Пояснительная записка.
Программа курса рассчитана на 34 часов. Образовательное, политехническое и воспитательное значение решения задач при изучении школьного курса физики трудно переоценить. Основные понятия и законы физики не могут быть усвоены на достаточно высоком уровне, если их изучение не будет сопровождаться решением различного типа задач: качественных, расчетных, графических и других.
Цели изучения курса: ознакомить учащихся с наиболее общими приемами и методами решения типовых задач, задач повышенной сложности, нестандартных задач, которые формируют физическое мышление учащихся, дают им соответствующие практические умения и навыки, сберегают время для получения правильного ответа при выполнении того или иного задания.
Задачи курса: - углубить знания учащихся по физике, научить их методически правильно и практически эффективно решать задачи;
- дать учащимся возможность реализовать и развить свой интерес к физике;
- предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу физики на повышенном уровне;
- создать учащимся условия для подготовки к ЕГЭ по физике.
Решение физических задач - одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся. Часто на уроках проблемные ситуации создаются с помощью задач, а этим активизируется мыслительная деятельность учащихся. Ценность задач определяется, прежде всего, той физической информацией, которую они содержат. Поэтому особого внимания заслуживают задачи, в которых описываются классические фундаментальные опыты и открытия, заложившие основу современной физики, а также задачи, в которых есть присущие физике методы исследования.
Алгоритм решения физических задач.
1. Внимательно прочитай и продумай условие задачи.
2. Запиши условие в буквенном виде.
3. Вырази все значения в системе СИ.
4. Выполни рисунок, чертёж, схему.
5. Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выявите законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления.
6. Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде.
7. Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину.
8. Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную формулу.
9. Проанализируй реальность полученного результата
Учебно-тематический план предметного курса «Физика в задачах»
№ п/п
|
Дата
факт
|
Дата
план
|
Тема
|
К-во часов
|
Виды деятельности
|
|
1
|
|
|
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Решение качественных задач.
|
2
|
Работа со справочной литературой. Решение задач
|
|
2
|
|
|
Работа и мощность. Энергия. Закон сохранения энергии.
|
2
|
Практическая работа. Решение задач
|
|
3
|
|
|
Взаимодействие тел.
|
2
|
Работа со справочной литературой. Решение задач.
|
|
4
|
|
|
Атмосферное давление. Решение качественных задач.
|
2
|
Практическая работа. Решение задач.
|
|
5
|
|
|
Архимедова сила. Решение задач.
|
2
|
Работа со справочной литературой. Решение задач
|
|
6
|
|
|
Простые механизмы. Правило моментов. Решение задач.
|
2
|
Практическая работа.
Решение задач
|
|
7
|
|
|
Решение задач на тему «Вычисление количества теплоты».
|
2
|
Практическая работа.
Решение задач
|
|
8
|
|
|
Решение задач на тему «Уравнение теплового баланса».
|
2
|
Практическая работа.
Решение задач
|
|
9
|
|
|
Электрический ток. Соединение проводников. Решение задач на вычисление сопротивления цепи.
|
2
|
Практическая работа.
Решение задач
|
|
10
|
|
|
Решение задач на тему «Законы постоянного тока».
|
2
|
Работа со справочной литературой. Решение задач
|
|
11
|
|
|
Решение задач на тему «Работа и мощность тока».
|
2
|
Практическая работа.
Решение задач
|
|
12
|
|
|
Механическое движение. Основная задача механики. Закон движения.
|
2
|
Практическая работа.
Решение задач
|
|
13
|
|
|
График равномерного движения. Решение задач на чтение и построение графиков движения.
|
2
|
Работа со справочной литературой. Решение задач
|
|
14
|
|
|
Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Основной закон равноускоренного движения.
|
2
|
Работа со справочной литературой. Решение задач
|
|
15
|
|
|
График равноускоренного движения. Решение задач на чтение и построение графиков. 1
|
2
|
Работа со справочной литературой. Решение задач
|
|
16
|
|
|
Вес тела. Изменение веса при равноускоренном движении. Невесомость.
|
2
|
Работа со справочной литературой. Решение задач
|
|
17
|
|
|
Работа с тестами
|
2
|
Контрольно измерительные материалы
|
|
|
|
|
Итого 34 часов.
|
|
|
|
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса по выбору "Физика в задачах"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хоточчунская основная общеобразовательная школа» МР «Хангаласский улус»
«Согласовано» Заместитель директора по УМР МБОУ «Хоточчунская ООШ» _________/Варламова Л.П./ «___»__________20___г. Принято: Руководитель МО __________/Черноградская Е.В./ «__»____________2017 | | «Утверждено» Директор МБОУ «Хоточчунская ООШ» _________/Слепцова Р.С./ Приказ № ____ от «___»__________20___г. |
Рабочая программа
курса по выбору "Физика в задачах"
Программа разработана на основе авторской программы А.В. Перышкина, Е.М. Гутник. Физика. Москва: Просвещение, 2009 г.
2017-2018 учебный год
Черноградской Раисы Давыдовны
учитель физики
Ступень обучения 9 класс Количество часов 34
2017 г.
Пояснительная записка.
Программа курса рассчитана на 34 часов. Образовательное, политехническое и воспитательное значение решения задач при изучении школьного курса физики трудно переоценить. Основные понятия и законы физики не могут быть усвоены на достаточно высоком уровне, если их изучение не будет сопровождаться решением различного типа задач: качественных, расчетных, графических и других.
Цели изучения курса: ознакомить учащихся с наиболее общими приемами и методами решения типовых задач, задач повышенной сложности, нестандартных задач, которые формируют физическое мышление учащихся, дают им соответствующие практические умения и навыки, сберегают время для получения правильного ответа при выполнении того или иного задания.
Задачи курса: - углубить знания учащихся по физике, научить их методически правильно и практически эффективно решать задачи;
- дать учащимся возможность реализовать и развить свой интерес к физике;
- предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу физики на повышенном уровне;
- создать учащимся условия для подготовки к ЕГЭ по физике.
Решение физических задач - одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся. Часто на уроках проблемные ситуации создаются с помощью задач, а этим активизируется мыслительная деятельность учащихся. Ценность задач определяется, прежде всего, той физической информацией, которую они содержат. Поэтому особого внимания заслуживают задачи, в которых описываются классические фундаментальные опыты и открытия, заложившие основу современной физики, а также задачи, в которых есть присущие физике методы исследования.
Алгоритм решения физических задач.
1. Внимательно прочитай и продумай условие задачи.
2. Запиши условие в буквенном виде.
3. Вырази все значения в системе СИ.
4. Выполни рисунок, чертёж, схему.
5. Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выявите законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления.
6. Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде.
7. Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину.
8. Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную формулу.
9. Проанализируй реальность полученного результата
Учебно-тематический план предметного курса «Физика в задачах»
№ п/п | Дата факт | Дата план | Тема | К-во часов | Виды деятельности | |
1 | | | Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Решение качественных задач. | 2 | Работа со справочной литературой. Решение задач | |
2 | | | Работа и мощность. Энергия. Закон сохранения энергии. | 2 | Практическая работа. Решение задач | |
3 | | | Взаимодействие тел. | 2 | Работа со справочной литературой. Решение задач. | |
4 | | | Атмосферное давление. Решение качественных задач. | 2 | Практическая работа. Решение задач. | |
5 | | | Архимедова сила. Решение задач. | 2 | Работа со справочной литературой. Решение задач | |
6 | | | Простые механизмы. Правило моментов. Решение задач. | 2 | Практическая работа. Решение задач | |
7 | | | Решение задач на тему «Вычисление количества теплоты». | 2 | Практическая работа. Решение задач | |
8 | | | Решение задач на тему «Уравнение теплового баланса». | 2 | Практическая работа. Решение задач | |
9 | | | Электрический ток. Соединение проводников. Решение задач на вычисление сопротивления цепи. | 2 | Практическая работа. Решение задач | |
10 | | | Решение задач на тему «Законы постоянного тока». | 2 | Работа со справочной литературой. Решение задач | |
11 | | | Решение задач на тему «Работа и мощность тока». | 2 | Практическая работа. Решение задач | |
12 | | | Механическое движение. Основная задача механики. Закон движения. | 2 | Практическая работа. Решение задач | |
13 | | | График равномерного движения. Решение задач на чтение и построение графиков движения. | 2 | Работа со справочной литературой. Решение задач | |
14 | | | Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Основной закон равноускоренного движения. | 2 | Работа со справочной литературой. Решение задач | |
15 | | | График равноускоренного движения. Решение задач на чтение и построение графиков. 1 | 2 | Работа со справочной литературой. Решение задач | |
16 | | | Вес тела. Изменение веса при равноускоренном движении. Невесомость. | 2 | Работа со справочной литературой. Решение задач | |
17 | | | Работа с тестами | 2 | Контрольно измерительные материалы | |
| | | Итого 34 часов. | | | |
Литература для учащихся
1. Баканина Л. П. и др. Сборник задач по физике: Учебное пособие для углубленного изучения физики в 9 кл. М.:
2. Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.
3. Буздин А. И., Зильберман А. Р., Кротов С. С. Раз задача, два задача... М.: Наука, 1990.
4. Всероссийские олимпиады по физике. 1992—2001/ Под ред. С. М. Козела, В. П. Слободянина. М.:
5. Гольдфарб И. И. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Высшая школа, 1973.
6. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Международные физические олимпиады. М.: Наука, 1985.
7. Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 2002.
8. Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. Физика. 9 кл.: Сборник задач с ответами и решениями.
9. Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. М.: Наука, 1985.
10. Малинин А. Н. Сборник вопросов и задач по физике. 9 класс. М.: Просвещение, 2002.
11. Меледин Г. В. Физика в задачах: Экзаменационные задачи с решениями. М.: Наука, 1985.
12. Перелъман Я. И. Знаете ли вы физику? М.: Наука, 1992.
13. Слободецкий И. Ш., Асламазов Л. Г. Задачи по физике. М.: Наука, 1980.
14. Слободецкий И. Ш., Орлов В. А. Всесоюзные олимпиады по физике. М.: Просвещение, 1982.
15. Черноуцан А. И. Физика. Задачи с ответами и решениями. М.: Высшая школа, 2003.
Литература для учителя
1. Аганов А. В. и др. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. М.: Дом педагогики, 1998.
2. Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике. 9 кл. М.: Просвещение, 1998.
3. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1987.
4. Малинин А. Н. Теория относительности в задачах и упражнениях. М.: Просвещение, 1983.
5. Новодворская Е. М., Дмитриев Э. М. Методика преподавания упражнений по физике во втузе. М.: Высшая школа, 1981.
6. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика. М.: Просвещение, 2004.
7. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика. М.: Просвещение, 2004.
8. Орлов В. А., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика. М.: Интеллект-Центр, 2004.
9. Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972.
10. Тульчинский М. Е. Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. М.: Просвещение, 1971