СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса по выбору "Физика в задачах"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                                                Пояснительная записка.          Программа курса рассчитана на 34 часов. Образовательное, политехническое и воспитательное значение решения задач при изучении школьного курса физики трудно переоценить. Основные понятия и законы физики не могут быть усвоены на достаточно высоком уровне, если их изучение не будет сопровождаться решением различного типа задач: качественных, расчетных, графических и других.          Цели изучения курса: ознакомить учащихся с наиболее общими приемами и методами решения типовых задач, задач повышенной сложности, нестандартных задач, которые формируют физическое мышление учащихся, дают им соответствующие практические умения и навыки, сберегают время для получения правильного ответа при выполнении того или иного задания.          Задачи курса:  - углубить знания учащихся по физике, научить их методически правильно и практически эффективно решать задачи; - дать учащимся возможность реализовать и развить свой интерес к физике; - предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу физики на повышенном уровне; - создать учащимся условия для подготовки к ЕГЭ по физике.          Решение физических задач - одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся. Часто на уроках проблемные ситуации создаются с помощью задач, а этим активизируется мыслительная деятельность учащихся. Ценность задач определяется, прежде всего, той физической информацией, которую они содержат. Поэтому особого внимания заслуживают задачи, в которых описываются классические фундаментальные опыты и открытия, заложившие основу современной физики, а также задачи, в которых есть присущие физике методы исследования.            Алгоритм решения физических задач. 1. Внимательно прочитай и продумай условие задачи.  2. Запиши условие в буквенном виде.  3. Вырази все значения в системе СИ.  4. Выполни рисунок, чертёж, схему.  5. Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выявите законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления.  6. Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде.  7. Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину.  8. Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную формулу.  9. Проанализируй реальность полученного результата

Учебно-тематический план предметного курса «Физика в задачах»

№ п/п

Дата

факт

Дата

план

Тема

К-во часов

Виды деятельности

 

1

 

 

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Решение качественных задач.

2

Работа со справочной литературой. Решение задач

 

2

 

 

Работа и мощность. Энергия. Закон сохранения энергии.

2

Практическая работа. Решение задач 

 

3

 

 

Взаимодействие тел.

2

Работа со справочной литературой. Решение задач. 

 

4

 

 

Атмосферное давление. Решение качественных задач.

2

Практическая работа. Решение задач.

 

5

 

 

Архимедова сила. Решение задач.

2

Работа со справочной литературой. Решение задач 

 

6

 

 

Простые механизмы. Правило моментов. Решение задач.

2

Практическая работа.  Решение задач 

 

7

 

 

Решение задач на тему «Вычисление количества теплоты».

2

Практическая работа.  Решение задач 

 

8

 

 

Решение задач на тему «Уравнение теплового баланса».

2

Практическая работа.  Решение задач 

 

9

 

 

Электрический ток. Соединение проводников. Решение задач на вычисление сопротивления цепи.

2

 Практическая работа.  Решение задач 

 

10

 

 

Решение задач на тему «Законы постоянного тока».

2

Работа со справочной литературой. Решение задач 

 

11

 

 

Решение задач на тему «Работа и мощность тока».

2

Практическая работа.  Решение задач 

 

12

 

 

Механическое движение. Основная задача механики. Закон движения.

2

Практическая работа.  Решение задач 

 

13

 

 

График равномерного движения. Решение задач на чтение и построение графиков движения.

2

Работа со справочной литературой. Решение задач

 

14

 

 

Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Основной закон равноускоренного движения.

2

Работа со справочной литературой. Решение задач 

 

15

 

 

График равноускоренного движения. Решение задач на чтение и построение графиков. 1

2

Работа со справочной литературой. Решение задач

 

16

 

 

Вес тела. Изменение веса при равноускоренном движении. Невесомость.

2

Работа со справочной литературой. Решение задач 

 

17

 

 

Работа с тестами   

2  

Контрольно измерительные материалы 

 

 

 

 

Итого 34  часов.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса по выбору "Физика в задачах"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хоточчунская основная общеобразовательная школа» МР «Хангаласский улус»


«Согласовано»

Заместитель директора

по УМР МБОУ «Хоточчунская ООШ»

_________/Варламова Л.П./

«___»__________20___г.

Принято:

Руководитель МО

__________/Черноградская Е.В./

«__»____________2017


«Утверждено»

Директор МБОУ «Хоточчунская ООШ»

_________/Слепцова Р.С./

Приказ № ____ от

«___»__________20___г.


Рабочая программа

курса по выбору "Физика в задачах"

Программа разработана на основе авторской программы А.В. Перышкина, Е.М. Гутник. Физика. Москва: Просвещение, 2009 г.

2017-2018 учебный год


Черноградской Раисы Давыдовны

учитель физики

Ступень обучения 9 класс Количество часов 34



2017 г.

Пояснительная записка.
Программа курса рассчитана на 34 часов. Образовательное, политехническое и воспитательное значение решения задач при изучении школьного курса физики трудно переоценить. Основные понятия и законы физики не могут быть усвоены на достаточно высоком уровне, если их изучение не будет сопровождаться решением различного типа задач: качественных, расчетных, графических и других. 
Цели изучения курса: ознакомить учащихся с наиболее общими приемами и методами решения типовых задач, задач повышенной сложности, нестандартных задач, которые формируют физическое мышление учащихся, дают им соответствующие практические умения и навыки, сберегают время для получения правильного ответа при выполнении того или иного задания.
Задачи курса: - углубить знания учащихся по физике, научить их методически правильно и практически эффективно решать задачи;
- дать учащимся возможность реализовать и развить свой интерес к физике;
- предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу физики на повышенном уровне;
- создать учащимся условия для подготовки к ЕГЭ по физике.
  Решение физических задач - одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся. Часто на уроках проблемные ситуации создаются с помощью задач, а этим активизируется мыслительная деятельность учащихся. Ценность задач определяется, прежде всего, той физической информацией, которую они содержат. Поэтому особого внимания заслуживают задачи, в которых описываются классические фундаментальные опыты и открытия, заложившие основу современной физики, а также задачи, в которых есть присущие физике методы исследования.
Алгоритм решения физических задач.
1. Внимательно прочитай и продумай условие задачи. 
2. Запиши условие в буквенном виде. 
3. Вырази все значения в системе СИ. 
4. Выполни рисунок, чертёж, схему. 
5. Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выявите законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления. 
6. Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде. 
7. Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину. 
8. Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную формулу. 
9. Проанализируй реальность полученного результата



Учебно-тематический план предметного курса «Физика в задачах»

№ п/п

Дата

факт

Дата

план

Тема

К-во часов

Виды деятельности


1



Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Решение качественных задач.

2

Работа со справочной литературой. Решение задач


2



Работа и мощность. Энергия. Закон сохранения энергии.

2

Практическая работа. Решение задач 


3



Взаимодействие тел.

2

Работа со справочной литературой. Решение задач. 


4



Атмосферное давление. Решение качественных задач.

2

Практическая работа. Решение задач.


5



Архимедова сила. Решение задач.

2

Работа со справочной литературой. Решение задач 


6



Простые механизмы. Правило моментов. Решение задач.

2

Практическая работа. 
Решение задач 


7



Решение задач на тему «Вычисление количества теплоты».

2

Практическая работа. 
Решение задач 


8



Решение задач на тему «Уравнение теплового баланса».

2

Практическая работа. 
Решение задач 


9



Электрический ток. Соединение проводников. Решение задач на вычисление сопротивления цепи.

2

Практическая работа. 
Решение задач 


10



Решение задач на тему «Законы постоянного тока».

2

Работа со справочной литературой. Решение задач 



11



Решение задач на тему «Работа и мощность тока».

2

Практическая работа. 
Решение задач 


12



Механическое движение. Основная задача механики. Закон движения.

2

Практическая работа. 
Решение задач 


13



График равномерного движения. Решение задач на чтение и построение графиков движения.

2

Работа со справочной литературой. Решение задач


14



Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Основной закон равноускоренного движения.

2

Работа со справочной литературой. Решение задач 


15



График равноускоренного движения. Решение задач на чтение и построение графиков. 1

2

Работа со справочной литературой. Решение задач


16



Вес тела. Изменение веса при равноускоренном движении. Невесомость.

2

Работа со справочной литературой. Решение задач 


17



Работа с тестами 

2

Контрольно измерительные материалы 





Итого 34 часов.



































Литература для учащихся
1. Баканина Л. П. и др. Сборник задач по физике: Учебное пособие для углубленного изучения физики в 9 кл. М.:  
2. Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.
3. Буздин А. И., Зильберман А. Р., Кротов С. С. Раз задача, два задача... М.: Наука, 1990.
4. Всероссийские олимпиады по физике. 1992—2001/ Под ред. С. М. Козела, В. П. Слободянина. М.: 
5. Гольдфарб И. И. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Высшая школа, 1973.
6. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Международные физические олимпиады. М.: Наука, 1985.
7. Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 2002.
8. Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 9 кл.: Сборник задач с ответами и решениями.
9. Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М.: Наука, 1985.
10. Малинин А. Н. Сборник вопросов и задач по физике. 9 класс. М.: Просвещение, 2002.
11. Меледин Г. В. Физика в задачах: Экзаменационные задачи с решениями. М.: Наука, 1985.
12. Перелъман Я. И. Знаете ли вы физику? М.: Наука, 1992.
13. Слободецкий И. Ш., Асламазов Л. Г. Задачи по физике. М.: Наука, 1980.
14. Слободецкий И. Ш., Орлов В. А. Всесоюзные олимпиады по физике. М.: Просвещение, 1982.
15. Черноуцан А. И. Физика. Задачи с ответами и решениями. М.: Высшая школа, 2003.
Литература для учителя
1. Аганов А. В. и др. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. М.: Дом педагогики, 1998.
2. Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. 9 кл. М.: Просвещение, 1998.
3. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1987.
4. Малинин А. Н. Теория относительности в задачах и упражнениях. М.: Просвещение, 1983.
5. Новодворская Е. М., Дмитриев Э. М. Методика преподавания упражнений по физике во втузе. М.: Высшая школа, 1981.
6. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика. М.: Просвещение, 2004.
7. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М.: Просвещение, 2004.
8. Орлов В. А., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика. М.: Интеллект-Центр, 2004.
9. Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972.
10. Тульчинский М. Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. М.: Просвещение, 1971


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!