры, цивилизации, науки и техники, и умение их использовать при построении собственных высказываний; умение сопоставлять их с достижениями своей культуры, своего народа;

  4. знание современных аспектов жизни сверстников за рубежом (работа, учеба, туризм, мода и т.д.) и умение выражать собственное мнение/суждение по проблемам, сравнивать с собственным опытом, а также понимать аналогичные высказывания;

  5. знание национальных традиций, обычаев, праздников, умение сопоставить их с собственным опытом.




Приемы активизации лексики на начальном этапе


Непременными условиями успешного использования приемов при работе над лексикой являются организация речевого взаимодействия на коммуникативной основе, развитие творческих и познавательных качеств учащихся, мотивация для речевой деятельности, знание ступеней активизации лексических образований.




Уже на начальном этапе изучения слов учитель включает большое количество стихотворений. Стихотворный текст позволяет отработать грамматические структуры, звуки, правильную интонацию. Работа над стихотворениями также способствует формированию положительных качеств у ребенка.

Так, после обработки образцов I have. The books are red. I can see. Разучивается стихотворение:

I have two books,

And I can see,

The books are red,

In front of me.




Практикуются и рифмовки, способствующие закреплению и лексики и временных форм (e.g. Present Continuous):

One and two and three and four,

I am sitting on the floor,

I am playing with a ball,

And a pretty little doll.


Вызывают интерес и песни. Дети знают песни про алфавит, а также песни: ”What’s your name?”, “The more we get together”, Where do you live?” и другие. Дети водят хороводы, песни инсценируются.

Эффективным приемом активизации лексики являются игровые упражнения. Например: слова по темам “ Classroom” и “Animals” даются в разбивку. Дети по очереди подбегают к доске и пишут слова в две колонки. Команды учителя, а позднее и подготовленного ученика, тоже позволяют закреплять слова.


Считалочки также занимают важное место в закреплении слов:

I saw a little bird,

Come hop, hop, hop.

I cried, “Little bird,

Will you stop, stop, stop ?”



Скороговорки способствуют закреплению звуков, отсутствующих в русском языке. Пантомима развивает эмоциональность учащихся. Один учащийся называет действие, другой демонстрирует. Или учащийся показывает действие, потом комментирует его в первом лице. На уроках английского языка используются кроссворды, физкультминутки, также применяется прием “снежный ком”, в значительной степени способствующий активизации лексики.





На начальной ступени изучения английского языка учащимся приходится запоминать большое количество языковых единиц, они знакомятся с алфавитом, с транскрипционными значками, правилами чтения, чтения слов-исключений, со словообразованием, с синонимами, омонимами, антонимами, с простыми грамматическими категориями и т.д. Но в связи с тем, что все каналы восприятия у детей развиты и активны, усвоение материала не представляет трудности. Наоборот, заучивание материала позволяет учащимся моделировать общение в дальнейшем, приобщает к иноязычной культуре, обеспечивает сохранение слов в памяти. Очень важно при разработке содержания упражнений прививать детям навыки работы со словом, развивать их мыслительные способности, логику и интерес к предмету.




Страница 0

Костерева О.С.




Воспитание образованием


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!