Администрация города Фокино
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Детская школа
искусств им. М.П. Мусоргского г.Фокино»
Доклад на тему:
«Воспитательная роль народного творчества и значение
его в духовно-нравственном становлении личности».
Автор: Глущенко Наталья Ивановна
преподаватель по классу народное
пение ДШИ г.Фокино
Фокино 2014г.
«Воспитательная роль народного творчества и значение
его в духовно-нравственном становлении личности».
Творчество — это деятельность, требующая большого напряжения физических и психических сил человека, сопряженная с настойчивостью, упорством и вдохновением.
Сам по себе процесс творчества совершенствует природу человека, развивает способности. Любой вид деятельности становится эстетически значимым в меру того, насколько он является творческим, целесообразным, свободным. В процессе творчества возникают качественно новые материальные и духовные ценности, проявляются и развиваются высшие духовные способности человеческой личности — разум и воображение, эмоции и воля.
В современной науке и культуре все чаще стали подниматься вопросы духовности, нравственности. Глубже говорится о значении их в современных общественных отношениях.
Понятия духовность и нравственность не случайно употребляются вместе, т.к. нравственность (то, что нам нравится) определяется нашим духовным со стоянием.
Исследователи современной культуры сейчас говорят о духовно- нравственном «кризисе» общества. В чем он проявляется, чем грозит будущему человечества, а главное, какие пути выхода из сложившейся ситуации?
Дело в том, что духовность и нравственность определяют психическое здоровье человека. И если говорить о физическом здоровье, то оно не возможно если есть какие — то психические расстройства. Именно поэтому эта проблема стоит так остро!
П.Иванов говорил: «...не лечите тело, лечите душу...», этому же учит православное христианство. Нельзя забывать, что человек — это часть природы! И заповедь гласит: «Береги огонь, воду, воздух и душу, и содержи их в чистоте, и будешь богат», т.е. здоров.
Состояние психики это состояние души, которое определяется состоянием мышления. Мысль — это основа духовности. Мысль (положительная или отрицательная), в свою очередь, вызывает такие же эмоции. Ни для кого не секрет, что положительная мысль созидательна, а отрицательная — разрушительна. Задача любого педагога, занимающегося воспитанием и обучением детей, научить их мыслить позитивно, т.е. созидательно. Сам по себе творческий процесс — это процесс созидания.
Народное художественное творчество, являясь основой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.
Известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека — не только воображения и чувства, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю». Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственных чувств и формировании мировоззрения. Потому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств содействующих все стороннему и гармоничному развитию личности.
Народное искусство, положенное в основу различных видов творческой деятельности при работе с детьми, эффективно способствует развитию таких психических процессов, как: восприятие, образное мышление, воображение, которые важны для овладения различными знаниями, и на основе которых у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности.
Решая задачу формирования у детей эстетического отношения к человеку, природе, искусству, необходимо помнить, что лишь на основе художественного восприятия могут быть сформированы эти представления. И народные искусства с яркой образностью, выразительностью, создает для этого благодатную основу.
Для детей прошлых столетий, живших в реальных условиях деревенского быта, преподавателям в области культуры были их родители, народ. Информация, которую они усваивали, носила традиционную преемственность, черты наглядной реальности. В результате исторически сложившихся факторов был нарушен принцип прямой преемственности информации и народ, попросту, утратил эти многовековые знания, культуру и опыт. Цивилизация, несомненно, шагнула вперед, но надо сказать, что такие факторы как индустрия и цивилизация виноваты в этом лишь отчасти. В эпоху социализма, когда индустрия и цивилизация развивались огромными темпами, наблюдался подъем духовно-нравственного состояния общества, т.к. политика социализма носила определенные идеи, в том числе идею патриотизма. Советские массовые песни воспевали трудовую жизнь народа, здоровый образ жизни, богатства и красоту земли, исторические победы и достижения космоса. Перед народом стояли общие духовно-нравственные идеи, которые двигали его к единой цели. И, основная причина современного духовного кризиса заключается именно в том, что современное общество не имеет общей духовной идеи, а значит и цели, кроме материальной. Очень важно подчеркнуть, что искусство является отражением духовного состояния народа. В тематике современного массового искусства почти нет идеи патриотизма (гордости за свое прошлое и настоящее, любви к своему народу, уважения к предкам, к истории народа). А именно эта идея сейчас должна стать для нас главной.
Максим Горький писал: «Народ силен своими корнями, знанием своей истории». А история, в свою очередь, отражена в народном творчестве. Ученые говорят: «Хочешь знать духовное состояние общества любого периода, времени — изучи его творчество».
Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».
Вот почему сейчас так важно проанализировать, оценить те духовно-нравственные идеалы, опыт и культуру русского народа и воспитать их в нашем будущем поколении.
Народная поэзия и мелодика имеют естественную природу происхождения и многовековой путь исторического развития. Мудрое народное слово, музыкальные интонации — оттачивались веками, непременно стремясь к совершенству, и приобретали идеальное смысловое содержание. Именно поэтому наука рассматривает историю народного творчества как историю развития народа, его духовно-нравственного обогащения.
Народное художественное творчество — сокровищница истоков духовной жизни народа, которая хранит в себе моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью ее истории.
Музыкальное искусство, наряду с устным народным творчеством, декоративно-прикладным, должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения, сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт и мировоззрение детей.
И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, то надо говорить о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.
Фольклор как явление — духовная необходимость, потребность человека, где он (человек) отражает свои интересы, проблемы, идеи, отношения в современном видении.
Петь для русского человека было все равно, что для птицы летать. Народ пел, трудясь и отдыхая, нянча детей и молясь, играя свадьбы, и поминая умерших... дитя слышало все, что пели старшие, и впитывало в себя богатейшее разнообразие интонаций, метроритмов, ладов народной музыки. Оно осваивало русский национальный музыкальный язык.
Ребенок, родившийся на свет сто лет назад, ничем не отличался от новорожденного сегодня. Разница только лишь в том, что мы сейчас вложим в него, чему научим и какие качества воспитаем.
Дети — будущее человечества. Каким оно будет? Это целиком и полностью зависит от содержания обучения и воспитания во всех образовательных учреждениях.
К сожалению, программа национального духовного и культурного развития не включает целиком изучение предмета народное творчество в общеобразовательных школах. Отдельные образцы его включены в курс предмета литературы и дают поверхностные представления, а не глубинные знания культуры народа. Единственные учреждения, которые нацелены на внедрение этой программы — это учреждения системы дополнительного образования (школы искусств, художественные школы, центры детского творчества) и учреждения профессиональной подготовки.
Дети всякой национальности должны осваивать как родную речь, так и музыкальный язык своего народа. Это должно стать главной задачей педагога, берущегося заниматься русским фольклором.
Многие родители, бабушки, дедушки не учитывают того, что без освоения сызмальства русского национального музыкального языка, без занятий творчеством их любимое чадо, даже одаренное от природы композиторским даром, не сможет стать талантливым, самобытным композитором. Потому, что любой великий композитор мира взращен на своей национальной культуре, а именно, на почве богатейшего самобытного народного искусства.
Русская нация дала миру гениальную композиторскую школу, не только благодаря поразительной способности русского народа рождать гениев в различных видах искусства, литературе, науке и т.д., но и потому, что русское народное творчество содержит в себе огромный, неисчерпаемый творческий потенциал.