МБОУ г. Керчи Республика Крым « Школа – гимназия № 2 имени В.Г. Короленко»
Воспитательное мероприятие ( экологическое)
Тема: Нептун позвал в гости»
Кацюка В.Ю.
2023г.
Тема: « Нептун позвал в гости»
Цель: Расширять представления учащихся о разнообразии и жизни обитателей Азовского и Чёрного морей; дать сведения по экологии этих водоёмов; воспитывать любознательность, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать, прививать любовь к родному краю, природе.
Оборудование: 1.Сборник « Экологическое воспитание дошкольников под редакцией Сакирдонова Т.Н., « Букварь юного краеведа»
2.Ноутбук, проектор, Музыка к « Подводной Одиссее» Ж – И. Кусто
3. Презентация «Животный мир Крыма»
4. Костюмы ( Нептун, Черепаха, Черт, Хамсичка ,Бычок, Мидии, Осётр, Рак, Рыбачок)
5.Пано из рисунков учащихся « Подводная жизнь моря»
Ход мероприятия:
Звучит музыка. Появляется Земля – Хранительница.
Земля – Хранительница: Добрый день! Мы приглашаем вас в гости к владыке морей полюбоваться красотами подводного царства, послушать морской народ, проникнуться его заботами.
Я хранительница земли, открываю ворота дворца царского. А вот и гости ( входят):
- волны озорные и голубые,
- рыбки золотые,
- хамса и бычки,
- звёзды, медузы, рачки,
- Умная из умнейших, плывёт черепаха старейшая
- и в тройке коней – сам Нептун у дверей!
( Все персонажи сразу рассаживаются по своим местам)
Нептун: Сколько народу собралось в царстве морском! И тебя, Хранительница – Земли, видеть рад ( Кланяются друг другу)
Земля Хранительница: Я принесла тебе поклон от Земли – кормилицы, пришла заверить тебя, что добро по - прежнему живёт на нашей чудесной планете.
Нептун: Где мои звёзды и медузы? Порадуйте гостей!
Земля – Хранительница: Расскажи да покажи мне, что у тебя делается в царстве подводном.
Нептун: Сейчас мои слуги поведают тебе о житье – бытье нашем.
Мидия: Когда с человеком дружили,
Богато мы , весело жили,
И в кладовых запасов было не перечесть!
Хамса: Сейнеры в море ходили
Хамсу для землян ловили,
А осетры Азова
Кормили икрой народ.
Краб: А уж раки пучеглазые,
Те вольготно всюду лазили!
Бычок : А бычки песчаные, любимые керчанами.
Тучами носились, сами в рот просились!
Нептун: Когда – то в Азове рыбы вылавливали в 7 раз больше, чем в Каспии, в 12 раз больше, чем в Балтике, в 35 раз больше, чем в Чёрном море. Тюльки и хамсы было у нас миллиарды!
Земля – Хранительница: А что скажет нам мудрейшая из мудрейших– Черепаха!?
Черепаха: 300 лет живу я в море, всего насмотрелась – наслушалась. Разные были времена, любили мы своё море, жилось нам вольготно, а теперь …
А теперь у Казантипа нефть, бензин в море разлиты.
Осетров ответ таков: « Покидаем мы Азов!»
А кефали мне сказали, что их в Турцию позвали.
Там для каждой для кефали жизнь райскую создали!
А донская где севрюга? Где сазан и где белуга?
Те ушли не от обиды – их достали пестициды.
Ищет новый дом калкан, камбала, селёдка,
Их, Нептун, в той балаган не загонишь плёткой!
А вот керченской селёдки я б отведала б с охотки,
Говорят, что на базаре её даже не видали!
Пока пели да плясали в Керчи мало даже тюльки стало!
Земля – Хранительница: Удивительные вести мы услышали все вместе.
Нептун: Речь держать буду!
Черепаха: Вы, правитель, только и умеете, что речи держать, а не дела делать!
Нептун: Тогда думать стану!
Черепаха: Давно пора. А мне надо в другие моря спешить. Тяжело мне дышать в нашем море.
Земля – Хранительница: Принеси нам добрые вести!
( Черепаха уходит. Нептун задумывается, Крадётся Чёрт)
Чёрт: Что, батюшка Царь морской, без меня решил совещаться? А кто же тебе мутить воду будет? Где шуму да свисту наберёшь?
Нептун: Да вода моя и так мутна. Твой брат – человек столько отходов и нечистот сбросил в воды! А шуму мне и от пилы хватает. Позвать рыбу пилу!
( Гости недоуменно переглядываются)
Чёрт: Зови, не зови, не дозовёшься!
Нептун: Что случилось? Что приключилось7 Доложите, слуги мои!
( Вбегают Мидия, Хамса, Рак, Бычок)
Мидия: Бьём тебе челобитную, Нептун – батюшка!
Хамса: Пила заболела, не то она съела!
Краб: Не то попила, наша пила!
Черт: Доправил… Уходит рыба из твоего подпорченного царства.
Нептун ( наступает): это твоя работа, нечистая сила?. Это ты испоганил мои воды?!
Чёрт: ( поддразнивает)
Не моя вина, вина такая – аглофабрика людская
Да удобрения с полей мешают жизни твоей!
Да ты не тужи, отец морей,
Спляшем ладно со свистом твоей.
Плату большую не возьму, а рыбу пилу подманю.( Исполняется пляска Чёрта и гостей морских)
Нептун: Что потребуешь за пляску, чертушка? Ну-ка, хамсичка – сестричка, погляди, что в нашей кладовой найдётся да чёрту приглянётся?
Мидия: Бери мидий килограмм.
Чёрт: Не возьму, и без того море некому чистить. Прикажи , Нептун, мне икры подать чёрной, зернистой.
Хамса: А где же её , батюшка, взять?
Краб: Что едим – не ведаем, порой и не обедаем.
Глотаем без опаски лишь винегрет с колбаской!
Бычок: Отравили весь планктон, не годится в пищу он!
Чёрт: Ладно, соглашусь на жемчужину.
Хамса: И жемчужины наши пустые, весь жемчуг на землю ушёл.
Чёрт: Доцарствовался! Вода грязна, казна пуста, рыб разогнал.
Нептун: Молчать , чертово отродье! Через 5 – 10 лет моё море опять будет чистым, богатым и не будет вам места, рогатым!
Земля – Хранительница: Смотрю я на твои муки и думаю, как хорошо, когда люди заботятся о земле и море, дарят нам мир бездонный, а мне шелест трав да звон рек.
Нептун: Коли будет так, вернутся в моё море осетры степенные, бычки второстепенные, хамса серебристая и кефаль искристая.
Земля – Хранительница: Делу время, а потехе – час. Мне пора на Землю. Отправь –ка, Нептун, вслед за мною расторопного гонца, пусть он посмотрит, послушает, что люди делают для спасения твоего царства.
Черепаха: Слушай, народ морской, что люди порешили для оздоровления Азова:
Закупили машины – нефтесборники,
Построили очистные сооружения. Да какие! Ни ядохимикаты, ни соли, ни вредные металлы и нечистоты в воду не попадут. Засверкает море светлым нарядом.
Земля – хранительница: Посмотри, Нептун, все обитатели твоего моря вернулись. А вода чиста и прозрачна. Вот ты и дожил до светлых дней. А они всегда будут светлыми, если взрослые и дети научатся дружить с морями и лесами, защитят незабудку и рыбку золотую.
Горящий лес, погибший Арал, исчезнувшие реки, родники – совесть человека. Почему не все это знают? ( Дети встают с яркими цветами в руках).
Дети: Теперь мы знаем! Теперь мы знаем!
Слово учителя: Закройте глаза и представьте под музыку тех обитателей моря, с которыми мы встретились.
Обобщение
Дети приходят к выводу, что все на планете Земля связаны между собой. И самое разумное творение природы – человек в ответе за то, чтобы наша Земля не погибла по его вине.
Рефлексия.