СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательное занятие по ППБ "Степной пожар, лесной пожар - беда для всей планеты"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

донное занятие расширит знания воспитанников по ППБ, напомнит о том, что только бережное отношение к природе, окружающему миру даст нам комфортное пространство для проживания на нашей планете

Просмотр содержимого документа
«Воспитательное занятие по ППБ "Степной пожар, лесной пожар - беда для всей планеты"»

Воспитательное занятие: «Лесной пожар, степной пожар – беда для всей планеты».

Цели: 

- расширить знания воспитанников со значением леса, видами лесных, степных пожаров, причинами их возникновения и их последствиями;  

 - продолжить развивать умения у воспитанников тушить пожары, умения ориентироваться в пространстве при выходе из него;

   - воспитывать у воспитанников бережное отношение к природе, подготовить детей к каникулярному сезону.

Ход занятия

I. Организация начала занятия

Ученики читают стих “Лесной пожар”


Забывчивый охотник на привале
Не разметал, на растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростер.

И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Вадим Шефнер (1940)

Воспитатель: Ребята, скажите, чему будет посвящено наше занятие? (ответы детей)

- наступила долгожданная весна и вместе с этим возросла опасность лесных, степных пожаров.

II. Вступительная часть

Воспитатель: тема нашего занятия: «Лесной пожар, степной пожар – беда для всей планеты».

- Сегодня мы с вами поговорим о:

  • значение леса, степи;

  • видах лесных, степных пожаров;

  • причинах лесных, степных пожаров;

  • последствиях пожаров;

  • правилах экологически грамотного поведения в лесу, в степи.

                                                         

III. Основная часть.

   Воспитатель: Велико значение леса, степей в нашей жизни. Лес даёт древесину необходимую для народного хозяйства. В лесах живут промысловые звери и птицы, растут грибы, ягоды и дикие плодовые деревья, в степях живет разнообразный животный мир, уникальный растительный мир. Почва, покрытая лесами, степными травами хорошо сохраняет влагу. Леса поддерживают полноводность рек, предохраняют почву от разрушений, предупреждают обвалы в горах. Они защищают поля от суховеев и бурь, предохраняют дороги от песчаных и снежных заносов. Лес – это главный источник кислорода, естественный « живой» фильтр, очищающий атмосферу от диоксида углерода и вредных газов. Реки и озера он предохраняет от заиливания и осушения, а степные травы предохраняют почву - от эрозии, выветривания. Сберечь их - это задача всех.

  Самый страшный враг леса, степи - пожар.   Ежегодно мы слышим о пожарах. В нашей области природные пожары тоже не редкость.

  Воспитатель: Давайте рассмотрим виды лесных пожаров и степных пожаров:

1. Низовые;

2.Подземные (торфяные);

3.Верховые;

   Низовые пожары (90%)- горят нижние части деревьев, трав, валежника, пни, корни. Скорость распространения - от 1 до 3 метров в минуту; высота пламени – от 0,5 до 1,5 метров.

   Верховой беглый пожар возможен при сильном ветре. Скорость – от 5 до 100 метров в минуту.

   Торфяные пожары движутся медленно- до нескольких метров в сутки. Они опасны неожиданными прорывами огня из подземного очага и тем, что кромка его не всегда заметна и можно провалиться в прогоревший торф. Признак подземного пожара – земля горячая, из почвы идет дым.

Степные пожары очень стремительные, при ветреной погоде распространяются с огромной скоростью, переходя в лес, жилые массивы.

Основные виды степных пожаров:

  1. Травяные пожары. Скоротечны, распространяются очень быстро, обычно имеют низкую интенсивность, но часто служат причиной возникновения всех остальных видов пожаров.

  2. Тростниковые пожары. Особенно опасны в старых, много лет не выгоравших зарослях с накопившимся сухим тростником.

  3. Кустарниковые пожары. Происходят на участках, поросших кустарниками и не занятых лесом

  4. Почвенные пожары. Подземные пожары нетипичны для степных ландшафтов, но всё же могут встретиться в степной зоне.

Воспитатель: Пик пожарной опасности приходится на апрель-май и на август-сентябрь. Как вы думаете из-за чего возникают пожары? (ответы детей)

Причины:                                                                              

  • удар молнии;

  • зажигание травы под деревьями, на лесных полянах, лугах, на дачных участках;

  • брошенная горящая спичка;

  • механизатор ремонтировал технику и оставил промасленный обтирочный материал, затем бросил и окурок;

  • турист не погасил костер;

  • хозяйственные работы в лесу.

  • непогашенный окурок;

  • разведение костров без соблюдения строгих мер безопасности;

  • оставленные в лесу бутылки и осколки стекла и т.д.              


По статистике виновником пожара в 9 случаях из 10 является человек. А ведь чтобы не допускать пожаров достаточно соблюдать простые правила обращения с огнём в лесу.

Воспитатель: назовите последствия пожаров для природы (ответы детей)

Последствия пожаров для природы:

  • Погибают хвойный подрост и молодняк;

  • Поврежденные деревья заселяются вредными насекомыми и дереворазрушающими грибами;

  • На месте бывших лесов образуются гари, луга, болота;

  • Уменьшается количество птиц и зверей, ценных растений.

Воспитатель: Пожары – опасная чрезвычайная ситуация.

К этой теме не можем мы быть безучастными.

А теперь вспомним правила разведения костра и правила безопасности в лесу. (варианты ответов детей)

Правила разведения костра:

  • Лучше всего раскладывать на старом выжженном кострище;

  • Расчистить место – подальше от палаток, поближе к воде, убрать всю сухую траву;

  • Нельзя разводить костер под раскидистым деревом, на торфянике;

  • Снять дерн, выложить его по краям;

  • Для растопки собирать сухие веточки, бересту;

  • Использовать для костра поваленные деревья;

  • Покидая привал:

  1. затушите костер.

  2. залейте водой,

  3. засыпьте землей.

  • Удостоверьтесь, что он действительно потух!

Воспитатель:    а что нужно делать если вы оказались в зоне лесного пожара? И как тушат лесные поджары?

При нахождении в зоне пожара рекомендуется:

если это возможно, окунуться в одежде в ближайшем водоеме. Выйдя из него, обернуть голову мокрой рубашкой или чем-либо другим. Во избежание вдыхания горячего воздуха или дыма нужно дышать через мокрую ткань воздухом, прилегающим к земле, и двигаться под прямым углом к направлению распространения огня по просекам, дорогам, полянам, берегам ручьев и рек

При подходе пожара к населенному пункту и когда нет сил с ним бороться – население эвакуируется. Личные вещи в этом случае можно спасти в каменных домах, подвалах или просто ямах, засыпав землей.

Телефоны службы спасения: 01, 112 (сотовая связь).

Основные правила поведения при природном пожаре:
• не метаться и не поддаваться панике;
• проанализировать обстановку, определить путь эвакуации, для чего необходимо подняться на возвышенную точку на местности или забраться на высокое дерево и внимательно осмотреться по сторонам. Выявить границы очага пожара, направление и примерную скорость его распространения;
• укрываться от пожара следует на голых островах и отмелях, расположенных посреди больших озер, на оголенных участках болот, на скальных вершинах хребтов, расположенных выше уровня леса, на ледниках;
• уходить от пожара необходимо в наветренную сторону (то есть идти на ветер), в направлении, перпендикулярном распространению огня, стараясь обойти очаг пожара сбоку, с тем, чтобы выйти ему в тыл.

Тушение пожара:

  • небольшой пожар тушат при помощи веников из зеленых веток, мешковиной, брезентом или одеждой.

  • можно забрасывать кромку пожара землёй. Не надо лезть в гущу кустарника или хвойного подроста - всё равно не потушишь, а задохнуться можно;

  • если есть лопата, кромку огня можно засыпать грунтом;

  • для тушения больших площадей привлекается население, кроме детей и подростков, а также больных людей. В основном тушением таких пожаров занимается государство.

  IV.    Итог

Воспитатель:  Давайте подведем итог нашего занятия и ответим на вопросы викторины. Викторина покажет, готовы ли мы стать хозяевами нашего леса, наших степей. Помогать, а не вредить.

Вопросы:

1.Если вы заметили, что на опушке леса горит сухая трава? Ваши действия.

(сообщить в мчс).

2. Почему в лесу нельзя разбивать стеклянные бутылки? (В данном случае стекло играет роль линзы, где фокусируется солнечный луч, от которого может загореться сухая трава.)

3. Чем опасно поджигать сухую траву? (огонь быстро распространится на деревья, жилые массивы).

4. Какие правила пожарной безопасности необходимо соблюдать при разведении костра в лесу? (Подготовить место для разведения костра (выкопать яму), разгрести сухую листву на безопасное от возгорания расстояние).

5. Кто и как спасает лес от пожара? (Если под рукой имеется лопата, вдоль кромки огня капают ямки, грунт бросают в нижнюю часть пламени. Сильные пожары тушат с использованием специальной техники – машин и авиации. Детей к тушению пожара не допускают!”)

V.Рефлексия

Воспитатель: сегодня мы вели разговор о том, сколько вреда приносят пожары. Как вы считаете, на сколько полезна информация для каждого из нас? Определи в баллах от 1-5.



Список литературы, интернет-источники:

  1. Зайцев А.П. «Стихийные бедствия, аварии, катастрофы». М. 2015 г.

  2. Коровин Г.Н., Исаев А.С., Охрана лесов от пожаров как важнейший элемент национальной безопасности России. "Лесной бюллетень", №8-9, 2014г.

  3. Сайт Главного Управления МЧС РФ [Электронный ресурс] http://66.mchs.gov.ru/

  4. Федеральное агентство лесного хозяйства [Электронный ресурс]http://www.rosleshoz.gov.ru/

  5. Электронная энциклопедия пожарной безопасности [Электронный ресурс] http://wiki-fire.org/

  6. https://cgz08.ru/tpost/g7y6t4jsh1-deistviya-pri-vozniknovenii-lesnih-torfy