Воспитание толерантности в начальной школе.
Гражданское воспитание на современном этапе приобретает все большую актуальность.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в рамках Федерального государственного образовательного стандарта в сфере общественных отношений предполагает, что воспитание должно обеспечить осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей, развитость чувства гражданской солидарности, поддержание межэтнического мира и согласия.
В последнее время всё чаще возникают разговоры о толерантном мире. Отечественный философ Ю.А. Шрейдер отмечал: «Самая страшная, из грозящих нам катастроф… это уничтожение человеческого в человеке». Формирование толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, длящийся в период дошкольного и школьного детства и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование.
Толерантность, по моему мнению, представляет собой важное качество гражданина полиэтнического государства, которое необходимо целенаправленно воспитывать.
Толерантность в контексте духовно-нравственного развития, на котором базируется гражданское воспитание, я понимаю как условие приобщения обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, национальным и общечеловеческим ценностям.
Толерантность, наряду с независимостью убеждений, патриотизмом, достоинством, честью и другими качествами личности, представляется мне одной из важнейших ценностей человека, поскольку реализуется и интегрируется во всех направлениях гражданского воспитания:
- в сфере нравственного воспитания толерантность предстает как милосердие, моральный выбор между добром и злом, должным и недопустимым.
- в патриотическом воспитании толерантность понимается как чувство личной ответственности за Отечество, любовь к России, своему народу, своей малой родине, через осознание своей гражданской, национальной идентичности;
- экологическое воспитание обращается к толерантности как ответственному отношению к природе, окружающей среде, своему краю, стране, планете;
- с точки зрения правового воспитания толерантность воспринимается как уважение к правам, свободам и обязанностям человека;
- эстетическое воспитание рассматривает толерантность как ценностное отношение к прекрасному, признание гармоничного существования разного в едином;
- в трудовом воспитании толерантность – залог эффективного сотрудничества, бесконфликтного взаимодействия;
- с позицией интернационального воспитания толерантность видится как условие межнационального общения, проявление чувств единства, равенства и дружбы, объединяющих национальности России.
Я считаю важным способствовать целенаправленному формированию толерантности именно в младшем школьном возрасте, поскольку это период, когда складываются ценностные качества личности. Толерантность, как одно из качеств личности, необходимо современному ребенку для дальнейшей успешной адаптации к окружающему миру. Человек никогда не живет один. Его всегда окружает множество людей, разных по возрасту, по внешности, по характеру, знакомых и чужих. Все мы разные. Но так ли легко понять и принять другого человека, не похожего на тебя? Обучение младших школьников уважительному и толерантному общению друг с другом – многоплановый процесс в учебно-воспитательной деятельности учителя начальной школы. Нравственное воспитание младшего школьника происходит, прежде всего, в процессе обучения – главном виде деятельности в школе. Разнообразие предметов в начальной школе дает возможность учителю так организовать деятельность учеников, чтобы помочь ему сформировать нравственное сознание. Ведь урок – это место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений, понимания ценности каждого человека.
Учитель начальных классов использует разнообразные формы работы на уроке. Это:
В начальной школе воспитание толерантности начинается с первого школьного дня в первом классе. Ребята должны познакомиться друг с другом, научиться обращаться друг к другу по имени. Первые недели проводятся игры, помогающие запомнить имена друг друга . На первом родительском собрании прошу родителей помочь детям оформить листок знакомства, в котором ребёнок отражает свои интересы, увлечения, привязанности.
Формирование коммуникативной культуры и толерантности продолжается и во время уроков: умение слышать и слушать, вступать в диалог, работать в парах и в группах, радоваться успехам своим и товарищей. Несколько раз в четверть проводятся интеллектуальные игры по командам. Деление на команды проводится с помощью жеребьевки. Главная задача игры – научиться радоваться своим и чужим победам.
В первой четверти первого класса начинаю проводить коллективные творческие дела. Коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию толерантности, дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими.
Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Важно, чтобы педагог личным примером показывал, как надо относиться к суждениям других, говорить и слушать других, корректно отстаивать свою точку зрения.
Учителю начальных классов важно донести до каждого учащегося мысль о том, что разные индивидуальные качества людей лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.
Список литературы:
Арсентьева В.В. Терпение, терпимость или согласие!? Дружить, терпеть или ненавидеть!? // Сост. В.В.Арсентьева.- Екатеринбург: Свердл. обл. межнац. б-ка, 2006. – 64 с.
Гревцева И. В. Классный час “Что такое толерантность?” // Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 81-88.
Иванова Е. М. Формирование новой культуры отношений: воспитание толерантности у учащихся начальных классов. / Иванова Е. М. // Начальная школа. – 2006. - № 3. - С. 11-15.
Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру. М.: Бонфи, 2001. - 304 с.