СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание творческой личности через спортивно-туристскую деятельность

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья по дополнительному образованию 

Просмотр содержимого документа
«Воспитание творческой личности через спортивно-туристскую деятельность»

Воспитание творческой личности через спортивно-туристскую деятельность в ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум»

В.А. Воронцов, преподаватель физической культуры

ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум»

После окончания Нижегородского педагогического института уже более 20 лет преподаю физическую культуру, имею высшую квалификационную категорию. В системе дополнительного образования я работаю с 2001 года, руковожу секцией пешеходного туризма в Шахунском агропромышленном техникуме. Собственным примером стараюсь привлечь ребят к занятиям физической культурой и спортом. Регулярно вместе со своими воспитанниками выступаю в соревнованиях по спортивному ориентированию, лёгкой атлетике, лыжным гонкам различного ранга. Неоднократно становился победителем этих соревнований: чемпион Нижегородской области по зимнему полиатлону и лёгкой атлетике в беге на 1500 м 2012 года, победитель Всероссийских соревнований по спортивному ориентированию «Российский азимут – 2012» (фото 6). В 2013 году стал финалистом областного этапа Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям», занял 3 место в туристско – краеведческой номинации.

И как преподаватель физической культуры, и как руководитель, возглавляющий спортивный клуб Шахунского техникума, и как педагог дополнительного образования по пешеходному туризму, я могу выразить свое педагогическое кредо краткой формулой: «К диплому знаний - диплом здоровья».

Я рад, что важные правительственные документы, в том числе ФГОС СПО, впервые четко зафиксировали заказ социума не только на подготовку квалифицированного рабочего, специалиста, но и предъявляют требования к общим компетенциям выпускника. Они нашли отражение в компетентностно-ориентированной модели выпускника нашего техникума, которая совпадает с моим видением, мнением моих коллег, и даже образом жизни моей семьи. На всех соревнованиях со мной рядом моя жена, Оксана Владимировна, мастер производственного обучения (фото 2) и мои сыновья. Пешеходный туризм – наше общее увлечение. Наша семья становилась победителем Нижегородской области в соревнованиях «Папа, мама, я – дружная спортивная семья» в 2008 году, мы были участниками двух зимних Всероссийских сельских спортивных игр в городе Омске в 2007 году, Ханты-Мансийске в 2009 году и летних в городе Йошкар-Ола в 2008 году. Не случайно средний сын Михаил обучается в училище олимпийского резерва и мечтает стать чемпионом.

При моем непосредственном участии в техникуме был создан спортивный клуб «Флекс», где сегодня имеются хорошие условия для внеаудиторных занятий в 4 секциях. В настоящее время настольным теннисом, пауэрлифтингом, атлетической гимнастикой и туризмом занимается 70 человек. Секция пешеходного туризма существует с 2008 года. Основная задача её состоит в том, чтобы мотивировать студентов на регулярные занятия  физической культурой и спортом, сохранить и укрепить свое здоровье, выработать умения и навыки здорового образа жизни, осознать собственную ответственность за здоровье, успешно освоить общие компетенции, предусмотренные ФГОС

Чтобы решить эти задачи, необходимо ориентироваться в современных педагогических технологиях, т.е. прежде всего найти ответ на вопрос - как добиться запланированных результатов. Мои главные педагогические принципы сформировались под воздействием идей Льва Семёновича Выготского, Яна Амоса Коменского, Петра Францевича Лесгафта и других ученых:

  • личностный подход;

  • гуманность-заинтересованность в судьбе подростка, понимание его уникальности, толерантность;

  • демократизм-право ребят на осознанный выбор;

  • сотрудничество, создание ситуации успеха и др.

Известно, что в системе дополнительного образования предпочтение отдается личностно-ориентированным технологиям. Действительно, для меня каждый ученик - неповторимая личность, я стараюсь организовать взаимодействие со студентами так, чтобы каждый смог успешно реализовать свои способности и в будущем стал человеком, способным на ответственный выбор в различных жизненных ситуациях.

Под студенческим туризмом в ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум» понимается  туристская деятельность  обучающихся, выходящая за рамки учебных программ по физической культуре и организуемая спортивным клубом дополнительного образования в целях обеспечения педагогически целесообразного использования их внеурочного времени.

Рабочая программа «Пешеходный туризм» разработана в 2008-2009 учебном году. В 2011 году в программу внесены изменения и дополнения. Образовательная программа дополнительного образования детей по пешеходному туризму ГБОУ СПО ШАПТ 2008 г. составлена на основании примерных (типовых) программ. Данная программа апробирована в образовательном пространстве Шахунского агропромышленного техникума и заняла 1 место в областном этапе Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей Нижегородской области в 2013 году.

Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и экскурсии очень привлекательны для студентов, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и через туристскую деятельность изучать природу, культурное и историческое наследие своей малой родины. Программа носит образовательно-развивающий характер. Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся.

Цель программы: сохранение  и укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и физического развития через туристскую деятельность.

Задачи:

формирование мотивации  на регулярные занятия  физической культурой и спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработка умений и навыков здорового образа жизни, осознание каждым студентом собственной ответственности за свое здоровье;

обучение основам туристкой подготовки, элементам техники и тактики спортивного туризма;

создание эффективной системы подготовки учащихся для получения спортивных разрядов по туризму;

педагогическое руководство воспитанием гуманистических принципов уважения к личности ее правам и свободе.

формирование ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности.

Основные виды деятельности:

теоретические занятия-лекции;

практические занятия (подача нового материала, закрепление теории, домашние задания, комплексы физических упражнений и др.);

учебно-тренировочные семинары, походы выходного дня, степенные  походы -  соединение теории с практикой;

участие в туристских  соревнованиях.

Формы проведения занятий: фронтальные, групповые и индивидуальные.

На каждом занятии следует планировать живую практическую работу самих членов кружка (упражнения, тренировки, простейшие соревнования). Добиваюсь, чтобы практические занятия были всегда тесно увязаны с прохождением теории каждого раздела программы, чтобы собственный опыт практических действий ребят дополнял и закреплял рассказ руководителя. Стараюсь в туристском объединении хороший учет спортивно-туристских и краеведческих достижений каждого члена объединения. Для воспитания дружного, сплоченного коллектива проводятся конкурсы на лучшее название туристской группы, ее эмблему, устав; ведётся альбом "Летопись туристской группы", а в помещении, где постоянно собираются участники секции, оборудуется специальный "Уголок группы".

Каждый большой туристический поход, подготовка к которому, как правило, длится целый год, я рассматриваю как долговременный проект, где формируется внутренняя мотивация ребят:

  • они сами предлагают маршрут и вместе со мной разрабатывают проект его реализации,

  • организуют команду, распределяют роли для участия в проекте,

  • изучают условия проведения и ресурсное обеспечение,

  • планируют и осуществляют изучение необходимой теории,

  • участвуют в тренировках под руководством преподавателя,

  • занимаются само- и взаимоподготовкой к походу,

  • осваивают навыки рефлексии деятельности (само- и взаимооценивание на различных этапах реализации) и т.д.

Так, например, летом 2009 года команда совершила свой первый дальний поход по реке Ветлуга (фото 8). В течение 2010 - 2012 годов шло постепенное нарастание сложности походов. В 2012 году мы побывали на Береснятском водопаде в Кировской области, где берут своё начало Уральские горы (фото 1).

Мониторинг качества работы в Шахунском техникуме осуществляется в соответствии с требованиями системы менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2008).

В течение 2008-2013 годов, мы достигли следующих результатов:

  • контингент учащихся практически не изменился. Некоторые изменения произошли в первый год обучения, в дальнейшем команда занималась и ходила в походы постоянным составом;

  • решилась проблема свободного времени у учащихся;

  • студенты подготовились к службе в армии и приобрели навыки выживания в экстремальных условиях;

  • сформировались практические навыки бережного отношения к природе, как составной части экологической культуры студентов;

  • показатели удовлетворённости студентов работой секции ежегодно повышаются (это видно из анкетирования);

Участвуя в районных и областных соревнованиях, команда показала заметный рост спортивно-технического мастерства. В 2010 году команда туристов ГБОУ СПО ШАПТ – участница областных соревнований по пешеходному туризму (фото 3 - 4). В первый год обучения команда принимает участие во Всероссийских соревнованиях по спортивному ориентированию «Российский азимут», и это стало традицией (фото 5). В 2012 году на аналогичных соревнованиях наша воспитанница - Бугрова Ирина занимает 1 место в своей подгруппе (фото 6), а в 2013 году Алексей Хаймов – 3 место (фото 7). Шесть человек выполнили нормативы второго и третьего спортивных разрядов. Это моя гордость! Но главное – занимаясь спортом, все мои студенты получили опыт замечательного общения и укрепили здоровье.

Туристская деятельность помогла успешно сформировать общие компетенции, обозначенные в ФГОС и нашедшие отражение в компетентностно-ориентированной модели выпускника ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум».(фото 9) Наш выпускник умеет: принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; использовать информационно-коммуникационные технологии; работать в команде, эффективно общаться; брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.

Я уверен, что участники секции туризма ГБОУ СПО ШАПТ - люди творческие, интересные. Безусловно, занятия в системе дополнительного образования помогут им успешно реализовать себя в жизни.






Список литературы


  1. Ганопольский В.И. Уроки туризма: Пособие для учителей. Мн., 2002.

  2. Константинов Ю.С., Митрахович С.С. Туристско-краеведческая деятельность в школе. Учебно-методическое пособие. - М.: ФЦДЮТиК, ИСВ РАО, 2011. - 352 с.

  3. Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм. Учебно-методическое пособие - 2-е изд., стереотип. - М.: ФЦДЮТиК, 2008. - 600 с.

  4. Константинов Ю.С. Из истории детского туризма в России (1918-2008 гг.). - М.: ФЦДЮТиК, 2008. - 312 с.

  5. Мухина О., Налетов Д., Прохоров А. Как провести соревнования по спортивному ориентированию. ВГУ, Воронеж, 2008.

  6. Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся. Учебно-методическое пособие. - М.: ФЦДЮТиК, 2007. - 160 с.

  7. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. М., 2003.

  8. Подготовка судей по спортивному туризму: Учебно-методическое пособие М.: ФЦДЮТиК, 2008. - 292 с.

  9. Персин А.И.: Учебно-методическое пособие.- М., ФЦДЮТиК, 2006. - С. 112.

  10. Регламент проведения соревнований по группе дисциплин «Дистанция – пешеходная», - Туристско-спортивный союз России, М., 2009 г.

  11. Спортивное ориентирование: Программы для детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и для объединений дополнительного образования детей.

  12. Туризм и краеведение: образовательные программы для системы дополнительного образования детей.

  13. Уховский Ф. Уроки ориентирования. Академпринт, М, 2008.

  14. «Школа жизни – окружающий мир» (Сборник программно-методических материалов). – М., 2004.

  15. Энциклопедия туриста. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2006.