Воспитательный проект «Планета выученных уроков».
6 класс.
Данный проект является продолжением реализованного проекта «Планета друзей», целью которого являлось формирование классного коллектива в новых образовательных и воспитательных условиях. На основании полученных результатов были спроектированы дальнейшие цели, перспективы и образ жизнедеятельности классного сообщества. Выявленные коммуникативные, организаторские, творческие способности учащихся, их интересы и увлечения дали возможность получить объективное представление о принципах жизнедеятельности в классном сообществе, о возможностях и способах его взаимодействия со школой, создать условия для дальнейшего делового и доброжелательного контакта между родителями, классным руководителем, педагогами-предметниками и детьми.
Следующим этапом, наиболее сложным в работе классного руководителя, является работа по совершенствованию интеллектуальных и познавательных навыков, а также социально адекватного поведения обучающихся. Поэтому основная идея проекта: «Планета выученных уроков» - совместная деятельность учащихся, педагогов и родителей по закреплению учебно-познавательных навыков, способствующих успешному освоению образовательных программ и формированию навыков самообразования. Данный проект рассчитан на 2 года, так как именно в 6-7 классах в силу возрастных психологических особенностей происходит расстановка личностных приоритетов у подростков, поэтому необходимо укрепить их в осознании важности образования, доказать значимость учебных умений и навыков. Основные направления работы классного руководителя по реализации проекта: создание условий для проявления интеллектуальных, творческих возможностей, взглядов, мнений, свободы мысли учащихся; сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы; активное участие классного коллектива в мероприятиях различного уровня и направления; анкетирование и диагностика.
Главный системообразующий фактор – коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно ориентированный характер.
Задачи:
Повышение учебной мотивации учащихся.
Формирование навыков самообразования.
Создание условий для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности учащихся.
Совершенствование системы самоуправления коллектива класса.
Совершенствование навыков адекватного поведения в социально значимых ситуациях.
Основные внутренние и внешние связи классного сообщества базируются на следующих принципах:
- много знать – престижно;
- помогать друг другу – нормально;
- обращаться за помощью – нестыдно;
- готовить дело по чужому сценарию – невозможно;
- жить в неуютной обстановке – нельзя!
Сроки проведения:
Сентябрь 2017 года – май 2018 года.
Участники проекта:
учащиеся- шестиклассники
кл. руководитель
родители
учителя-предметники
Результаты работы:
1. Оптимальная организация учебной и внеклассной деятельности учащихся, удовлетворенность классными и общешкольными мероприятиями, наличие и результативность классного самоуправления.
2. Удовлетворенность учащихся своей учебой и взаимодействием с педагогами и другими учениками, педагогов – своей работой, родителей – своими детьми (анкетирование, диагностика).
Организация деятельности:
Система работы строится на организации и проведении мероприятий, способствующих раскрытию творческих, интеллектуальных способностей шестиклассников, обеспечению эффективного взаимодействия с педагогами.
Этапы работы:
Организация классного самоуправления: учащиеся продолжают «жить» на своих «планетах» (делятся на команды), выбирают название, формируют «население», разрабатывают правила «жизни». Весь класс – большая Планета. Задача ребят – доказать, что их планета самая грамотная, чистая, дружная и доброжелательная.
Организация учебной деятельности: систематический контроль подготовки к занятиям, поведения на уроках, создание системы поощрения учеников, создание стенда «Наши учебные и творческие достижения», «Экран успеваемости».
Индивидуальная работа с детьми.
Совершенствование системы работы с родителями.
Организация внеклассной деятельности учащихся.
Тема по самообразованию:
Создание системы работы с учащимися при организации коллективных дел (в рамках городского социально-педагогического проекта «Мы тимуровцев отряд»).
Анализ воспитательной работы в 5Г классе
в 2016-2017 учебном году.
5 класс – один из сложных этапов учебно-воспитательной деятельности учащихся и педагогов. На данном этапе важно провести не только диагностику сформированности классного коллектива и диагностику воспитанности личности, а также изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе, но и спроектировать дальнейшие цели, перспективы и образ жизнедеятельности классного сообщества.
Система работы строилась на организации и проведении мероприятий, способствующих сплочению классного коллектива, раскрытию творческих, интеллектуальных способностей пятиклассников, обеспечению эффективного взаимодействия с педагогами.
Практически все поставленные задачи были реализованы. Адаптация пятиклассников в новых образовательных условиях прошла успешно, о чем свидетельствует отсутствие тревожности у ребят и повышение успеваемости. Создание условий для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности осуществлялось за счет индивидуального подхода к учащимся, дополнительных консультаций педагогов-предметников, а также вовлечения ребят в различные виды творческой деятельности. Среди учеников класса много ребят с богатым творческим потенциалом, но, к сожалению, есть и те, кто остается абсолютно безучастным к жизнедеятельности класса. Совместная деятельность учащихся по подготовке и проведению классных и школьных дел способствовала также сплочению коллектива класса. Совершенствование навыков адекватного поведения учащихся в социально значимых ситуациях осуществлялось за счет проведения тематических классных часов, индивидуальных бесед, участия в различных конкурсах и соревнованиях.
Радует факт, что отличная и хорошая учеба является престижной в классе, ребята стараются повысить успеваемость, большое значение имеет и работа родителей в этом направлении. Организация классного самоуправления позволила ребятам серьезнее относиться к поручениям, они учатся организовывать, контролировать, принимать решения, отвечать за свои поступки. Для ребят запланирована работа по формированию навыков поведения, навыков самовоспитания (кл. часы, индивидуальные беседы). В целом атмосфера в классном коллективе благоприятная, способствующая созданию комфортных условий для обучения детей.
Основные направления и дела классного коллектива.
направления | сентябрь |
самоуправление | | Выборы в органы классного самоуправления. | | |
учение | День Знаний. Урок экологии «Мой город». | | | |
здоровье | | | Видеобеседа, анкетирование «Вред алкоголизма». | Беседа о правильном питании и режиме дня. |
культура | | Беседа: «Правила поведения уч-ся. Режим рабочего дня». | | |
безопасность | Урок безопасного поведения: изготовление маршрутных листов «Дорога в школу», памяток поведения при ЧС. | | | |
диагностика | | | | социометрия | |
Основные направления и дела классного коллектива.
направления | октябрь |
самоуправление | | | Игра с элементами тимбилдинга «Мы-команда!» | |
учение | | | | Орг. класс. час: итоги четверти, ПДД, ТБ, ППБ на каникулы. |
досуг | Участие в праздновании Дня учителя. | | | |
культура | | Беседе «Умей делать добро » | Посещение филармонических концертов. | |
безопасность | Ролевая игра «Пешеходы и велосипедисты» ( ПДД). | | | |
Основные направления и дела классного коллектива.
направления | ноябрь |
самоуправление | Анкетирование «Как я справляюсь со своими поручениями». | | | |
учение | | Выпуск «Экрана успеваемости и поведения». | | |
досуг | | | Мероприятия к Дню рождения школы. | |
здоровье | | | Беседа «Профилактика простудных заболеваний». | |
безопасность | Инструктаж о безопасном поведении на льду. Сочинение «Чем опасен тонкий лед». | | Ролевая игра по ППБ «Случаи пожарной опасности в школе и дома». | |
диагностика | Тренинг по развитию внимания, памяти. | | | |
Основные направления и дела классного коллектива.
направления | декабрь |
самоуправление | | | Презентации уч-ся «Мои права и обязанности». | |
учение | | | | Орг. класс. час: итоги четверти, ПДД, ТБ, ППБ на каникулы. |
досуг | | | | Школьные новогодние мероприятия. |
здоровье | Беседа «Профилактика ОКИ». | | Беседа «Враги человека – вредные привычки». | |
культура | Беседа «Доблестная слава России: новые герои Отечества». | | Ролевая игра «Как мы ведем себя в общественном месте» | |
безопасность | Инструктаж о безопасном поведении на ж/д транспорте. | | | Беседа «Интернет – источник безопасной информации!» |
Основные направления и дела классного коллектива.
направления | январь |
самоуправление | Сбор творческого актива класса. | | | |
учение | | Выпуск «Экрана успеваемости и поведения». | | |
досуг | | | Посещение театра. | |
здоровье | | Презентации уч-ся «Спорт в моей жизни». | | |
культура | | | Устное сочинение «Лучшее слово о дружбе». | |
безопасность | | | | Беседа о безопасном поведении в общественных местах. |
диагностика | | Ассоциативная игра «Расскажи обо мне». | | |
Основные направления и дела классного коллектива.
направления | февраль |
самоуправление | Тренинг «Как управлять своими эмоциями». | | | |
учение | | | Конкурс фотоколлажей «Учебные успехи нашего класса». | |
досуг | | | | Классный конкурс «Вперед, мальчишки!» |
здоровье | | Беседа «Личная гигиена – первый шаг к здоровью». | | Проф. беседа «Болезнь грязных рук». |
культура | | | Презентация «История Дня защитников Отечества». | |
безопасность | Беседа «Детство без насилия. Как не стать жертвой преступления». | | | Игра «Действия при ЧС». |
Основные направления и дела классного коллектива.
направления | март |
самоуправление | Сбор творческого актива класса. | | | |
учение | | | Орг. класс. час: итоги четверти, ПДД, ТБ, ППБ на каникулы. | |
досуг | Праздник для девочек «Маленькая волшебница» | | | |
здоровье | Тест «Здоровье без риска для жизни». | | | |
культура | | Интерактивна беседа «Главная ценность - жизнь». | | Ролевая игра «Я иду на выборы» |
безопасность | | | Анкетирование «Я и Интернет». | |
диагностика | | Тренинг «Хочу» и «надо». | | |
Основные направления и дела классного коллектива.
направления | апрель |
самоуправление | | | Анкета «Роль класса в жизни школы». | |
учение | | | | Тренинг «Учись учиться». |
досуг | Конкурс анекдотов из классной жизни. | | | |
здоровье | | Конкурс кроссвордов на тему «ЗОЖ». | | |
культура | | | Викторина «Мы крутим глобус». | |
безопасность | | | | Тест «Действия при ЧС». |
диагностика | | Тест «Каков мой характер». | | |
Основные направления и дела классного коллектива.
направления | май |
самоуправление | | Защита проектов «Я -президент». | | | |
учение | | | | Выпуск «Экрана успеваемости и поведения». | Орг. класс. час: итоги четверти, награждение лучших уч-ся, ПДД, ТБ, ППБ на каникулы. |
досуг | | | | Создание портретной галереи «Герои нашего класса». | |
здоровье | | | Круглый стол «Мы-здоровая нация». | | |
культура | К Дню Победы: беседа о подростках-героях ВОВ. | | | | |
безопасность | | | | Викторина «Жизнь без ЧС» | |
диагностика | | | Анкета «Что запомнилось в учебном году». | | |
Диагностика сформированности качеств личности.
направление деятельности | уровень сформированности | примечания |
начало года | конец года |
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий |
познавательная, учебная деятельность | | | | | | | Кол-во учащихся – 26 чел. (100%) |
ценностно- ориентационная (культурологическая) | | | | | | |
самоуправление | | | | | | |
ЗОЖ | | | | | | |
навыки ПДД, ППБ, ГО | | | | | | |
коммуникация | | | | | | |
Методики диагностирования.
Серия «Самосовершенствование личности» (авторы Г.К.Селевко, А.Г.Селевко и др.). – М., 2001.
Г.А.Карпова «Педагогическая социометрия ученического коллектива» (методические рекомендации). – Ек., 2002.
Ф.П.Черноусова «Направление, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе». – М., 2004.
Н.И.Дереклеева «Справочник классного руководителя». – М., 2003
Работа с родителями.
дата | форма мероприятия | тема |
сентябрь | 1.Родит. собрание. | Режим работы ОУ, учебный план, организация питания и питьевого режима; социальный паспорт семей; выбор родит. комитета. ПДД, ТБ, ППБ для взрослых и детей; безопасность в Интернете, профилактика вредных привычек. |
октябрь | 1.Индивидуальные тематические консультации для родителей (по необходимости). 2. Сбор родительского актива. 3.Родит.собрание. | Поведение и успеваемость, пропуски уроков. Участие в проекте «Мы тимуровцев отряд». Подведение итогов учебной четверти; правила поведения в ОУ, обязанности уч-ся и родителей; инструктажи поведения в ОУ и на его территории, ПДД, ППБ для взрослых и детей; организация каникулярного времени. |
ноябрь | 1.Беседы. 2. Сбор родительского актива. | «Проблемы межличностного общения». «Основные правила ЗОЖ». |
декабрь | 1.Индивидуальные тематические консультации для родителей (по необходимости). 2.Родит. собрание | Подведение итогов учебной четверти; защита детей от Интернет-опасностей; причины ДТП с участием детей; ПДД, ППБ для взрослых и детей; инструктажи поведения на водоемах, ж/д транспорте; профилактика ОКИ; организация каникулярного времени. |
январь февраль | 1.Семинары о взаимоотношениях в семье. 2.Индивидуальные беседы с родителями (по необходимости) | «Семейные взаимоотношения». |
март | 1.Ситуативный практикум 2.Родит. собрание | «Подсказки для родителей» (встреча с педагогами). Подведение итогов учебной четверти; защита детей от Интернет-опасностей; ПДД, ППБ для взрослых и детей; инструктажи поведения на водоемах, ж/д транспорте; профилактика ОКИ; организация каникулярного времени. Обсуждение проблемы подросткового суицида. |
апрель | 1.Индивидуальные тематические консультации для родителей (по необходимости) 2.Беседа | «Что может любовь? (взаимоотношения в семье, с окружающими)». |
май | 1. Круглый стол 2.Родит.собрание | «Результаты учебно-воспитательного процесса – 2017-2018». Подведение итогов учебного года, анкетирование на предмет удовлетворенности образовательными услугами; ПДД, ППБ для взрослых и детей; инструктажи поведения на водоемах, ж/д транспорте; организация каникулярного времени. |
PS. Во время учебного года возможна организация внешкольных мероприятий уч-ся совместно с родителями и педагогами. Например, проведение классных конкурсов, праздников, поездок.