Воспитание толерантности на уроке физической культуры.
Все чаще мы сталкиваемся с проблемами конфликтов на уроке на почве различного уровня физической подготовки обучающихся во время спортивных игр. Учащимся, особенно подросткам, не всегда удается терпимо относиться к действиям одноклассников с более низким уровнем физического развития и способностей.
Но учителю физической культуры стоит помнить, что на каждом уроке необходимо особое внимание уделять воспитанию у обучающихся толерантности, великодушия и гуманности.
Для этого существует множество приемов: игровая методика, беседы, различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха!
В своей педагогической деятельности я использую прием ассоциаций учителя физической культуры из Тобольска О.В.Шестаковой.
К примеру, в 5 классе при изучении раздела «Спортивная игра. Волейбол», когда осуществляется переход от разучивания отдельных приемов к овладению игрой, сразу возникает трудность: принимающая команда, если выигрывает розыгрыш, получает очко и право подавать, и ее игроки переходят на одну позицию. Так написано в правилах ФИВБ. Но каждому ли ребенку это понятно?
Я на данных уроках использую прием ассоциаций. Предлагаю детям представить, что перед ними не две игровые площадки, а два «дома» –
«дом» –это площадка, с которой мяч подается, и
«гости» - это куда мяч отправится «гулять» через сетку.
Наделяем мяч некоторыми качествами.
Например, уважение (гостей надо встречать – это проявление уважения к гостю), обида (как проявление уважения к собственному «я»), великодушие (умение прощать). То есть «оживим» или, скорее, «одушевим» его. Рассмотрим несколько ситуаций.
Ситуация первая. Мяч подается из «дома», т.е. «идет гулять».
Куда «идет гулять»? Конечно – «в гости». Если, во время игры, «гости» допустили ошибку, т.е. «обидели» мяч, то он возвращается «домой».
А «дома» его всегда ждут, и ничего особенного не происходит. Подыграв ребятам и дав им возможность «пожалеть» мяч, воспитываем у них гуманное отношение, в данном случае к одушевленному мячу. Но что происходит в «гостях»? Раз мяч «обидели», значит, надо просить прощение. В своей практике, особенно на первых этапах обучения, я применила этот способ, но делала упор на то, что гостей не надо обижать, а их надо если не любить, то, проявлять уважение и принимать такими, какие они есть.
Часто это происходит следующим образом: «обидевшие» мяч «гости», «в искупление своей вины», выполняют одно приседание.
Другая ситуация. Подача – мяч снова «идет гулять из дома в гости».
Но на этот раз ошибку допускают уже «дома», т.е. команда, подававшая мяч. Что происходит с теми, кто «обидел» мяч на этот раз? Ничего! «Обидели» «дома», а раз дома, значит – свои. А «своим» мы прощаем.
Прощая одноклассникам из своей команды проигранное очко, ребята получают опыт проявления великодушия, как бескорыстной снисходительности, отсутствии злопамятства. Умение прощать лежит и в основе воспитания любого вида толерантности.
Но давайте вернемся к мячу! Он не остается там, где его «обидели», а уходит «в гости».
Все не сложно, но по правилам приличия, гостей положено встречать.
В данном случае, подобным ритуалом «встречи гостя» и является переход, указанный выше, который выполняет команда «гостей», куда на подачу «уходит» мяч. Переход выполнили, гостя встретили, как бы «породнились», оставили «жить в своем доме». Теперь уже это его «дом».
Игра продолжается. А ребенок, в игре, ненавязчиво, учится прощать и просить прощения. Сегодня – он простил своих, пусть и не совсем умелых, одноклассников в «доме» на спортивной площадке, а завтра – кто знает?! Ведь дом у нас у всех один – наша школа, наш город.
Особая роль в воспитании толерантности у детей отводится взрослым (родителям и педагогам), которые формируют у детей чувство такта, способность слушать и слышать другого, открытость, принятие других такими какие есть.
Организуя физкультурные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты» и другие аналогичные мероприятия формируют толерантное взаимодействие с представителями разных возрастных групп.
Формирование толерантного сознания происходит в течение всей жизни человека, где важным институтом социализации наряду с семьей является образование.