СТАТЬЯ
«Воспитание патриотизма на уроках русского языка»
Обобщение собственного опыта работы по системе учебников «Начальная школа 21 века»
Воспитание патриотизма в настоящее время - важнейшая задача. Патриотизм является одним из древнейших качеств и идей нравственного сознания.
Патриот- человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги. Без патриотизма всех народов России невозможна была бы победа над врагами, нападающие на нашу страну.
Народы России всегда прославляли воина – защитника Отечества. Воины выделялись разными добродетелями, были для всех нравственными идеалами, потому что они защищали родную землю, свой народ, не щадя своей жизни.
Учитель должен помочь ребёнку осознать себя гражданином своего отечества, зародить в нём элементы гражданского самосознания - осознание себя членом общества и государства, обретение чувства любви к родной стране, к её истории, народам, гордости за свою Родину, российский народ, уважение к прошлому своих предков, желание продолжить их добрые дела.
Патриотическому воспитанию много уделяется внимания в учебниках «Литературное чтение» и «Окружающий мир». Моим второклассникам очень нравится работать с произведениями, посвящённые Родине, защитникам отечества. Я решила попробовать продолжить патриотическую тему на уроках русского языка.
В этом году наша страна отметила 400-летие Нижегородскому ополчению. Это одна из самых славных страниц истории Нижегородской земли. В работе с блоками «Развитие речи», «Как устроен наш язык», «Правописание» включила материал патриотического направления.
Одними из главных целей обучения русскому языку являются: развитие устной и письменной речи учащихся, развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству. При изучении раздела «Лексика» (блок «Как устроен наш язык») предложила детям прочитать отрывок стихотворения Бориса Садовского «Гимн». Хочу отметить, что учащиеся знакомы с героизмом Минина и Пожарского.
Хвала и честь героям старины!
В четвёртый раз исполнилось столетье,
Защитники родной своей страны,
В годину смут, тревог и лихолетья.
Поток врагов был грозен и велик,
Родимый край был мрачен и пустынен,
Но спас его из Нижнего мясник.
Хвала тебе, великодушный Минин!
С тобою князь Пожарский. В вихре сечь
Им спасена Московская держава.
От Минина приняв народный меч,
Он дал Руси спасенье. Слава! Слава!
В этом произведении шла работа над определением значения слова в тексте и словаре, работа над исконными, заимствованными и устаревшими словами , образованием слова.
Детей заинтересовало слово « лихолетье». С помощью словаря выяснили, что слово это многозначное и образовано от корней слов: лихие и лета, т. е. года. Произвели разбор по составу: окончание – е, основа - лихолеть, корни –лих и лет, соединительная гласная- о. Значение слова в данном тексте – время смут, бедствий, потрясений. К прилагательному «лихой» подбирали синонимы, антонимы. Аналогичная работа проведена со словами «великодушный», «сечь».
Во втором классе программой предусмотрена работа с текстом (блок «Развитие речи»). На этих уроках учащиеся знакомятся с типами текстов: описание, повествование, рассуждение и их особенностями. На экране дан тест, после прочтения которого нужно определить его тип и особенности.
В российском календаре есть праздник- День Народного единства, отмечаемый 4 ноября в память освобождения Москвы от иноземных захватчиков в 1612 году. Всенародное ополчение, во главе которого встали посадский староста Кузьма Минин и ратный воевода князь Дмитрий Пожарский, сыграло решающую роль в спасении нашего государства. Тогда впервые все сословия русского общества (крестьяне и дворяне. богатые и бедные, молодые и старые) почувствовали силу патриотического единения перед лицом врага, желание защитить родную землю.
Это текст- повествование.
Рассматривая иллюстрацию памятника Минину и Пожарскому (можно взять другие произведения искусств), учились составлять текст- описание. Вот какой текст составила Авдонина Оля.
Замечательный русский скульптор Иван Мартос изобразил вождей народного ополчения- Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского. Раненый князь Пожарский сидит, одной рукой опираясь на меч, другой- на щит. Рядом стоит Минин. Правой рукой он указывает направление на Москву, призывая Пожарского собрать ополчение и освободить столицу. На постаменте высечена надпись: «Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия»
На патриотическую тему предложила составить текст- рассуждение на тему « Что значит любить Родину?» Тексты получились интересными. Вот работа Ершкова Матвея.
Я очень люблю свою Родину. Свою малую и большую, крепкую, сильную и просто красивую. Всё что меня окружает - это и есть Родина. Поля, леса, города, сёла, люди… Любовь к Родине прививается людям с самого детства. Мама учила меня не ломать деревья, не рвать цветы, не обижать братьев наших меньших, дружить, любить и уважать. Во все века народ боролся и воевал за Родину, защищал от врагов, берёг и укреплял её. Родина. родной, родители, родственники, родство - самые тёплые слова, которые я люблю, а значит я люблю свою Родину.
Повторяя, изученные орфограммы (блок «Правописание»), предлагаю работу с пословицами о Родине, где нужно вставить пропущенные буквы , раскрыть скобки и объяснить смысл.
Р_дная ст_р_на - мать, ч_жая - мачеха.
Человек (без)Родины, что с _л_вей (без)песни.
(На)ч_жой ст_р_нушке, рад св_ей в_ронушке.
Ч_жбина – к_лина, родина – м_лина.
Св_я з_мля и в горсти м_ла.
В «Толковом словарике» учебника знакомимся со значениями и происхождением слов патриотического направления : ветеран, рать, дружина, князь, доспехи, сторона и т. д. Можно составить и записать предложения с данными словами.
Все эти задания не только способствуют развитию речи и грамотному письму, но и помогают понять сущность и полноту большого патриотизма - как чувства долга перед народом, перед Родиной.
Харитонова Е.В. учитель начальных классов МАОУ СОШ №2,г. Первомайск