Воспитательное мероприятие в 8 классе
Тема: «Листая «Конвенцию о правах ребенка»
Цель: изучение статей «Конвенции прав ребенка», умение ориентироваться в жизненных ситуациях, соблюдая свои права и обязанности
Форма проведения: час общения
Время проведения: один урок (45 минут)
Методы: беседа, рассказ, ролевая игра, ситуативная игра
Средства: «Декларация прав ребенка», Конституция Российской Федерации,, Конституция Крыма, календарь правовых дат, карточки с ситуациями для проведения игры, карточки с ролевыми играми
Предварительная работа: поиск литературы, разработка ситуаций для ролевой игры
Основные понятия: декларация, конференция
План:
1 Организационный момент
- Приветствие
- Организация класса
2 Постановка проблемы
3 Основная часть
- слово учителя
- даты принятия Конвенции прав ребенка, декларации прав человека
- заглянем в «Правовую энциклопедию школьника»
- знакомство с основными статьями «Конвенции..»
- ситуативная игра «Мои права»
- знакомство с календарем правовых дат
- ролевые игры
- стихотворение
- выставка рисунков учащихся «Я имею на это право!»
4 Подведение итогов
Классный час «Листая страницы Конвенции о правах ребенка»
1 Организационный момент
- приветствие
- организация класса
2 Постановка проблемы
Ребята! Нам с вами сегодня предстоит провести не обычный классный час. Необычный потому, что мы будем с вами говорить о ваших правах, проведем ситуативные и ролевые игры - ситуации, которые могут случиться с вами в жизни. И принять правильное решение - это уже зависит от вас, т. к вы являетесь полноправными членами нашего государства.
3 Основная часть
- Слово учителя:
Так как мы будем говорить на этом уроке о правах детей, то есть ваших правах, то давайте вспомним основные даты принятия законов о правах человека.
- Основные даты:
Необходимость охранять права детей была предусмотрена еще в Женевской декларации прав детей в 1924 году.
10 декабря 1948 года Ассамблея ООН приняла и провозгласила Общую декларацию прав человека.
На Женевской конференции в 1959 году права детей были подтверждены Декларацией.
И лишь 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята «Конвенция о правах ребенка»
- заглянем в «Правовую энциклопедию школьника»:
Декларация - официальное заявление по поводу чего-нибудь, торжественное провозглашение съездом или правительством каких-нибудь принципов, положений, а также документ, в котором они изложены.
Конференция - сборы представителей каких-нибудь государств, партийных, общественных или других организаций для обсуждения и решения определенных вопросов
Государства-участники Конвенции
- напомнили, что ООН провозгласила, что дети имеют право на особую помощь и заботу;
- признали, что ребенку для полного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и взаимопонимания;
- считают, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе мира, достоинства, толерантности, свободы, равенства и солидарности.
Знакомство с основными статьями «Конвенции…»
А теперь мы поговорим непосредственно о «Конвенции о правах ребенка» и ее статьях. Ребята, вы знаете, кто является ребенком с точки зрения закона?
(ответы учащихся)
Статья 1. Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Статья 2. Государства-участники обеспечивают все права за каждым ребенком без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и положения ребенка, его родителей или законных опекунов.
Статья 9. Ребенок имеет право жить со своими родителями за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок также имеет право сохранять связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.
Статья 13. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, получать информацию и передавать ее. Необходимые ограничения: уважение прав и репутации других лиц, охрана государственной безопасности или общественного порядка или здоровья или нравственности населения.
Статья 15. Ребенок имеет право на свободу мирных собраний, но должен соблюдаться общественный порядок, охрана здоровья и свобода других лиц.
Статья 16. Дети имеют право на защиту от вмешательства в их личную семейную и домашнюю жизнь, а также в их переписку, на защиту от клеветы и оговора.
Статья 19. Государство должно защищать ребенка от любых форм плохого обращения с ним со стороны родителей или других лиц, несущих ответственность за заботу о нем.
Статья 24. Ребенок имеет право на медицинскую помощь, которая может быть реально обеспечена.
Статья 28. Ребенок имеет право на образование.
Статья 29. Образование должно быть направлено на развитие личности, талантов и способностей ребенка.
Статья 30. Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению, имеют право пользоваться своей культурой, родным языком и исповедовать свою религию.
Статья 31. Ребенок имеет право на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни.
Статья 32. Ребенок имеет право на защиту в случаях когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования или развития.
Статья 36. Дети имеют право на защиту от всех форм эксплуатации, наносящим ущерб любым аспектам их благосостояния.
Ситуативная игра. «Мои права»
1. Старшеклассники заставляют носить свои портфели других учащихся. Это правильно? Если нет, то назовите статью, которая защищает права детей в данной ситуации. (Статья 36)
2. Мальчика не приняли в нашу школу, потому что он - негр. Правильно ли поступила администрация школы? (Статья 2)
3. Мальчик заболел. Ему нужна операция, но в больнице ему отказали, т.к. у его мамы нет денег.(Статья 24)
4. Девочку забрали у безработной матери, и отдали в детский дом.
(Статья 9)
5. Девочка писала письмо другу на уроке, учительница взяла его и прочитала всему классу. (Статья 16)
Календарь правовых дат
Главный документ, который защищает права людей, а значит и права ребенка - это Конституция Российской Федерации
ХХ1 век ООН объявила веком ребенка.
1 июня - Международный день защиты детей.
4 июня - Международный день детей- жертв агрессии.
20 ноября - Всемирный день прав ребенка.
10 декабря - День прав человека
Ролевые игры
А чтобы вы, ребята, могли ориентироваться в жизненных ситуациях - как же поступить правильно, соблюдая и свои обязанности, и защищая, если это необходимо свои права, давайте проведем ролевую игру.
(Выбирают четыре пары детей, им дают карточки с ситуациями)
Ситуация 1.
Мама говорит сыну:
- Сколько раз тебе говорить, после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.
Сын:
- Мама, ты же все равно не спишь. Кроме того я имею право на свободу мирных собраний
Кто прав в этой ситуации? (Сын ущемляет права других людей, нарушая общественный порядок.)
Ситуация 2
Мама:
- Доченька, вымой после себя посуду и сходи в магазин за хлебом.
Дочь:
- Я дома сегодня делать ничего не буду. У меня завтра контрольная по математике. Надо к ней готовиться.
Мама:
-Успеешь все сделать- и дома порядок навести и к контрольной подготовиться.
- А нам в школе сказали, что я не должна делать работу, которая мешает мне получать образование. Я защищена ст. 32 «Конвенции…»
Как решить эту ситуацию? (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. )
Ситуация 3
Ученик:
- Мария Ивановна, я к вам на историю больше ходить не буду. Я все равно буду шофером работать после школы. Да и скучно вы уроки проводите, пусть нам другого учителя дадут.
Учитель:
- Ты по какому праву так со мной разговариваешь?
- Я имею право свободно выражать свои взгляды, вы что не знаете?
Кто прав в этой ситуации? (Учительница. Мальчик нарушил ст.13)
Ситуация 4
Ученик:
- Ольга Ивановна, я хочу быть экскурсоводом в музее. Дайте мне побольше слов, я все выучу.
-Саша, да ты что! Ты же букву «Р» не выговариваешь, в школу ходишь неопрятный, непричесанный, а мы проводим экскурсии и для гостей из других школ тоже. Ты опозоришь нас на весь район!
Кто прав в этой ситуации? (Статья 29)
Стихотворение
Школьная пора!
У тебя она одна-единственная,
Если это ты сейчас не ценишь,
То когда очнешься и когда поймешь
Будет уже поздно!
Старайся все учить и все понять!
В какой бы я хотела жить стране?
Да в той, где места нет ни горю, ни войне!
В которой люди счастливы всегда,
Друг друга не обидят никогда,
Где не слышны глухие взрывы,
И где закаты так красивы…
Я так люблю простор страны своей,
Хоть далека она от совершенства,
Хочу, чтоб испытали люди в ней
Любовь большую, счастье и блаженство!
Выставка рисунков «Я имею на это право»
А теперь давайте обратим внимание на выставку рисунков учащихся нашего класса, которая называется «Я имею на это право». Ребята, скажите, а какие статьи «Конвенции» в своих рисунках отобразили дети?
(ответы учащихся)
Подведение итогов
Итак, книга, которая знает, что дети имеют право на жизнь, имя, учебу, отдых, лечение и защиту от посягательств на все блага ребенка, называется «Конвенция о правах ребенка».
Вы знаете, что ваши права защищает данная «Конвенция…», а чтобы не нарушалось равновесие отношения между людьми в нашем обществе, живите так, как завещал нам много лет назад Владимир Мономах:
- относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе;
- будь завтра лучше, чем ты есть сегодня;
- не держи гордыню ни в уме, ни в сердце;
- живи для своей Родины и люби человечество!