СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательное занятие "Лесные пожары" для 6-8 классов

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

мероприятие направленно на ознакомление учащихся с значением леса; причинами лесных пожаров, их видами; на воспитание у учащихся бережного отношения к природе. Материал мероприятия адаптирован к возрастным особенностям учащихся коррекционной школы

Просмотр содержимого документа
«Лесные пожары»

Воспитательное занятие

«Лесные пожары» для 6-8 классов


Цели: 

- познакомить воспитанников с причинами лесных пожаров;

- профилактика нарушений правил безопасности, являющихся причинами возникновения лесных пожаров.

Задачи:

Образовательные: ознакомить воспитанников с значением леса, видами лесных пожаров, причинами их возникновения и их последствиями; подготовить детей к каникулярному сезону.

   Развивающие: развивать умения у воспитанников тушить пожары, умения соблюдать правила безопасности при выходе из него;

   Воспитательные: воспитывать у воспитанников бережное отношение к природе.

Ход занятия


I. Организационный момент

Ученики читают стих “Лесной пожар”


Забывчивый охотник на привале
Не разметал, на растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Вадим Шефнер (1940)

Воспитатель: Ребята, скажите, чему будет посвящено наше занятие? (ответы детей)

- наступила долгожданная весна и вместе с этим возросла опасность лесных пожаров.

II. Сообщение темы и целей занятия

Воспитатель: тема нашего занятия: «Опасность лесных пожаров»

- Сегодня мы с вами поговорим о:

  • значение леса;

  • видах лесных пожарах;

  • причинах лесных пожаров;

  • последствиях пожаров;

  • правилах экологически грамотного поведения в лесу.

                                                         

III. Работа по теме воспитательного час

   Воспитатель: Велико значение леса в нашей жизни. Лес даёт древесину необходимую для народного хозяйства. В лесах живут промысловые звери и птицы, растут грибы, ягоды и дикие плодовые деревья. Почва, покрытая лесами, хорошо сохраняет влагу. Леса поддерживают полноводность рек, предохраняют почву от разрушений, предупреждают обвалы в горах. Они защищают поля от суховеев и бурь, предохраняют дороги от песчаных и снежных заносов. Лес – это главный источник кислорода, естественный « живой» фильтр, очищающий атмосферу от диоксида углерода и вредных газов. Реки и озера он предохраняет от заиливания и осушения, а почву - от эрозии. Сберечь его- это задача всех.

  Самый страшный враг леса- лесной пожар.   Ежегодно мы слышим об лесных пожарах. В нашей области лесные пожары тоже не редкость.

  Воспитатель: Давайте рассмотрим виды лесных пожаров:

1. Низовые;

2.Подземные (торфяные);

3.Верховые;

   Низовые пожары (90%)- горят нижние части деревьев, трав, валежника, пни, корни. Скорость распространения - от 1 до 3 метров в минуту; высота пламени – от 0,5 до 1,5 метров.

   Верховой беглый пожар возможен при сильном ветре. Скорость – от 5 до 100 метров в минуту.

   Торфяные пожары движутся медленно- до нескольких метров в сутки. Они опасны неожиданными прорывами огня из подземного очага и тем, что кромка его не всегда заметна и можно провалиться в прогоревший торф. Признак подземного пожара – земля горячая, из почвы идет дым.

Воспитатель: Пик пожарной опасности приходится на апрель-май и на август-сентябрь. Как вы думаете из-за чего возникают пожары? (ответы детей)

По статистике виновником пожара в 9 случаях из 10 является человек. А ведь чтобы не допускать пожаров достаточно соблюдать простые правила обращения с огнём в лесу.

Причины:                                                                              

  • удар молнии;

  • горячий пепел, вытряхнутый из курительной трубки;

  • зажигание травы под деревьями, на лесных полянах, лугах, на дачных участках;

  • брошенная горящая спичка;

  • механизатор ремонтировал технику и оставил промасленный обтирочный материал, затем бросил и окурок;

  • турист не погасил костер;

  • хозяйственные работы в лесу.

  • непогашенный окурок;

  • тлеющий после выстрела пыж;

  • разведение костров без соблюдения строгих мер безопасности;

  • оставленные в лесу бутылки и осколки стекла и т.д.              

Воспитатель: назовите последствия пожаров для природы (ответы детей)

Последствия пожаров для природы:

  • Погибают хвойный подрост и молодняк;

  • Поврежденные деревья заселяются вредными насекомыми и дереворазрушающими грибами;

  • На месте бывших лесов образуются гари, луга, болота;

  • Уменьшается количество птиц и зверей, ценных растений.


Воспитатель: Пожары – опасная чрезвычайная ситуация.

К этой теме не можем мы быть безучастными.

Огонь сметает все на своем пути –

Вовремя эту опасность предотврати!

Для этого нужны умения и знания,

- А теперь вспомним правила разведения костра и правила безопасности в лесу. (варианты ответов детей)

Правила разведения костра:

  • Лучше всего раскладывать на старом выжженном кострище;

  • Расчистить место – подальше от палаток, поближе к воде, убрать всю сухую траву;

  • Нельзя разводить костер под раскидистым деревом, на торфянике;

  • Снять дерн, выложить его по краям;

  • Для растопки собирать сухие веточки, бересту;

  • Использовать для костра поваленные деревья;

  • Покидая привал:

  1. затушите костер.

  2. залейте водой,

  3. засыпьте землей.

  • Удостоверьтесь, что он действительно потух!

Воспитатель:     А сейчас послушайте стихотворение о правилах, которые мы должны соблюдать.

(Читает подготовленный ученик)

Много бед пожар наделал…

Кто виновник, кто всё сделал?

Мы в лесу костер зажгли,

Посидели и пошли,

А огонь не потушили:

Про него мы и забыли.

Ветром пламя разметало,

И вокруг как в печке стало.

До небес огонь поднялся

И за нами вслед погнался.

Чтоб не было пожаров,

Надо правила всем знать.

Их, конечно, очень много –

Выучим хотя бы пять.

Возле дома и сарая

Разжигать костер не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей.

И в лесу костер опасен –

Для деревьев, птиц, зверей.

Будет лес для всех прекрасен

Без пожаров и углей.

Чтоб огонь не убежал,

Чтоб он место свое знал,

Ты ему создай преграду:

Из камней, земли ограду.

Уходя, засыпь землей

Или всё залей водой.

Чтобы выросла пшеница,

Нужно много потрудиться –

Ты костер не разжигай

Там, где зреет урожай.

Вдруг одежда загорелась –

Сразу на пол ты вались,

Сразу по полу катайся,

В одеяло обернись.

Всем давно понять пора:

Детям спички не игра!

Пусть и взрослым будет ясно…

Что с огнем шутить опасно!

Воспитатель:    а что нужно делать если вы оказались в зоне лесного пожара? И как тушат лесные поджары?

При нахождении в зоне пожара рекомендуется:

если это возможно, окунуться в одежде в ближайшем водоеме. Выйдя из него, обернуть голову мокрой рубашкой или чем-либо другим. Во избежание вдыхания горячего воздуха или дыма нужно дышать через мокрую ткань воздухом, прилегающим к земле, и двигаться под прямым углом к направлению распространения огня по просекам, дорогам, полянам, берегам ручьев и рек

При подходе пожара к населенному пункту и когда нет сил с ним бороться – население эвакуируется. Личные вещи в этом случае можно спасти в каменных домах, подвалах или просто ямах, засыпав землей.

Телефоны службы спасения: 01, 112 (сотовая связь).

Тушение пожара:

  • небольшой пожар тушат при помощи веников из зеленых веток, мешковиной, брезентом или одеждой. Огонь надо захлестывать, сметать в сторону очага пожара, небольшие языки пламени затаптывать ногами;

  • можно забрасывать кромку пожара землёй. Не надо лезть в гущу кустарника или хвойного подроста - всё равно не потушишь, а задохнуться можно;

  • если есть лопата, кромку огня можно засыпать грунтом;

  • нельзя сразу оставлять место пожара, даже если очаг затушен, т. к. огонь может разгореться вновь;

  • для тушения больших площадей привлекается население, кроме детей и подростков, а также больных людей. В основном тушением таких пожаров занимается государство.

  IV.   Подведение итогов

Воспитатель:  Давайте подведем итог нашего занятия и ответим на вопросы викторины. Викторина покажет, готовы ли мы стать хозяевами нашего леса. Помогать ему, а не вредить.

Вопросы:

1.Если вы увидели, что на опушке леса горит сухая трава? Ваши действия.

( залью водой, сообщу об этом взрослым).

2. Почему в лесу нельзя разбивать стеклянные бутылки? (В данном случае стекло играет роль линзы, где фокусируется солнечный луч, от которого может загореться сухая трава.)

3. Чем опасно поджигать сухую траву? (огонь быстро распространится на деревья).

4. Какие правила пожарной безопасности необходимо соблюдать при разведении костра в лесу? (Подготовить место для разведения костра (выкопать яму), разгрести сухую листву на безопасное от возгорания расстояние).

5. Назвать всевозможные причины лесных пожаров (высокая температура воздуха, молния, брошенная спичка или окурок, непотушенный костер, бутылки в лесу).

6.Какие последствия возникают при пожарах в лесу (сгорают деревья, страдают животные и люди.)

7. Какие методы борьбы с лесными пожарами вы знаете?

(Тушение водой, заваливать песком, разреживать лес, очищать лес от сухих веток)

8. Кто и как спасает лес от пожара? (Если под рукой имеется лопата, вдоль кромки огня капают ямки, грунт бросают в нижнюю часть пламени. Сильные пожары тушат с использованием специальной техники – машин и авиации. Детей к тушению пожара не допускают!”)

V.Заключительная часть:

Воспитатель: сегодня мы узнали, как огонь влияет на лес, сколько вреда приносят лесные пожары. Надеюсь, вы узнали много интересного и полезного для себя!

Хотелось бы закончить наше занятие с строчками стихотворения:

Не разжигай в лесу костер!

Огонь коварен и хитер,

Он уничтожит все кругом!

А лес – он для животных дом.

Стать может пеплом этот дом.

Не навреди игрой с огнем.

Чтобы в наш лес

Не пришла беда,

Будьте, ребята, с огнем

Осторожны всегда.



Список литературы, интернет-источники:

  1. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности //Учебник. -М.: Высшая школа, 2012.

  2. Зайцев А.П. «Стихийные бедствия, аварии, катастрофы». М. 2015 г.

  3. Зайцев А.П. «Чрезвычайные ситуации». М. 2014 г.

  4. Козаченко, М.А. Лесные пожары и борьба с ними: учеб. пособие / Сост.: к.с.-х.н. М.А. Козаченко; под общ. ред. Соловьёва Д.А.; ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ им. Н.И.Вавилова». – Саратов, 2013 г. – 200 с. ISBN 978-5-7011-0762-3

  5. Комплексная учебная программа для 5-11 классов образовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности». А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. М-Просвещение,2012.

  6. Коровин Г.Н., Исаев А.С., Охрана лесов от пожаров как важнейшийлемент национальной безопасности России. "Лесной бюллетень", №8-9, 2014г.

  7. Лужкин И.П., «Основы безопасности жизнедеятельности», 2012г.

  8. Сайт Главного Управления МЧС РФ [Электронный ресурс] http://66.mchs.gov.ru/

  9. Федеральное агентство лесного хозяйства [Электронный ресурс]http://www.rosleshoz.gov.ru/

  10. Электронная энциклопедия пожарной безопасности [Электронный ресурс] http://wiki-fire.org/





Дополнительный материал

Низовой пожар:

При низовом пожаре сгорает лесная подстилка, лишайники, мхи, травы, опавшие на землю ветки и т. п. Скорость движения пожара по ветру 0,25—5 км/ч. Высота пламени до 2,5 м. Температура горения около 700 °C (иногда выше).

Низовые пожары бывают беглые и устойчивые:

При беглом низовом пожаре сгорает верхняя часть напочвенного покрова, подрост и подлесок. Такой пожар распространяется с большой скоростью, обходя места с повышенной влажностью, поэтому часть площади остается незатронутой огнем. Беглые пожары в основном происходят весной, когда просыхает лишь самый верхний слой мелких горючих материалов.

Устойчивые низовые пожары распространяются медленно, при этом полностью выгорает живой и мертвый напочвенный покров, сильно обгорают

корни и кора деревьев, полностью сгорают подрост и подлесок. Устойчивые пожары возникают преимущественно с середины лета.

Верховой лесной пожар охватывает листья, хвою, ветви, и всю крону, может охватить (в случае повального пожара) травяно-моховой покров почвы и подрост. Скорость распространения от 5—70 км/ч. Температура от 900 °C до 1200 °C. Развиваются они обычно при засушливой ветреной погоде из низового пожара в насаждениях с низкоопущенными кронами, в разновозрастных насаждениях, а также при обильном хвойном подросте. Верховой пожар — это обычно завершающаяся стадия пожара. Область распространения яйцевидно-вытянутая.

Верховые пожары, как и низовые, могут быть беглыми (ураганными) и устойчивыми (повальными):

 Ураганный пожар распространяется со скоростью от 7 до 70 км/ч. Возникают при сильном ветре. Опасны высокой скоростью распространения.

 При повальном верховом пожаре огонь движется сплошной стеной от надпочвенного покрова до крон деревьев со скоростью до 8 км/ч. При повальном пожаре лес выгорает полностью.

 При верховых пожарах образуется большая масса искр из горящих ветвей и хвои, летящих перед фронтом огня и создающих низовые пожары за несколько десятков, а в случае ураганного пожара иногда за несколько сотен метров от основного очага.

                                                                                                               

Подземные (почвенные) пожары в лесу чаще всего связаны с возгоранием торфа, которое становится возможным в результате осушения болот. Распространяются со скоростью до 1 км в сутки. Могут быть малозаметны и распространяться на глубину до нескольких метров, вследствие чего представляют дополнительную опасность и крайне плохо поддаются тушению (Торф может гореть без доступа воздуха и даже под водой). Для тушения таких пожаров необходима предварительная разведка.

По скорости распространения огня низовые и верховые пожары делятся на устойчивые и беглые. Скорость распространения:

 слабого низового пожара не превышает 1 м/мин (Высота слабого низового пожара до 0,5 м)

среднего от 1м/мин до 3 м/мин (Высота среднего — до 1,5 м)

сильного свыше 3 м/мин. (Высота сильного — свыше 1,5 м)

























































Приложения














































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!