СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная система

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная система»

  Воспитательная система МУДО ДЮСШ им. А.Е. Виндмана  Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МУДО ДЮСШ им. А.Е. Виндмана Сидорова Марина Вячеславовна   Powerpoint Templates

Воспитательная система

МУДО ДЮСШ им. А.Е. Виндмана

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МУДО ДЮСШ им. А.Е. Виндмана

Сидорова Марина Вячеславовна

 

Powerpoint Templates

Содержание Концепция воспитательной системы ДЮСШ   Актуальность и целесообразность воспитательной системы ДЮСШ…………… 4 2. Нормативно-правовые основы воспитательной системы ДЮСШ……………… 9 3. Цели и задачи воспитательной системы ДЮСШ ……………………………......... 4. Особенности управления и содержание воспитательной системой ДЮСШ…. 11 12 4.1. Особенности воспитательной работы тренера………………………………. 4.1. Особенности воспитательной работы тренера………………………………. 19 4.2. Воспитательное значение спортивной секции…………………………........... 4.2. Воспитательное значение спортивной секции…………………………........... 22 4.3. Воспитательное значение соревнования……………………………………… 4.3. Воспитательное значение соревнования……………………………………… 23 4.4. Управление воспитательной системой………………………………….............. 4.4. Управление воспитательной системой………………………………….............. 24

Содержание

Концепция воспитательной системы ДЮСШ

 

  • Актуальность и целесообразность воспитательной системы ДЮСШ……………

4

2. Нормативно-правовые основы воспитательной системы ДЮСШ………………

9

3. Цели и задачи воспитательной системы ДЮСШ …………………………….........

4. Особенности управления и содержание воспитательной системой ДЮСШ….

11

12

4.1. Особенности воспитательной работы тренера……………………………….

  • 4.1. Особенности воспитательной работы тренера……………………………….

19

4.2. Воспитательное значение спортивной секции…………………………...........

  • 4.2. Воспитательное значение спортивной секции…………………………...........

22

4.3. Воспитательное значение соревнования………………………………………

  • 4.3. Воспитательное значение соревнования………………………………………

23

4.4. Управление воспитательной системой…………………………………..............

  • 4.4. Управление воспитательной системой…………………………………..............

24

5. Основные направления воспитательной системы ДЮСШ………………………

26

5.1. Патриотическое воспитание…………………………………………………….

  • 5.1. Патриотическое воспитание…………………………………………………….

26

5.2. Нравственное воспитание………………………………………………………..

  • 5.2. Нравственное воспитание………………………………………………………..

30

5.3. Традиции спортивной школы……………………………………………………

  • 5.3. Традиции спортивной школы……………………………………………………

30

5.4. «Воспитание успехом»……………………………………………………………..

  • 5.4. «Воспитание успехом»……………………………………………………………..

32

5.5. Совместная деятельность с воспитанниками………………………………….

  • 5.5. Совместная деятельность с воспитанниками………………………………….

32

5.6. Социальная активность и партнерство………………………………………...

  • 5.6. Социальная активность и партнерство………………………………………...

33

6. Проектируемое будущее воспитательной системы ДЮСШ………………………….

34

6.1. Организационные этапы реализации воспитательной системы……………

  • 6.1. Организационные этапы реализации воспитательной системы……………

34

6.2. Программа реализации воспитательной системы…………………………...

  • 6.2. Программа реализации воспитательной системы…………………………...

36

6.3. Модель выпускника ДЮСШ…………………………………………………..

  • 6.3. Модель выпускника ДЮСШ…………………………………………………..

39

7. Ожидаемый результат……………………………………………………………………

40

Список литературы…………………………………………………………………………

42

1. КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

 

«Спорт учит честно выигрывать,

достойно проигрывать,

личностью учит расти»

 

Актуальность и целесообразность воспитательной системы

Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, критерии оценки деятельности образовательного учреждения. В общественно-педагогическом сознании утверждается мысль о том, что образовать человека – значит помочь ему стать субъектом исторического процесса и собственной жизни .

Если представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: все – и родители, и школа, и властные структуры – сойдутся в том, что растущему человеку необходимы в первую очередь физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные). Эти способности станут базой к самоопределению и к самореализации ребенка в будущем. Именно в этих трёх категориях содержится генетический код человечества. Развитие этих трех основных блоков и обозначают задачи деятельности тренера- преподавателя нашей спортивной школы. Одним из ключевых направлений воспитательной работы ДЮСШ определила гражданско-патриотическое воспитание.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно- обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к

инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Раскрытие сущности гражданско-патриотического воспитания должно осуществляться в парадигме интересов личности и стратегии гражданско-патриотического воспитания: от прав, интересов, достоинства личности – к обязанностям, долгу, ответственности перед обществом и государством.

Модель гражданско-патриотического воспитания детей в воспитательно-образовательном процессе ДЮСШ представляет собой совокупность последовательных целесообразных взаимодействий администрации, учителей и школьников и направлена на накопление опыта деятельности и сотрудничества, достижение прогнозируемого результата. Она ориентирована на конструктивное и результативное взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса. С точки зрения формы, она учитывает потребности субъектов в самораскрытии и саморазвитии и предоставляет различные организационные формы воспитательно-образовательного процесса.

Модель гражданско-патриотического воспитания в ДЮСШ позволит достичь основного планируемого результата – достижения модели выпускника: будет сформирована социализированная жизнеспособная личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию. Другим важным результатом реализации модели станет изменение личности педагога. Его деятельность приведет к формированию новых ценностей, осознанию необходимости взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса на основе равноправного партнерства, изменению им видов, форм, подходов, содержания педагогической деятельности, личной заинтересованности в ее результатах.

Результаты работы определяются факторами и условиями. Основное условие эффективности планирования воспитания в школе заключается в способности учитывать максимум факторов, способных “влиять” на результат.

Результаты работы подтвердили, что среди многообразия внешних и внутренних факторов наиболее важное значение для повышения эффективности процесса воспитания имеют:

методически выверенное использование регионального компонента в содержании воспитания занимающихся;

соблюдение педагогического такта, меры в установлении взаимодействия личности и коллектива;

применение достаточного разнообразия видов и организационных форм, позволяющих воспитанникам занять положение субъекта социальной деятельности;

разработка технологии формирования опыта, направленного на достижение жизненного успеха;

применение новых подходов к подготовке тренера-преподавателя;

создание в школьном сообществе демократической микрополитики, проводниками которой являются тренеры, воспитанники и их родители.

Любая система, в том числе педагогическая может функционировать с гарантией на успех при определенных условиях:

1.Психолого-педагогические условия:

-обеспечение педагогической целостности воспитательно-образовательного процесса;

-осуществление научно обоснованной педагогической позиции общей цели и конкретных частных задач воспитательно-образовательного процесса;

-обязательный постоянный контроль, оценка и по необходимости коррекция результатов.

2.Организационные условия:

-ликвидация правовой безграмотности субъектов воспитательно-образовательного процесса

посредством трансляции информации о правовой системе России, об основных отраслях и нормах права, о личных правах и свободах гражданина;

-профилактика противоправного поведения;

-создание условий для самореализации каждого ученика;

-актуализация демократических установок в жизнедеятельности школьного сообщества;

-развитие лидерских качеств и привлечение воспитанников к решению социально значимых проблем;

-сотрудничество с социумом;

-включение воспитанников в реальные социально значимые дела.

3.Кадровые условия:

-развитие профессиональной компетентности тренера, целью которой является позитивное преобразование профессиональной позиции педагога как воспитателя;

-создание условий для развития способностей педагога, его профессиональной деятельности, самосовершенствования.

4.Методическое обеспечение:

-обобщение и распространение педагогического опыта по данному вопросу;

-повышение уровня теоретической и психолого-педагогической подготовки тренеров-преподавателей в области воспитания;

-обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами воспитания;

-работа по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов по воспитанию детей и молодежи.

Воспитательная система в спортивной школе является целостной составляющей с учебно-тренировочным процессом. В комплексе развитие каждой из составляющих на высоком уровне понимания и рациональное применение подходов дает результат, достижение спортивного мастерства. Современные экономические и политические изменения, безусловно, оказывают

влияние и на деятельность спортивной школы. Даже в условиях нашего поселка городского вида, эти процессы вызывают многие негативные последствия. Отметим основные, имеющие отношение к воспитанию детей в ДЮСШ:

снижение жизненного уровня части населения;

снижение воспитательного воздействия семьи, школы, общественных организаций;

ухудшение здоровья детей;

усиление через СМИ потока низкопробной продукции, пропагандирующей насилие, жестокость, преступность т.д.

В данных условиях возрастает роль воспитательной работы спортивной школы. Каждое образовательное учреждение самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Одной из главных задач, стоящих перед современной школой в области патриотического воспитания, является преодоление последствий “безличной”, “бездетной” педагогики, идеологического насилия, восстановление целостности сознания, духовно-нравственного здоровья личности.

Как известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания - нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим.

Администрация ДЮСШ и педагогический коллектив все больше осознают, что наиболее актуальными становится психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного процесса и усилие воспитательного воздействие на занимающихся.

Это делается через:

  • создание условий для полной самореализации и достижения спортивных успехов сообразно способностям обучающихся;
  • укрепление здоровья и привитие привычки к занятиям физической культурой и спортом на всю жизнь;
  • сокращение в поселке пространства девиантного поведения детей путем проведения дополнительных массовых, привлекательных, доступных соревнований и спортивных конкурсов;
  • активная пропаганда здорового образа жизни, ценностей Олимпизма.

 

2. Нормативно – правовые основы воспитательной системы

Заказ на воспитание личности определен в законодательных документах – Конституции Российской Федерации (РФ), Законе РФ «Об образовании», Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников (2009); «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» (утверждена Указом Президента Российской Федерации 1 июня 2012 года № 761); Региональная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017годы.

Концепции модернизации  российского образования, Концепции развития детско-юношеского спорта на 2009 – 2015 годы, Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года и других документах федерального и регионального уровней. В них говорится о воспитании конкурентоспособной личности. В Концепции модернизации образования уточняется, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за её социально-экономическое процветание».

Воспитательная и методическая работа по организации гражданско-патриотического

воспитания в ДЮСШ строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в числе которых именно патриотическую воспитательную направленность отражают следующие:

Государственные программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы”,

На основании указанных документов б азовыми принципами , согласно государственной политики в области физической культуры и спорта, на основании которых функционирует воспитательная деятельность ДЮСШ являются:

  • принцип непрерывности физического воспитания и образования различных возрастных групп воспитанников на всех этапах их жизнедеятельности, при этом приоритетными направлениями в процессе физкультурной деятельности выступают самореализация, саморазвитие и творчество, находящиеся в гармонии с двигательной активностью человека;
  • принцип дифференцированного подхода к развитию физкультурно – спортивной сферы с учетом особенностей массовой физической культуры;
  • принцип открытости, доступности физкультурно-спортивных услуг через использование различных современных физкультурно-оздоровительных технологий с учетом различных видов спорта, физических упражнений, национальных игр и физического воспитания для населения поселка и в подготовке спортсменов;
  • принцип непрерывного профилактического и воспитательного воздействия физической культуры и спорта как средство по профилактике заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности, привития навыков здорового образа жизни, воспитания патриотизма;
  • принцип ответственности за собственное здоровье.

3. Цели и задачи

Деятельность ДЮСШ по воспитанию личности ребенка делится на две составляющие физическая культура и спорт.

Первую составляющую физическую культуру - мы рассматриваем как целенаправленную деятельность по здоровье сбережению через повышение уровня двигательной активности детей и как деятельность по освоению знаний о физической культуре, развитию основных физических качеств и способностей, обогащению двигательного опыта физическими упражнениями с обще развивающей и корригирующей направленностью, приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности.

Вторую составляющую спорт – мы условно подразделяем на массовый спорт: это различные мероприятия спортивно-оздоровительной направленности, соревнования, проводимые в ДЮСШ, в школах района и специальная подготовка спортсменов.

Реализация возложенных принципов и поставленных целей и задач возможна лишь в согласованной совместной деятельности всех участников образовательного пространства спортивной школы.

Цель воспитательной системы: создание единого образовательного пространства, способствующего формированию ценности здорового образа жизни, развитию нравственности, физического и интеллектуального потенциала, необходимых для реализации собственных жизненных целей, отвечающих интересам личности, общества и государства.

Основные задачи воспитательной системы ДЮСШ:

Создание благоприятных психолого-педагогических условий для вовлечения, раскрытия и развития потенциала физических, нравственных и интеллектуальных возможностей подрастающего населения, через создание мест возможного проявления своего потенциала

(воспитательные, образовательные проекты и программы, акции, конкурсы) с учетом возрастных особенностей.

Поддержание, укрепление и обновление традиций спортивной школы.

Содействие формированию сознательного стремления воспитанников к здоровому образу жизни, ценностям Олимпизма, привитие привычки к занятиям физической культурой и спортом на всю жизнь через систему учебно-тренировочных занятий с использованием современных технологий, методик (индивидуальные, игровые, проектные и т. д.).

Поддержка одаренных детей через совершенствование существующей системы работы ДЮСШ.

Пропаганда и привлечение обучающихся и их родителей к воспитательному и учебно-тренировочному процессу ДЮСШ через совместные спортивные мероприятия, тематические родительские собрания с детьми.

Профилактика асоциального поведения детей с девиантным поведением за счет привлечения их к участию в привлекательных, массовых, доступных мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, праздниках, играх, акциях, проектах, организация каникулярного и особенно летнего отдыха и оздоровления детей).

4. Особенности содержания и управления воспитательной системой ДЮСШ

 

Под воспитательной системой мы понимаем единство взаимосвязанных целей, тех идей, ради которых она создаётся. Они создают ту деятельность, которая отвечает реализации намеченных целей и в этой деятельности объединяет всех субъектов в определённую общность (учебные группы, спортивные направления, воспитанники, родители, тренеры - преподаватели и школа в целом). Это и среда, и содержание, и управление, обеспечивающие функционирование целостной воспитательной системы ДЮСШ.

Воспитательная система ДЮСШ имеет следующую структуру:

цели - совокупность идей, ради которых она создаётся; деятельность, обеспечивающая её реализацию; воспитанник - субъект деятельности, её организующий и в ней участвующий;

отношения, рождающиеся в деятельности и общении, интегрирующие всех участников воспитательного процесса в некоторую общность; управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Спорт - явление комплексное, он развивает человека в нескольких направлениях, органично связанных друг с другом:

  • здоровый образ жизни: физическая подготовка, качественная индивидуальная подготовка для участия в соревнованиях;
  • психологическая устойчивость, социальная адаптация (выработка гражданской позиции, самовоспитание).

В спортивный зал приходят не только за познанием нового и полной самоотдачей в каждой тренировке, но и за тягой к общению с друзьями, где своя специфичная общность: знающий тренер, атлетические снаряды, раздевалка, душ, спортивная терминология - здесь все имеет значение и каждый жест имеет определенный смысл.

Спорт развивает у ребенка важные для жизни качества личности: учит преодолевать трудности, особенно психологического порядка, адекватно действовать в экстремальных ситуациях и делает человека более жизнеспособным в критических обстоятельствах.

Исходя из реальных функций, возможностей ДЮСШ, можно обозначить направления воспитывающей деятельности:

  • учебно-тренировочные занятия;
  • психолого- педагогическое сопровождение;
  • социально-педагогическая поддержка;
  • организационно-массовая работа.
Воспитательная система МОУ ДОД  «Детско-юношеская спортивная школа»   ПРИНЦИПЫ  Непрерывность физического воспитания и образования ЦЕЛЬ Дифференцированность Открытость и доступность СРЕДСТВА Содержание деятельности Управление Ответственность за своё здоровье Развитие комплексной структурой Конкурентноспособность Развитие системообразующей деятельности  Результат Свободная, физически и нравственно здоровая, творчески развитая, социально ориентированная личность, способная к саморазвитию и самореализации, жизнестойкая, устойчивая к отрицательным влияниям Усовершенствование содержания деятельности Здоровье, физическое развитие и совершенствование Психолого-педагогические технологии Культура личности, жизненные и нравственные позиции, убеждения Способность профессионального самоопределения

Воспитательная система МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа»

ПРИНЦИПЫ

Непрерывность физического воспитания и образования

ЦЕЛЬ

Дифференцированность

Открытость и доступность

СРЕДСТВА

Содержание

деятельности

Управление

Ответственность за своё здоровье

Развитие комплексной структурой

Конкурентноспособность

Развитие системообразующей деятельности

Результат

Свободная, физически и нравственно здоровая, творчески развитая, социально ориентированная личность, способная к саморазвитию и самореализации, жизнестойкая, устойчивая к отрицательным влияниям

Усовершенствование содержания деятельности

Здоровье, физическое развитие и совершенствование

Психолого-педагогические технологии

Культура личности, жизненные и нравственные позиции, убеждения

Способность профессионального самоопределения

В современной жизни, как никогда ранее, физическая культура и спорт становятся одним из действенных средств воспитания ребенка, формирования у него активной жизненной позиции. Ведущей воспитательной идеей становится преобразование содержания обучения в средство воспитания. Специфика воспитательной деятельности не сводится лишь к развитию прикладных физических качеств. Учебно-тренировочные занятия активно способствуют:

формированию спортивного интереса, т.е. осознания детьми потребности в занятиях, а интерес выступает в качестве непосредственного мотива спортивной активности;

закреплению спортивного интереса, переходу спортивных ориентаций в установки, в привычный образ жизни;

стремлению занимающегося к все более и более высоким достижениям.

Именно интерес определяет открытость обучающегося к воспитательному воздействию, степень и характер взаимодействия с тренером и сверстниками. Добровольность, психологически комфортная атмосфера занятий позволяют ребенку вырабатывать в себе необходимые знания и умения, развивать работоспособность и трудолюбие, формировать социально-значимые качества: самостоятельность, самоконтроль, эмоциональную устойчивость.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников ДЮСШ   № 1 Вид деятельности 2 Оценка начального уровня психологической подготовленности (психодиагностика входящая (базовая) Цель деятельности Результат деятельности Выявление сильных и слабых сторон юного спортсмена и определение методов их устранения или компенсации   Разработка совместно с тренером индивидуальной программы учебно-тренировочного процесса для воспитанников Дальнейшее применение полученных результатов Изучение потенциальных возможностей учащегося, доминирующих психических состояний и предпочтений   Постановка дальних и ближних целей соревновательного цикла и создание с учетом индивидуальных особенностей плана психологической подготовки Полученные данные используются для определения индивидуального подхода тренировочной и соревновательной деятельности Составление плана индивидуальной работы со спортсменом и групповые мероприятия Конкретные задания и упражнения для развития нужных психических качеств

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников ДЮСШ

 

1

Вид деятельности

2

Оценка начального уровня психологической подготовленности (психодиагностика входящая (базовая)

Цель деятельности

Результат деятельности

Выявление сильных и слабых сторон юного спортсмена и определение методов их устранения или компенсации

 

Разработка совместно с тренером индивидуальной программы учебно-тренировочного процесса для воспитанников

Дальнейшее применение полученных результатов

Изучение потенциальных возможностей учащегося, доминирующих психических состояний и предпочтений

 

Постановка дальних и ближних целей соревновательного цикла и создание с учетом индивидуальных особенностей плана психологической подготовки

Полученные данные используются для определения индивидуального подхода тренировочной и соревновательной деятельности

Составление плана индивидуальной работы со спортсменом и групповые мероприятия

Конкретные задания и упражнения для развития нужных психических качеств

№ 3 Вид деятельности Мониторинг состояния юных обучающихся в УТ группах 4 Цель деятельности Результат деятельности Организация систематической диагностики Обучение приемам настройки на мотивацию достижения 5 Дальнейшее применение полученных результатов Выбор техник и методик, подготовка справок – результат диагностики Создание индивидуального ритуала или последовательности действий предсоревновательного поведения Проведение мотивационных тренингов, создание положительного эмоционального фона тренировки Система мониторинга Обозначение круга проблем, возникающих в период подготовки к соревнованиям Повышение осмысленности выполняемых заданий, упражнений Корректировка программы подготовки спортсменов Обучение умению моделировать собственную соревновательную деятельность, проигрывание ситуаций Адекватность тренировочных условий соревновательным при выполнении физических упражнений различной интенсивности

3

Вид деятельности

Мониторинг состояния юных обучающихся в УТ группах

4

Цель деятельности

Результат деятельности

Организация систематической диагностики

Обучение приемам настройки на мотивацию достижения

5

Дальнейшее применение полученных результатов

Выбор техник и методик, подготовка справок – результат диагностики

Создание индивидуального ритуала или последовательности действий предсоревновательного поведения

Проведение мотивационных тренингов, создание положительного эмоционального фона тренировки

Система мониторинга

Обозначение круга проблем, возникающих в период подготовки к соревнованиям

Повышение осмысленности выполняемых заданий, упражнений

Корректировка программы подготовки спортсменов

Обучение умению моделировать собственную соревновательную деятельность, проигрывание ситуаций

Адекватность тренировочных условий соревновательным при выполнении физических упражнений различной интенсивности

Учеными установлено двоякое воздействие занятий физической культурой и спортом. С одной стороны, эти занятия развивают физические качества: выносливость, силу и т.д., а с другой - воздействие физической и спортивной подготовленности развивает и совершенствует психологические качества личности. В процессе занятий физическими упражнениями и спортом, подготовки и участия в спортивных соревнованиях создаются предпосылки и условия, с помощью которых наиболее успешно формируются и воспитываются черты характера и убеждения: воля, патриотизм, коллективизм, требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, учебе, работе, коллективу, семье.

При образовании нового коллектива важную роль играет личный пример тренера-преподавателя, вокруг которого складывается коллектив и выработка определенных требований к занимающимся. Порядок, установленный с первых занятий, должен постоянно поддерживаться и стать традицией коллектива. Это касается всех сторон деятельности членов секции: дисциплины, соблюдение требований режима, гигиенических требований, выполнения правил, отношения к товарищам, культуры поведения на занятиях, вне занятий и т.п.

4.1. Особенности воспитательной работы тренера

 

Тренер - центральная фигура в учебно-тренировочном процессе. От его умения передавать знания воспитанникам, умения заинтересовать и увлечь, привить им трудолюбие и настойчивость в достижении поставленной цели, зависят достижения и не только спортивные. Творческое содружество воспитанника и тренера-преподавателя продолжается не один год.

В самом начале, когда ребенок делает в спорте свои первые шаги, когда его опыт и знания в этом деле незначительны, многие понятия, суждения, взгляды, прививаемые ему тренером-преподавателем, он воспринимает как непреложные истины. В этот период приобретает большое значение личный пример тренера. Его речь, моральный облик, образованность, отношение к людям и делу становится эталоном для юного спортсмена. Именно на первых шагах в спорте закладываются первые качества и навыки, создающие личностный портрет спортсмена на годы вперед. Тренер-преподаватель должен по-настоящему заинтересовать спортсмена данным видом спорта и постепенно, без нажима, воздействовать на ребенка, воспитывая в нем необходимые физические и психические качества, прививая преданность спорту.

Основная задача тренера - выработать у юных спортсменов внутреннюю мотивацию необходимости овладения конкретными спортивными умениями, которая является основой целенаправленной спортивной активности. Тренер должен выявить мотивы к занятиям спортом, объяснить занимающимся общественную сущность физической культуры и спорта, их значение как средств гармоничного развития, укрепления здоровья, подготовки к труду и защите Родины, раскрыть перспективную линию совершенствования спортивных умений своих учеников в соответствии с внутренним устремлением каждого. На первых этапах

тренировки формируются элементарные понятия; в дальнейшем занимающиеся все более глубоко познают систему упражнений и становятся активными помощниками тренера в определении очередных задач и путей своего физического и морально-нравственного совершенствования.

На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие). Главной функцией воспитания является обучение правилам жизни. В эту функцию входит и передача опыта социального и профессионального поведения, и формирование необходимых (с позиций уровня общественной культуры) качеств, свойств, привычек личности и развитие ее способностей (нравственных – умений различать добро и зло; творческих – умений проявлять свои задатки и способности), и решение частных воспитательных задач:

1. Воспитание волевых качеств личности: активности, целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, организованности и требовательности к себе.

2. Воспитание спортивного трудолюбия.

3. Интеллектуальное воспитание – овладение специальными знаниями в области теории и методики тренировки.

4. Воспитание чувства ответственности за порученное дело.

5. Воспитание бережного отношения к инвентарю и к собственности школы.

6.Самовоспитание спортсмена – сознательная деятельность, направленная на совершенствование собственной личности.

В процессе воспитательной работы предполагается использование разнообразных форм , которые подразделяются на:

  • массовые (с участием всех учебных групп);
  • групповые (с участием одной или нескольких групп);
  • индивидуальные (рассчитанные на отдельных обучающихся).

Основная роль в воспитательной работе отводится тренеру. Тренер-преподаватель должен помнить, что воспитательная работа должна являться обязательной составной частью тренировочного процесса наряду с обучением технике и воспитанием физических качеств.

Воспитательные средства, используемые в работе:

  • личный пример и педагогическое мастерство тренера;
  • высокая организация учебно-тренировочного процесса;
  • атмосфера трудолюбия и взаимопомощи;
  • дружный коллектив;
  • наставничество опытных спортсменов.

Важным фактором для осуществления успешной воспитательной работы является формирование положительных традиций:

  • регулярное подведение итогов спортивной деятельности воспитанников;
  • обсуждение итогов соревнований с поощрением лучших;
  • проведение тематических праздников, бесед;
  • совместное празднование дней рождения;
  • экскурсии, выходы на природу;
  • встречи со знаменитыми спортсменами, ветеранами спорта;
  • оформление стендов и газет;
  • подготовка и ремонт оборудования и инвентаря;
  • подготовка и уборка мест тренировочных занятий;
  • дежурство спортсменов в столовой во время летней кампании.

4.2. Воспитательное значение спортивной секции

Здоровый коллектив является мощным средством воспитания и формирования личности спортсмена, его характера. Большую роль в воспитании играет коллектив секции. Здоровый, сильный коллектив, имеющий богатые традиции и движимый едиными задачами, имеющий единую цель, является прекрасным средством воспитания детей. Они стремятся во всем подражать старшим и, в первую очередь, чемпионам и мастерам спорта. Поэтому культура поведения, пример старших, их отношение к младшим товарищам по секции играют большую воспитательную роль. Единые требования и равные права всех членов секции позволяют правильно организовать воспитание детей.

Формирование устойчивой потребности в здоровом образе жизни, улучшении здоровья населения за счет привлечения к систематическим занятиям спортом ведется за счет активизации работы по пропаганде и рекламе здорового образа жизни. Причем эта работа ведется в двух направлениях - закрепление мотивации к занятиям спортом у детей и популяризация здорового, спортивного стиля жизни у молодежи.

Активной формой для реализации этих направлений являются спортивно-массовые мероприятия, проводимые нашей спортивной школой. Сотрудничество младших и старших, результативных спортсменов, помогает формированию мотива, связанного с коллективистическими устремлениями, осознанию своей причастности к общему делу, победе, создает условия для ощущения каждым духа сотрудничества. Спортивные состязания подчеркивают привлекательность занятий спортом, возможность самому быть сильным, красивым, здоровым.

4.3. Воспитательное значение соревнования   Важное место в воспитательной работе отводиться соревнованиям. Кроме воспитания у обучающихся понятия об общечеловеческих ценностях, необходимо серьезное внимание обратить на этику спортивной борьбы на площадке и вне ее. Здесь важно сформировать у занимающихся должное отношение к запрещенным приемам и действиям (неспортивное поведение, взаимоотношения игроков, тренеров, судей и зрителей, допинг). Перед соревнованиями необходимо настраивать игроков не только на достижение победы, но и проявление в поединке морально-волевых качеств. Соревнования могут быть средством контроля за успешностью воспитательной работы. Наблюдая за особенностями поведения и высказываниями учеников во время соревнований, тренер может сделать вывод о сформированности у них необходимых качеств.

4.3. Воспитательное значение соревнования

 

Важное место в воспитательной работе отводиться соревнованиям. Кроме воспитания у обучающихся понятия об общечеловеческих ценностях, необходимо серьезное внимание обратить на этику спортивной борьбы на площадке и вне ее. Здесь важно сформировать у занимающихся должное отношение к запрещенным приемам и действиям (неспортивное поведение, взаимоотношения игроков, тренеров, судей и зрителей, допинг). Перед соревнованиями необходимо настраивать игроков не только на достижение победы, но и проявление в поединке морально-волевых качеств. Соревнования могут быть средством контроля за успешностью воспитательной работы. Наблюдая за особенностями поведения и высказываниями учеников во время соревнований, тренер может сделать вывод о сформированности у них необходимых качеств.

4.4. Управление воспитательной системой

 

Структура управления воспитательной системой ДЮСШ

 

Грамотно выстроенная система взаимодействие всех субъектов воспитательного и учебно-тренировочного процесса, определяет высокую результативность данной деятельности. Результат – это появление системы воспитательной работы в спортивной школе. Планы работы включают в себя не только отдельные спортивные мероприятия, которые в дальнейшем стали основой спортивно-образовательных программ «Взаимодействие», «Здоровье», «Олимпийское воспитание», программы летнего отдыха и оздоровления детей и др.

Всё содержание воспитательной системы ДЮСШ направленно на формирование личности, которая приобрела в процессе развития способность самостоятельно и осознанно выстраивать собственный жизненный путь. Основываясь на принципах здорового образа жизни и умения мобилизовать собственные возможности для достижения поставленной цели, а это значить стать достойным гражданином общества. А это значит создать условия для индивидуального выбора образа жизни, научить её делать этот выбор и находить способы его реализации на каждом этапе спортивной подготовки.

На спортивно-оздоровительном этапе решаются следующие задачи:

1. Укрепление здоровья, общая физическая подготовка, развитие основных физических качеств и спортивных навыков.

2. Привлечение максимального возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям видами спорта ДЮСШ.

3. Привитие устойчивого интереса, привычки к систематическим занятиям, утверждение здорового образа жизни.

4. Воспитание физических, морально-этических и волевых качеств личности.

5. Организация досуга воспитанников, профилактика вредных привычек и правонарушений.

  • Выявление склонности к занятиям видами спорта ДЮСШ.

На учебно-тренировочном этапе подготовки ставятся следующие задачи:

1. Улучшение состояния здоровья, всестороннее физическое развитие, повышение уровня физической и функциональной подготовленности.

2. Повышение уровня спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по видам спорта.

3. Дальнейшее развитие морально-этических, волевых качеств.

4. Проведение теоретической подготовки, подготовки судей.

5. Профилактика вредных привычек и правонарушений, через тематические вечера, акций, конкурсы и т.д.

 

Детско – юношеская спортивная школа развивает доступные массовые виды спорта, совершенствует проверенную временем систему подготовки спортсменов, проведения соревнований. В своей деятельности использует новые формы организации и пропаганды здорового, спортивного образа жизни, духовно – нравственных ценностей олимпизма, массовых доступных средств физической культуры и спорта.

Воспитательная система ДЮСШ интегрирует учебно-тренировочные занятия, внеурочную жизнь воспитанников (не только досуг), разнообразную деятельность и общение в каникулярное время, особое значение имеют соревнования различного уровня, а так же влияние социальной среды.

Суть воспитательной работы в школе заключается в расширении возможностей для самореализации воспитанника и тренера в школе, создании условий для разностороннего и свободного развития личности.

 

5. Основные направления воспитательной системы ДЮСШ

Воспитательная система ДЮСШ представлена следующими направлениями.

 

5.1. Патриотическое воспитание

  • 5.1. Патриотическое воспитание

Это направление строится на основе формирования у занимающихся высоких моральных качеств, преданности Родине, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия, развития качеств личности гражданина, спортсмена, отвечающих национально-государственным интересам России, формирование моральной и психической готовности активно соревноваться в любых экстремальных условиях спортивного поединка, верности спортивному долгу, гордости и ответственности за принадлежность к своей школе, своему городу. Спорт выдвигает и укрепляет личностные качества человека – целеустремлённость, настойчивость, волю к победе, умение выкладываться и рассчитывать свои силы, выносливость, а в конечном счёте – патриотизм, любовь к своей Родине и народу.

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание — это систематическое воздействие на личность с целью передачи ей существующих в обществе нравственных ценностей, с целью развития ее способности к нравственному совершенствованию. Сущностью нравственного воспитания является совокупность нравственных отношений (к Родине, обществу, живой и неживой природе, коллективу, материальным и духовным ценностям, другим людям, к самому себе и т.д.). Причем эти отношения устанавливаются согласно общепринятым в обществе нормам, оцениваемым с позиций добра и зла. Достижения науки, культуры, труда, проявление лучших человеческих качеств (героизма, патриотизма, чувства долга, коллективизма и др.) оцениваются в нашем обществе как добро — они имеют общественно ценный результат. Отношение к труду в этой системе занимает особое место: оно в материализованном, наглядно-вещественном виде проявляет отношение к людям. Центральным является отношение к Человеку как к наивысшей ценности.  Содержанием нравственного воспитания выступают такие качества личности, как гуманизм, коллективизм, патриотизм, отношение к труду. Нравственное отношение к труду — это такое отношение, при котором основным мотивом труда является забота о «другом человеке».  В эти обобщенные нравственные качества входит множество других нравственных качеств:   дисциплинированность и ответственность,  доброта и вежливость,   трудолюбие и честность и др. 

Развитие социальной культуры предполагает не просто обогащение знаний во всех сферах жизни и отношений людей, утонченности мыслей и чувств, но главное — развитие в человеке общественных свойств, правильного восприятия высшего смысла человеческой деятельности — активного служения обществу, гуманистическим идеалам, умение строить свое поведение на основе социальных ценностей, высоких устремлений.  Средствами нравственного воспитания являются: 

1.    обучение;  2.   личный пример тренера;  3.   убеждение;  4.   умелое обращение с воспитанниками (педагогический такт);  5.   меры предупреждения и поощрения и взыскания.  Духовно-нравственная сфера личности ребенка требует самых осторожных и тактичных действий со стороны педагога. Именно от него зависит в большой степени духовное здоровье воспитанника и общества в целом. В связи с этим внимание многих ученых и практиков сосредоточено на поиске и определении методов духовно-нравственного воспитания детей и механизмов, лежащих в их основе. Т.И. Власова среди методов воспитания духовности школьников называет формирование и медитационное закрепление образов, парадоксальную» аналогию, самооценку и др. В свою очередь С.И. Маслов предлагает методы пробуждения адекватных эмоций, акцентирования ценности, ценностных сопоставлений. Определенная последовательность этих методов образует механизм присвоения ценностей: их эмоциональное приятие, осознание и включение в систему ценностных ориентации личности. В качестве механизмов выступают внушение, заражение, убеждение, подражание, идентификация, обособление, механизм сдвига мотива на цель, игра и др. Их знание и учет помогают более эффективно строить процесс духовно-нравственного воспитания детей. Выбор механизма зависит от возрастных особенностей воспитанников, мастерства педагога и реализуемых принципов воспитания.

Для примера обратимся к Образовательной системе «Школа 2010», ограничившись двумя из принятых ею принципов мотивированности и проблемности. Первый требует от педагога, «чтобы вносимые в сознание человека идеи приобрели для него субъективный личностный смысл». Личностный смысл отражает субъективное, зачастую эмоциональное отношение к усваиваемой ценности. Оно возникает благодаря воздействию не на интеллектуальную, а на эмоциональную сферу личности.  В основе этого воздействия может лежать механизм внушения. Внушение (или суггестия) определяется как воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие информации и изменение настроя, поведения человека в соответствии с этой информацией. Эффективность внушения зависит от ряда факторов. Чтобы изменить настрой, поведение воспитанника, в высказываниях педагога должны превалировать образность, ритм, внушающая интонация, а не логика и доказательность.

Специфика нравственных отношений спортсменов придает нравственному воспитанию исключительный характер.

Большую помощь в воспитании молодых спортсменов оказывают встречи с известными спортсменами, такими как олимпийский чемпион по лыжным гонкам Алексей Легков, Вячеслав Веденин. Ведущими лыжниками страны Михаил Бабиков, Дмитрий Ляшенко и другие.

Беседы тренеров с воспитанниками на морально-нравственные темы, разъяснение общечеловеческих ценностей, которые являются залогом не только выдающихся спортсменов, но и личности с высокими моральными качествами. Наши воспитанники имеют возможность принять участие в мастер- классах с ведущими спортсменами и встречи с олимпийскими призерами на областных и всероссийских соревнованиях.

5.2. Традиции спортивной школы

  • 5.2. Традиции спортивной школы

Ряд мероприятий стали районной традицией: легкоатлетический кросс лыжников-гонщиков, Турниры по спортивному единоборству посвященные Дню защитника Отечества, Дню победы, Открытые первенства и чемпионаты Тульской области по лыжным гонкам, традиционные выступления воспитанниц по художественной гимнастике на городских мероприятиях и др.

 

Летняя оздоровительная кампания:

Традиционно в спортивно-оздоровительном лагере «Юность» оздоравливаются 60 воспитанников ДЮСШ.

Организуются учебно-тренировочные сборы в Крыму лыжников-гонщиков 20 человек.

 

5.3. «Воспитание успехом» в учебно-тренировочном процессе и соревнованиях, где проявляется возможность следовать примеру наставника:

  • 5.3. «Воспитание успехом» в учебно-тренировочном процессе и соревнованиях, где проявляется возможность следовать примеру наставника:

1.Одним из действенных средств воспитательной работы ДЮСШ является личный пример тренера-преподавателя и способность его повседневно сочетать задачи спортивной подготовки и общего воспитания. Тренеры-преподаватели являются председателями районных и областных Федераций по видам спорта, входят в состав сборных команд Тульской области.

2. Использование на занятиях ИКТ, показ видеоматериала, презентации.

3.Включение в занятие элементов деловых игр, это вносит в спортивную группу положительный воспитательный эффект и эмоциональное приподнятое настроение. Тренер поручает одному из занимающихся выполнять во время разминки свои функции, остальные обязаны ему подчиняться. Будучи увлечен игровой ролью, проводящий разминку проявляет активность, деловитость, творческие способности и зачастую раскрывается с совершенно незнакомой стороны.

Включенность обучающихся в совместную работу по реализации образовательных программ спортивной направленности:

участие в организации и проведении спортивных праздников: «Веселые старты», «День матери», «Детские олимпийские игры»;

  • Включенность обучающихся в совместную работу по реализации образовательных программ спортивной направленности: участие в организации и проведении спортивных праздников: «Веселые старты», «День матери», «Детские олимпийские игры»;

участие в проведении и судействе соревнований по видам спорта;

показательные выступления художественной гимнастики, воспитанников спортивного единоборства – дзюдо на открытиях спортивных мероприятий, праздниках;

уборка территории спортивной школы;

проведение флеш-мобов «Здоровый Я!», в рамках которого спортсмены привлекают внимание общественности к проблеме сохранения здоровья. Ребята готовят лозунги, буклеты «Сохрани свое здоровье», листовки «Правила здорового образа жизни!».

 

 

Система поддержки одаренных талантливых детей

  • Система поддержки одаренных талантливых детей

Деятельность спортивной школы в первую очередь направлена на выявление, поддержку и сопровождение талантливых детей с раннего возраста. Такая система работы создает общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка. В систему входят:

широкий спектр состязательных мероприятий, начиная с уровня учреждения и заканчивая российским уровнем;

система учета достижений воспитанников;

система поощрения талантливых спортсменов.

Для проявления способностей детей на уровне учреждения и муниципалитете финансируется участие одаренных спортсменов в соревнованиях областного, российского уровней.

5.4. Включенность обучающихся в совместную работу по реализации образовательных программ спортивной направленности:

  • 5.4. Включенность обучающихся в совместную работу по реализации образовательных программ спортивной направленности:
  • участие в организации и проведении спортивных праздников: «Веселые старты», «День матери», «Детские олимпийские игры»;
  • участие в организации и проведении спортивных праздников: «Веселые старты», «День матери», «Детские олимпийские игры»;
  • участие в проведении и судействе соревнований по видам спорта;
  • показательные выступления художественной гимнастики, воспитанников спортивного единоборства – дзюдо на открытиях спортивных мероприятий, праздниках;
  • уборка территории спортивной школы;
  • проведение флеш-мобов «Здоровый Я!», в рамках которого спортсмены привлекают внимание общественности к проблеме сохранения здоровья. Ребята готовят лозунги, буклеты «Сохрани свое здоровье», листовки «Правила здорового образа жизни!».

5.5. Система поддержки одаренных талантливых детей

  • 5.5. Система поддержки одаренных талантливых детей

Деятельность спортивной школы в первую очередь направлена на выявление, поддержку и сопровождение талантливых детей с раннего возраста. Такая система работы создает общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка. В систему входят:

  • широкий спектр состязательных мероприятий, начиная с уровня учреждения и заканчивая российским уровнем;
  • система учета достижений воспитанников;
  • система поощрения талантливых спортсменов.

Для проявления способностей детей на уровне учреждения и муниципалитете финансируется участие одаренных спортсменов в соревнованиях областного, российского уровней.

Ежегодно по итогам спортивного сезона ДЮСШ за календарный год «Лучший спортсмен года» проводится награждение победителей- спортсменов и их тренеров. На выпускном вечере лучшие спортсмены - выпускники награждаются дипломами и подарками.

5.6. Социальная активность и социальное партнерство ДЮСШ :

  • 5.6. Социальная активность и социальное партнерство ДЮСШ :

 

По программе ДЮСШ «Взаимодействие» ведется работа с родителями - праздники выходного дня, где дети вместе с родителями приходят заниматься в тренажёрный зал, поиграть в футбол, настольный теннис, катаются на лыжах. К акции "День Здоровья" организовываются тренинги для родителей. В составе районного родительского комитета от ДЮСШ работает медработник Кружкова Т.Н.

Тренеры-преподаватели освещают свою работу в прессе и на местном телевидении, работает сайт ДЮСШ.

На базе ДЮСШ функционирует методическое объединение тренеров-преподавателей. Совместно учителя физической культуры школ и тренеры-преподаватели ДЮСШ проводят районные соревнования, Спартакиады, президентские состязания и президентские игры.

ДЮСШ взаимодействует с общеобразовательными школами по внеурочной деятельности. Тренерами-преподавателями разработаны и реализуются две программы по внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов.

ДЮСШ поддерживает связи с учреждениями и организациями, способствующими всестороннему развитию личности. Изучает потенциал внешних связей для обновления образовательных технологий и содержания образования, повышения квалификации тренеров-преподавателей, выявляет одаренную спортивную молодежь для вовлечения ее в спортивную деятельность.

6. Проектируемое будущее воспитательной системы ДЮСШ

 

6.1. Организационные этапы реализации воспитательной системы

 

1 этап - подготовительный, проектный, диагностический ( 2013г.- июль 2014г.)

Цель: пробудить творческую активность у педагогов (тренеров-преподавателей), обучающихся, родителей, выработать единую методическую тактику в школе, связать воедино звенья цепи: педагоги, обучающиеся, родители, общественность.

Основные направления деятельности:

  • изучение мнений, интересов детей, родителей, педагогов;
  • изучение состава обучающихся, выявление ученического и родительского актива;
  • изучение социума;
  • подбор и расстановка кадров;
  • повышение профессионального роста педагогических кадров, создание основы для развития спортивных успехов.

2 этап – практический (сентябрь 2014г. - июнь 2015г.)

Цель: определить основные направления, формы и виды деятельности, т.е. стратегию и тактику развития и совершенствования воспитательной системы .

Задачи:

1. Совершенствование всех задач первого этапа.

2. Обновление традиций ДЮСШ.

3. Развитие в каждом ребенке самостоятельности, инициативности, ответственности, творчества, через обновление форм и содержания работы органа детского соуправления.

 Основные направления деятельности: четкое планирование как одна из важнейших предпосылок эффективности системы воспитательной работы. воспитательная работа проходит через все виды и формы деятельности ДЮСШ. Учебно-тренировочный процесс несет большой воспитательный заряд. Эта подсистема связана с появлением новых программ, с формами и методами организации их восприятия (конкурсы, фестивали, игровые формы, спартакиады, смотры, конкурсы); развитие ДО – внетренировочные творческие мероприятия, участие в районных программах; работа в социуме с родителями. 3 этап – обобщающий (сентябрь 2015г. – июнь 2016г.)  Цель: обеспечить надежные качественные результаты воспитательного и учебно-тренировочного процесса в условиях его вариативности.   Задачи: создание системы отношений, помогающей ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать свои задачи в основных сферах деятельности.  Педагогические условия: обучение и воспитание детей в интересах развития личности, семьи.

Основные направления деятельности:

  • четкое планирование как одна из важнейших предпосылок эффективности системы воспитательной работы. воспитательная работа проходит через все виды и формы деятельности ДЮСШ. Учебно-тренировочный процесс несет большой воспитательный заряд. Эта подсистема связана с появлением новых программ, с формами и методами организации их восприятия (конкурсы, фестивали, игровые формы, спартакиады, смотры, конкурсы);
  • развитие ДО – внетренировочные творческие мероприятия, участие в районных программах;
  • работа в социуме с родителями.

3 этап – обобщающий (сентябрь 2015г. – июнь 2016г.)

Цель: обеспечить надежные качественные результаты воспитательного и учебно-тренировочного процесса в условиях его вариативности.

Задачи: создание системы отношений, помогающей ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать свои задачи в основных сферах деятельности.

Педагогические условия: обучение и воспитание детей в интересах развития личности, семьи.

6.2. Программа реализации воспитательной системы ДЮСШ

  • 6.2. Программа реализации воспитательной системы ДЮСШ

на 2014 – 2018год

Управление:

1. Развитие управленческих структур:

  • создание методического совета, который обеспечивает экспертную оценку и координацию выполнения программных мероприятий; формирование творческих групп; совершенствование форм самоуправления воспитанников.
  • создание методического совета, который обеспечивает экспертную оценку и координацию выполнения программных мероприятий;
  • формирование творческих групп;
  • совершенствование форм самоуправления воспитанников.

2. Развитие системы информационного обеспечения.

3. Развитие взаимодействия с областной ДЮСШ, СДЮСШОР Тульской области.

Развитие системообразующей деятельности:

1. Совершенствование совместной работы с общеобразовательными школами, другими заведениями района.

2. Совершенствование взаимодействия с учреждениями спортивной направленности, с районными федерациями по видам спорта ДЮСШ.

3. Взаимодействие со СМИ по дальнейшей пропаганде здорового образа жизни, ценностей Олимпизма, видов спорта ДЮСШ, массовых доступных средств физической культуры.

 

Развитие содержания учебно-воспитательного процесса:

1. Совершенствование учебного плана на культурологической основе.

2. Реализация программы Олимпийского воспитания и образования.

3. Корректировка дополнительных программ и тематического планирования по видам спорта.

4. Корректировка и реализация воспитательных задач программ:

  • развитие спортивных отделений, организация каникулярного времени отдыха, организация массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий, совершенствование детальности СМК (совокупность всех элементов – структур, процессов, технологий).
  • развитие спортивных отделений,
  • организация каникулярного времени отдыха,
  • организация массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий,
  • совершенствование детальности СМК (совокупность всех элементов – структур, процессов, технологий).

 

Совершенствование психологической подготовки:

1. путем привлечения специалистов- психологов для повышение уровня знаний в этой области тренеров – преподавателей;

2. путем привлечения специалистов- психологов для работы с воспитанниками.

Совершенствование воспитательных технологий:

1. Познавательные -

2. Совершенствование использования здоровьесберегающих технологий .

3. Ценностно-ориентровочные (направленные на рациональное осмысление общечелове-ческих, социальных ценностей). Предполагает - самоанализ, беседы, рассказы, анализ ситуации.

4. Личностно-ориентированные - преполагают выдачу планируемого результата с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого воспитанника. Системно-деятельностный подход, через совместное (тренер, воспитанник) планирование подготовки.

5. Художественно-эстетические (концерты, мероприятия). Совершенствование системы воспитательной работы в каникулярный период.

6. Спортивно - оздоровительные (через открытие групп СОГ и НП на базе начальных классов общеобразовательных школ).

7. Коллективные- коллективные творческие дела (стимулирование развития 4П: планирование, подготовка, проведение, подведения).Применяется: - методика обратной связи, - методика трех вопросов « Что получилось?», « Что не получилось?», « Что будем делать дальше?» 8. Рациональное применение игровых воспитательных технологий , соревновательного метода тренировки и нетрадиционных форм занятий: через широкое использование народных, подвижных, спортивных игр для комплексного развития двигательных качеств функциональной подготовки, воспитательного воздействия, совершенствование соревновательного метода тренировки с целью повышения ее эффективности. через широкое использование народных, подвижных, спортивных игр для комплексного развития двигательных качеств функциональной подготовки, воспитательного воздействия, совершенствование соревновательного метода тренировки с целью повышения ее эффективности.

7. Коллективные- коллективные творческие дела (стимулирование развития 4П: планирование, подготовка, проведение, подведения).Применяется:

- методика обратной связи,

- методика трех вопросов « Что получилось?», « Что не получилось?», « Что будем делать дальше?»

8. Рациональное применение игровых воспитательных технологий , соревновательного метода тренировки и нетрадиционных форм занятий:

  • через широкое использование народных, подвижных, спортивных игр для комплексного развития двигательных качеств функциональной подготовки, воспитательного воздействия, совершенствование соревновательного метода тренировки с целью повышения ее эффективности.
  • через широкое использование народных, подвижных, спортивных игр для комплексного развития двигательных качеств функциональной подготовки, воспитательного воздействия,
  • совершенствование соревновательного метода тренировки с целью повышения ее эффективности.

Модель выпускника ДЮСШ

В системе подготовки спортсменов модель успешного спортсмена (модель спортсмена определенной готовности), рассматриваемая как цель спортивной подготовки, является одной из важнейших подсистем.

Для разработки моделей успешных спортсменов и эффективного управления спортивной подготовки необходимо, прежде всего, изучение поведения сильнейших спортсменов в условиях ответственных соревнований, так как в этих условиях проявляются их околопредельные технико-тактические и психофизические возможности для достижения наивысших рекордных результатов.

О физических способностях человека судят по его достижениям, по тому, как быстро он обучается простым и сложным двигательным действиям, приобретает определенные умения и навыки. Основу физических способностей человека составляют задатки, заложенные в его генотипе. К ним относятся показатели телосложения - конституция, тотальные размеры тела, темпы биологического созревания, некоторые функциональные показатели, свойства нервных процессов (сила, подвижность, уравновешенность); психодинамические характеристики (темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических особенностей).

Для того, чтобы наследственные задатки переросли в способности, т.е. более полно раскрылись, требуются адекватные социальные условия и даже социально-экономическая среда. Чем в большей степени среда будет соответствовать индивидуальным особенностям человека, заложенным в его генотипе, тем более полно могут быть раскрыты его индивидуальные возможности, тем больших результатов можно добиться от индивида.

Задатки человека в сочетании с одаренностью при оптимальном педагогическом воздействии, а в отдельных случаях, при использовании накопленного предыдущими поколениями опыта, дают возможность развить определенные способности.

По мимо указанных физических характеристик выпускника спортивной школы, характеризуют такие качества как :

  • собственный взгляд на мир, проблемы государства, искусства, политики;
  • социальная ответственность;
  • высокий уровень самосознания и самоорганизации;
  • способность к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • сформированные ценности здорового образа жизни;
  • человечность;
  • патриотизм;
  • высокий уровень общей культуры;
  • развитый эстетический вкус и эстетическое отношение к действительности.

7.Ожидаемый результат

 

Результат реализации программы воспитательной системы мы видим в:

  • усовершенствование программно-целевого координирования при планировании деятельности ДЮСШ, спортивных отделений, тренеров – преподавателей с учетом меняющихся интересов, потребностей детей и запросов родителей (организация мониторинга, план работы ДЮСШ, планы работы тренеров – преподавателей, система контроля и отчетности),
  • обновление воспитательной работы, которое должно быть подкреплено повышением уровня психолого - педагогической поддержки учебно-тренировочного процесса,
  • росте и развитии научно - методического обеспечения деятельности ДЮСШ в области воспитания, через организацию семинаров и курсов повышения профессионального мастерства для тренеров – преподавателей, методистов, административного состава, с целью совершенствования педагогических технологий, методов форм при организации деятельности,
  • внедрение в практику принципа воспитания успехом, через создание мест проявления собственного потенциала (спортивные и досуговые мероприятия, привлечение к участию в образовательных программах и проектах, занятость в каникулярное время),
  • организация системы исследований, направленных на выявление удовлетворенности обучающихся и их родителей воспитательным процессом, с целью выявления проблемных мест и нахождения путей выхода из проблемной ситуации, а также наличие положительных результатов воспитания,
  • включенность родителей (не менее 40%),

Основными критериями эффективности реализации воспитательной системы ДЮСШ являются сформированность физкультурно-спортивных компетенций как развитость физкультурно-спортивных потребностей, осознанное, значимое, действенное и ответственное отношение воспитанников к своему здоровью, физической культуре и спорту, самостоятельность и активность, благоприятное психофизическое состояние, методико-практичекая подготовленность, коммуникабельность, толерантность.

Список литературы

 

Основная литература:

Лотоненко А.В., Плешаков А.Н. Эффективность методов обучения двигательным действиям и развития физических качеств: Учеб. пособ. – Воронеж, ВГПУ, 2002. - 40 с.

Лотоненко А.В., Данилов М.С., Лобачев В.В., Плешаков А.Н. и др. Мониторинг в физкультурном образовании // Культура физическая и здоровье. – Воронеж, 2004. - № 1. С. 22-25.

Фетисов В.А. Массовое физическое воспитание и детско-юношеский спорт: проблемы модернизации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2003. - № 1. – С. 2-4.

4.Федоров Б.В. Организационная работа в детско-юношеских спортивных школах / Б.В. Федоров, А.В. Лотоненко, А.Н. Плешаков. Воронеж: изд-во ВГПУ, 2005. - 65 с.

5. Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации/ -М.:Айрис-пресс,2006.-192 с.-(Методика).

6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795.

 

Интернет - источники:

Официальный сайт Всероссийского объединения представителей спортивных школ rossportschool.ru