Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 62
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
"ВЫБЕРИ ВЕРНЫЙ ПУТЬ"
Классный руководитель
Терентьева Надежда Владимировна
Миссия Школы: «Создание комфортных условий для раскрытия и развития личностного потенциала, социализации каждого обучающегося, удовлетворении образовательных потребностей в обучении и воспитании на основе введения ФГОС второго поколения».
Методическая тема школы: «Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся»
4 узловые компетенции,
которые мы формируем на основе межпредметного и сетевого взаимодействия:
патриотизм;
интеллект;
социализация;
коммуникативность.
Воспитательная проблема школы:
«Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе».
Цель воспитательной работы:
Создание условий для саморазвития личности обучающегося, его успешной социализации в обществе через организацию взаимодействия педагогов, родителей, ученических коллективов и социальных партнёров школы.
Задачи воспитательной работы:
Воспитание нравственной культуры обучающихся.
Формирование активной гражданской и патриотической позиции через систему социальных акций, конкурсов, проектов.
Формирование мотивации здорового образа жизни.
Развитие ученического самоуправления как фактора успешной социализации обучающихся.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
«ВЫБЕРИ ВЕРНЫЙ ПУТЬ»
5-9 класс
1. Цель воспитательной работы
Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребностей к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире.
2. Задачи
Создать благоприятный воспитательный фон, способствующий саморазвитию учащихся.
Способствовать развитию познавательных интересов каждого ученика.
Способствовать сплочению классного коллектива.
Формировать собственную позицию жизни ученика.
Формировать самостоятельные и устойчивые интересы каждого ученика.
Формировать потребность в самообразовании.
Сориентировать в правильном выборе будущей профессии.
Формировать стремление к здоровому образу жизни.
Сроки и этапы реализации:
этап 2021-2022 учебный год
этап 2022-2023 учебный год
этап 2023-2024 учебный год
этап 2024-2025 учебный год
этап 2025-2026 учебный год
3. Структура воспитательной системы
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющих собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Цель воспитательной системы – содействовать развитию нравственной, интеллектуальной, активной личности, способной к самопознанию и саморазвитию.
Задачи:
Содействовать обогащению духовного мира, формированию мировоззрения, развитию познавательной активности.
Создать условия для проявления и развития творческого потенциала учащихся.
Формировать коммуникативные умения и навыки, способность адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.
Важно определить, какие компоненты являются составляющими системы. В научно-методической литературе выделяют 5 наиболее существенных и важных:
1. Индивидуально-групповой
2. Ценностно-ориентационный
3.Функционально-деятельностный
4. Пространственно-временной
5. Диагностико- аналитический
Моделируя воспитательную систему класса, классный руководитель должен знать: с кем он работает, что хочет получить от своей работы, сколько времени займет у него достижение, поставленных задач и в каком жизненном пространстве он будет работать, а также он должен суметь вовремя скорректировать свою деятельность и грамотно оценить результаты своей работы.
1. Проектирование системы.
Преобладает деятельность по изучению интересов, потребностей и других личностных характеристик членов класса, проектированию желаемого образа класса, определению перспектив жизнедеятельности коллектива.
2.Становление системы.
Уделяется внимание укреплению межличностных отношений, формированию чувства "мы", апробирование форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций коллектива.
3.Стабильное функционирование системы.
Активно развивается самоуправление, система начинает соответствовать проектному замыслу ее создателей, доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальность ("лицо") классного коллектива, жизнь классного коллектива строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством в коллективе.
4. Завершение функционирования системы.
Для четвертого этапа характерны две тенденции:
Первая - постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего школьного коллектива,
вторая - искать новые идеи, формы, способы обновления жизнедеятельности в классе.
Компоненты воспитательной системы:
В создании, управлении и развитии воспитательной системы класса участвуют:
- классный руководитель
- учащиеся класса
- родители учащихся
- педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности коллектива.
Главная роль отводится классному руководителю. Его жизненные ценности, педагогические воззрения, позиции, интересы и увлечения являются одним из существенных системообразующих факторов.
Но, еще Макаренко говорил, что ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный страх и риск и на свою ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, точного единого подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса.
Воспитания без цели не бывает, т.к. характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность.
Приоритетные задачи работы:
- формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, этической культурой.
- способствовать воспитанию трудолюбивой и любознательной личности ребенка, знающего историю и традиции своего края и уважающего живущих рядом людей;
- создание условий для общения и совместной деятельности старшего поколения с младшим, помощь окружающим людям;
- интеллектуальное развитие школьников, организация их познавательной деятельности, развитие любознательности учащихся;
- сплочение классного коллектива, удовлетворение досуговых потребностей учащихся;
-выработка готовности к самостоятельной жизни и труду, подготовка к инициативной деятельности в разных сферах;
- развитие навыков поискового мышления;
- формирование экологической культуры;
- воспитание у детей патриотических чувств гражданина России;
-укрепление здоровья учащихся, валеологическое воспитание, физическое развитие и совершенство;
- способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации, анализе жизнедеятельности в классе.
Он складывается из таких элементов, как:
Системообразующий вид деятельности, формы, методы, организации совместной деятельности и общения.
Основные функции воспитательной системы класса.
Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью класса.
Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей. Основу данного компонента составляют совместная деятельность и общение членов данного коллектива.
Он состоит из таких элементов:
Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда.
Связи и отношения класса с другими общностями детей и взрослых, место и роль класса в воспитательном пространстве ОУ.
Этапы становления и развития воспитательной среды:
1 этап – этап проектирования системы; (5 класс)
2 этап – этап становления систем; (6-7 класс)
3 этап – этап стабильного функционирования системы; (8-9 класс)
4 этап – этап завершения функционирования системы (10-11 класс)
Включает в себя следующие элементы:
Критерии эффективности воспитательной системы.
Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.
Необходимость включения диагностико-аналитического компонента в перечень основных компонентов системы можно объяснить тем, что при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности ребенка и формирования классного коллектива ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей сложной и трудоёмкой деятельности, проводимой по моделированию и построению воспитательной системы класса.
Структурная модель воспитательной системы:
Аналитико-диагностическая деятельность
Профессиональная ориентация
профессиональная диагностика (тестирование, анкетирование)
профессиональное просвещение (беседы, встречи, экскурсии)
профессиональное консультирование (работа с психологом, педагогами)
Работа с семьёй
изучение воспитательного потенциала семьи
психолого-педагогический всеобуч родителей
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
индивидуальная работа с родителями
Ценностно-ориентированная деятельность
классное самоуправление
анкетирование
тематические классные часы
посещение музеев, выставок, театров, библиотек
Дополнительное образование
вовлечение в факультативы, кружки
организация кружков
творческие отчёты
Интеллектуально-познавательная деятельность
познавательные классные часы
экскурсии
участи в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах, проектах
Спортивно-оздоровительная деятельность
тематические классные часы
участие в спортивных мероприятиях
экскурсионно-туристическая работа
пропаганда физической культуры
Свободные общения
дискотеки
вечера отдыха, походы
Механизм воспитательной системы
Главными элементами механизма воспитательной системы выступают формы, методы и приемы поддержки личностного саморазвития.
Диагностические (наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование),
Организационные (организация органов ученического самоуправления, регулирование ответственности),
Мобилизационн-побудительные (актуализация, убеждение),
Коммуникативные (взаимопонимание, доверие, согласие),
Формирующие (формирование сознания, проектирование и создание проблемных ситуаций),
Координирующие и коррекционные (выработка единых требований, правил, корректирование действий),
Совершенствования (средства повышения педагогом собственной компетентности).
Особую роль в реализации данного замысла воспитательной системы играет самоуправление учащихся.
Развитие навыков самоуправления осуществляется через систему постоянных поручений.
Каждый ученик отвечает за работу одного из секторов, координирует и направляет работу класса.
Практическая деятельность в составе одного из 5 секторов способствует становлению самостоятельной и творческой личности.
Сектор внутренних дел.
Ответственный за учебу.
Старший дежурный.
Ответственный за проверку дневников, учебников.
Мастер трудовых дел.
Ответственный за состояние растений.
Ответственный за проведение генеральных уборок.
Сектор здоровья и спорта.
Ответственный за формирование команд.
Ответственный за участие в общешкольных конкурсах "Самый спортивный класс", "Самый здоровый класс".
Ответственный за учет пропусков, заболеваемости уч-ся.
Сектор культуры и досуга.
Организатор досуга.
Сценарист.
Ди-джей.
Сектор заботы.
Ответственные за проведение акций Милосердия: «Поздравь ветерана», «Поздравь своего учителя»
Ответственный за питание.
Пресс-сектор.
Для расширения сфер деятельности классного коллектива возможно создание ещё одного структурного элемента самоуправления – сектора временных поручений, где каждый может получить новое поручение.
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
Познай себя – это интересно!
Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
Правила жизни в классном коллективе:
Настойчивость в учёбе, труде, спорте.
Относиться к окружающим, помня золотое правило: не делай людям того, чего не желаешь себе.
Относиться к людским недостаткам терпимо.
Хочешь иметь успех – выгляди так, как будто ты его имеешь.
Добросовестно относиться к учёбе.
Не опаздывать в школу и не пропускать занятия!
Добросовестно относиться к своим поручениям.
Не отказывать в помощи одноклассникам.
Соблюдать порядок и чистоту в классе и школе.
Нужно жить весело, содержательно, быть активным, творчески подходить к любому делу.
Дорожите дружбой, помните - мы коллектив!
3.1. Модель выпускника основной школы
Освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана.
Приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, овладеть средствами коммуникации:
умение формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;
владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;
осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм;
уметь сделать правильный выбор своей будущей профессии;
владеть основами компьютерной грамотности;
знать свои гражданские права и уметь их реализовывать.
3.2. Ученическое самоуправление
Принципы.
Принцип гласности
Принцип отчетности
Принцип согласованности в работе
Принцип обязательного выполнения решений
Положения работы.
Ученическое самоуправление координирует и контролирует вопросы школьной жизни класса.
Каждый имеет право быть избранным в орган самоуправления любого уровня.
Деятельность и все решения озвучиваются и доводятся до исполнения.
Классное собрание проводится в начале и в конце каждого полугодия (выборное и отчетное).
Совместная деятельность с родителями
Направления деятельности | Формы работы |
Повышение психолого-педагогических знаний классного руководителя | 1. Исследование психологического климата семьи каждого ученика класса. 2. Поддержание регулярного общения. |
Вовлечение родителей в воспитательный процесс | 1. Выбор родительского комитета класса и определение его функций в воспитательной работе. 2. Регулярное проведение родительских собраний (1 раз в уч. четверть). 3. Проведение совместных творческих дел (походы, экскурсии, дни здоровья и открытых дверей). 4. Совместные консультации и воспитательные беседы с учащимися класса. |
Просвещение родителей в актуальных вопросах учебно-воспитательного процесса | 1. Анализ учебной работы учащихся: анализ контрольных, практических, лабораторных работ, диктантов; анализ отношения к учебе; объективная оценка качества образования; собеседование с неуспевающими учащимися. 2. Подготовка учащихся к выпускным экзаменам: значение семьи в ответственные моменты жизни; готовность учащихся к сдаче экзамена; порядок аттестации основной школы. 3. Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ученика: информация об учебных заведениях, в которые может поступить учащийся основной школы; рекомендации психолога по профориентации; анализ профессиональных интересов учащихся. |