Пояснительная записка.
Программа курса рассчитана на 34 часов. Образовательное, политехническое и воспитательное значение решения задач при изучении школьного курса физики трудно переоценить. Основные понятия и законы физики не могут быть усвоены на достаточно высоком уровне, если их изучение не будет сопровождаться решением различного типа задач: качественных, расчетных, графических и других.
Цели изучения курса: ознакомить учащихся с наиболее общими приемами и методами решения типовых задач, задач повышенной сложности, нестандартных задач, которые формируют физическое мышление учащихся, дают им соответствующие практические умения и навыки, сберегают время для получения правильного ответа при выполнении того или иного задания.
Задачи курса: - углубить знания учащихся по физике, научить их методически правильно и практически эффективно решать задачи;
- дать учащимся возможность реализовать и развить свой интерес к физике;
- предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу физики на повышенном уровне;
- создать учащимся условия для подготовки к ЕГЭ по физике.
Решение физических задач - одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся. Часто на уроках проблемные ситуации создаются с помощью задач, а этим активизируется мыслительная деятельность учащихся. Ценность задач определяется, прежде всего, той физической информацией, которую они содержат. Поэтому особого внимания заслуживают задачи, в которых описываются классические фундаментальные опыты и открытия, заложившие основу современной физики, а также задачи, в которых есть присущие физике методы исследования.
Алгоритм решения физических задач.
1. Внимательно прочитай и продумай условие задачи.
2. Запиши условие в буквенном виде.
3. Вырази все значения в системе СИ.
4. Выполни рисунок, чертёж, схему.
5. Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выявите законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления.
6. Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде.
7. Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину.
8. Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную формулу.
9. Проанализируй реальность полученного результата
Учебно-тематический план предметного курса «Физика в задачах»
№ п/п
|
Дата
факт
|
Дата
план
|
Тема
|
К-во часов
|
Виды деятельности
|
|
1
|
|
|
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Решение качественных задач.
|
2
|
Работа со справочной литературой. Решение задач
|
|
2
|
|
|
Работа и мощность. Энергия. Закон сохранения энергии.
|
2
|
Практическая работа. Решение задач
|
|
3
|
|
|
Взаимодействие тел.
|
2
|
Работа со справочной литературой. Решение задач.
|
|
4
|
|
|
Атмосферное давление. Решение качественных задач.
|
2
|
Практическая работа. Решение задач.
|
|
5
|
|
|
Архимедова сила. Решение задач.
|
2
|
Работа со справочной литературой. Решение задач
|
|
6
|
|
|
Простые механизмы. Правило моментов. Решение задач.
|
2
|
Практическая работа.
Решение задач
|
|
7
|
|
|
Решение задач на тему «Вычисление количества теплоты».
|
2
|
Практическая работа.
Решение задач
|
|
8
|
|
|
Решение задач на тему «Уравнение теплового баланса».
|
2
|
Практическая работа.
Решение задач
|
|
9
|
|
|
Электрический ток. Соединение проводников. Решение задач на вычисление сопротивления цепи.
|
2
|
Практическая работа.
Решение задач
|
|
10
|
|
|
Решение задач на тему «Законы постоянного тока».
|
2
|
Работа со справочной литературой. Решение задач
|
|
11
|
|
|
Решение задач на тему «Работа и мощность тока».
|
2
|
Практическая работа.
Решение задач
|
|
12
|
|
|
Механическое движение. Основная задача механики. Закон движения.
|
2
|
Практическая работа.
Решение задач
|
|
13
|
|
|
График равномерного движения. Решение задач на чтение и построение графиков движения.
|
2
|
Работа со справочной литературой. Решение задач
|
|
14
|
|
|
Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Основной закон равноускоренного движения.
|
2
|
Работа со справочной литературой. Решение задач
|
|
15
|
|
|
График равноускоренного движения. Решение задач на чтение и построение графиков. 1
|
2
|
Работа со справочной литературой. Решение задач
|
|
16
|
|
|
Вес тела. Изменение веса при равноускоренном движении. Невесомость.
|
2
|
Работа со справочной литературой. Решение задач
|
|
17
|
|
|
Работа с тестами
|
2
|
Контрольно измерительные материалы
|
|
|
|
|
Итого 34 часов.
|
|
|
|