СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная программа класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитательная программа

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная программа класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ясиновская средняя общеобразовательная школа

имени 30-й гвардейской Иркутско-Пинской дивизии


Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом

Протокол №1 от

Утверждаю: директор

МБОУ Ясиновская СОШ им.30-й гв. Иркутско-Пинской дивизии ________/Максимова О.Н./

Приказ №172-ОД от

« 30» августа 2021г.

«30» августа 2021г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ на 2021-2022 уч. год 9 класс





Классный руководитель:

Бондарева Светлана Николаевна









х. Новая Надежда

2021г


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа воспитания (далее – Программа) разработана в соответствии с частью 2 статьи 12.1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) основного общего образования с учетом программы воспитания МБОУ Ясиновской СОШ им. 30-й гв. Иркутско-Пинской дивизии.

В центре программы воспитания находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС ООО, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.

Программа предусматривает приобщение обучающихсяк российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

  • Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.

  • Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе духовно-нравственного и социального направлений воспитания.

  • Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.

  • Ценность здоровья лежит в основе направления физического воспитания.

  • Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.

  • Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического направления воспитания.

  • Ценностно-целевые основы и планируемые результаты воспитания

Нормативные ценностно - целевые основы воспитания обучающихся определяются содержанием российских гражданских (базовых, общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в Конституции Российской Федерации.

Воспитательная деятельность реализуется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.


1.1. Цель и задачи воспитания

Современный российский общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитанияобучающихся в МБОУ Ясиновской СОШ им. 30-й гв. Иркутско-Пинской дивизии – создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2)

Задачами воспитанияобучающихся МБОУ Ясиновской СОШ им. 30-й гв. Иркутско-Пинской дивизии являются:

  • усвоение ими знаний, норм, духовно – нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);

  • формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);

  • приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений на практике (опыта нравственных поступков, социально значимых дел).

Целевым приоритетом в воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования)-является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

  • к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

  • к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

  • к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

  • к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

  • к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

  • к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

  • к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

  • к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

  • к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

  • к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.

Воспитательная деятельность основывается на следующих принципах:

  • принцип гуманистической направленности. Каждый обучающийся имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;

  • принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;

  • принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;

  • принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт обучающегося, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;

  • принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;

  • принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и обучающегося на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;

  • принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все обучающиеся, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.


Основные направления воспитания обучающихся:

  • гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;

  • воспитание патриотизма, любви к своему народу и уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;

  • духовно-нравственное развитие и воспитаниеобучающихся на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей;

  • эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;

  • экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;

  • воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности;

  • трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;

  • физическое воспитание: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности;

  • познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.


Требования к планируемым результатам воспитания

Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но педагогическая деятельность нацелена на перспективу развития и становления личности обучающегося.


Целевые ориентиры результатов воспитания

на уровне основного общего образования


Направления

Характеристики (показатели)

Гражданское


Знающий и принимающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе, в современном мировом сообществе.

Проявляющий уважение, ценностное отношение к государственным символам России, праздникам, традициям народа России.

Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории российской государственности.

Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод.

Ориентированный на участие на основе взаимопонимания и взаимопомощи в разнообразной социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной (добровольческие акции, помощь нуждающимся и т.п.).

Принимающий участие в жизни школы (в том числе самоуправление), местного сообщества, родного края.

Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.

Патриотическое

Сознающий свою этнокультурную идентичность, любящий свой народ, его традиции, культуру.

Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.

Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, свою общероссийскую культурную идентичность.

Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории, культуры своего народа, своего края, других народов России, Российской Федерации.

Знающий и уважающий боевые подвиги и трудовые достижения своих земляков, жителей своего края, народа России, героев и защитников Отечества в прошлом и современности.

Знающий и уважающий достижения нашей общей Родины – России в науке, искусстве, спорте, технологиях.

Духовно-нравственное

Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры своего народа, других народов России.

Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков.

Ориентированный на традиционные духовные ценности и моральные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора.

Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России ценностям и нормам.

Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.

Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан.

Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.

Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы культурного наследия народов России и человечества; испытывающий чувство уважения к русскому и родному языку, литературе, культурному наследию многонационального народа России

Эстетическое

Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание его эмоционального воздействия, влияния на душевное состояние и поведение людей.

Знающий и уважающий художественное творчество своего и других народов, понимающий его значение в культуре.

Сознающий значение художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.

Выражающий понимание ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве.

Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве.

Физическое

Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности человека в обществе, значение личных усилий человека в сохранении здоровья своего и других людей, близких.

Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность).

Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья.

Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной, интернет-среде.

Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.

Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других, стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.

Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического состояния своего и других людей, готовый оказывать первую помощь себе и другим людям.

Трудовое

Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и других людей.

Выражающий готовность к участию в решении практических трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность.

Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний.

Сознающий важность обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в обществе.

Понимающий необходимость человека адаптироваться в профессиональной среде в условиях современного технологического развития, выражающий готовность к такой адаптации.

Понимающий необходимость осознанного выбора и построения индивидуальной траектории образования и жизненных планов получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологическое

Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны окружающей среды, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.

Понимающий глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры в современном мире.

Выражающий неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде.

Сознающий свою роль и ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.

Выражающий готовность к участию в практической деятельности экологической, природоохранной направленности.

Познавательное


Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом индивидуальных способностей, достижений.

Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.

Развивающий личные навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде).

Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, первоначальные навыки исследовательской деятельности.


Содержание, виды и формы воспитательной деятельности

Гражданско-патриотическое направление

Подпрограмма «Я и Отечество»


Пояснительная записка.

Воспитание гражданина и патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Грамотный гражданин – это человек любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя, формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека, индивидуальность, личность, обладающую единством духовно-нравственного и правового долга. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, родному краю, Отечеству, планете Земля. В рамках проекта разрабатывается реальное участие детей в организации своей жизни. Знания и информация, полученные ими в ходе реализации проекта помогут принимать более правильные решения, играть в современном обществе более весомую роль.

Цели направления:

  • воспитание и развитие у школьников гражданского долга, патриотизма – важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности;

  • знакомство детей с основами российского законодательства;

  • формирование чувства гордости за свой родной край.

Задачи направления:

  • знакомство детей с основными разделами Конвенцией о правах ребёнка, основными законами РФ;

  • приобщение учеников к обычаям русской культуры, к духовным ценностям своего отечества;

  • воспитание личности духовной, нравственной, социально-адаптированной к современному обществу;

  • изучение истории России, Дона (Ростовской области);

  • развитие чувства единения.

Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

  • формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа, развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства;

  • повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов, и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;

  • увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;

  • развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного и делинкветного поведения среди учащейся молодёжи.

По этому направлению возможны следующие мероприятия:

  • посещение политических центров в рамках формирования политически грамотной личности, способной и желающей принимать активное участие в судьбе своей Родины;

  • посещение Вечного огня и других Мемориальных комплексов как уважения, благодарности и памяти участникам великих событий;

  • посещение Исторического музея области, как способ приобщения к прошлому, без которого не возможно будущее;

  • Уроки Мужества (встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, участниками боевых действий в «горячих точках»);

  • проведение правовых бесед (правонарушения несовершеннолетних и ответственность за них, права и обязанности учащихся, изучение семейного кодекса и других правовых документов).

Проводимые мероприятия будут направлены:

  • на развитие межпоколенного диалога (шефство над ветеранами войны и труда, семейные праздники, совместные мероприятия с родителями по вопросам определения национальных и семейных традиций, профессиональной ориентации, культурно-эстетических взглядов, нравственных принципов);

  • на исследование истории родного края, природного и культурного наследия страны и отдельного региона (экскурсии по области, посещение музеев, выставок, написание исследовательских работ, участие в краеведческих, конференциях);

  • на развитие компетенций в сфере межкультурной коммуникации, диалога культур, толерантности (акция «Милосердие», уроки толерантности, акция «Открой сердце» и т.п.);

  • на формирование уважительного отношения к труду, к человеку труда, на развитие индивидуальных профессиональных способностей, на повышение потребности в определении своего места в социально-экономическом развитии России (трудовые десанты, субботники, акция «Зеленая школа», встречи с людьми разных профессий, экскурсии на производство и т.п.);

  • на воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны (работа школьного музея, встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн, уроки мужества, посвященные героическим страницам истории России).

  • на развитие общественного диалога, гражданского мира и сохранения среды обитания (проведение общественно значимых мероприятий, профессиональных праздников, экологических десантов и т.п.).

Формы деятельности

Виды деятельности

тематические классные часы,

коллективные творческие дела

конкурсы

викторины

экскурсии в музеи

Уроки мужества

встречи с интересными людьми

устный журнал

Акции

Диспуты

Беседы

поисково-исследовательская

коммуникативная

творческая

туристско-краеведческая


Нравственное и духовное направление

Подпрограмма «Найти себя»



Пояснительная записка.

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость. Её, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Цели направления: сохранение духовно-нравственного здоровья детей.

Задачи направления:

  • воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро;

  • формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

  • развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения,  обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства;

  • осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию;

Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

  • формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);

  • формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

  • формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

  • формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

  • формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

По этому направлению возможны следующие мероприятия:

  • классные часы «О законах нравственности», «Десять заповедей - основа нравственности человечества», «Духовность – норма человеческой жизни»;

  • акция «Спешите делать добро», дискуссия «Друг в моей жизни», , устный журнал «Сто советов мудрости»;

  • клуб интересных встреч, посещение музеев и выставок нравственно – эстетической направленности, коллективный просмотр и обсуждение спектаклей и кинофильмов;

  • диагностика уровня развития нравственных качеств личности.

Проводимые мероприятия будут направлены:

  • на увеличение объема учебной информации по истории и культуре народов России;

  • на повышение общего уровня культуры учащихся школы (проведение тематических встреч с приглашением деятелей науки, культуры, общественных деятелей, сотрудников органов правопорядка и здравоохранения);

  • на расширение пространства взаимодействия обучающихся со сверстниками в процессе духовного и нравственного формирования личности (участие в районных, областных общественно-значимых мероприятиях).

Предполагаемые результаты деятельности:

  • развитие духовно- нравственного и патриотического сознания обучающихся на основе знакомства с историческими ценностями родного края;

  • утверждение в сознании и чувствах воспитанников духовно-нравственных и патриотических ценностей, взглядов, ориентиров,  убеждений, способности руководствоваться ими в практической деятельности;

  • положительная динамика роста духовно-нравственного и патриотического самосознания воспитанников.


Формы деятельности

Виды деятельности

тематические классные часы,

деловые игры

просмотр фильмов

встречи с интересными людьми

акции

Проблемно- ценностное общение

добровольческая

игровая

коммуникативная



Направление Интеллектуальное воспитание

Подпрограмма «Хочу всё знать»


Пояснительная записка.

Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.

Формирование интеллекта происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, в интеллектуально направленном общении, во внеклассных видах деятельности. Развитие интеллектуальных возможностей дает не только успешность в учении, но и помогает осознанию своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей. Под воспитанием интеллекта нужно подразумевать создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремления к самосовершенствованию. Воспитание интеллекта ребенка требует всестороннего развития его познавательных способностей (широты и тонкости разнообразных ощущений, наблюдательности, упражнений разных видов памяти, стимуляции воображения), но в особенности развития мышления. Воспитание интеллекта – одна из центральных задач всестороннего гармонического развития личности. Интеллектуальное воспитание – важнейшая сторона подготовки к жизни и труду подростков, заключающееся в руководстве развития интеллекта и познавательных способностей путем возбуждения интереса к интеллектуальной деятельности, вооружая знаниями, методами их добывания и применения на практике, привитию культуры интеллектуального труда. Забота о воспитании интеллекта является задачей семьи и школы. Интеллектуальное развитие – непрерывный процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях, и оно наиболее интенсивно происходит в ходе активного усвоения и творческого применения знаний, т.е. в играх, которые содержат особенно ценные операции для развития интеллекта.

Цели направления: осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.

Задачи направления:

  • знакомство обучающихся с накопленным интеллектуальным опытом и достижениями других людей;

  • создание условий для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей обучающихся;

  • поощрение инициативы и стремления учащихся к интеллектуальному совершенствованию;

  • способствовать проявлению интеллектуальных способностей учащихся в школе и за ее пределами;

  • разъяснение учащимся необходимости разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своем развитии.

Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

  • формирование у обучающихся представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности;

  • формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства;

  • формирование отношения к образованию, как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.

По этому направлению возможны следующие мероприятия:

  • классный час «Образование – путь к успеху», викторина «Читать – это не модно?», круглый стол «Ученому и книги в руки» (о получении высшего образования), устный журнал «ЕГЭ. Как готовиться к экзамену»;

  • предметные недели, участие в олимпиадах различного уровня, в проектной деятельности, способствующих интеллектуальному развитию;

  • психологический тренинг «Экзамены – это не страшно!», мониторинг знаний.

Проводимые мероприятия будут направлены:

  • на организацию работы с одаренными детьми и подростками, на повышение познавательной активности обучающихся;

  • на создание системы олимпиад, конкурсов, творческих лабораторий и проектов, направленных на развитие мотивации к обучению в различных областях знаний для обучающихся.

Предполагаемые результаты деятельности:

Воспитание личности обладающей комплексом знаний и умений в области культуры умственного труда, умением определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками, оргтехникой, владеть информационными технологиями, заниматься самообразованием.


Формы деятельности

Виды деятельности

Участие в олимпиадах

Участие в проектах

Классные часы

встречи с интересными людьми

тренинги

устный журнал


Познавательная (в том числе исследовательская)

творческая



Здоровьесберегающее направление

Подпрограмма « Я и ЗОЖ»


Пояснительная записка.

Здоровье – это одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». В последние годы выявлены негативные изменения в физическом здоровье детей, в том числе из социально наиболее благополучных семей. Установлено, что при интенсификации учебного процесса, увеличении объема учебной нагрузки уже в первом классе у детей наблюдается не только отчетливый рост отклонений в нервно-психическом здоровье, но и нарушение зрения, заболевания органов пищеварения, нарушения осанки и стопы. Нарастающий объем информации, который должен усвоить школьник в процессе обучения, увеличивает суммарную учебную нагрузку и степень напряжения функциональных систем организма при ее выполнении. Исследования психологов и физиологов показали, что ситуации, когда возможности функциональных систем организма не соответствуют требованиям обучения, не только приводит к снижению успеваемости, но и способствует функциональным расстройствам (болезням) школьников. Таким образом, существует необходимость новых подходов в применении приемов, методов, средств с учетом этой данности. Именно поэтому учитель должен не только владеть общеобразовательными методиками, но и технологиями здоровьесбережения. Ещё одной ключевой позицией данной программы является выработка мотивации ребёнка на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. 

Цели направления:

  • приобщение детей к здоровому образу жизни;

  • формирование потребности в здоровом образе жизни;

  • оказание помощи ребятам в становлении здорового образа жизни;

  • содействие развитию навыков выживания в непростых условиях современной жизни, сохраняя при этом психическое и физическое здоровье.

Задачи направления:

  • осознание детьми важности и необходимости соблюдения правил личной гигиены;

  • приобщение учащихся к активному отдыху;

  • организация жизнедеятельности классного коллектива в нестандартных экстремальных условиях;

  • пропаганда здорового образа жизни;

  • взаимодействие с медицинскими учреждениями для построения индивидуальных карт здоровья;

  • профилактика асоциального поведения учащихся;

  • обучение конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и табакокурения;

  • показать необходимость здорового образа жизни для профессионального и карьерного роста.

Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

  • формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;

  • формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;

  • формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.

По этому направлению возможны следующие мероприятия:

  • беседы с фельдшером «Профилактика и способы лечения простудных заболеваний»;

  • круглый стол и классные часы «Нет безвредного табака», «Три ступени, ведущие вниз», «Аксиомы алкоголя», «Мир без наркотиков»;

  • ролевая игра и деловая игра «Что делает человека здоровым и счастливым?», «Здоровье и моя профессия», «Сколько стоит твое здоровье?», «Я выбираю жизнь»;

  • пресс-конференция «Имя беды - наркотики», ситуативный практикум «Жизнь без вредных привычек», видеолекторий «Здоровый образ жизни», интерактивная беседа «Есть ли будущее у российской семьи?»;

  • диагностика по алкогольной и наркотической зависимости, экологические акции и трудовые десанты, уроки безопасности и товарищеские встречи (футбол, волейбол, баскетбол).

Проводимые мероприятия будут направлены:

  • на воспитание ответственного отношения к состоянию своего здоровья, на профилактику развития вредных привычек, различных форм асоциального поведения, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье человека (проведение профилактических мероприятий, лекций, встреч с медицинскими работниками, сотрудниками правоохранительных органов, детскими и подростковыми психологами, проведение дней здоровья, олимпиад и конкурсов и т.п.);

  • на обеспечение условий для занятий физической культурой и спортом (организация спортивных кружков, деятельность спортивного клуба, проведение спортивных мероприятий, состязаний, изучение истории спорта и олимпийских игр, развитие семейного спорта, детского и юношеского туризма и т.д.);

  • на формирование культуры здоровья (научно-исследовательская деятельность учащихся по теме здорового образа жизни, проведение Дней Здоровья, реализация программ «Рациональное питание» и т.п.);

  • на обеспечение нравственного и духовного здоровья (научно-исследовательская деятельность учащихся по изучению проблем психологического комфорта, коммуникативной компетентности, нравственного поведения, дискуссионные клубы, проведение форумов, лекций и круглых столов по проблемам духовного здоровья молодого поколения, профилактики экстремизма, радикализма, молодёжного нигилизма и т.д.).

Предполагаемые результаты деятельности: осознание учащимися необходимости вести здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, уважение выбора каждого человека.

Формы деятельности

Виды деятельности

Деловая игра

Пресс- конференции

Ситуативные практикумы

Классные часы

встречи с интересными людьми

Акции

Беседы

Конкурсы


Спортивно - оздоровительная

Игровая

Познавательная



Направление Воспитание положительного отношения к труду

Подпрограмма «Мой выбор»


Воспитательная записка.

Профессионально-трудовое воспитание – это специально организованный процесс приобщения к трудовой деятельности, осуществляемый как в урочной, так и во внеурочной деятельности и формирующий сознательный выбор будущей профессии. В условиях изменяющейся экономической, социально-политической и культурной ситуации в Российской Федерации необходимо новое понимание содержания и методов профессиональной ориентации обучающихся.

Необходимость профориентации определяется федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, где отмечается, что «школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы».

Цели направления:

  • ориентация учащихся на профессии, востребованные в НПР и создание условий для более успешной социализации выпускников;

  • приведение образовательных потребностей учащихся в соответствие с рынком труда на основе личностно-ориентированного подхода.

Задачи направления:

  • создать условия для проведения профориентационной работы среди учащихся и их родителей с учетом потребностей в профессиях области; по преемственности профориентационной работы между ступенями образования, по организации индивидуальной работы с учащимися, их родителями для формирования обоснованных профессиональных потребностей и их педагогической коррекции.

Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

  • формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;

  • формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;

  • формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;

  • формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;

  • формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынка труда, механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.


По этому направлению возможны следующие мероприятия:

  • классные часы «Особенности трудоустройства несовершеннолетних», «Выпускнику об основах высшего профессионального образования», «Профессиональная деятельность и социальный статус человека»;

  • деловая игра «Калейдоскоп профессий»,

  • встречи с интересными людьми,

  • информационно – правовой практикум «Как избежать конфликтных ситуаций в начале трудовой деятельности»;

  • выбор и работа органов самоуправления;

  • анкеты «Мотивы выбора профессии», «Готовность школьников к выбору профессий», «Дни открытых дверей» (посещение ВУЗов), прогноз рынка труда на ближайшие годы.

Проводимые мероприятия будут направлены:

  • на формирование дополнительных условий ознакомления обучающихся с содержанием и спецификой практической деятельности различных профессий (экскурсии на предприятия и в организации района, встречи с представителями различных профессий, семейных трудовых династий и др;

  • на развитие навыков и способностей, обучающихся в сфере труда и творчества в контексте внеурочной деятельности (школьные кружки, творческие конкурсы и фестивали и т.п.);

  • на развитие у обучающихся представлений о ценности получаемых в школе знаний, умений, навыков и компетенций, о перспективах их практического применения во взрослой жизни (внеклассные мероприятия, расширяющие знания в образовательных областях и раскрывающих их прикладное значение);

  • на повышение привлекательности экономической жизни государства и общества, на развитие поиска своего места и роли в производственной и творческой деятельности.

Предполагаемые результаты деятельности:

  • сформированностьпрофориентационной компетентности, навыков межличностного делового общения;

  • сформированность таких качеств личности, как трудолюбие, рациональность, профессиональная этика, способность принимать решения, умение работать и других, позволяющих знакомиться с основами профессий, ориентироваться на современном рынке труда.

Формы деятельности

Виды деятельности

тематические классные часы

просмотр фильмов

встречи с интересными людьми

беседы

дни открытых дверей

анкетирования

диагностики


 Познавательная

Игровая

Информационная

предметно-практическая

коммуникативная


Культуротворческое и эстетическое направление

Подпрограмма «Я и творчество»



Пояснительная записка.

Примерная программа воспитания и социализации обучающихся сведена к проведению мероприятий и фактически отдельна от содержания деятельности ребенка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе от его социального и информационного окружения; усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и молодежи. Это приводит к еще большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, автоматизации личности, снижению ее жизненного потенциала росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям, обществу, государству, миру. Досуговая деятельность — необходимый спутник обучения в школе. Внеклассные мероприятия нередко запоминаются больше, чем уроки. Отдых, шутки, веселье, совместные праздники, походы, экскурсии позволяют снять напряжение после учебного дня, дети становятся более раскрепощенными, активными. Именно на таких мероприятиях происходит сплочение коллектива, укрепляется дружба. Дети становятся более коммуникабельными.

Основной составляющей воспитательной работы в классе является участие класса во всех общешкольных мероприятиях согласно годовому плану работы школы. Это позволит четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса в школе, будет способствовать: повышению уровня общительности каждого в отдельности; развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом, поможет рассмотрению классного коллектива как неотъемлемой части дружной и веселой семьи, название которой – школа; формированию чувства коллективизма и гуманизма у школьника. Участие класса во всех общешкольных мероприятиях поможет классному руководителю заполнить досуг школьника интересными и познавательными, веселыми и развлекательными мероприятиями, тем самым, сведя к минимуму влияние улицы, что особенно важно для старшеклассников.

Цели направления: формирование и развитие навыков социального творчества через осознание необходимости и важности деятельности для других, к искреннему желанию что-то делать самостоятельно или вместе со всеми, осуществить свою идею, сделать это хорошо, достойно и своим деянием принести кому-то радость, пользу.

Задачи направления:

  • привлечение учащихся к творческой деятельности (понимаемой весьма широко: от занятий искусством, до самодеятельности и выполнения исследовательских проектов);

  • стимулирование активности и общественно полезной деятельности учащихся;

  • открытие новых перспектив перед каждым учеником, обогащение его как личность, развитие в нем жажды открытий, уверенности в своих силах, поощрение его интересов и склонностей.

Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

  • формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

  • формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;

  • формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;

  • формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;

  • формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;

  • формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.

По данному направлению возможны следующие мероприятия:

  • экскурсии по городам Ростовской области, знакомство с памятниками архитектуры;

  • систематическое посещение театра, с просмотром спектаклей, затрагивающих проблемы молодежи, помогающих определить морально-нравственные ценности общества;

  • посещение Музея изобразительных искусств в рамках создания предпосылок в необходимости общения с прекрасным;

  • посещение цирка, концертных залов и других развлекательных центров, ведь следует помнить, что юность – прекрасная пора радости и веселья;

  • посещение храмов и соборов города, символизирующее духовное возрождение общества;

  • проведение автобусных однодневных экскурсий по различным местам необъятной Родины, богатой великими событиями и людьми.

Проводимые мероприятия будут направлены:

  • на развитие деятельности школьных творческих кружков и объединений, на организацию проведения творческих конкурсов, детских фестивалей искусств, на мероприятия по эстетическому оформлению школьного пространства;

  • на организацию связи с музейной педагогикой, с детским и молодёжным туризмом, проведение туристических походов, участие в туристических слетах, организация дней культуры, театра и т.д.).

Предполагаемые результаты деятельности: сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных качеств и толерантности, осознание учащимися необходимости доброго отношения друг к другу, понимание ценности любви и дружбы.


Формы деятельности

Виды деятельности

тематические классные часы

просмотр фильмов

встречи с интересными людьми

экскурсии в:

- музеи,

-театры,

- выставочные центры,

-храмы

Познавательная

Художественно- эстетическая

Информационная

Коммуникативная


Экологическое направление

Подпрограмма «Я и зелёная планета»

Пояснительная записка.

Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены вносить изменения в воспитательный процесс. Одно из центральных мест в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения: к природе (экология природы), к себе как составной части природы (экология здоровья), к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).

Экологическое воспитание связано с формированием экологического сознания, нацелено на внимательное отношение к состоянию окружающей среды. На уроках и во внеурочной деятельности учащиеся знакомятся с основами экологической безопасности. Воспитание в этой сфере способствует изменению технократического стиля мышления и созданию эмоционально-психологической установки на отношение к природе не только как к источнику сырья, но и как к среде обитания.

Цели направления: создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.

Задачи направления:

  • воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;

  • формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;

  • развитие таланта и способностей как особой ценности;

  • формирование здорового образа жизни учащихся.

Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

  • формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;

  • формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях;

  • формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;

  • формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия обучающихся гимназии в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.

Проводимые мероприятия будут направлены:

  • на изучение региональных и этнокультурных особенностей экологической культуры (проведение тематических классных часов, деятельность по благоустройству школьного двора);

  • на формирование благоприятной и безопасной среды обитания в рамках микрорайона, двора школы.

Предполагаемые результаты деятельности: Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности, осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира.


Формы деятельности

Виды деятельности

тематические классные часы,

просмотр фильмов

встречи с интересными людьми

экологическиеакции


художественно-эстетическая (в том числе продуктивная),

научно-исследовательская

проектная

природоохранная

коммуникативная


Направление Профилактика и безопасность

Профилактика девиантного поведения обучающихся, конфликтов между обучающимися, обучающимися и педагогами – направление деятельности, целью которого является создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости участников образовательных отношений в школе к неблагоприятным факторам.

Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды предусматривает:

  • регулярное проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выявление и педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);

  • проведение коррекционной работы с обучающимися групп риска с привлечением сторонних специалистов (психологов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т.д.);

  • разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением, сообществами класса, сверстников, школы в целом, организацию межведомственного взаимодействия;

  • вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных

  • класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или инымнравственным проблемам;результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом,социальным педагогом;

  • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить;

  • индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи;

  • работа с одаренными детьми, учениками, состоящими на всех видах учёта («группа риска»), детьми-инвалидами и ОВЗ;

  • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.


Формы деятельности

Виды деятельности

тематические классные часы,

просмотр фильмов

встречи с интересными людьми

инструктивные занятия

беседы

тестирование

разыгрывание ситуаций и нахождение путей решения

Коммуникативная

Общественная

Познавательная

Здоровье – сберегающая

Индивидуальная

Игровая


Участие класса в ключевых общешкольных делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;

Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе.

Формы работы

  • выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;

  • участие обучающихся в реализации общешкольных ключевых дел;

  • проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.

На индивидуальном уровне:

  • вовлечение по возможностикаждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);

  • индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

  • наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;

  • при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.


Формирования и развития коллектива

  • -сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическимимикрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;

  • -выработка совместно со школьниками законов класса, помогающихдетям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе


Самоуправление

Поддержка детского самоуправления (ДПО «Республика девчонок и мальчишек») помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.

Поддержка:

На уровне класса:

  • через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров ( мэров, вице-мэров , старших дежурных ),представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;

  • через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (министерство образования,министерство спорта, министерство правопорядка и т.д.);

На индивидуальном уровне:

  • через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;

  • через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.


Работа с учителями, преподающими в классе:

  • регулярные консультации классного руководителя с учителями- предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;

  • проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;

  • привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;

  • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.


Работа с родителями учащихся или их законными представителями

  • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;

  • помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;

  • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

  • создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;

  • привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;

  • организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

  • родительский всеобуч для родителей (иных законных представителей) по вопросам профилактики насилия и жестокого обращения в семье в отношении несовершеннолетних;

  • социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.

Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания

Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания осуществляется в соответствии с планируемыми результатами воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне основного общего, образования, установленного соответствующими ФГОС.

Основным методом анализа воспитательного процесса является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения.

Основные направления анализа воспитательного процесса.

1.Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание сосредотачивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу.

2.Динамика развития классного коллектива.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, анкетирование

3.Состояние организуемой в классе деятельности.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей деятельности.Победы обучающихся в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях.

Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:

  • качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;

  • качеством существующего в классе ученического самоуправления;

  • качеством проводимых экскурсий, экспедиций, походов;

  • качеством профориентационной работы;

  • качеством взаимодействия школы и семей школьников.

Для изучения, анализа и оценки перечисленных результатов используется диагностико - аналитический инструментарий. Он включает в себя следующие критерии и методики оценочно-аналитической деятельности:

Результаты реализации Программы воспитания учащихся

Критерии анализа и оценки

Показатели анализа и оценки

Методики изучения и анализа

1.Продуктивность деятельности

1.Уровень развития ребенка























































2.Уровень развития коллектива

1.1 Ценностные ориентации ребенка




















1.2.Степень социализированности личности

















1.3.Степень развития социальных качеств


















2.1. Отношения между обучающимися














2.2. Уровень развития самоуправления

1.1.Проективный тест «Домики» (автор О.А. Орехова) 1 классы. Методика «Направленность личности» (С.Ф. Спичак, А.Г. Синицына). Методика изучения ценностных ориентаций (М. Рокич) (7 – 11 класс). Методика изучения нравственной воспитанности учащихся «Размышляем о жизненном опыте» (по Н.Е. Щурковой) (8-11 класс) Методика «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (по В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степанову)


1.2. Методика изучения социальной направленности обучающегося (по В.М. Миниярову) (6-11 класс). Методика изучения социализированности личности (по М.И. Рожкову) (3-9 класс). Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (по Р.В. Овчаровой) (9- 11 класс). Методика определения общественной активности учащихся (по Е.Н. Степанову) (8- 11 класс)


1.3. Методика оценки развития социальных качеств школьника (Н.И. Монахов) (1 – 11 класс) Профессиональная ориентированность Методика для выявления готовности учащихся к выбору профессии (по В.Б. Успенскому) (9- 11 класс) Методика «Карта профессиональных интересов» (по Т.Е. Макаровой) (9-11 класс) Определение предпочтительного типа профессии (по Е.И. Климову)


2.1. Методика «Исследование взаимоотношений в классе» (Е.В. Гурова, Н.Ф. Шляхты) (7 – 11 класс) Методика изучения сплоченности ученического коллектива (Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.А. Каплунович) Методика «Какой у нас коллектив» (разработана А.Н. Лутошкиным)


2.2. Методика выявления уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (Л.И. Гриценко). Методика Определения уровня развития ученического самоуправления М.И. Рожкова

2.Чувство удовлетворения детей и взрослых процессом и результатами воспитания и жизнедеятельно стью в образовательном учреждении

Удовлетворенность детей и взрослых процессом и результатами воспитания и жизнедеятельностью в образователь - ном учреждении

1. Удовлетворенность учащихся школьной жизнью










2. Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения
















3. Удовлетворенность педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении и результатами процесса воспитания детей

1.Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана А.А. Андреевым). Методика оценки школьной социально-психологической комфортности (разработана А.А. Андреевым)


2. Методика изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения (разработана А.А.Андреевым).

Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (разработана Е.Н. Степановым) Методика «Анализ воспитательной работы глазами родителей обучающихся» (Нечаев М.П.)


3.Методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (разработана Е.Н. Степановым).

Анкета «Ваше мнение» (составлена И.А. Забуслаевой)

Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать

Формы подведения итогов реализации программы.

  • Портфолио обучающегося на каждый год обучения (5, 6, 7, 8, 9 класс).

  • Анализ воспитательной работы на каждый год обучения (5, 6, 7, 8, 9 класс).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!