Открытое внеклассное мероприятие для учеников начальной школы,
посвященное 100-летию В.А.Сухомлинскому
Авторы:
учителя начальных классов
Костина Ю.Н., Плакина И.В.
В1: Добрый день ребята и взрослые!
В2: Здравствуйте все, кто собрался в этом зале. Мы рады видеть вас на нашем замечательном празднике.
В1 Я прошу улыбнуться тех, кто пришел сюда с хорошим настроением;
В2: Поднимите руку те, кому нравиться общаться с одноклассниками;
В1 Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить;
В2: Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям.
В1: Думаю, что теперь можно начать работу.
В1: Сегодняшнюю встречу мы хотим посвятить 100-летию со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского.
В2: Имя этого удивительного человека известно на весь мир.
В1: Но что мы о нем знаем? Кем был и чем знаменит этот человек?
В2: Спросим детей. Внимание на экран!
(ВИДЕО)
В1: Должны констатировать, что знаем об этом человеке, очень мало.
В2: Внимание вопрос!
Кем мог быть по профессии этот человек, если он говорил такие слова.
«Что было главным в моей жизни? Не раздумывая, отвечаю: «Любовь к детям».
(учителем)
В1: А еще кем? С какой профессией у вас ассоциируются эти слова:
Газета, новости, люди, редакция, факты.
(Журналист) публицист)
В2: Эти две профессии относятся к одному человеку.
К сожалению, сейчас его уже нет с нами, но его труды не дают нам забыть
это славное имя - Василий Александрович Сухомлинский.
В1: По-моему, самое время рассказать об этом удивительном человеке.
В2: Осенним днём, 28 сентября 1918 года, в крестьянской семье родился мальчик, которого назвали Василием. Ему суждено было стать великим учёным-педагогом.
В1: Учась в школе, Василий много читал, иллюстрировал прочитанные книги. Был любознательным, старательным и одним из лучших учеников.
Школу В.А.Сухомлинский окончил в 1933 году и сразу поступил в педагогический институт. В 17 лет Сухомлинский приступил к работе.
В2: В 1941 году, когда началась ВОВ, молодой учитель добровольцем отправился на фронт.
Во время одного из боев за Москву в начале 1942 года осколок снаряда задел его сердце. Врачи не давали никакой гарантии, что молодой человек выживет. Однако Сухомлинский, вопреки всем прогнозам, пошел на поправку и в дальнейшем всю жизнь носил в сердце кусочек снаряда, который хирурги так не смогли извлечь.
В1: Возвратившись на родину, узнал, что его жена, с малолетним сыном были замучены фашистами. Душевная рана оказалась сильнее физической. Но любовь к работе спасла его.
После войны и до последнего дня своей жизни работал директором школы.
В2: Ребята, у вас есть возможность воссоздать облик школы в которой проработал В.А. Сухомлинский, собрав мозаику.
Игра «Мозаика»
В1: Глядя на картинку, определите какая это школа?
(Сельская)
Да. Это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная за годы войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский, организовав в ней экспериментальную лабораторию. Он награждён многими правительственными орденами и медалями, получил звание Заслуженного учителя.
В2: Василий Александрович очень любил детей. Все его труды, так или иначе, были связаны с детьми. Он очень хотел, что из каждого маленького человечка вырастет достойный взрослый человек.
Им были составлены правила для детей, так называемые 10 НЕЛЬЗЯ.
В1: Ваша задача – угадать, какие правила спрятаны в картинках.
Игра «Правила-Картинки»
Что не надо делать 1. Бездельничать, когда трудятся старшие. 2. Смеяться над старостью. 3. Оставлять старших в одиночестве. 4. Собираться в дорогу, не посоветовавшись и не попрощавшись со старшими. 5. Садиться за стол, не пригласив старших. 6. Требовать от старших того, чего у них нет. 7. Пререкаться со старшими. 8. Делать то, что осуждают старшие. 9. Допускать, чтобы близкие давали тебе то, что не позволяют себе. 10. Ожидать, пока с тобой поздороваются, ты должен первым приветствовать старших |
В1: Педагог через всю свою жизнь пронёс большую любовь к книге. В результате им было написано 48 книг, сотни статей, 1500 сказок.
Самые значительные произведения: «Сердце отдаю детям», «Сто советов
учителю», «Рождение гражданина», «Родительская педагогика», «воспитать настоящего человека», «Письма к сыну», «О воспитании» и др.
В2: Внимание на сцену!
Сценка
В2: Внимание викторина!
(ВИКТОРИНА)
Вам предстоит выбрать правильный вариант ответа на заданный вопрос.
Верно ли, что:
Сухомлинский был педагогом? | Да. Непросто педагогом, а педагогом новатором |
Василий Александрович родился в 1918 году | да |
После окончания института он стал работать завхозом? | Нет Работал учителем |
В школе преподавал географию? | Нет. Был учителем украинского языка и литературы |
Все родные братья и сестры стали учителями? | Да. Братья Иван, Сергей и сестра Мелания, все они стали сельскими учителями. |
Во время войны был ранен в сердце? | Да. Василий Александрович ушел из жизни 2 сентября 1970 года в 52 года, будучи еще относительно молодым крепким мужчиной. Виной тому стал тот самый злополучный осколок, застрявший в сердце выдающегося педагога. |
Василий Александрович воспитывался в семье, где всегда было взаимное доверие, уважение к старшим, труд. | Да |
На каникулах школьник Василий ходил в детский сад и работал там помощником воспитателя? | Да. Он ухаживал за малышами, читал им книжки, рассказывал сказки и проводил веселые игры. Поэтому и выбрал в дальнейшем профессию педагога. |
В2: В.А.Сухомлинский был очень многогранным человеком: любил людей, жизнь, цветы, растения, животных.
О чем Сухомлинский мог так сказать?
«Она не может мыслить, но она может воплощать мысль»
А еще он Сухомлинский сказал: «Она открывает людям глаза на красоту»
(музыка)
(На фоне музыки «Чернобривці»)
В1: Василий любил песни, самая любимая «Чернобривцы». Эта песня о маме. О самом дорогом для него человеке.
Рефлексия
В2: Несмотря на то, что со времени, когда жил и работал великий педагог-новатор, прошло целое столетие, его имя живет в памяти народов.
В2: Давайте будем стремиться быть любознательными, честными, умными!