Эссе "Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей"
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. В общеобразовательной школе система дополнительного образования может быть представлена через внеурочную деятельность, кружковую работу, дополнительные занятия по предмету с целью ликвидации пробелов в знаниях по отдельным предметам одних учащихся – слабых(проблемных) и углубления знаний – других, более сильных. Цель воспитательной работы в этой системе сочетает в себе цели общеобразовательной школы и учреждения дополнительного образования: создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности учащегося.
Воспитательные задачи при проведении занятий по отдельным предметам с целью ликвидации пробелов в знаниях можно сформулировать следующим образом:
Создание комфортных условий для возможности реализации и самореализации учащихся.
Формирование адекватных межличностных отношений в группе.
Организация единого образовательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания учащегося.
Воспитательные задачи при проведении занятий по отдельным предметам с целью углубления знаний учащихся можно сформулировать следующим образом:
Организация единого образовательного пространства, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания учащегося.
Формирование разумного подхода учащихся к уровню своих запросов по повышению качества знаний (для каждого участника группы).
Создание комфортных условий для возможности реализации и самореализации учащихся в группе достаточно одаренных сверстников без ссылок на их слабости или желание превзойти других.
При работе с группой слабых учащихся важно, чтобы никто из них не воспринимал кого-либо хуже или лучше СЕБЯ, т.е. нужно не соперничество, а сотрудничество.
Нужно понимать, что слабые учащиеся тоже разные: есть те, про кого мы говорим «три пишем, 2 в уме» (но они вовсе НЕ необучаемые!), а есть те, кто подчас просто не уверен в своих силах, поэтому балансирует на грани (может получит и 2, и 4). Поэтому пусть те, кто «балансирует», поможет тем, кто еле-еле «вылезает» на «3», тогда и «балансирующие» станут более уверенными в своих собственных знаниях. Само- и взаимопроверки и взаимопомощь в прошлое не ушли, они – движущий стержень и обучения, и воспитания как в обычной школе, так и в системе дополнительного образования.
При работе с группой сильных учащихся важно, чтобы никто из них не считал себя абсолютно непогрешимым и безоговорочно способным и грамотным, т.к. и здесь нужно не соперничество, а сотрудничество.
Во-первых, способности сильных учащихся тоже разные: одному нужно подтвердить и упрочить свою «5», другому – до этой «5» дотянуться.
Во-вторых, одни пришли на дополнительные занятия, потому что этого хотят они сами, других заставили родители, третьим эти занятия рекомендовал педагог, ведущий основной предмет. Поэтому нужно, чтобы различия в мотивации не мешали сотрудничеству учащихся, а, напротив, помогали достигнуть желаемого результата.
Педагоги обычно объясняют учащимся, что их успехи в обучении напрямую связаны, если вообще не зависят, с поведением, а вот поведение точно связано с воспитанием как домашним, так и социальным. Поэтому социальные, человеческие отношения и в школьном обучении, и в системе дополнительного образования обязательно приносят свои плоды, т.е. результаты положительные (как и отрицательные) будут достигнуты сообразно тем отношениям, которые сложились в коллективе учащихся – единомышленников или антагонистов. Следовательно, воспитательная работа в группах, создаваемых в системе дополнительного образования, какие бы они ни были: кружки, группы продленного дня, внеурочной деятельности, ликвидации пробелов в знаниях или упрочения этих знаний, - должна быть обязательно скоординирована под поставленные задачи и не мешать, а помогать подобной работе в образовательном учреждении