Классный час на тему «БУЛЛИНГ- СПРАВИМСЯ ВМЕСТЕ»
Цель: показать, какое разрушительное влияние оказывает буллинг на человека, его физическое и психическое состояние, научить достойно выходить из ситуации буллинга, развивать эмоциональный интеллект.
Возраст: 14-15 лет.
Актуальность : проблема буллинга – самая распространенная проблема отношений подростков. Необходимо убеждать детей в том, что буллинг- это явление, с которым надо бороться. Для этого предлагаю использовать видео из популярной среди подростков передачи «Пацанки», так как нужно учить детей правильно смотреть на сюжеты таких провокационных шоу.
Оргмомент. Приветствие.
Работа с ситуациями. Слайд 1-3.
-Посмотрите на иллюстрацию и решите, что перед вами : игра , шутка или издевательство? Займите позицию, совпадающую с вашим мнением. Объясните ваше мнение.
Беседа.
-Чем же отличается шутка от издевательства?
-Как вы сможете в жизни отличать эти два понятия друг от друга?
-Как вы думаете, вследствие чего возникла третья ситуация? Какую цель преследовали ребята?
- Данная ситуация могла быть разовой и возникнуть как следствие реакции на конфликт, а может быть и постоянной. Если в первом случае разовая ситуация не приведет ни к каким последствиям, то во втором случае такое явление может быть опасным для общества.
4. Работа с понятием.
-Как называется явление, при котором группа людей проявляет агрессию по отношению к одному человеку с целью унизить или оскорбить его?
-Чем отличается буллинг от конфликта.
На доске таблица, два столбика: буллинг и конфликт . На карточках написаны отличительные особенности каждого явления. Дети по очереди подходят и крепят отличительные черты в соответствующий столбик.
процесс непреднамеренный, спонтанный; действия намеренные и осознанные;; одна из сторон испытывает удовольствие; происходит время от времени;процесс постыоянный виноваты обе стороны;
-Итак, теперь мы видим, чем буллинг отличается от конфликта. В конфликте есть две стороны, каждая из которых может иметь свое мнение и оба эти мнения могут быть правильными.
-Как вы думаете, из-за чего возникает буллинг?
Мотивы буллинга - борьба за власть, месть, зависть, чувство неприязни, стремление быть в центре, выглядеть "круто", желание унизить, продемонстрировать преимущества, самоутвердиться.
- Кто чаще всего становится жертвой буллинга?
Жертвой может стать любой ребенок. Но обычно выбирают того, кто слабее или чем-либо отличается от других. Чаще всего жертвами насилия становятся дети, для которых характерны: физические недостатки, особенности поведения, особенности внешности, плохие социальные навыки, страх перед школой, отсутствие опыта жизни в коллективе, болезни, низкий интеллект и трудности в обучении.
-Мы все не считаем себя слабыми, но значит ли это, что мы не можем подвергнуться буллингу?
Просмотр роликов.
Рассказать, откуда взят ролик.
-Как вы считаете, кто достойно вышел из ситуации и смог правильно отреагировать на высказывания людей в масках?
Продолжение ситуации: Как вы думаете, что было бы, если бы Аня была не на передаче, а встретилась с таким явлением в обычной жизни?
- Может ли такая реакция помочь Ане в будущем избегать травли?
-К какому явлению в будущем может привести такая реакция?
-Аня проявляя агрессию, во-первых, спровоцирует жесткость по отношению к другим участницам, а во вторых, злая , темная эмоция испортит жизнь ей самой, оказывая разрушительное действие на здоровье и психику.
-Благодаря чему другие участницы (участница) избежали продолжения конфликта?
-Какие качества, жизненные ценности мы можем противопоставить буллингу?
(прикрепить на доску или написать)
-Почему важно уметь выходить из подобных ситуаций достойно? Чем опасен буллинг для агрессора? Для жертвы?
6. Составление памятки.
- Давайте составим памятку из 3-5 советов, как же правильно вести себя в ситуации буллинга или конфликта?
Предлагаю поработать в группах (по 4 группы) . Нужно на листе а4 написать подходящие советы и украсить памятку подходящими картинками.
7.Защита работ.
8.Итоги. Ваза с шариками.
-Буллинг-это всегда агрессия, а агрессия в психологии имеет красный цвет. (показать вазу, наполненную красными шариками)
Отщипните красный пластилин, сделайте из него шарик , закиньте или положите шарик в вазу. Итак , мы видим, как выглядит наша агрессия. Теперь подумайте, чем мы можем противостоять агрессии? Каким качеством, поступком, эмоцией? Может ,это будет улыбка, добро или спокойствие. Подумайте, с каким цветом у вас ассоциируется это явление? Возьмите пластилин такого цвета, сделайте из него шарик и положите в чашу
Комментирование 3-5 человек
-Посмотрите, как меняется наша жизнь, если в нее входят добро , понимание и гармония. Агрессия – это естественная для человека эмоция, она должна быть в нашей жизни, но нужно уметь ей управлять и стараться не отвечать на зло-злом, на унижение- унижением, нужно стараться отвечать добром, спокойствием и человечностью, ведь именно она делает нас людьми. Как говорил русский писатель Антон Павлович Чехов: «Берегите в себе человека»