Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02
ул. Школьная, 5 эл. адрес: nbskoshi@yandex.ru
«Рассмотрено» на заседании методического объединения воспитателей протокол № ________ Руководитель М.О. ___________ от_____________________ | «Согласовано» Зам. директора по УВР _____________ З.Б. Бубеева от___________________ | «Утверждено» Директор школы _____________ Е.Г.Сапожникова от_________________ |
Рабочая программа воспитателя группы «Альфа»
Учебный год: 2023-2024
Воспитатели:
Мясникова Елена Николаевна.
Квалификационная категория: нет
Селифонкин Денис Николаевич
Квалификационная категория: 1.
с. Новая Брянь .
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитателя группы составлена в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2025 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:
1. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014г.
3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. №1026.
4. Учебного плана (вариант 1) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год.
5. СанПиНа 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиНа 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
ФАООПУО (вариант1) адресована обучающимся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а так же индивидуальных особенностей и возможностей.
Цель программы: совершенствование воспитательной деятельности, способствующей развитию нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
Обучающие:
- формировать гуманистическое отношение к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей;
- формировать гражданское самосознание, ответственность за судьбу Родины, потребность в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции;
Воспитательные:
- формировать коммуникативную компетентность, способность к эффективному межличностному взаимодействию, совместной работе в коллективе и группе;
- формировать направленность на сотрудничество с людьми, оказание помощи и поддержки окружающим, ответственности за общее дело и работу в коллективе;
Развивающие:
- совершенствовать систему воспитательной работы в группах;
- развивать и совершенствовать системы внеурочной деятельности и дополнительного образования;
- продолжать развивать самоуправление, как основы социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого воспитанника;
Коррекционные:
- создание условий для самореализации детей;
- развитие навыков самоорганизации, самоконтроля;
- формирование и закрепление эмоционально-позитивных установок в самооценке учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
Характеристика группы:
Педагогическая характеристика группы «Альфа»
На начало 2023-2024 учебного года в группе 17 детей из них один мальчика приходящий . Всего проживают в группе 16 человек – все мальчики в возрасте от 11 до 15 лет.
Отношения между мальчиками в группе в целом благополучные. Местами возникают локальные конфликты, которые быстро заканчиваются. В группе нет разделения на группировки. В группе есть лидер – Кирилл Ф.. Большая часть мальчиков определяют социально-психологический климат в коллективе как благоприятный, который является важным условием благополучного развития личности ребенка, формированию позитивного лидерства, соблюдению общепринятых норм взаимоотношений.
Внутри группы образовалось несколько микро групп по интересам. По стилю общения преобладает сотрудничество, мальчики стараются помочь друг другу в трудных ситуациях. Во взаимоотношениях дети проявляют внимательность, чуткость, коллективизм. Но бывают и случаи проявления излишней эмоциональности и эгоизма. Отношение большинства мальчиков к мнению коллектива серьезное, доброжелательное. Но некоторые ученики бывают, равнодушны к требованиям и критическим замечаниям. Конфликты возникают, но редко. Также группа стремится общаться, сотрудничать с другими членами общества.
Мальчики активно занимаются общественно-полезным трудом, участвуют в генеральных уборках по группе, в субботниках на прикрепленной школьной территории и занимаются её благоустройством. У многих дети имеют сформированные трудовые навыки. Ребята добросовестно относятся к своей работе. Проявляют трудолюбие.
Большинство ребят в группе отдают предпочтение спортивным увлечениям, некоторые увлекаются рисованием, поделками. Споров по интересам в группе не возникает. В общественной жизни группы, стараются участвовать все мальчики. Ребята сотрудничают друг с другом, стараются выслушать каждого, во многом это зависит от отношения командира группы.
Все мальчики группы, за исключением Ярослава К., Виталий У., посещают различные кружки и секции. Основная масса ходит на «Футбол», также посещают секцию «Тенниса» и «Вольной борьбы».
Воспитателями ведётся большая работа по формированию нового подросткового коллектива целью, которой является создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, физических, личностных качеств учащихся. Группа в целом активна. Есть учащиеся, которые полны энергии, есть и пассивные ребята, но большинство обладает высоким уровнем активности.
Мальчики тесно взаимодействуют, как друг с другом, так и с педагогами. В силу своего возраста, у ребят отмечается быстрая смена интересов. Наиболее ценные качества в группе это дисциплинированность, трудолюбие, умение отстаивать свою точку зрения, моральная воспитанность.
Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. Учащиеся переживают удачи и неудачи, болеют за свой коллектив. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе.
Положительными являются и оценка учеников психологического климата в группе как благоприятный (например то, что всем нравится собираться вместе; то, что все друг другу помогают). Позитивной стороной является внутренняя мотивация и положительное отношение ребят к учёбе.
Совместно с администрацией школы проводятся индивидуальные беседы, собрания с привлечением специалистов это соц. педагога, психолога, медицинской сестры.
Результат проведенных мероприятий - участие детей группы в трудовых десантах, посещение спортивных секций, активный досуг.
На 2023 – 2024 учебный год воспитатели группы «Альфа» ставят перед собой следующие задачи:
•Продолжить работу над созданием сплочённого дружного коллектива.
•Развивать познавательный, эстетический интерес к окружающему миру.
•Дифференцировать коррекционную помощь слабоуспевающим учащимся.
•Формировать интерес к сверстнику, доброжелательное отношение к нему.
•Развивать трудовые навыки; навыки самообслуживания и гигиены.
Место реализации:
Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д. 5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Ожидаемые результаты:
Личностные:
- положительная динамика личностного роста воспитанников;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
- эмоционального осмысления уклада жизни своей семьи, отношений между близкими людьми;
- эмоционального осмысления событий собственной жизни.
Предметные:
- повышение уровня взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- выполнять задания от начала до конца в соответствии с отработанным алгоритмом;
- отработка умения следовать собственному плану;
- развития способности к сочувствию, сопереживанию, проявлению отзывчивости, готовности помочь;
- развитие возможностей самостоятельного планирования собственных действий и речи.
Направления воспитательной работы:
В рабочей программе воспитателя определены наиболее оптимальные и эффективные для определенной возрастной группы содержание, формы, методы и приемы организации образовательной деятельности с целью получения результата.
Рабочая программа разрабатывается по следующим направлениям:
- Интеллектуальное воспитание - целью данного направления, является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих коммуникативных способностей. Логики мышления, привитие интереса к чтению, развитие читательского кругозора, а мероприятия проводятся через такие формы как познавательные беседы.
- Гражданское воспитание - формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию;
- Здоровье-сберегающие воспитание - формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью. Потребности в здоровом образе жизни; создание равных условий для занятий физической культурой и спортом,
- Духовно-нравственное воспитание- воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям; развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности.
- Социально-профилактическое воспитание.
восприятие и осознание подростком информации о своём социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной компетентности и эффективности собственных действий; приобретение и осмысление качественно нового опыта социального взаимодействия.
Принципы реализации программы:
- Принцип деятельностного подхода. Способствует развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению.
- Принцип личностно – ориентированного воспитания – создание условий для развития индивидуальности воспитанника, его свободной воли в выборе средств и путей самоопределения. Организация педагогической поддержки воспитанников в овладении навыками самоанализа, самопознания, самоопределения и самосовершенствования.
- Принцип социального взаимодействия – сотрудничество, сотворчество всех участников воспитательного процесса, расширение сферы общения воспитанников, создание условий для конструктивных процессов профессионального самоопределения, формирования навыков социальной адаптации.
- Принцип компетентностного подхода – создание условий для проявления и развития личности воспитанника в различных видах деятельности. В процессе познавательной, творческой, коммуникативной деятельности воспитанник овладевает определенными компетенциями.
- Принцип открытости - воспитанники планируют жизнь в группе совместно с воспитателем, внося свои коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний.
- Принцип гуманности. Создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации воспитанника на положительные действия и поступки. Обеспечение гарантий защищённости, создание условий для свободного развития, самореализации самоактуализации.
- Принцип творчества. Новые решения традиционных дел, поиск новых вариантов организации познавательной, спортивной, трудовой, предметно – практической деятельности, изменение ролевой позиции при подготовке дел.
- Принцип индивидуальности. Отражение уникальности, неповторимости человека в сочетании, соединении его индивидуальных, личностных и субъективных проявлений.
- Принцип педагогической поддержки. Помощь каждому воспитаннику в личностном самоопределении. Поддержка может быть реализована на основе единства деятельности и гуманных взаимоотношений.
В рабочей программе воспитателя определены наиболее оптимальные и эффективные для определенной возрастной группы содержание, формы, методы организации образовательной деятельности с целью получения результата.
Методы организации образовательной деятельности:
1. Методы формирования сознания детей. К ним относят рассказ, беседу, работу с книгой, иллюстрацию, демонстрацию и другие.
2. Методы организации познавательной, практической деятельности: поручения, задания, упражнения, приучения. Кроме того, в практике социальной работы с такими детьми широко применяется метод моделирования воспитывающих ситуаций. Детям создаются такие условия, когда они становятся перед необходимостью выбирать определённое решение из нескольких возможных вариантов.
3. Методы стимулирования мотивации и активности детей: поощрение, соревнование, наказание, порицание.
Формы воспитательной работы:
-Проведение бесед, беседы-дискуссия, беседы-обсуждения.
-Проведение спортивных мероприятий,
-Проведение различных конкурсов.
-Проведение экскурсий, прогулок.
-Проведение практической деятельности.
-Проведения игр.
-Просмотр видеороликов.
Календарно-тематический план
Сентябрь
Месячник безопасности
№ | Дата проведения | Тема занятия | Направление | Форма занятия |
1 | 01.09.23 | Торжественная линейка: «Здравствуй школа». | духовно-нравственное | Экскурсия |
2 | 04.09.23 | «День солидарности в борьбе с терроризмом» | гражданское | Беседа-дискуссия |
3 | 05.09.23 | Занятия по программе | интеллектуальное | Практическая деятельность |
4 | 06.09.23 | Профилактика по техники безопасности. | здоровье сберегающие | Беседа |
5 | 07.09.23 | «Школа информацион- ной безопасности» | социально-профилактическое | Беседа- обсуждения |
6 | 08.09.23 | «По каким правилам живет наша группа» | духовно-нравственное | Беседа-дискуссия |
7 | 11.09.23 | Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени» | гражданское | Игра-путешествие |
8 | 12.09.23 | «Как хорошо быть вежливым» | интеллектуальное | Практическая деятельность |
9 | 13.09.23 | «Уход за одеждой» | здоровье сберегающие | Беседа |
10 | 14.09.23 | «Что мы знаем о правилах дорожного движения?» | социально-профилактическое | Дидактическая игра |
11 | 15.09.23 | Занятие по программе | духовно-нравственное | Практическая деятельность |
12 | 18.09.23 | «Законы школы – наши законы» | гражданское | Дискуссия |
13 | 19.09.23 | Занятия по программе | интеллектуальное | Практическая деятельность |
14 | 20.09.23 | «Действие взрослых и детей при возникновении пожара» | здоровье сберегающие | Просмотр фильма и обсуждение |
15 | 21.09.23 | «Вся, правда, о наркотиках» | социально-профилактическое | Просмотр видеороликов |
16 | 22.09.23 | «Зачем нам имя?» | духовно-нравственное | Беседа- обсуждения |
17 | 25.09.23 | « Учимся быть организованными» | гражданское | Беседа-дискуссия |
18 | 26.09.23 | Занятия по программе | интеллектуальное | Практическая деятельность |
19 | 27.09.23 | «Культура поведения» | здоровье сберегающие | Подвижная игра |
20 | 28.09.23 | «Чем опасен алкоголь?» | социально-профилактическое | Беседа |
21 | 29.09.23 | «Спешите делать добро» | духовно-нравственное | Беседа |
Календарно-тематический план
Октябрь
Месячник школьных библиотек
№ | Дата проведения | Тема занятия | Направление | Форма занятия |
1 | 2.10.23. | «Кто такой настоящий гражданин?» | гражданское | просмотр фильма |
2 | 3.10.23 | Занятия по программе | интеллектуальное | Практическая деятельность |
3 | 4.10.23 | «В паре с вредной привычкой» | здоровье сберегающие | Беседа-дискуссия |
4 | 5.10.23 | «Компьютерная зависимость» | социально-профилактическое | Просмотр видеороликов |
5 | 6.10.23 | «Зачем нужна книга?» | духовно-нравственное | Беседа-дискуссия |
6 | 9.10.23 | «Нормы жизни в обществе» | гражданское | Занятие –игра |
7 | 10.10.23 | «Занятия по программе» | интеллектуальное | Практическая деятельность |
8 | 11.10.23 | «Память, как ее тренировать» | здоровье сберегающие | Викторина |
9 | 12.10.23 | «Правила поведения при пожаре.» | социально-профилактическое | Занятие-игра. |
10 | 13.10.23 | «Занятие по программе» | духовно-нравственное | Практическая деятельность |
11 | 16.10.23 | «Россия – Родина моя!» | гражданское | Беседа |
12 | 17.10.23 | Занятия по программе «Разноцветный мир» | интеллектуальное | Практическая деятельность |
13 | 18.10.23 | «Рисунки» | здоровье сберегающие | Конкурс |
14 | 19.10.23 | Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет | социально-профилактическое | Беседа- обсуждения |
15 | 20.10.23 | «Истоки образования книги» | духовно-нравственное | Рассказ |
16 | 23.10.23 | «Что такое памятник?» | гражданское | «Я бы в ученые пошел, пусть меня научат» |
17 | 24.10.23 | Занятия по программе | интеллектуальное | Практическая деятельность |
18 | 25.10.23 | «Как себя защитить» | здоровье сберегающие | Просмотр видео |
19 | 26.10.23 | «Поведение на улице» | социально-профилактическое | Беседа |
20 | 27.10.23 | «Я бы в ученые пошел, пусть меня научат» | духовно-нравственное | Беседа |
Календарно-тематический план
Ноябрь
Месячник психологического здоровья.
№ | Дата проведения | Тема занятия | Направление | Форма занятия |
1 | 7.11.23 | «Пожарным можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» | гражданское | Викторина |
2 | 8.11.23 | « Что означают наши имена?» | интеллектуальное | Практическая деятельность |
3 | 9.11.23 | «Курить здоровью вредить» | здоровье сберегающие | Дидактическая игра |
4 | 10.11.23 | «Стоп Агрессия» | социально-профилактическое | Беседа- обсуждения |
5 | 13.11.23 | «Как прекрасен этот мир» | духовно-нравственное | Беседа |
6 | 14.11.23 | «Что значит быть патриотом сегодня?» | гражданское | Обсуждение |
7 | 15.11.23 | Занятия по программе | интеллектуальное | Практическая деятельность |
8 | 16.11.23 | пдд «Школа светофора» | здоровье сберегающие | Просмотр мультфильма |
9 | 17.11.23 | «Алкоголь, что это?» | социально-профилактическое | Обсуждение |
10 | 20.11.23 | Рисунки «Ко дню матери» | духовно-нравственное | Конкурс |
11 | 21.11.23 | «Паспорт» | гражданское | Беседа |
12 | 22.11.23 | Занятия по программе | интеллектуальное | Практическая деятельность |
13 | 23.11.23 | «Подвижные игры на улице» | здоровье сберегающие | Эстафета |
14 | 24.11.23 | «Обобщение знаний учащихся о формах молодежной субкультуры» | социально-профилактическое | Беседа-дискуссия |
15 | 27. 11.23 | «Мое настроение» | духовно-нравственное | Беседа- обсуждения |
16 | 28. 11.23 | «Моя малая Родина – Улан –Удэ» | гражданское | Беседа |
17 | 29. 11.23 | Занятие по программе | интеллектуальное | Практическая деятельность |
18 | 30. 11.23 | «В здоровом теле, здоровый дух» | здоровье сберегающие | Беседа |
Календарно-тематический план
Декабрь
Месячник нравственного воспитания
№ | Дата проведения | Тема занятия | Направление | Форма занятия |
1 | 1.12.23 | «Жизнь в своем формате» | социально-профилактическое | Просмотр фильма |
2 | 4. 12.23 | «Честный поступок» | социально-профилактическое | Видеоролик |
3 | 5. 12.23 | Занятия по программе | интеллектуальное | Практическая деятельность |
4 | 6. 12.23 | «Всемирный День борьбы со СПИДом».( | здоровье сберегающие | Беседа |
5 | 7. 12.23 | «Я гражданин» | гражданское | Беседа- обсуждения |
6 | 8. 12.23 | «Огня без дыма, человека без ошибок не бывает» | духовно-нравственное | Игра |
7 | 11. 12.23 | «Паспорт основной документ гражданина России» | гражданское | Беседа |
8 | 12. 12.23 | Занятия по программе | интеллектуальное | Практическая деятельность |
9 | 13. 12.23 | «Чистота-залог здоровья» | здоровье сберегающие | Беседа |
10 | 14. 12.23 | «Действия взрослых и детей при возникновении террористической угрозы» | социально-профилактическое | Обсуждение |
11 | 15. 12.23 | «Занятие по программе» | духовно-нравственное | Беседа- обсуждения |
12 | 18. 12.23 | « Здоровый я - здоровая Россия» | гражданское | Беседа |
13 | 19. 12.23 | Занятия по программе « | интеллектуальное | Практическая деятельность |
14 | 20. 12.23 | «Умей сказать «нет!». | здоровье сберегающие | Беседа |
15 | 21. 12.23 | «Безопасность дома и на улице» | социально-профилактическое | Беседа- обсуждения |
16 | 22. 12.23 | ««Прошлое – настоящее – будущее» | духовно-нравственное | Беседа-дискуссия |
17 | 25. 12.23 | «Школьный этикет» | гражданское | Беседа- обсуждения |
18 | 26. 12.23 | Занятия по программе | интеллектуальное | Практическая деятельность |
19 | 27. 12.23 | «Школьный этикет» | здоровье сберегающие | Дидактическая игра |
20 | 28. 12.23 | «Правила дружбы» | социально-профилактическое | Беседа-дискуссия |
21 | 29. 12.23 | «Зачем уим стихи» | духовно-нравственное | Обсуждение |
Календарно-тематический план
Январь
Месячник здорового образа жизни
№ | Дата проведения | Тема занятия | Направление | Форма занятия |
1 | 9.01.24 | «Символика нашей республики» | гражданское | презентация |
2 | 10. 01.24 | Занятия по программе «Разноцветный мир» | интеллектуальное | Практическая деятельность |
3 | 11. 01.24 | «Дорожно транспортный травматизм. Основные причины происшествий с детьми» | здоровье сберегающие | Подвижные игры |
4 | 12. 01.24 | «Геройство или слабость»( | социально-профилактическое | Беседа- обсуждения |
5 | 15. 01.24 | «Необычная зимняя красота» | духовно-нравственное | Беседа-рисование |
6 | 16. 01.24 | «По мотивам этноса» | гражданское | Беседа- обсуждения |
7 | 17. 01.24 | «Занять себя – это сложно?» | интеллектуальное | Беседа |
8 | 18. 01.24 | «Путешествие в замок Спорта» | здоровье сберегающие | Инструктаж |
9 | 19. 01.24 | «У беды глаза зеленые» | социально-профилактическое | Рисунки |
10 | 22. 01.24 | «Уважение и понимание – основа терпимости» | духовно-нравственное | Практическая деятельность |
11 | 23. 01.24 | «Беседа о правонарушениях» | гражданское | Беседа- обсуждения |
12 | 24. 01.24 | Занятия по программе | интеллектуальное | Практическая деятельность |
13 | 25. 01.24 | «Я выбираю здоровье» | здоровье сберегающие | Подвижные игры |
14 | 26. 01.24 | «Что такое игромания?» | социально-профилактическое | Видеоролик |
15 | 29. 01.24 | Занятие по программе | духовно-нравственное | Практическая деятельность |
16 | 30. 01.24 | «Кем я хочу быть» | гражданское | Разговор о профессиях |
17 | 31. 01.24 | Занятия по программе | интеллектуальное | Практическая деятельность |
Календарно-тематический план
Февраль
Месячник патриотического воспитания
№ | Дата проведения | Тема занятия | Направление | Форма занятия |
1 | 1.02.23 | «Права и обязанности детей в школе» | гражданское | Беседа |
2 | 2. 02.23 | Занятия по программе | интеллектуальное | Практическая деятельность |
3 | 5. 02.23 | «Ценность человеческой жизни» | здоровье сберегающие | Беседа |
4 | 6. 02.23 | «Безопасность на железной дороге» | социально-профилактическое | Просмотр фильма |
5 | 7. 02.23 | Занятие по программе | духовно-нравственное | Беседа- обсуждения |
6 | 8. 02.23 | «Детство, опалённое войной» | гражданское | Просмотр фильма |
7 | 9. 02.23 | Занятия по программе | интеллектуальное | Практическая деятельность |
8 | 12. 02.23 | «Полоса препятствий » | здоровье сберегающие | Спортивное мероприятие |
9 | 13. 02.23 | «Мы пешеходы» | социально-профилактическое | Просмотр фильма |
10 | 14. 02.23 | «Путешествие по Родному краю» | духовно-нравственное | Беседа |
11 | 15. 02.23 | «Мужчина – защитник семьи» | гражданское | Беседа-дискуссия |
12 | 16. 02.23 | Занятия по программе | интеллектуальное | Практическая деятельность |
13 | 19. 02.23 | «Энергосбережение - дело для всех – польза для каждого» | здоровье сберегающие | Беседа экскурсия |
14 | 20. 02.23 | | социально-профилактическое | Беседа-дискуссия |
15 | 21. 02.23 | Праздник «Сагаалган» традиции, обычаи, обряды | духовно-нравственное | Беседа- обсуждения |
16 | 22. 02.23 | Спортивное мероприятие «А, ну-ка парни» | гражданское | Игра |
17 | 26. 02.23 | «Возрастные особенности подросткового периода». | здоровье сберегающие | Дидактическая игра |
18 | 27. 02.23 | «Причины возникновения пожаров и их последствия» | социально-профилактическое | Презентация |
19 | 28. 02.23 | «Живая память» ко дню вывода советских войск из Афганистана» | духовно-нравственное | Беседа- обсуждения |
20 | 29. 02.24 | Занятия по программе | интеллектуальное | Практическая деятельность |
Календарно-тематический план
Март
Месячник правовых знаний и профилактика правонарушений
№ | Дата проведения | Тема занятия | Направление | Форма занятия |
1 | 1.03.24 | «Права ребенка в современном мире» | гражданское | Беседа- обсуждения |
2 | 4. 03.24 | Занятия по программе | интеллектуальное | Практическая деятельность |
3 | 5. 03.24 | «Мы за здоровый образ жизни» | здоровье сберегающие | Игра |
4 | 6. 03.24 | «Причины возникновения пожаров и их последствия» | социально-профилактическое | Беседа- обсуждения |
5 | 7. 03.24 | Беседа о Международном женском дне | духовно-нравственное | Беседа |
6 | 11. 03.24 | «Я люблю свою страну» | гражданское | Конкурс рисунков |
7 | 12. 03.24 | Занятия по программе | интеллектуальное | Практическая деятельность |
8 | 13. 03.24 | «Хмель шумит – ум молчит» | здоровье сберегающие | Подвижные игры |
9 | 14. 03.24 | «Преступлениеи правонарушения несовершеннолетних» | социально-профилактическое | Беседа |
10 | 15. 03.24 | «Предназначение мужчины и женщины» | духовно-нравственное | Чтение детских журналов. |
11 | 18. 03.24 | «Что такое демократия?» | гражданское | Беседа |
12 | 19. 03.24 | Занятия по программе | интеллектуальное | Практическая деятельность |
13 | 20. 03.24 | «Для чего нужна зарядка?» | здоровье сберегающие | Рисунки |
14 | 21. 03.24 | «Безопасный мир. Школа уверенности» | социально-профилактическое | Дидактическая игра |
15 | 22. 03.24 | «Вирус сквернословия» | духовно-нравственное | Просмотр фильма. |
Календарно-тематический план
Апрель
Месячник трудового воспитания.
№ | Дата проведения | Тема занятия | Направление | Форма занятия |
1 | 1.04.24 | «Маленьким детям – большие права» | гражданское | Беседа- обсуждения |
2 | 2. 04.24 | Занятия по программе | интеллектуальное | Практическая деятельность |
3 | 3. 04.24 | «Я выбираю жизнь» | здоровье сберегающие | Конкурс |
4 | 4. 04.24 | «Правила дорожного движения и закон» | социально-профилактическое | Беседа |
5 | 5. 04.24 | «Роль отца и матери в семье» | духовно-нравственное | Беседа- обсуждения |
6 | 8. 04.24 | «Закон и общество» | гражданское | Беседа |
7 | 9. 04.24 | Занятия по программе | интеллектуальное | Практическая деятельность |
8 | 10. 04.24 | «Правильное питание залог здоровья» | здоровье сберегающие | Беседа |
9 | 11. 04.24 | «Профилактика травматизма.» | социально-профилактическое | Видеоролик |
10 | 12. 04.24 | «Космос» | духовно-нравственное | аплликация |
11 | 15. 04.24 | «Как найти свое место в жизни» | гражданское | Презентация. Фильм про космос |
12 | 16. 04.24 | Занятия по программе | интеллектуальное | Практическая деятельность |
13 | 17. 04.24 | «Сохрани себя» | здоровье сберегающие | Беседа-игра |
14 | 18. 04.24 | «О правах - играя» | социально-профилактическое | Беседа- обсуждения |
15 | 19. 04.24 | «Труд красит человека» | духовно-нравственное | Беседа- обсуждения |
16 | 22. 04.24 | «Тайна слова коррупция» | гражданское | Беседа |
17 | 23. 04.24 | Занятия по программе | интеллектуальное | Практическая деятельность |
18 | 24. 04.24 | «Чей труд помогает нам учиться и жить в школе?» | здоровье сберегающие | Подвижные игры |
19 | 25. 04.24 | «Я смогу - я добьюсь!» | социально-профилактическое | Беседа- обсуждения |
20 | 26. 04.24 | «Труд красит человека» | духовно-нравственное | Видеоролик |
21 | 29. 04.24 | «Я» и общественное мнение» | гражданское | Беседа-дискуссия |
22 | 30. 04.24 | Занятия по программе | интеллектуальное | Практическая деятельность |
Календарно-тематический план
Май
Месячник профориентации
№ | Дата проведения | Тема занятия | Направление | Форма занятия |
1 | 2.05.24 | «Самые нужные профессии» | гражданское | Презинтация |
2 | 3. 05.24 | «Занятия по программе» | интеллектуальное | Практическая деятельность |
3 | 6. 05.24 | Рисунки зож | здоровье сберегающие | Конкурс |
4 | 7. 05.24 | «Школа безопасности» | социально-профилактическое | Дидактическая игра |
5 | 8. 05.24 | «Последствия выбора профессии: реальность и мечты» | духовно-нравственное | Беседа- обсуждения |
6 | 13. 05.24 | «О ВОВ» | гражданское | Кино |
7 | 14. 05.24 | Занятия по программе | интеллектуальное | Практическая деятельность |
8 | 15. 05.24 | «Что полезно для здоровья?» | здоровье сберегающие | ИЗО |
9 | 16. 05.24 | «Дух лидерства» | социально-профилактическое | Беседа- обсуждения |
10 | 17. 05.24 | «Существует ли «идеальная семья»?» | духовно-нравственное | Беседа- обсуждения |
11 | 20. 05.24 | «Последствия выбора профессии: реальность и мечты» | гражданское | Беседа-дискуссия |
12 | 21. 05.24 | Занятия по программе | интеллектуальное | Практическая деятельность |
13 | 22. 05.24 | Профессиональное самоопределение: мои возможности, навыки и умения | здоровье сберегающие | Подвижные игры |
14 | 23. 05.24 | «Как безопасно провести каникулы» | социально-профилактическое | Беседа- обсуждения |
15 | 24. 05.24 | Последний звонок | духовно-нравственное | |
Социальный паспорт группы «Альфа»
на 2023-2024 учебный год
№ | Наименование | Количество |
1 | Количество учащихся (всего) | |
2 | Количество приходящих детей | |
3 | Количество мальчиков | |
4 | Количество девочек | |
5 | Дети-инвалиды | |
6 | Дети, находящиеся под опекой | |
7 | Дети - сироты | |
8 | Русские | |
9 | Буряты | |
10 | Другая национальность | |
11 | Посещают кружки, спортивные секции | |
12 | Дети, освобождены от физической культуры (без дом. обучения) | |
13 | Количество учащихся, не приступивших к учебным занятиям | |
14 | Учащиеся, состоящие на ВШУ | |
15 | Учащиеся, состоящие на учете в ОСЗН | |
16 | Учащиеся, состоящие на учете в ОПДН ОМВД РФ | |
17 | Учащиеся, состоящие на учете в Наркодиспансере | |
18 | Учащиеся из полной семьи | |
19 | Учащиеся, проживающие только с мамой | |
20 | Учащиеся, проживающие только с отцом | |
21 | Учащиеся из многодетной семьи | |
22 | Учащиеся из малообеспеченных семей | |
23 | «Трудные семьи» (не состоящие на учете) | |
24 | Семьи, состоящие на учете в ОСЗН, РКДН (семьи СОП) | |
25 | Родители-инвалиды | |
26 | Родители-пенсионеры | |
27 | Родители с высшим образованием | |
28 | Родители, официально трудоустроенные | |
29 | Родители, ухаживающие за детьми инвалидами | |
30 | Родители, принимающие участие в СВО | |
31 | Родители, погибшие в ходе СВО | |
32 | Количество детей ночующих в школе - интернат | |
План работы с родителями
№ | Форма проведения | Содержание работы | Дата |
1 | 1.Беседа 2.Памятка 3.Анкетирование родителей | 1.« Требования к школьной форме обучающихся» 2.« Обязанности родителей». 3 «Уточнение данных» | Сентябрь |
2 | 1.Вовлечение родителей и участие в выставке поделок из природного материала. 2.Буклет 3.Памятка | 1. Выставка «Дары осени» 2. «Особенности подросткового возраста» 3. «Мужское воспитание в семье». | Октябрь |
3 | 1.Беседа 2.Консультация для родителей. 3. Памятка | 1. «Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка» 2. «Особые дети - особое общение». 3. «Вредные привычки в семье. Табакокурение» | Ноябрь |
4 | 1.Беседа 2.Индивидуальные беседы с родителями о 3.Выставка фотографий | 1. «Как не скучно провести выходные» 2. «О необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ». 3. «Зимние забавы» | Декабрь |
5 | 1.Памятка 2.Изготовление кормушек. 3.Консультация по телефону. | 1. «Рекомендации для родителей имеющих детей с ОВЗ» 2. «Поможем птичкам» 3.« Детская художественная литература «Мы читаем детям вслух» | Январь |
6 | 1.Консультация по телефону. 2.Мини-сочинение. 3.Памятка. | 1. «Формирование бытовых навыков у детей с ОВЗ 2. «Выходной день в моей семье» 3.«Дефицит общения – проблема развития речи детей». | Февраль |
7 | 1.Буклет 2.Фотоколлаж 3. Выставка детских работ | 1.Особенности работы с гиперактивными детьми» 2. «Мамочка – наше солнышко!». 3. «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды». | Март |
8 | 1.Памятка для родителей 2.Семейный конкурс рисунков 3. Газета для любознательных родителей. | 1.«Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать» 2.Семейный конкурс рисунков «Космическая фантазия» 3Газета для любознательных родителей «Растим здорового ребенка». | Апрель |
9 | 1.Беседа 2.Стенгазета 3.Буклет | 1. «Компьютер в жизни школьника» 2.«Как не надо отвечать на детские вопросы». 3.«Безопасность детей в летнее время» | Май |
Анализ воспитательной работы за 2022-2023учебный год
Группа «Альфа»
В начале года сформирована группа из разновозрастных детей 13 -15 лет. В новом учебном году списочный состав группы «Альфа» составил – 17 человек, 2 из них приходящих. В этом году группа обновилась на 50%. Все новенькие пришли из группы «Бусинки».
В группе еще не устойчивые и разрозненные отношения, т.к. группа обновляется каждый год. Детям еще предстоит привыкнуть к новому коллективу, к нормам и правилам в группе. Не все дети умеют следить за своим внешним видом, соблюдать санитарно-гигиенические нормы. Дети не могут сосредоточить свое внимание на каком-либо виде деятельности на длительное время. Наблюдается очень частая смена настроения. При планировании воспитательной работы учитывались результаты диагностики и ближайшее соц.окружение воспитанников. Исходя из этого были поставлены следующие воспитательные задачи:
-формировать навыки общения в коллективной деятельности школьников как основы новой социальной ситуации развития;
- знакомить с нормами поведения в типичных ситуациях;
-воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность;
- учить чётко и своевременно выполнять обязанности и поручения;
- помочь овладеть навыками культурного поведения;
- знакомить детей с культурой поведения в коллективе, учить различать хорошие и плохие поступки;
- воспитывать положительное отношение к учёбе, вызывать интерес к учению;
- воспитывать потребности в физических упражнениях;
-формировать основные навыки самообслуживания;
-формировать навыки трудовой коллективной деятельности;
- направить все усилия на развитие способности воображать, размышлять, развивать все виды речи, эмоций и чувств;
- знакомить детей с общественной жизнью школы, посёлка, страны, способствовать формированию реального представления о жизни;
- воспитывать бережное отношение к личному и школьному имуществу, своему здоровью и здоровью товарищей, способствовать развитию санитарно-гигиенических навыков;
- знакомить с истоками национальной и духовной культуры;
- знакомство с основами правового поведения;
- знакомить с историей страны, воспитывать уважительное отношение к ней;
- развивать механизмы творческого восприятия, мышления.
В 2022 - 2023 учебном году работа воспитателя проводилась по следующим направлениям:
1.Личностное развитие и основы социализации.
2.Охрана здоровья. Физическое развитие.
3.Трудовое воспитание.
4.Основы гражданского и патриотического воспитания.
5.Духовно - нравственное воспитание
6.Творческое развитие.
При подборе материала к занятиям учитывались особенности среднего школьного возраста.
Работа воспитателя была направлена на разностороннее развитие личности воспитанников, обеспечение физического, духовно- нравственного, гражданского, эстетического, трудового воспитания и содержит материалы, помогающие достигнуть воспитаннику того уровня умений и навыков, который необходим воспитанникам для нормальной адаптации в социуме.
При планировании воспитательного процесса учитывался возраст детей, поэтому воспитательные занятия преимущественно были в виде викторин, игр, в форме беседы. В воспитательных занятиях часто использовалась различная наглядность, видеоуроки, что помогало детям легче усваивать материал. Больше всего ребятам нравились занятия, проводимые в форме игр, с обыгрыванием сюжетов, использованием сюрпризного момента. Продолжительность воспитательных занятий 20-30 минут, в каждом проводилась игровая физкультминутка.
Из всех видов деятельности дети предпочитают игру, спортивные мероприятия, общение и творчество. Занятия по направлению творческого и физического развития нравились детям больше всего и стали самыми результативными. Дети с удовольствием изготавливали поделки и подарки на различные праздники: "День учителя", «Рождество», «8 Марта», «23 Февраля» и др. Дети активно посещали спортивные секции и кружки под руководством своих воспитателей. Алексей С., Кирилл П., Вадим Г., Матвей Б., Дима Л., Кирилл Ф., Егор К. посещали секцию «Футбол» под руководством Згирского В.Н. Секцию настольного тенниса под руководством Саляховой Е.В. посещали Вадим Г., Кирилл Ф., Секцию по вольной борьбе под руководством руководителя Овчаров С.А., посещели Кирилл П., Егор К. Ребята участвовали в различных соревнованиях и конкурсах.
Занятия по направлению личностного развития нередко проводились в виде игровых ситуаций, где детям предлагалось высказать свое мнение на ту или иную проблему. Обучение воспитанников с элементарными правилами поведения в коллективе, в школе, дома, в обществе, общения со взрослыми, сверстниками, развитие положительных качеств личности, представилось возможным с помощью занятий: «Как вести себя в школе», «Давай говорить друг другу комплименты», «Волшебные слова» и т.д.
Еженедельно проводились занятия по охране жизнедеятельности учащихся. Привитию санитарно-гигиенических навыков, воспитанию бережного отношения к своему здоровью и здоровью близких, закрепление правил поведения на улице, дороге, на воде, льду, в доме помогали беседы и тематические занятия. Дети с удовольствием разбирали, анализировали разные ситуации, произошедшие с другими детьми и свои собственные, воспитанники находили ошибки в поведении друг друга в этих ситуациях, пытались давать советы.
За прошедший год в результате проводимых мероприятий по профилактике ПДД учащиеся группы не стали участниками дорожно-транспортных происшествий, что говорит о том, что проводимая работа дает положительный результат.
Занятия по направлению трудового воспитания чаще проводились в форме практикума. Дети учились самостоятельно ухаживать за обувью, одеждой, комнатными цветами, на практике осваивать трудовые навыки. Воспитанию бережного отношения к личному и школьному имуществу способствовали совместные уборки территории участка, клумбы, группы, интерната, ремонт книг и т.д.
Привитию патриотических чувств, любви к «малой» и «большой» Родине помогли занятия на темы: «Мир вокруг нас», «Наша страна Россия», «Дом в котором я живу» и т.д.
Дети посетили все открытые общешкольные мероприятия. Во многих мероприятиях принимали участие: «Золотая осень», «День библиотеки», конкурс инсценировки «Мы тянули репку», «Масленица», рисовали стенгазеты; к Дню учителя, Золотая Осень, Новый год, 23 Февраля, «Все профессии нужны, все профессии важны», читали стихи, пели песни в конкурсе; «Смотр песни на 23 февраля», « Песни про доброту» рисовали рисунки на районный конкур; «День космонавтики», «Сагаалган», «Счастья жить»», фотоконкурс « Я и спорт».
Анализируя организацию воспитательного процесса в группе, считаю, что все поставленные цели на данном этапе достигнуты на удовлетворительном уровне. В течение учебного года велась работа по формированию положительных взаимоотношений между ребятами в группе, доброжелательности, чувства коллективизма. К концу года прослеживается небольшая динамика в указанных направлениях. На конец года в группе сложились доброжелательные, дружеские отношения.
Таким образом, вся воспитательная работа строилась и велась в соответствии с особенностями воспитанников. Во всех направлениях достигнуты определенные выше результаты, но все же необходимо далее продолжать работу по выбранным направлениям.
Литература:
1. Е.Д.Худенко и др. «Организация и планирование воспитательной работы
в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме»
М.: АРКТИ, 2019
2. Н.М.Гончарова и др. «Внеклассные мероприятия в коррекционных классах»
Волгоград: Учитель, 2019
3.Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс,
4.Гасанов З. Т. Патриотическое воспитание граждан // Народное образование – 20018. - №6. – С. 59.
5.Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2017. – № 8. – С. 17.
6.Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. - 4-е изд., испр. и доп. - М.:Аркти, 2020. - 312 с. (Метод. биб-ка) 7.Агапова И.А., Давыдова М А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-9 классы. - М.:ВАКО, 2020 - 368 с. - (Педагогика. Психология. Управление). 8. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 9. Гасанов З. Т. Патриотическое воспитание граждан // Народное образование – 2021. - №6. – С. 59. 10. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2021. – № 8. – С. 17. 11. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). Минск, Изд-во БГУ им. В.И.Ленина 2020.