СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание толерантности на уроке физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все чаще мы сталкиваемся с проблемами конфликтов на уроке на почве различного  уровня физической  подготовки обучающихся во время спортивных игр. Учащимся,  особенно подросткам, не всегда удается терпимо относиться к действиям одноклассников с более низким  уровнем физического развития и способностей

Просмотр содержимого документа
«Воспитание толерантности на уроке физической культуры»

Воспитание толерантности на уроке физической культуры.

Все чаще мы сталкиваемся с проблемами конфликтов на уроке на почве различного уровня физической подготовки обучающихся во время спортивных игр. Учащимся,  особенно подросткам, не всегда удается терпимо относиться к действиям одноклассников с более низким уровнем физического развития и способностей.

Но учителю физической культуры стоит помнить, что на каждом уроке необходимо особое внимание уделять воспитанию у обучающихся толерантности, великодушия и гуманности. 

Для этого существует множество приемов: игровая методика, беседы, различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха!
В своей педагогической деятельности я использую прием ассоциаций учителя физической культуры из Тобольска О.В.Шестаковой.

К примеру, в 5 классе при изучении раздела «Спортивная игра. Волейбол», когда осуществляется переход от разучивания отдельных приемов к овладению игрой, сразу возникает трудность: принимающая команда, если выигрывает розыгрыш, получает очко и право подавать, и ее игроки переходят на одну позицию. Так написано в правилах ФИВБ. Но каждому ли ребенку это понятно?

Я на данных уроках использую прием ассоциаций. Предлагаю детям представить, что перед ними не две игровые площадки, а два «дома» –

«дом» –это площадка, с которой мяч подается, и

«гости» - это куда мяч отправится «гулять» через сетку.

Наделяем мяч некоторыми качествами.

Например, уважение (гостей надо встречать – это проявление уважения к гостю), обида (как проявление уважения к собственному «я»), великодушие (умение прощать). То есть «оживим» или, скорее, «одушевим» его. Рассмотрим несколько ситуаций. 
Ситуация первая. Мяч подается из «дома», т.е. «идет гулять».

Куда «идет гулять»? Конечно – «в гости». Если, во время игры, «гости» допустили ошибку, т.е. «обидели» мяч, то он возвращается «домой».

А «дома» его всегда ждут, и ничего особенного не происходит. Подыграв ребятам и дав им возможность «пожалеть» мяч, воспитываем у них гуманное отношение, в данном случае к одушевленному мячу.  Но что происходит в «гостях»? Раз мяч «обидели», значит, надо просить прощение. В своей практике, особенно на первых этапах обучения, я применила этот способ, но делала упор на то, что гостей не надо обижать, а их надо если не любить, то, проявлять уважение и принимать такими, какие они есть.

Часто это происходит следующим образом: «обидевшие» мяч «гости», «в искупление своей вины», выполняют  одно приседание. 


Другая ситуация. Подача – мяч снова «идет гулять из дома в гости».

Но на этот раз ошибку допускают уже «дома», т.е. команда, подававшая мяч. Что происходит с теми, кто «обидел» мяч на этот раз? Ничего! «Обидели» «дома», а раз дома, значит – свои. А «своим» мы прощаем.

Прощая одноклассникам из своей команды проигранное очко, ребята получают опыт проявления великодушия, как бескорыстной снисходительности, отсутствии злопамятства. Умение прощать лежит и в основе воспитания любого вида толерантности. 
Но давайте вернемся к мячу! Он не остается там, где его «обидели», а уходит «в гости».

Все не сложно, но по правилам приличия, гостей положено встречать.

В данном случае, подобным ритуалом «встречи гостя» и является переход, указанный выше, который выполняет команда «гостей», куда на подачу «уходит» мяч. Переход выполнили, гостя встретили, как бы «породнились», оставили «жить в своем доме». Теперь уже это его «дом». 
Игра продолжается. А ребенок, в игре, ненавязчиво, учится прощать и просить прощения. Сегодня – он простил своих, пусть и не совсем умелых, одноклассников в «доме» на спортивной площадке, а завтра – кто знает?!  Ведь дом у нас у всех один – наша школа, наш город.

Особая роль в воспитании толерантности у детей отводится взрослым (родителям и педагогам), которые формируют у детей чувство такта, способность слушать и слышать другого, открытость, принятие других такими какие есть.

Организуя физкультурные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты» и другие аналогичные мероприятия формируют толерантное взаимодействие с представителями разных возрастных групп.



Формирование толерантного сознания происходит в течение всей жизни человека, где важным институтом социализации наряду с семьей является образование.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!