СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательное значение уроков физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

           В век высоких технологий, информатизации, человек забыл о существовании нравственных ценностей и ориентиров, уделяя больше внимания материальному потребительскому отношению. Каким будет мир для подрастающего поколения, зависит от того, как мы воспитаем их сегодня.            

Просмотр содержимого документа
«Воспитательное значение уроков физики»

Б.С.Сыздыкова

КГКП «Костанайский педагогический колледж»

Управления образования акимата Костанайской области,

Казахстан, г.Костанай


ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ УРОКОВ ФИЗИКИ


В век высоких технологий, информатизации, человек забыл о существовании нравственных ценностей и ориентиров, уделяя больше внимания материальному потребительскому отношению. Каким будет мир для подрастающего поколения, зависит от того, как мы воспитаем их сегодня.

Каждый учитель, опираясь на свой предмет, может существенным образом повлиять на душу человека, изменить к лучшему. Каждый предмет обладает уникальным, ценностно-смысловым потенциалом, который может быть актуализирован и плодотворно задействован. Как считал П.Ф.Каптерев: «Каждый учебный предмет может и должен быть так поставлен, чтобы …содействовал нравственному развитию обучающихся, так как каждому предмету при разумной постановке непременно присуща нравственно-воспитательная сила»

Что есть «Духовно-нравственное воспитание»?

Духовное воспитание—это жизнь в соответствии с высшими идеалами: любовь к ближнему и дальнему, сострадание, вера, милосердие, долг и т.д.

Нравственное воспитание— существование человека в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностями: любовь, совестливость, достоинство, ответственность, патриотизм, честь, трудолюбие, свобода и т.д.;

Физика-наука о природе, а человек существенная её часть, потому и физика может

многое о человеке сказать. Источником духовно-нравственных смыслов на уроках физики являются: жизненный нравственный опыт педагога и обучающихся; этически осмысленные биографии и эпизоды жизни учёных, этически ориентированная интерпретация содержания образовательного материала; нравственно выраженные межличностные отношения, складывающиеся между субъектами образовательного процесса; нравственно направленная творческая деятельность педагога и обучающихся.

Законы физики могут обратить наш взор не только на окружающий нас мир, но и внутренний мир человека. Цель учителя физики, языком физики способствовать формированию общей культуры обучающегося, целостного научного мировоззрения. Физика способствует самосовершенствованию, познанию гармонию души, даёт возможность прочувствовать целостность Вселенной. Физика может стать живой наукой самопознания. На каждом уроке физики можно выделить 3-5 минут, чтобы рассмотреть существенный эпизод из жизни учёного, показать, что немало открытий учёными были сделаны не благодаря благоприятным условиям, наоборот, вопреки им. Также рассмотреть физическое понятие или явление в контексте внутреннего мира человека.

Ребёнок ещё в младшем возрасте задаётся вопросом: «Что есть зло? Что есть добро?» Вспомним дилемму героя «Преступления и наказания»

Родиона Раскольникова: «Кто я: "тварь дрожащая" или право имею; вошь или человек?» Или дилемму в «Песне о Буревестнике» М. Горького: «летать или ползать?» Эта интеллектуальная форма похожа на известный в физике принцип корпускулярно-волнового дуализма: что есть свет — частица или волна? Так и человек спрашивает себя: Что я в жизни сделал полезного для людей, для близких, родных?

При изучении тем: «Закон Кулона», «Закон всемирного тяготения», «Электромагнитное поле», говорим о взаимодействии заряженных частиц, взаимодействии физических тел, взаимодействии проводников с токами. Третий закон Ньютона: «Действию всегда есть противодействие». Эти законы подтверждают, что всё в мире обладает взаимным действием. В физике причиной изменения движения тел является сила. И для того чтобы изменить свою жизнь к лучшему, изменить себя необходимо приложить усилие. Также при изучении темы «Сила» уместно вспомнить житейскую народную мудрость: «Сильный физически одолеет одного, а сильный умом - тысячи». Данное высказывание подчёркивает большое значение знаний в жизни человека.

При изучении темы «Геометрическая оптика»», изучая глаз человека, как оптический прибор, отмечаем важность нескольких точек зрения. Для чего человеку два глаза? Чтобы видеть мир с двух точек зрения. К примеру, полезна научная дискуссия с двух точек зрения. Всегда, когда смотришь с двух точек зрения, у тебя полное восприятие. Мы двумя глазами с разных направлений смотрим на мир. Эти два изображения чуточку отличаются. Наш мозг обрабатывает эту информацию, восприятие делает объёмным. Мы наблюдаем мир трёхмерным благодаря бинокулярному зрению. Также в данной теме народная мудрость «Как аукнется, так и откликнется» запечатлела закон физики: «Угол падения равен углу отражения».

В повседневной жизни бывает слышим такие физические понятия: «найти точку опоры», «жить по инерции», «обнаружить рычаг». Архимеду приписывают утверждение, что имей он точку опоры, то мог бы перевернуть земной шар. Скорее всего, великий учёный имел в виду то, что человек при создании духовной точки-опоры и определённых усилиях в состоянии постичь тайны мироздания.

первое начало термодинамики звучит так: всё полученное тепло система превращает в такое же количество энергии других видов. Добро не исчезает и напрасно никогда не пропадает! Человек должен дарить душевное тепло окружающим людям, быть и благородным, и благодарным в жизни.

В теме «Оптика» он подводит детей к пониманию таких словосочетаний, как «свет души человека», «волны добра и зла», «цвет ауры человека» и др. При рассмотрении физического явления «поверхностное натяжение», рассказать о том, что молекулы подобны людям: «стоит кому-то выбраться на поверхность, стать лидером какого-то дела, как его стараются затянуть вниз бездельники и обыватели»

Человек есть генератор полей и волн с различным спектром частот. Все процессы в человеке генерируют излучения: начиная с процессов в клетках и кончая активнейшими центрами электромагнитных сигналов - мозгом и сердцем. В мире науки официально признаны четыре типа физических полей — электромагнитное, гравитационное, сильное (ядерное) и слабое. Этими четырьмя видами взаимодействиями определяется то, как взаимодействуют все известные объекты: от элементарных частиц до звезд и галактик. Например, сильное и слабое взаимодействия полностью определяют время жизни всех элементарных частиц, а гравитация – движение звезд и планет. Пока еще не все процессы во Вселенной удается объяснить, и потому продолжаются поиски новых типов взаимодействий.

Торсионное поле (поле кручения, от torsion - (англ.) крутить)— физическое поле, порождённое кручением пространства. Существование торсионного поля не признано официальной наукой, информации об этом поле в общеобразовательных учебниках физики нет, но признано многими авторитетными учёными мира.  торсионные поля распространяются быстрее скорости света и могут проходить через естественные среды. «Торсионные излучения обладают высокой проникающей способностью, и, подобно гравитации, проходят через природные среды без ослабления; Скорость торсионных волн не менее 106С, где С – скорость света, равная

299 792 458 м/с». Одинаково распространяется на расстояние 2 метра или 2000 километров. Поэтому люди, имеющие способность к дальновидению, могут предсказывать то, что происходит на сверхдальних расстояниях. Торсионное поле, возникает вокруг всякого вращающегося тела независимо от того атом это, планета, галактика, Вселенная, колесо велосипеда или маховик машины. Одним из источников торсионного поля является мысль человека. И поэтому, очень важно, чтобы мысли человека были позитивными, чтобы у человека не было злых, недоброжелательных мыслей. То есть, тёмные мысли распространяются мгновенно, и негативно влияют на самого человека. 

Думаю, придёт время, когда мы окончательно убедимся, что мысль реально живёт во времени и пространстве. И мы все ответственны за содержание своих мыслей.

Развивать свойственную юности пытливость ума, пробудить у учащихся

совершенно необходимое в постижении мира волнение от общения с людьми науки, способствует организация и проведение научно- практической конференции «Сердца, отданные науке». Эта конференция является традиционной для обучающихся первого курса педагогического колледжа. Работа творческого, талантливого человека неотделима от его личности. Мы должны знать, сколько сил, энергии, здоровья, нервов отдали на благо будущего, порой отказываясь от простых человеческих радостей. Прекрасным примером формирования волевых качеств молодого поколения является духовный и нравственный облик, верность науке учёных И.Ньютона, А.Эйнштейна, М.В. Ломоносова, М Склодовской- Кюри и П.Кюри и др.  Жизнь и деятельность Андрея Дмитриевича Сахарова является редчайшим по высоте нравственным подвигом. Его жизнь и деятельность - пример нравственного мужества, источник духовной силы для нас, учителей и наших учеников. Узнав о том, какими людьми были люди мировой науки, обучающиеся сумеют понять, в чём истинные ценности жизни, сумеют лучше понять суть самой науки, саму жизнь и своё место в ней, понять, что человек должен нести свет, быть позитивным, излучать добро. Эти благородные качества могут сформироваться в человеке, если он пойдет путем труда и знаний: результат колоссального труда подтверждает случай из жизни Э. Резерфорда. Однажды ему сказали: «Вы счастливый человек, Резерфорд, вы всегда на гребне волны». Он ответил, смеясь: «Да! Но я-то и поднимаю эту волну, не так ли?» Пример учёных, помогает воспитывать личность, учит любить и жертвовать собой ради счастья на земле. Неслучайно многие учёные и педагоги вполне обоснованно считают физику гуманитарной наукой: физика — наука о природе, а человек — органичная часть её, следовательно, в конечном итоге физика — наука и о человеке.

При проведении внеурочного мероприятия по теме «Физические явления в космосе» акцентирую внимание обучающихся на подвиг Т.А.Аубакирова.

Токтар Онгарбаевич поднимал в небо и проводил испытания военных самолетов. В одном из испытаний, самолёт загорелся, Т.А.Аубакиров получил приказ: катапультироваться. Но приказ он не выполнил. Рискуя жизнью, он посадил самолёт практически целым. На таких примерах воспитываются идеалы служения Отечеству. 

Самым красноречивым показателем нравственной самостоятельности, добропорядочности и дальновидности служит окружающая нас природа. Нравственные переживания может вызвать не только успешно решённая задача, эффектно поставленный эксперимент, но и рисунок, работа над проектами: «Физика через призму живописи», «Произведения живописи как средство формирования представления о физической сущности природы».

При изучении тем астрономии, жизнь человека, его судьбу можно сравнить с «судьбой» разных звёзд. Очень мала светимость красных карликов-холодных и маленьких, которые живут миллиарды лет. Они угасают долго и медленно - они не светят, и не греют. Как на небе, так и на земле можно жить лишь для себя, не согревая никого. Горячие, голубые звёзды живут «всего лишь» миллионы лет, и очень ярко светят. Но их существование часто кончается великим взрывом, во время которых эти звёзды превращаются в новые и сверхновые, свет которых достигает окраин Вселенной. Можно быстро, кратко, ярко гореть, осветив всё вокруг своим светом. Люди — планеты, со своей природой, рельефом, спутниками, траекторией пути, размером и свечением. Наши ученики, как и все люди на нашей хрупкой планете Земля, как планеты в Солнечной системе. Каждый со своей природой, рельефом, траекторией пути, спутниками, размером и свечением. Они такие разные. Задача учителя найти в каждом обучающемся свой потенциал, ту изюминку, которая присуща только данному ученику. Солнце является естественным источником колоссального количества энергии, в виде света и тепла, передаваемого Земле. Солнце распространяет свой свет прямо и по всем направлениям. Всего лишь один луч света может сделать человека счастливым: «Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!» отмечает Ф.Достоевский в романе «Униженные и оскорблённые»

После проведения уроков духовно-нравственной направленности ребята органично включают физические понятия в свой житейский словарный запас: «найти точку опоры», «жить по инерции», «обнаружить рычаг давления», «сделать факт резонансным», «находиться, как в вакууме», «люди, как сообщающиеся сосуды», «принять аморфную форму», «синхронизировать усилия», «ускорить центростремительные или центробежные процессы», «учесть разность потенциалов», «эмоциональная диффузия», «обогатить свой спектр чувств», «повысить КПД взаимодействия», «испытать состояние фазового перехода», «достигнуть точки кипения», «выйти на новую орбиту», «наэлектризовать обстановку» «инертный субъект», «подвижный ум», «продвинуться в работе», «между ними обнаружилась диффузия», «духовное равновесие». и т.д.

Таким образом, изучение физики благоприятствует усвоению не только научных

понятий, но и духовно-нравственных ценностей. Языком физики обучающийся постигает и развивает не только окружающий мир, формируют общую культуру, научную картину мира, целостное мировоззрение и главное — свой собственный внутренний мир, в контексте интегрального духовно-нравственного опыта человечества.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!