СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитать гражданина

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное образование переживает существенные изменения, которые проявляются в определении новых целей, созвучных изменениям, происходящим в современном обществе. Социальный заказ требует от современных школ, лицеев, гимназий осуществления подготовки конкурентоспособной личности, готовой к исполнению гражданских обязанностей, ответственной за собственное благополучие и благополучие своей страны. Становление гражданского общества без социально-активной личности – невозможно. В условиях коренных изменений как никогда на первый план выходит формирование гражданской идентичности, основы консолидации многонационального российского общества.

Просмотр содержимого документа
«Воспитать гражданина»


Воспитать гражданина


Из школы человек должен выносить более или менее

ясный взгляд, что такое он сам, что такое жизнь

вокруг него, какие задачи его деятельности; основы

его убеждений и мировоззрения, миропонимания

и жизнепонимания должны быть заложены.

П. Ф. Каптерев (1849-1922),

русский педагог, психолог


Современное образование переживает существенные изменения, которые проявляются в определении новых целей, созвучных изменениям, происходящим в современном обществе. Социальный заказ требует от современных школ, лицеев, гимназий осуществления подготовки конкурентоспособной личности, готовой к исполнению гражданских обязанностей, ответственной за собственное благополучие и благополучие своей страны. Становление гражданского общества без социально-активной личности – невозможно. В условиях коренных изменений как никогда на первый план выходит формирование гражданской идентичности, основы консолидации многонационального российского общества.

Значимость проблемы гражданского образования обусловлена реалиями современной России и связана:

- со становлением гражданского демократического общества;

- с процессом социализации – включение индивида в общество через усвоение опыта предыдущих поколений, моделей гражданского сознания и поведения, закреплённых в культуре;

- с нарастанием маргинальности и девиантного поведения молодёжи;

- с утратой духовных ориентиров и связи поколений;

- с большим расслоением общества и нарастанием нетерпимости.

В лицее №1 г. Березники учителями гуманитарных дисциплин активно применяется проектная технология обучения.

Слово «проект» произошло от латинского «projectus», что означает "брошенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза".

Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств. Три «кита», на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века и широко использовался в России до 30-х годов, но постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Причины забвения были и другие: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для образования учащихся.

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

В рамках проектной модели гражданского образования в лицее № 1 города Березники под руководством автора разработан проект «Калейдоскоп судеб: или истории в лицах». История – своеобразный калейдоскоп судеб. Судьба – это наши поступки, решения, поиски пути в будущее. Человек, преодолевший вызовы судьбы, - герой. Постигать историю учащимся через призму судеб людей, живущих рядом, не просто познавательно и интересно, но и эмоционально значимо: они сопереживают своим героям, учатся преодолевать трудности, определяются в своих убеждениях.

Участники проекта – учащиеся 8-х, теперь уже 9-х классов, педагоги истории и обществознания, информатики. Проектной группой создана виртуальная экскурсия по Березникам, которая включает в себя такие страницы как флора и фауна, этнография и экология, места исторические, калейдоскоп судеб.

Страница «Калейдоскоп судеб» рассказывает о нелёгких, интересных, порой трагических, судьбах березниковцев. Работа учащихся продолжалась не один месяц. В результате появились интересные исследования.

Тема работы «АВИСМА»: титан и Титаны» высвечивает проблему преемственности поколений: титан с серебряной губкой будет уходить с завода, пока стоит на Титанах, пока на смену отцам приходят дети. В ходе работы проследили производство титана в Березниках - основного богатства города, на примере семьи Танкеевых исследовали роль династий в развитии титанового производства на АВИСМЕ. Автор работы приходит к выводу, что благополучие и процветание города зависят от людей сильных духом, крепких и стойких как титан. Богатство города не только титан, но и Титаны. Трогательно признание, прозвучавшее в выводе: «Возможно, и я приду на этот завод, чтобы продолжить династию Танкеевых».

У березниковцев вызвало беспокойство событие на первом калийном комбинате - образование Карцевой воронки. Техногенная авария – результат бездумного вмешательства человека в природу. Тема технического прогресса и техногенных катастроф в свете этих событий приобрела актуальность и значимость. В исследовательской работе «Уральская Атлантида или утерянный мир» ставится проблема не только экологическая, техногенная, но и нравственная – проблема экологии души. Затопленный посёлок Дедюхин во время открытия Камской ГЭС – результат неразумной деятельности человека. Непросто, порой трагически, сложились судьбы дедюхинцев, утративших свой прежний уклад жизни, традиции и обычаи малой родины. И сегодня, спустя много лет, старожилы поселка Абрамова в Березниках, переселенцы уральской Атлантиды, с любовью и трепетом вспоминают «родное Дедюхино».

Драматичной страницей истории России XX века являются сталинские репрессии. Под моховик репрессий часто попадали не просто невинные люди, а беззащитные и слабые - дети, старики, женщины. На форуме страницы «Калейдоскоп судеб» особый отклик нашла работа «Сталинский синдром: или интервью репрессированного, в которой затрагивается проблема влияния тоталитарной системы на судьбу человека и проблема исторической памяти. Автор работы «по праву памяти живой» раскрывает величие и жертвенность труда репрессированных. Репрессированные спецпереселенцы, попав в унизительное, зависимое положение лагерной жизни, сохранили чистоту души. Трогательна исповедь репрессированного Май Николая Николаевича, прошедшего ад Гулага. Он не уехал в Германию, как все его родственники, остался в березовом краю. Мила его немецкому сердцу печаль русской березы – не готов он принять надменную роскошь с Запада.

Голгофу репрессий пережила и уральская деревня. «Коллективизация или распятая деревня» пронизана болью за судьбу крестьянина, за судьбу русской деревни, распятой в годы индустриализации СССР. По сей день печально смотрят на нас «пустыми глазницами окон» заброшенные дома некогда богатого села Березовки. Разрушенная церковь, заросшие поля ждут своего воскресенья и хозяина. Автор этой работы мечтает вернуться в село и дом предков, переживших раскулачивание. Нужно проникнуть «в живую быль, в живую боль» сталинских жертв, чтобы понять день сегодняшний, самих себя и какими мы хотим стать.

Изломам в судьбах людей стала Великая Отечественная война. Военная судьба Михаила Самойлова типична для миллионов советских людей. Вырос в колхозе, окончил техникум, мечтал о семье и счастье, но свою мечту ему пришлось отвоевывать. Весть о войне застала Михаила Самойлова на колхозном поле – «прокричали репродукторы войну». Добровольцем, молодой агроном ушел в армию. На фронте был связистом, а, узнав о гибели отца под Ленинградом, с особым рвением налаживал связь между частями. Воевал честно, «спину врагу не показывал». Самой трудной для него была Сталинградская битва. Под Сталинградом был ранен. С этим городом-героем у него связано важное событие: женился на медсестре, которая вынесла бойца с поля боя. Война для Михаила Самойлова закончилась в Польше. Вместе со своей боевой подругой приехал в Березники. В прошлом году герой войны умер, а его правнук горд и рад, что успел записать воспоминания старого солдата.

Глобальной проблемой современного общества являются экстремизм и терроризм, у которых нет ни национальности, ни национальных границ. Экстремизм и терроризм не просто опасны, они коварны – в лицо врага мы не знаем. «Чечня – Березниковский заслон» посвящена гибели березниковского ОМОНа в далёкой Чечне. Погибшие герои заслонили от экстремизма «и Россию, и Москву, и Арбат» и провинциальный уральский городок Березники. Они настоящие герои, ответившие на вызов судьбы смертью, чтобы защитить жизнь.

В наше время, эпоху технической революции, появилось множество способов объединения людей с целью совместного решения ими вопросов и проблем из разных жизненных сфер. Интернет как наиболее современное популярное средство коммуникации является виртуальной площадкой для формирования сетевых сообществ, особых Интернет-объединений, а они, в свою очередь, способствуют становлению гражданского общества. Проблема выражения гражданской позиции посредством сетевых сообществ приобрела значимость в современном обществе. На примере сетевого объединения под названием «Evermore», сообщества юных лириков, автор работы выявляет потребность реализации творческого потенциала и гражданских инициатив березниковских пользователей сети Интернет.

Судьба каждого человека связана с судьбой общества и планеты. С самого детства человека готовят для малых и больших дел в зависимости от его способностей и наклонностей. Бердяев писал: «Человек не может выпасть из истории, не может отразить от себя историческую судьбу».

Только через прикосновение к истории своей семьи, своей малой Родины, возможно воспитание гражданина своего Отечества.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!