Сочинение - эссе
«Многому я научилась у своих наставников,
ещё более – у своих товарищей,
но более всего - у своих учеников»
Талмуд
г. Выкса
2009 – 2010 уч. г.
Едва ли есть высшее из наслаждений,
как наслаждение творить...
Демокрит
Закрываю глаза и вижу высокое небо, усыпанное мерцающими звёздами. Хочу достать хотя бы одну и её теплом согреть всех людей. Я протягиваю руки вверх – и меня осыпает звёздный дождь. А звёзды падают на счастье! Успеваю загадать желание: «Хочу гореть и зажигать других».
Вся моя сознательная жизнь связана со школой. Школе я посвящаю свои думы, заботы, радости и тревоги. Счастлива ли я? Да. Я утвердилась в главном, нашла своё призвание, свой путь в жизни. Центр моих притяжений – ребёнок со своим хрупким душевным миром. Войти в этот мир, не разрушить его, дать почувствовать, что этот мир – самое главное, ценное на земле, - моя педагогическая философия. Чего ждет ребёнок от меня? Любви. Понимания. Сочувствия.
Как не обмануть? Как помочь? Как утвердить веру в добро, справедливость? Как посеять в его душе «разумное, доброе, вечное»?
Гениальное высказывание принадлежит Эдуарду Асадову:
С готовой, красивой душой навек
Отнюдь не рождается человек,
Ничто ведь само не строится.
Уверен, что скромником и бойцом,
Отзывчивым, умницей, храбрецом
Учатся и становятся!
Классный руководитель – самый необходимый человек для ребёнка в современной школе. У него необычная миссия в жизни: не только руководить, направлять, но и воспитывать.
Воспитание. В-ОС-ПИТАНИЕ, то есть «питание духовной оси»,- говорит Ш.А.Амонашвили.
Напитаю детскую душу образами добра, любви, сердечности, сострадания, героизма, духовности.
Имея за плечами опыт воспитательной работы, я пришла к выводу: без бескорыстной любви, преданности детям, без общения на принципах равноправия, свободы и сотрудничества невозможен положительный результат. Признаю уникальность ребёнка, что позволяет мне индивидуализировать и дифференцировать процесс становления личности. Сравниваю результат достижений ребёнка только с самим собой, чтобы он увидел «взятую им высоту». Развиваю самостоятельность, инициативность, ответственность и творчество – и проявляется у ребёнка внутренняя свобода и вера в себя. Не скуплюсь на похвалу – и у детей «вырастают крылья».
Воспитываю духовность – и вырабатывается у ребёнка уважение и к себе и к окружающим. Бережно формирую внутренний мир каждого ученика, даю толчок мысли, чувству. Не боюсь признавать свои ошибки и извиняться. Ведь тот, кто не делает ошибок, не находит истины. Одним словом, создавая личностно – ориентированную среду в коллективе, помогаю развиваться каждой личности.
Нельзя забывать об учительской улыбке. А может, не имеет она никакой педагогической ценности? Если взрослый одаривает ребёнка улыбкой, разгорается в жизни ребёнка свет радости познания, растёт любовь и устремляется ввысь, помогает раскрыть и развить тот образ, который живёт в душе ребёнка. Но мудрость не в том, чтобы улыбка не сходила с лица педагога, а в том, чтобы чувствовать, кому, когда и какой улыбкой улыбнуться, чтобы её энергия была принята.
«Один в поле не воин». Нельзя обойтись без союзников – родителей. Помогаю им взглянуть на их ребёнка с другой стороны, не бояться проявлять любовь к нему. Ведь главный дефицит в нашей жизни – любовь. Недолюбленные в детстве девочки и мальчики несчастны во взрослой жизни. Вспомните правило бумеранга: бумеранг нелюбви, брошенный сегодня, обязательно вернётся завтра к тому, кто его бросил.
Детство нельзя повторить, чтобы начать всё с нуля, избрать другую систему воспитания в противовес той, которая не оправдала наших надежд.
Идти путём проб и ошибок с целью поиска лучших педагогических достижений опасно. Упущения в развитии личности ребёнка могут завершиться печально и даже трагично.
Пока ещё не известна «Абсолютная педагогика», с помощью которой можно полностью защитить в детях их судьбу. Выработано много верных педагогических подходов, но нужно уметь их черпать и пропускать через своё СЕРДЦЕ, ЛЮБОВЬ, ИНТУИЦИЮ, ВЕРУ.
Живу надеждой, что двадцать первый век будет веком возрождения духовности, веком нравственного расцвета, веком ДУШИ и СЕРДЦА.
5