ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ 5-7 ЛЕТ.
МБДОУ ДС «Гусельки» г. Волгодонска. Яценко Т.Г., воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, первая квалификационная категория МБДОУ ДС «Гусельки» г.Волгодонска.
Одна из главных и противоречивых проблем современного человечества – это сбережение и охрана природы и природных ресурсов Земли. Помочь решить эту проблему, призвана система экологического образования. Дошкольное образовательное учреждение является начальным звеном системы образования. Именно в дошкольном возрасте у детей появляется интерес к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Дошкольники непосредственны, легко включаются в совместную практическую деятельность, эмоционально на всё реагируют. Для достижения поставленной цели и решения указанной выше проблемы необходимо решать следующие задачи: Уточнять и углублять знания о взаимодействии живой и неживой природы, расширять представление о сезонных изменениях в природе, вырабатывать элементарные правила поведения в природе, знакомить с природой родного края, развивать познавательный интерес к окружающему миру, воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. Важно правильно организовать чувственное восприятие у детей объектов природы, продумано планировать и проводить занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения, опыты и эксперименты, а так же исследовательскую и трудовую деятельность в природе, которые дают детям много впечатлений, положительных эмоций, впоследствии преобразующихся в обобщенные представления, способствующие развитию речи и коррекции существующих дефектов и нарушений. Специфика работы воспитателей, работающих с детьми, с тяжёлыми речевыми нарушениями, состоит в том, что они должны решать, не только общеобразовательные, но и коррекционные задачи. Поэтому мы совместно с учителем- логопедом, составили рабочую образовательную программу таким образом, что при годовом планировании примерно 50% тем, связаны с экологическим содержанием. Получается, что непосредственно - образовательная деятельность воспитателя и занятия учителя - логопеда не дублируют друг друга, а взаимно дополняют, материал подается так, что информация закрепляется многократно на разных уровнях. В своей работе мы используем разные формы, методы и приёмы по ознакомлению детей с миром природы: - Дидактические игры и упражнения «Собери цветок», «Подбери слово», «Найди детёныша», «Зоологическое лото», «Домино ягоды» и др. Отдельным блоком ведется работа по ознакомлению детей с Донским краем, на занятиях знакомим детей с природой, традициями и обычаями родного края. Совместно с родителями проводим праздники и развлечения, знакомим детей с донской кухней. Играем в казачьи подвижные игры: «Салки», «Штандер», «Коршун и наседка» и др. При составлении рассказов по серии сюжетных картин, мы используем материал, где решаются задачи не только развития речи, но и экологической направленности. Проводим акции «Зелёная планета», «Птичья столовая», «Дерево памяти», «Помогите зимой птицам», дети дарят жителям микрорайона, кормушки, изготовленные своими руками совместно с родителями и педагогами, проводим экологические субботники. Для проведения наблюдений за явлениями природы, на экологической тропе детского сада мы сделали метеостанцию, где дети определяют количество выпавших осадков в любое время года, направление и силу ветра. температуру воздуха и атмосферное давление, а так же могут определить время с помощью солнечных часов. Воспитанники с удовольствием проводят время на метеостанции, во время прогулок. В саду камней, который объединяет в себе красоту цветущих растений и камней, дети учатся сравнивать, наблюдать обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, в процессе чего, совершенствуется речь детей, мышление и творческие способности. Одной из наиболее последних инновационных форм работы, используемых нами, стало проведение квест-игр, в ходе которых дети знакомятся с живой и неживой природой родного края, лекарственными растениями, правилами поведения в природе и др. Создавая предметно- пространственную развивающую среду в группе, мы ориентируемся на интересы и индивидуальные особенности детей, учитывая гендерное различие. Создали мини – лабораторию, где знакомим детей со свойствами разных материалов (раковины, кристаллы, камни, перья и др.). Дети очень любят экспериментировать. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он даёт детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта. Мы его включаем в разные формы работы с детьми (экскурсии, прогулки, наблюдения, трудовую деятельность). Еще один из часто используемых методов, используемых нами, это мультимедийные презентации. С их помощью дети лучше воспринимают предметы и явления природы, которые сложно показать в реальных условиях, такие как, смена дня и ночи, как распускается бутон и др. Тем самым формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Перед дневным сном детей и во время пробуждения после дневного сна используем аудиозапись звуков природы. Дети слушают пение птиц, шум волн, дождя, звуки леса, журчание ручья и потрескивание веток. Совместно с родителями систематически проводим занятия, развлечения, викторины, игры-квесты, творческие выставки. Таким образом, применяемые нами формы и методы работы по экологическому воспитанию, связаны с коррекционной работой по обогащению, уточнению словаря, развитию монологической речи. Ребёнок может грамотно и связно передать свои мысли, впечатления, если он научился наблюдать, замечать то, что его окружает, анализировать природные явления, взаимодействия живой и неживой природы.
С помощью воспитательных мероприятий и личного примера, мы стараемся сформировать у детей чувства ответственности, самостоятельности, нравственности, способности видеть смысл своих поступков, т.е. воспитывать личностные качества ребенка, экологическую культуру, бережное и ответственное отношение к природной среде.
Литература:
Ознакомление детей дошкольного возраста с историей Донского края: (Авт. регион. программа) Сост.: Елжова Н. В.;
Юный эколог автор Николаева С.Н.
Детское экспериментирование Куликовская И.Э., Совгир Н.Н.
Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. Ткаченко Т.А.