СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание студентов на уроках специальных дисциплин в колледжах

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

О нравственно-духовном воспитании обучающихся на уроках спецдисциплин в организациях технического и профессионального образования.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание студентов на уроках специальных дисциплин в колледжах»

Воспитание студентов на уроках специальных дисциплин в колледжах.

Ибрагимов К.Т.

ст. преподаватель кафедры ППСОП

ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР

по Костанайской области»


На современном этапе развития Казахстана для успешной реализации своей деятельности преподавателю специальных дисциплин необходимо наряду с формированием основных знаний, умений и навыков по предмету, в первую очередь уделять пристальное внимание и нравственно-духовному воспитанию студентов.

В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» говорится о создании новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Особое внимание в Послании уделяется развитию «идеи нового казахстанского патриотизма». Основная цель - формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма, стремления к знаниям и самосовершенствованию, ответственного отношения к делу, сопричастности к истории страны, к настоящему и будущему Независимого Казахстана.

Нравственно-духовное воспитание – это основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить. Но сама модернизация нужна для повышения качества жизни в стране, т.е. создания максимально благоприятных условий для развития личности. В этом суть прогресса общества.

Говоря о нравственно-духовном воспитании необходимо сказать, что такое нравственность и духовность

Нравственность - индивидуальная форма существования морали общества, внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами.

Нравственно-духовное воспитание обеспечивает: готовность и способность обучающихся к духовному развитию и реализации творческого потенциала, нравственное самосознание личности, позитивную нравственную самооценку и самоуважение, готовность отстаивать свою нравственно оправданную позицию, трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей и осознание ценностей человеческой жизни.

Духовность – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, обостренное восприятие всего, что окружает человека, способность к высоким духовным состояния, установление духовных связей между людьми.

Изначально основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека – его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе его эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе. Содержанием нравственно-духовного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается обучающимся и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия.

Нравственно-духовное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия преподавателя на личность, целенаправленное создание условий для становления нравственно-духовной сферы. Развитие самосознания и осознания своей роли в обществе способствует воспитанию личностных качеств, направленных на формирование ответственности и трудолюбия, раскрытие лидерских качеств; повышение гражданской активности, как гражданина Республики Казахстан. В техническом и профессиональном образовании данная задача реализуется на уроках специальных дисциплин на основе приоритета исторического, культурного наследия страны, ее духовных ценностей и традиций, преемственности и непрерывности развития студентов, направленности воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности, повышения мотивации обучения.

Нравственно-духовному воспитанию обучающихся в процессе реализации учебных программ специальных дисциплин способствует целенаправленная работа преподавателя по следующим направлениям:

Патриотическое – задачей организации технического и профессионального образования становится формирование у студентов чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно сделать выбор. Творческие, самостоятельные работы, уроки-экскурсии, уроки-путешествия, конкурсные задания, олимпиадные работы, диспуты, конференции – эти и другие активные формы урочных занятий становятся средством воспитания, пролагая путь к сердцу и душе студента. Особое духовное своеобразие Республики Казахстан – полиэтнокультурность, многоконфессиональность - и ее нравственные императивы, такие, как доверие, традиция, толерантность, значительно актуализируют проблему духовно-нравственного воспитания молодежи.

Гражданско-правовое – степень усвоения важнейших понятий и законов, которые имеют определяющее значение для понимания сущности процессов, происходящих в природе, обществе, в развитии человека; устойчивое осознанное отношение к изучаемому материалу; готовность применить свои взгляды и убеждения в реальной практике, отстоять их в случае необходимости.
Нравственно-эстетическое. Человек юношеского возраста живет в обществе и не может быть свободным от требований этого общества. Эти требования касаются, в первую очередь, моральных, нравственных качеств, поведения. А потому остаются и задачи нравственного воспитания:
- осознание требований и норм морали, выработка нравственных убеждений, формирование мировоззрения;

- развитие уважения к старшим, дружбы со сверстниками, заботы и внимания к детям и пожилым людям;

- выработка умений сопереживать, сочувствовать окружающим людям;
- формирование ответственного отношения к делу, работе, дисциплинированности;
- формирование таких черт характера, как принципиальность, честность, культуры поведения и др.

Валеологическое – приобщение студентов к проблеме сохранения своего здоровья – это, прежде всего, процесс социализации и воспитания. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, какие социальные факторы могут влиять на здоровье.
Профессиональное самоопределение. Профессиональное воспитание своим содержанием должно наполнить все компоненты учебно-воспитательного процесса на уроках спецдисциплин. Профессиональное воспитание предполагает адаптацию социальных и психологических свойств личности, применительно к тем требованиям, которые предъявляет к ней профессиональный труд. Мы исходим из признания специфики профессионального воспитания: его содержание, а значит, и педагогические средства определяются на методическом уровне содержанием, спецификой конкретной профессии. Сколько профессий – столько и содержательных видов профессионального воспитания. Поэтому каждая цикловая комиссия должна разработать модель выпускника-специалиста, включающую в себя набор личностных, профессиональных, деловых качеств.

Не только аудиторная работа способствуют формированию духовных качеств учащихся, но и внеаудиторная деятельность. Организация внеаудиторных занятий (презентации, рефераты, видеофильмы и т.п.) воспитывает в обучающихся трудолюбие, умение работать самостоятельно и в команде, доброжелательность к друг другу. В эту работу включаются все больше студентов совместно с преподавателями других учебных дисциплин. Совместная работа студентов и преподавателей должна быть организована через проектную деятельность, которая позволит решать задачи по нравственно-духовному воспитанию.

Использование проектов при изучении предметов специальных дисциплин способствует привитию интереса к занятиям, развитию навыков исследовательской работы, активизирует мыслительную деятельность, развивает логическое мышление, повышает мотивацию обучения.

В заключение хочу заметить, что человек не рождается богатым нравственно и духовно, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, всей образовательной среды нравственно-духовного воспитания.