Рассмотрено на заседании Утверждаю.
МО классных руководителей Директор школы Протокол № 1 _________ /О.В.Косилова/ от «__» августа 2017г. Приказ № 1-_____ Руководитель МО от «1 » сентября 2017г. __________ /Т.И. Хмелевская/
Воспитательная программа
классного руководителя
10 класса
Чернышевой С.А.
Срок реализации 2 года
2017-2019 учебные годы
Пояснительная записка
Социально-экономические условия жизни общества диктуют свои требования к профессиональной подготовке молодых людей. Мир стал более подвижным, а значит, более неустойчивым. Человек должен обладать гибкостью, выносливостью, чтобы не только выжить, но и достойно жить, принося при этом пользу обществу. Молодому человеку легко потеряться в мире существующих профессий, возможностей, ценностей. Юношам и девушкам нужна помощь в решении этих проблем.
Программа воспитательной работы создана для того, чтобы помочь старшеклассникам найти свой путь, сведя при этом количество ошибок к минимуму. Ошибка человека при выборе профессии – это ошибка в выборе стиля жизни, последствиями которой могут стать нарушенное физическое и психическое здоровье, общая неудовлетворенность, снижение энергетического тонуса.
Концептуальными основами для создания программы стали:
Конституция РФ;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Современные концепции и теории воспитания;
Концептуальные основы ФГОС СПОО;
Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области».
В качестве предпосылок для создания программы явились результаты исследований, проведенных в 9 классе. По результатам тестирования в 9 классе только у 50% обучающихся доминирует профессиональный тип мотивации, что свидетельствует о формировании профессиональных способностей, что в будущем приведёт к осознанному выбору профессии.
За основу была взята концепция, разработанная известным ростовским ученым академиком Евгенией Васильевной Бондаревской. Ее основные положения изложены в учебном пособии «Педагогика: личность в гуманистически ориентированных теориях и системах воспитания», изданном в Москве и Ростове-на-Дону в 1999 году, и в статье «Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания», опубликованной в 2001 году в первом номере журнала «Педагогика».
В фундамент построения концепции воспитания человека культуры, положен постулат: «Век техники уступает место веку человека, и человечество ведет творческий поиск путей перехода от техногенной цивилизации XX века к антропогенной цивилизации будущего». Другим концептуальным ориентиром для автора является образ российского общества XXI века как общества открытого, демократического, правового, с развитой структурой общественного самоуправления, населенного образованными, воспитанными, культурными людьми.
Воспитание в этой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Воспитательный процесс — это и есть процесс становления осознанного отношения личности ко всему, что с ней происходит, это внутренняя духовная работа, протекающая в сознании вокруг собственных дел и поступков, а также дел и поступков других людей, это работа по осмыслению, оценке явлений природы, социума.
Все вышесказанное привело меня к необходимости создания программы воспитательной работы с обучающимися 10-11 классов «Путь к успеху», при разработке которой основными приоритетами для меня стали:
развитие личностных качеств, являющихся основой для успешной самореализации в жизни;
формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины;
приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения;
триединство «учитель - ребенок - семья», динамично развивающееся.
«Успех» - это ни что иное как естественный результат последовательного применения основных принципов успеха в жизни.
«Успех» - это постоянное вымеренное продвижение к цели, а также достижение цели.
«Успех» - это процесс поворота от чего то к чему-то лучшему, от бездеятельности к занятиям.
«Успех» - это ответ на призыв меняться, расти, развиваться и становиться, на призыв продвинуться на лучшее место.
Цель программы: оказание помощи старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении, создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
Задачи:
составить целостное представление у учащихся о мире профессий;
исследование собственных познавательных интересов, склонностей, способностей;
создать благоприятный воспитательный климат, способствующий осмыслению и усвоению подростками нравственных норм, духовной культуры человечества, закрепление этих норм в их повседневном поведении;
развитие творческой деятельности;
способствовать сплочению классного коллектива.
продолжить работу над портфолио как средства самоорганизации и саморазвития личности
Цель создания портфолио:
помочь учащимся в самореализации личности, ориентированной на успех, готовой найти свое место во взрослом сообществе, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, умеющей ставить цели и достигать их, обладающей социально необходимыми качествами.
Главное в программе – системный подход к формированию гражданской позиции и определению профессиональных устремлений учащихся.
Основные принципы.
Цель воспитания, как утверждает Е.В. Бондаревская, — это целостный человек культуры. Ядром личности человека культуры, обеспечивающим ее целостность, является субъектность. Именно она обеспечивает единство и меру свободы, гуманности, духовности и жизнетворчества. Е.В. Бондаревская справедливо считает, что принципы воспитания человека культуры могут быть распространены на всю систему культурологического личностно-ориентированного образования, и называет следующие принципы:
— природосообразности, означающий отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание с учетом закономерностей природного развития, половозрастных особенностей, особенностей психофизической организации и задатков; принцип сосредоточивает внимание воспитателей на экологической проблематике, включающей как экологически чистую окружающую природную среду, так и бережное отношение к природе ребенка, его индивидуальности;
— культуросообразности, ориентирующий воспитателей и всю систему образования на отношение: к детству — как культурному феномену; к ребенку — как к субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению; к педагогу — как к посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры; к образованию — как к культурному процессу; к школе — как к целостному культурно-образовательному пространству, где воссоздаются культурные образы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляются творение культуры и воспитание человека культуры;
— индивидуально-личностного подхода, предполагающий отношение к ребенку как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке; принцип ориентирует на учет незавершенности, открытости личности к постоянным изменениям, неисчерпаемости ее сущностных характеристик; принцип означает непременную направленность воспитания на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности ребенка, на поддержку процессов саморазвития, самовоспитания;
— ценностно-смыслового подхода, направленный на создание условий для обретения ребенком смысла своего учения, жизни, на воспитание личностных смыслов всего происходящего в его общении с природой, социумом, культурой;
— сотрудничества, предусматривающий объединение целей детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимную поддержку и общую устремленность в будущее.
Портрет выпускника школы.
Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике школы.
Выпускник средней школы — это человек:
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;
- готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьей, обществом, государством, человечеством;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;
- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.
Ожидаемые результаты реализации программы:
будущей профессии;
профессии;
выявление соотношения интересов, склонностей и способностей уч-ся;
формирование навыков нахождения и использования информации о
выборе профессии для обучения;
Добиться таких результатов помогут различные формы работы с обучающимися:
• Проведение тематических классных часов;
• Ежемесячное подведение итогов обучения (успеваемости);
• Диагностика, анкетирование учащихся и родителей
• Работа с классным журналом;
• Контакт с учителями – предметниками;
• Контакт с родителями;
• Индивидуальные беседы с детьми;
• Проведение классных часов, посвященных здоровому образу жизни;
• Проведение классных часов, посвященных формированию правовой культуры.
• Проведение мероприятий посвященных Дню матери, Защитников Отечества, Женскому дню, Великой Победе и др.
• Проведение спортивных соревнований;
• Проведение ролевых и образовательных игр;
• «Круглые столы», соревнования, викторины, интеллектуальные марафоны
• Проведение познавательных экскурсий;
• Участие в общешкольных делах;
• Трудовая деятельность.
Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности.
Участники реализации программы:
обучающиеся
родители
классный руководитель
учителя – предметники
администрация школы
педагог-психолог школы
Срок реализации программы – 2 года.
Программа ориентирована на старшеклассников 10, 11 классов и включает в себя 7 направлений:
I этап 2016-2017 учебный год
10 класс
Цели:
1. Формирование классного коллектива.
2. Развитие свойств личности учащихся, которые помогут им в выборе дальнейшего жизненного пути, жизненных позиций.
Задачи:
1. Объединить учащихся вокруг идеи создания в классе оптимальных условий для жизнедеятельности.
2. Содействовать процессам самовоспитания, самообразования, самопознания.
3. Вовлекать каждого ученика в решение проблем классного коллектива и школы для полноценной самореализации и развития творческой активности десятиклассников.
4. Формировать высокие нравственные качества, гражданские чувства.
5. Оказывать педагогическую поддержку в выборе будущей профессии.
II этап 2017-2018 учебный год
11 класс
Цель:
Формирование личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Задачи:
1.Создавать условия для самовыражения и самоопределения учащихся.
2.Содействовать формированию качеств личности, способной адаптироваться в современных условиях жизни.
3. Оказывать помощь в профессиональной ориентации, в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.
Анализ воспитательной работы
за 2016-2017 учебный год
В начале 2016-2017 учебного года передо мной стояла основная цель воспитательной деятельности – способствовать формированию разносторонне-развитой личности, способной к саморазвитию и самоопределению.
Реализация задач осуществлялась через: личностно-ориентированный подход к обучающимся в воспитательном и образовательном процессе; нравственно-эстетическое воспитание как основополагающее в школе; максимальное развитие гражданско-патриотических, правовых и интеллектуальных способностей; спортивно-оздоровительное развитие; совместную коллективно-творческую деятельность педагогов, родителей, учащихся.
В начале учебного года был сформирован актив класса, в который вошли все обучающиеся класса, которым по желанию были распределены обязанности по секторам. Староста класса – Кравцова Т.; зам. старосты – Вартанян В.; учебная комиссия – Пахомова Ю.; редколлегия – Стикина А.; санитарная комиссия – Панов В.; совет старшеклассников – Локтионова А. Все обучающиеся справились с порученными им обязанностями, хотя и приходилось проводить воспитательные беседы о качестве работы актива.
В 10 классе нет обучающихся, которые выпадают из коллектива по тем или иным причинам. Во многом это связано и с вовлечением всех детей в классные и внутришкольные мероприятия. Все обучающиеся класса активно принимали участие в этих мероприятиях.
Формированию разносторонне-развитой личности, кроме творческих дел, способствовало и проведение регулярных классных часов на животрепещущие темы:
1) духовно-нравственное, гражданско-правовое, патриотическое, художественно-эстетическое направления: «Причины конфликтов и как избежать их в жизни», «Российские кинорежиссеры и актеры» (сентябрь); «Культура общения - сотовый телефон» (октябрь); «Славим женщину», «Я гражданин России» (ноябрь); «Все о гимне» (декабрь); «Вступая в мир взрослых отношений» (январь); «О доблестях, о подвигах, о славе» (февраль); «Деньги - плохой хозяин, или хороший слуга» (март); «Советские и российские космонавты» (апрель); «Кто ты, мой современник» (апрель); «Ювенальная юстиция» (апрель); «Песни о войне» (май).
2) физкультурно-оздоровительное и эколого-краеведческое направления: «Победители летних Олимпийских игр - 2016» (сентябрь); «Опасные ситуации на дорогах», «Путешествие в страну здоровья» (октябрь); «Современная молодежная мода и здоровье» (ноябрь); «СПИД – чума XXI века» (декабрь); «Лыжная прогулка» (январь); «Судьба планеты в наших руках» (февраль); «Спорт час» (март); «Всемирный день здоровья» (апрель); «Мы за здоровый образ жизни» (май).
3) учебно-познавательное, трудовое направления: «Портфолио – путь к успеху»(октябрь); «Как долго мне предстоит учиться?) (декабрь); «Моё хобби» (январь); «Как повысить культуру речи) (февраль); «Счастливый случай» (март); «Какие учебные заведения можно выбрать» (апрель).
Классные часы проводились в различных формах: час общения, презентация, дискуссия, музыкальный салон, круглый стол, викторина с элементами игры, беседа, дискуссия, интеллектуальная игра, психологический тренинг.
В марте был проведен классный час по профориентации, в форме часа общения, «Ты и твоя будущая профессия».
С наибольшим удовольствием обучающиеся класса участвовали в, КТД – «Первый звонок», «Урожай -2016», «Ярмарка», «День матери», «Новогодний утренник», «День защитника отечества».. В этом году обучающиеся класса принимали активное участие в спортивных мероприятиях на школьном, муниципальном уровнях и региональном уровнях. Вартанян В. и Стикина А стали победителями в команде в районных соревнованиях по шахматам, третье место заняли на региональном уровне. Стикина А. и Пахомова Ю.. заняли второе место на районных соревнованиях по спортивному туризму. Обучающиеся класса входили в состав сборной команды школы на соревнованиях по русской лапте, настольному теннису, футболу, стрельбе. В этом году обучающиеся 10 класса приняли участие в школьной и районной олимпиаде по физике, географии, химии, биологии, русскому языку, литературе, иностранному языку, МХК, ОБЖ и физической культуре. Вартанян В. и Локтионова А. стали призерами районной олимпиады по физической культуре, Стикина А. - призером районной олимпиады по ОБЖ и физике, Кравцова Т. – победителем районной олимпиады по истории. При анализе занятости детей во внеурочное время было установлено, что из 6 обучающихся класса кружки и секции посещали все 6 человек. Наиболее посещаемыми оказались спортивные секции.
При изучении уровня воспитанности обучающихся класса было отмечено, что такие качества как целеустремленность, отзывчивость, доброта, честность и должное отношение к общественно-полезному труду преобладают над другими качествами. Хотелось бы еще сформировать в детях такие качества, как ответственное отношение к учебе и долг, требовательность к себе.
В рамках программы « За здоровый образ жизни» проводился цикл бесед по предупреждению наркомании, алкоголизма, табакокурения, по предупреждению детского травматизма, по профилактике различных заболеваний, о личной гигиене, внешнем виде.
С обучающимися проводились беседы по технике безопасности в период осенних, зимних, весенних и летних каникул, беседы по антитеррористической безопасности.
Ежедневно контролировалось питание обучающихся в школьной столовой и дежурство обучающихся в классе и школе, постоянно проверялись дневники.
С обучающимися проводились индивидуальные беседы с целью контроля: успеваемости, посещения дополнительных занятий по предметам; внешнего вида обучающихся.
Проводились родительские собрания, на которых велись беседы об возрастных особенностях старшего школьного возраста, об алкоголизме и наркомания в подростковом возрасте, о методах профессиональной ориентации школьников в семье. На родительских собраниях, кроме классного руководителя, проводили беседы директор школы, зам. директора по УВР, учителя-предметники.
Классным руководителем, совместно с зам. директора по ВР и педагогом психологом, посещались семьи.
Также проводились, по мере необходимости, беседы с родителями с целью контроля у детей выполнения домашнего задания, посещения дополнительных занятий.
В итоге все обучающиеся 10 класса успешно переведены в 11 класс.
Положительные моменты в проделанной работе:
- сплоченность обучающихся;
- подключение к общешкольным праздникам;
- наладилось эстетическое и духовное воспитание обучающихся;
-обеспечена полная занятость ребят во внеурочное время;
- увлеченность всех обучающихся к дела класса и школы;
- закончился учебный год с двумя отличниками и хорошистами, обучающихся имеющих удовлетворительные отметки нет;
Отрицательные моменты в проделанной работе:
- не удалось обеспечить 100% посещаемость родительских собраний родителями;
Полагаю, в дальнейшем продолжу работу и с обучающимися, и с родителями по повышению уровня успеваемости по некоторым предметам; попытаюсь повысить посещаемость родительских собраний и активность родителей в жизни класса и школы.
На 2017-2018 учебный год, запланировано много интересных классных часов, коллективно творческих дел, родительских собраний, но будут также проводиться индивидуальные беседы с обучающимися и их родителями, с учителями-предметниками.
Задачи на 2017-2018 учебный год:
1.Создавать условия для самовыражения и самоопределения учащихся.
2.Содействовать формированию качеств личности, способной адаптироваться в современных условиях жизни.
3. Оказывать помощь в профессиональной ориентации, в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.
Цель и задачи на 2017-2018 учебный год
Цель:
Формирование личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Задачи:
1.Создавать условия для самовыражения и самоопределения учащихся.
2.Содействовать формированию качеств личности, способной адаптироваться в современных условиях жизни.
3. Оказывать помощь в профессиональной ориентации, в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.
Направления воспитательной работы
1.Учебно-познавательное
Интеллектуальное развитие – развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования.
Цель работы: создать условия для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей каждого ученика в меру его возможностей, обеспечение развития познавательной активности учащихся.
Мероприятия по реализации данного направления работы
Этап реализации | Содержание деятельности |
10 класс | Классные часы «Как долго мне предстоит учиться», «Портфолио – путь к успеху», «Мое хобби», «Как повысить культуру речи», «Какие учебных заведения предстоит выбрать», Игра «Счастливый случай» Методика «Адаптация в 10 классе» Участие в конкурсах, олимпиадах Мониторинговые и диагностические работы Образовательный десант Организация библиотечных уроков Работа с активом класса Контроль успеваемости Посещение уроков |
11 класс | Классные часы «Как получить дополнительные баллы к ЕГЭ», «Нужна ли книга в наше время», «На пороге нанореволюции», Психологический тренинг «ЕГЭ – это не страшно!» Переговорная площадка «ЕГЭ. Как готовиться к экзамену» 4. Предметные недели, участие в конкурсах, олимпиадах 5. Дни открытых дверей в вузах города. 6. Организация библиотечных уроков 7. Работа с активом класса 8. Контроль успеваемости Посещение уроков Родительские собрания «Выбор обучающимися предметов по выбору для сдачи ЕГЭ», «Нормативно-правовая база ЕГЭ». Посещение семей на дому |
2.Патриотическое
Родина – это такое простое и сложное понятие одновременно. Она бывает большая и малая, понятная и загадочная, включает в себя так много, но все понятное и близкое сердцу. Любовь к Родине – ценное нравственное качество, которое идет рядом с чувством коллективизма, дружбы, трудолюбия, культуры поведения.
Патриотическое воспитание – это неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности. В сознании людей из одной культуры заключены базовые понятии добра и зла, справедливости, долга.
Цель работы: создание условий для формирования личности патриота с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения, воспитание чувства патриотизма, толерантности, гуманизма.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
Этап реализации | Содержание деятельности |
10 класс | Классный час «О доблестях, о подвигах, о славе», «Советские и российские космонавты», «Живая память», «Песни о войне» Годовщина победы на Курской дуге День неизвестного солдата Месячник героико-патриотического воспитания Митинг, посвященный Дню освобождения г. Курска от немецко-фашистских захватчиков День защитника Отечества Неделя памяти Митинг 9 мая Игра «Достойная смена», «Зарница» Операция «Память» Акция «Георгиевская ленточка» День памяти и скорби |
11 класс | Классный час «Солдат войны не выбирает», «России верные сыны», «Чернобыль – мы обязаны знать и помнить…», «Песни военных лет» Годовщина победы на Курской дуге День неизвестного солдата Месячник героико-патриотического воспитания Митинг, посвященный Дню освобождения г. Курска от немецко-фашистских захватчиков День защитника Отечества Неделя памяти Митинг 9 мая Игра «Достойная смена», «Зарница» Операция «Память» Акция «Георгиевская ленточка» 12.День памяти и скорби |
3.Духовно-нравственное
Осмысление целей и смысла своей жизни. Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «самоактуализация», «субъектность». Наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.
Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни. Активность в общешкольных и классных делах, в работе с младшими школьниками. Наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.
Цель работы в этом направлении: оказание помощи учащимся осознать нравственные нормы и правила, ценности человеческой жизни.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
Этап реализации | Содержание деятельности |
10 класс | Классный часы «Причины конфликтов и как избежать их в жизни», «Славим женщину», «Вступая в мир взрослых отношений», «Деньги – плохой хозяин или хороший слуга», «Кто ты мой современник», Неделя финансовой грамотности Акция «Спешите делать добро», «Неравнодушные сердца» Клуб интересных встреч Посещение музеев, выставок нравственно – эстетической направленности. Диагностика уровня воспитанности День борьбы с вредными привычками |
11 класс | Классный часы «День добра и уважения», «Дорога которую мы выбираем», «Моя мама лучше всех», «Вступая во взрослую жизнь», «Кто ты мой современник», Неделя финансовой грамотности Посещение музеев, выставок нравственно – эстетической направленности. Диагностика уровня воспитанности День борьбы с вредными привычками |
4.Физкультурно-оздоровительное
«Единственная красота, которую я знаю, это здоровье»
Генрих Гейне
Здоровье – это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». В последние годы выявлены негативные изменения в физическом здоровье детей, в том числе из социально наиболее благополучных семей. Установлено, что при интенсификации учебного процесса, увеличении объема учебной нагрузки уже в первом классе у детей наблюдается не только отчетливый рост отклонений в нервно-психическом здоровье, но и нарушение зрения, заболевания органов пищеварения, нарушения осанки и стопы.
Цель работы: познакомить учащихся с важнейшими жизненными ценностями, убедить их в необходимости здорового образа жизни, показать глобальный характер проблем курения, алкоголизма и наркомании, показать необходимость здорового образа жизни для профессионального и карьерного роста.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
Этап реализации | Содержание деятельности |
10 класс | Классный часы «Победители летних Олимпийских игр – 2016», «Опасные ситуации на дорогах», «Путешествие в страну здоровья», «Зависимость – миф или реальность», «Спид – чума XXI века». Акция «Мы за здоровый образ жизни» Медицинские осмотры Дни здоровья Беседы «Профилактика по ПДД», День защиты детей Спортивные праздники Школьные, районные и областные соревнования Проведение цикла бесед по предупреждению наркомании, алкоголизма, табакокурения в рамках программы « За здоровый образ жизни» Проведение бесед по предупреждению детского травматизма, по профилактике различных заболеваний, о личной гигиене Беседы по правилам поведения и технике безопасности Питание обучающихся |
класс | 1.Классный часы «Берегись автомобиля», «10 причин бросить курить», «1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом», «Здоровье кожи: пирсинг и тату», «Терроризму нет!», «Здоровая нация – счастливая нация». Акция «Мы за здоровый образ жизни» Медицинские осмотры Дни здоровья Беседы «Профилактика по ПДД», День защиты детей Спортивные праздники Школьные, районные и областные соревнования Проведение цикла бесед по предупреждению наркомании, алкоголизма, табакокурения в рамках программы « За здоровый образ жизни» Проведение бесед по предупреждению детского травматизма, по профилактике различных заболеваний, о личной гигиене 11.Беседы по правилам поведения и технике |
5.Трудовое
Целенаправленная организация трудовой и профориентационной деятельности осуществляется по следующим направлениям:
Развитие работоспособности и укрепление здоровья выпускников школ.
Формирование мотивов труда.
Ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
Развитие культуры труда.
Цель работы: оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении, развитие потребности в образовании и самообразовании.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
Этап реализации | Содержание деятельности |
10 класс | Классный час «Любим ли мы трудиться», «Ты и твоя будущая профессия» Выбор и работа органов самоуправления. Выбор и посещение элективных курсов. Анкета «Мотивы выбора профессии» Встречи с интересными людьми. Организация и проведение трудовых дел Деловая игра «В мире профессий» Трудовой десант Родительское собрание «Методы профессиональной ориентации школьников в семье» |
11 класс | Классный час «Я выбрал профессию…» Выбор и работа органов самоуправления. Выбор и посещение элективных курсов. Встречи с интересными людьми. Организация и проведение трудовых дел Трудовой десант Родительское собрание «Методы профессиональной ориентации школьников в семье» |
6.Художественно-эстетическое
Художественно-эстетическое воспитание является одним из ключевых условий развития духовно-нравственной, культурной личности на основе художественных ценностей, способной понимать их и стремиться сохранить посредством индивидуальной художественно-творческой деятельности.
Данное направление деятельности ориентировано на обучение, воспитание и развитие обучающихся средствами различных видов декоративно-прикладного творчества и дизайна, воспитание и развитие художественного вкуса обучающихся, развитие творческих особенностей учащихся, формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности; приобщении детей к искусству танца, воспитание нравственно-эстетических и коммуникативных навыков.
Цель работы: создание условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействие развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
Этап реализации | Содержание деятельности |
класс | Классный час «Любите ли вы театр» Выставка урожая День знаний День учителя Смотр «Я вхожу в мир искусств» Конкурсы по ДПИ, ИЗО Праздник Масленицы Контроль за внешним видом |
11 класс | Классный час «Любите ли вы театр» Выставка урожая День знаний День учителя Смотр «Я вхожу в мир искусств» Конкурсы по ДПИ, ИЗО Праздник Масленицы Контроль за внешним видом |
7.Гражданско-правовое
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя, формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека, индивидуальность, личность, обладающую единством духовно-нравственного и правового долга.
Цель работы: формирование у учащихся соответствующих знаний о правах и свободах человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих осознанного выбора поведения и ответственности за него, воспитание чувства патриотизма, толерантности, гуманизма.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
Этап реализации | Содержание деятельности |
10 класс | Классные часы «Я гражданин России», «Все о гимне», Ювенальная юстиция» День народного единства Неделя России (цикл тематических мероприятий) День защиты детей |
класс | 1.Классные часы «Все ли мы знаем о своих правах», «Интернет безопасность», «Вхождение Крыма в состав РФ», «Россия и Беларусь: общая история, общая судьба» 2.День народного единства Неделя России (цикл тематических мероприятий) КВН «Народы России» День защиты детей Родительское собрание «Возрастные особенности старшего школьного возраста» |
8.Эколого-краеведческое
Экологическое и краеведческое образование является приоритетным направлением развития системы обучения и воспитания, направлено на формирование у обучающихся:
- целостной картины мира;
- критического отношения к жизненному опыту;
- ценностной основы суждений и оценок.
Цель работы: формирование культуры природолюбия у обучающихся, любви к Родному краю.
Мероприятия по реализации данного направления работы.
Этап реализации | Содержание деятельности |
класс | 1.Классный час «Судьба планеты в наших руках» 2. Экологический вестник Курского края 3. День Земли 4. Туристический слет 5. Краеведческая викторина 6. Участие в фотоконкурсах |
11 класс | 1.Классный час «Люди идут по свету», «В мире животных», «Глобальные экологические проблемы». 2.. День Земли 3. Туристический слет 4. Краеведческая викторина 5. Участие в фотоконкурсах |
План работы на 2017-2018 учебный год
Работа с обучающимися | Отметка о выполнении | |
Цель: использование реальных учебных возможностей каждого, как средства развития личности; формирование духовно-богатой личности, способной найти свое место в современном, меняющемся мире. | |
№ | Содержание | Форма проведения | Дата | Ответственные | |
Общешкольные мероприятия | |
1 | Годовщина победы на Курской Дуге | Митинг | Август 2017 | Хмелевская Т.И. Сафронов Е.Н. | | |
2 | День знаний | КТД, праздник | Сентябрь 2017 | Хмелевская Т.И. Сафронов Е.Н. | | |
3 | Выставка урожая «2017» | Выставка | Сентябрь 2017 | Хмелевская Т.И. Сафронов Е.Н. | | |
4 | День Учителя | Праздник | Октябрь 2017 | Хмелевская Т.И. Сафронов Е.Н. Совет ст-ов | | |
5 | Ярмарка | Аукцион | Октябрь 2017 | Хмелевская Т.И. Сафронов Е.Н. Совет ст-ов | | |
6 | Декада пожилых | Концерт | Октябрь 2017 | Сафронов Е.Н. | | |
7 | День Матери | КТД | Ноябрь 2017 | Хмелевская Т.И. Сафронов Е.Н. | | |
8 | Неделя России КВН «Народы России» | Цикл тематических мероприятий | Декабрь 2017 | Хмелевская Т.И. Сафронов Е.Н. Колупаев А.А | | |
9 | День героев России | КТД | Декабрь 2017 | Колупаев А.А Сафронов Е.Н. ВПК «Феникс» | | |
10 | Новогодний вечер | КТД | Декабрь 2017 | Хмелевская Т.И. Сафронов Е.Н. | | |
11 | Месячник героико-патриотического воспитания | Цикл тематических мероприятий | Январь-февраль 2018 | Колупаев А.А Хмелевская Т.И. Сафронов Е.Н. | | |
12 | Митинг 7 февраля | Митинг | 7 февраля 2018 | Сафронов Е.Н. Колупаев А.А Хмелевская Т.И. | | |
13 | День защитников Отечества | КТД | Февраль 2018 | Сафронов Е.Н. Хмелевская Т.И. | | |
14 | Праздник весны | КТД | Март 2018 | Хмелевская Т.И. Сафронов Е.Н. | | |
15 | День Земли | КТД | Апрель 2018 | Хмелевская Т.И. Сафронов Е.Н. | | |
16 | Неделя Памяти | Цикл тематических мероприятий | Май 2018 | Хмелевская Т.И. Сафронов Е.Н. Колупаев А.А. | | |
17 | Митинг 9 Мая | Митинг у памятника воинам ВОВ | Май 2018 | Колупаев А.А. Сафронов Е.Н. | | |
18 | Последний звонок | Торжественная линейка | Май 2018 | Хмелевская Т.И. Сафронов Е.Н. | | |
19 | День Защиты детей | Праздник | Июнь 2018 | Хмелевская Т.И. Сафронов Е.Н. | | |
20 | Пешеходный туризм | Туристский слет | Июнь 2018 | Сафронов Е.Н. Жиров Н.В. | | |
Духовно-нравственное, гражданско-правовое, патриотическое, художественно-эстетическое направления: | |
1 | Урок мира | Классный час Урок мужества | 01.09.2017 | Сафронов Е.Н. | | |
2 | Все ли мы знаем о своих правах? | Классный час, Час общения | 09.2017 | Сафронов Е.Н. | | |
3 | День добра и уваженья | Классный час, лекция | 10.2017 | Сафронов Е.Н. | | |
4 | Дорога, которую мы выбираем | Классный час, дискуссия | 10.2017 | Сафронов Е.Н. | | |
5 | Интернет-безопасность | Классный час, беседа | 11.2017 | Сафронов Е.Н. | | |
6 | Моя мама лучше всех | Классный час, Конкурс сочинений и презентаций | 11.2017 | Сафронов Е.Н. | | |
7 | Я гражданин России | Классный час, диспут | 12.2017 | Сафронов Е.Н. | | |
8 | Вступая во взрослую жизнь | Классный час, проблемный разговор | 01.2018 | Сафронов Е.Н. | | |
9 | Любите ли вы театр | КТД (8-11кл.) | 01.2018 | Сафронов Е.Н. | | |
10 | Солдат войны не выбирает | Классный час, урок мужества | 02.2018 | Сафронов Е.Н. | | |
11 | России верные сыны | КТД (8-11кл.) | 02.2018 | Сафронов Е.Н. Григорьева Н.В. | | |
12 | Вхождение Крыма в состав РФ | Классный час, Час истории | 03.2018 | Сафронов Е.Н. | | |
13 | Россия и Беларусь: общая история, общая судьба | Классный час, Час истории | 04.2018 | Сафронов Е.Н. | | |
14 | Музей космонавтики в Королёве или из истории российского космоса | Классный час, посещение интерактивного музея | 04.2018 | Сафронов Е.Н. | | |
15 | Чернобыль — мы обязаны знать и помнить… | Классный час, дискуссия | 04.2018 | Сафронов Е.Н. | | |
16 | Песни военных лет | Классный час, Музыкальный салон | 05.2018 | Сафронов Е.Н. | | |
17 | Формирование актива класса. Выборы в совет старшеклассников | Выборы | Сентябрь 2017 | Сафронов Е.Н. | | |
18 | Диагностика уровня воспитанности | Мониторинг | Сентябрь, май | Минайлова Е.П. | | |
19 | Цикл мероприятий по профилактике ДДТ | Цикл тематических мероприятий | Сентябрь 2017 | Сафронов Е.Н. Чернышева С.А. | | |
20 | Единый день сочинения по литературе | Сочинение | Сентябрь 2017 | Учителя-предметники | | |
21 | День борьбы с вредными привычками | Беседа | Ноябрь 2017 | Сафронов Е.Н. | | |
22 | День народного единства | Урок мужества | Ноябрь 2017 | Колупаев А.А. | | |
23 | День героев России | Тематические уроки | Декабрь 2017 | Хмелевская Т.И. Сафронов Е.Н. | | |
24 | Любите ли вы театр? | КТД | Январь 2018 | Кл. рук. 9 класса (8-11 классы) | | |
25 | России верные сыны | КТД | Февраль 2018 | Григорьева Н.В. (8-11 классы) | | |
26 | " А, ну-ка, парни! | Спортивный праздник | Февраль 2018 | Сафронов Е.Н. Жиров Н.В. | | |
27 | Достойная смена | Военно-спортивная игра | Апрель 2018 | Колупаев А.А Чернышева С.А. Сафронов Е.Н. | | |
28 | Операция «Память», «Вперед, юнармейцы!», «Сирень Победы». | Акция | Сентябрь, апрель, май | Колупаев А.А | | |
29 | Акция «Георгиевская ленточка» | Акция | Май 2018 | Колупаев А.А. | | |
30 | День Памяти и скорби | КТД | 22.06.2018 | Хмелевская Т.И. Сафронов Е.Н. Колупаев А.А. | | |
31 | Международный день музеев | Экскурсия | Май 2018 | Колупаев А.А. | | |
Физкультурно-оздоровительное, эколого-краеведческое направления | |
1 | Берегись автомобиля! | Классный час, игра | 09.2017 | Сафронов Е.Н. | | |
2 | Люди идут по свету | Классный час, устный журнал | 10.2017 | Сафронов Е.Н. | | |
3 | В мире животных | КТД, игра | 10.2017 | Сафронов Е.Н. | | |
4 | 10 причин бросить курить | Классный час, проблемный разговор | 11.2017 | Сафронов Е.Н. | | |
5 | 1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом | Классный час беседа | 12.2017 | Сафронов Е.Н. | | |
6 | Здоровье кожи: пирсинг и тату | Классный час, круглый стол | 01.2018 | Сафронов Е.Н. | | |
7 | Терроризму – нет! | Классный час, беседа | 02.2018 | Сафронов Е.Н. | | |
8 | Здоровая нация – счастливая Россия | Классный час проблемный разговор, | 04.2018 | Сафронов Е.Н. | | |
9 | Глобальные экологические проблемы | Классный час, экологический час | 04.2018 | Сафронов Е.Н. | | |
10 | Проведение цикла бесед по предупреждению наркомании, алкоголизма, табакокурения в рамках программы « За здоровый образ жизни» | Беседы | Ноябрь-декабрь | Сафронов Е.Н. | | |
11 | Проведение бесед по предупреждению детского травматизма, по профилактике различных заболеваний, о личной гигиене | Беседы | Сентябрь, январь | Сафронов Е.Н. | | |
12 | День здоровья | Сбор | Ноябрь 2017 | Колупаев А.А. ВПК «Феникс» | | |
13 | Мы за здоровый образ жизни | КТД | Декабрь 2017 | Чернышева С.А. (8-11 классы) | | |
14 | Правила поведения и техника безопасности в период каникул | Инструктаж | Сентябрь, декабрь, март, май | Сафронов Е.Н. | | |
15 | Питание обучающихся | Контроль | Ежедневно | Администрация Сафронов Е.Н. | | |
16 | Организация и проведение внутри школьных и районных спортивных соревнований. | Соревнования | По плану спартакиады | Сафронов Е.Н. Жиров Н.В. | | |
17 | Организация медицинского осмотра обучающихся | Медосмотр | По плану ЦРБ | Администрация | | |
Учебно-познавательное направление | | |
1 | Наши коллективные дела | Классный час, организационно -деятельностная игра | 09.2017 | Сафронов Е.Н. | | |
2 | 5 способов, как получить дополнительные баллы к ЕГЭ | Информационный классный час | 10.2017 | Сафронов Е.Н. | | |
3 | Мир моих увлечений | Классный час, путешествие в мир увлечений | 12.2017 | Сафронов Е.Н. | | |
4 | ЕГЭ – это не страшно! | Классный час, мозговой штурм | 01.2018 | Сафронов Е.Н. . | | |
5 | Нужна ли книга в наше время? | Классный час, дискуссия | 02.2018 | Сафронов Е.Н. | | |
6 | На пороге нанореволюции | Классный час, интеллектуальная игра | 03.2018 | Сафронов Е.Н. | | |
7 | Дом, который мы построили | Классный час, последний урок | 05.2018 | Сафронов Е.Н. | | |
8 | Организация библиотечных уроков | Урок | В теч. года | Кишкина З.В. | | |
9 | Наличие учебников | Контроль | 1- неделя сентября 2017 | Сафронов Е.Н. Учебная комиссия | | |
10 | Формирование кружков и секций | Сбор информации | 1- неделя сентября 2017 | Сафронов Е.Н. Учебная комиссия | | |
11 | Формирование актива класса | Выборы | 1- неделя сентября 2017 | Сафронов Е.Н. Учебная комиссия | | |
12 | Работа с активом класса | Сбор | Ежедневно | Сафронов Е.Н. Староста | | |
13 | Индивидуальные беседы | Беседа | По мере необходимости | Сафронов Е.Н. | | |
14 | Ведение дневников | Проверка | Еженедельно | Сафронов Е.Н. | | |
15 | Успеваемость | Контроль | Ежедневно | Сафронов Е.Н. | | |
16 | Пропуски | Контроль | Ежедневно | Сафронов Е.Н. Староста | | |
17 | Посещение дополнительных занятий | Контроль | Октябрь, декабрь, март, май | Сафронов Е.Н. Учебная комиссия | | |
18 | Посещение уроков с целью выявления не успевающих | Контроль | Октябрь, декабрь, март, май | Сафронов Е.Н. | | |
19 | Посещение уроков с целью выявления поведения на уроках | Контроль | Сентябрь , ноябрь, февраль, апрель | Сафронов Е.Н. | | |
20 | Состояние учебников и тетрадей | Рейд | Январь, май 2018 | Учебная комиссия | | |
21 | Посещение кружков | Контроль | Октябрь, февраль | Сафронов Е.Н. | | |
Трудовое направление | | |
1 | Я выбрал профессию… | Классный час, презентация | 05.2018 | Сафронов Е.Н. | | |
2 | Организация и проведение трудовых дел: -уборка цветников, сбор семян цветов; -озеленение школы; -ежедневная уборка кабинетов; -подготовка кабинетов к зиме; -трудовые десанты по уборке территории школы. | Трудовые дела | По графику | Сафронов Е.Н. Санитарная комиссия | | |
3 | Проведение бесед по классам: -о бережном отношении к школьному имуществу; -об организации дежурства по школе; -о правах и обязанностях дежурных | Беседы | Сентябрь 2017 | Сафронов Е.Н. | | |
4 | Тестирование и анкетирование обучающихся по профессиональной направленности | Тестирование и анкетирование | Январь 2018 | Минайлова Е.П. | | |
5 | Работа на пришкольном участке | Трудовой десант | Сентябрь, май | Сафронов Е.Н. | | |
План работы с родителями на 2017-2018 учебный год
Работа с родителями | |
Цель: реализация взаимодействия школы с родителями, создание условий для гармоничного развития личности обучающихся, воспитания достойного гражданина России. | |
№ | Содержание | Форма проведения | Дата | Ответственные | |
1 | Выборы родительского комитета, организация питания, обеспечение обучающихся школьными принадлежностями и учебниками | Заседание родительского комитета | Август 2017 | Сафронов Е.Н. | |
2 | Помощь в проведении праздника урожая, ярмарки | Заседание родительского комитета | Октябрь 2017 | Сафронов Е.Н. Белоусова Т.Н. | |
3 | Об организации осенних каникул. Предварительный выбор предметов для сдачи ЕГЭ. | Заседание родительского комитета | Октябрь 2017 | Сафронов Е.Н. Белоусова Т.Н. | |
4 | Проведение новогоднего праздника, об организации зимних каникул. Подготовка обучающихся к ЕГЭ. | Заседание родительского комитета | Декабрь 2017 | Сафронов Е.Н. Белоусова Т.Н. | |
5 | Об организации весенних каникул. Подготовка обучающихся к ЕГЭ | Заседание родительского комитета | Март 2018 | Сафронов Е.Н. Белоусова Т.Н. | |
6 | Организация и проведение ЕГЭ. Об организации последнего звонка, выпускного вечера | Заседание родительского комитета | Май 2018 | Сафронов Е.Н. Белоусова Т.Н. | |
7 | Ознакомление родителей с нормативно-правовой базой школы (устав, локальные акты, образовательные программы школы). Организация питания. Обеспечение обучающихся школьными принадлежностями и учебниками. | Классное родительское собрание | Август 2017 | Сафронов Е.Н. | |
8 | Итоги первой четверти. Подготовка обучающихся 11 класса к ЕГЭ. Выбор обучающимися предметов по выбору для сдачи ЕГЭ. Как набрать дополнительные баллы к ЕГЭ? | Классное родительское собрание, педвсеобуч | Ноябрь 2017 | Сафронов Е.Н. | |
9 | Итоги первого полугодия. Мониторинг диагностических работ по подготовке в ЕГЭ. Нормативно-правовая база ЕГЭ. Возрастные особенности старшего школьного возраста. | Классное родительское собрание, педвсеобуч | Январь 2018 | Сафронов Е.Н. | |
10 | Предварительные результаты третьей четверти. Мониторинг диагностических работ по подготовке в ЕГЭ. Методы профессиональной ориентации школьников в семье. Как помощь ребенку выбрать профессию. Куда пойти учиться? | Классное родительское собрание, педвсеобуч | Март 2018 | Сафронов Е.Н. | |
11 | Итоги прошедшего учебного года – «Вот и стали мы взрослыми». Организация и проведение ЕГЭ. | Классное родительское собрание | Май 2018 | Сафронов Е.Н. | |
12 | Индивидуальные беседы с родителями | Беседа | По мере необходимости | Сафронов Е.Н. | |
13 | Составление социального паспорта класса | | Сентябрь 2017 | Сафронов Е.Н. | |
14 | Посещение семей на дому | | Апрель 2018 | Сафронов Е.Н. | |
План работы с учителями-предметниками
на 2017-2018 учебный год
Работа с учителями предметниками | |
1 | Посещение уроков, с целью анализа успеваемости | Контроль | Октябрь, декабрь, март, май | Сафронов Е.Н. | |
2 | Посещение уроков, с целью контроля за выполнением домашнего задания, оценки мотивации обучающихся | Контроль | Сентябрь, январь | Сафронов Е.Н. Учителя предметники | |
3 | Собеседования, мини консилиумы | Беседа | По мере необходимости | Сафронов Е.Н. | |
4 | Написание итогового сочинения | Сочинение | Декабрь 2018 | Сафронов Е.Н. Хмелевская Т.И. | |
5 | Подготовка в ЕГЭ | Мониторинг | В течение года | Сафронов Е.Н. Учителя-предметники | |
6 | Уровень воспитанности | Диагностика | Сентябрь, январь | Минайлова Е.П. | |
Ожидаемые результаты
Реализация программы позволит воспитать выпускника, адаптированного к условиям современного общества:
сформировавшего в себе личностные качества;
обладающего культурой общения и постоянно развивающегося в этом направлении;
объединяющего в себе нравственные нормы поведения и чувство патриотизма;
креативно мыслящего, сохраняющего при этом алгоритмичность рассуждений;
психологически адаптированного: стрессоустойчивого, имеющего навыки самопознания, самоорганизации, саморегуляции и самокоррекции;
испытывающего потребность в труде, профессиональной деятельности;
способного руководить, решать проблемы, склонного к научно-исследовательской работе;
способного рационально организовать свой досуг;
свободно владеющего информационными и коммуникационными технологиями и применяющего их в своей повседневной деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Социальный паспорт 11 класса
№ п/п | ФИО обучающегося | Дата рождения | Место жительства | ФИО родителей | Место работы родителей | Статус семьи |
1 | Вартанян Ваграм Ишханович | 13.05.01 | д. Курица д.44 | Вартанян И.А Вартанян Г.А. | ИП, кровельщик Не работает | Полная |
2 | Кравцова Татьяна Сергеевна | 26.07.00 | г. Курск, ул. Павлуновского 93 Б | Кравцов С. А Кравцова Е.С. | ТПК «Кароляна», начальник ПТО КГМУ, профессор каф. философии | Полная |
3 | Панов Виктор Николаевич | 02.01.00 | д. В. Медведица ул. Советская д.5 кв.1 | Белоусова Т.Н. | Склад бытовой химии, зав.складом | Неполная |
4 | Пахомова Юлия Павловна | 16.09.00 | с. В. Касиново ул. Выгонная д.19 | Пахомова Т.В. | Магазин «Софи», продавец-консультант | Неполная |
5 | Сапаева Инжила Саясовна | 15.01.01 | д. Разиньково | Сапаев С.С. Саадуева З.А. | ИП мехинизатор Не работает | Полная |
6 | Стикина Анастасия Игоревна | 28.12.00 | д. 2 Н. Медведица д.30 | Стикин И.Н. Стикина О.В. | Маг. «Европа-10», электрик ОАО «Конти», кондитер | Полная |
Классный руководитель - Сафронов Евгений Николаевич