СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Воспитательный аспект учебных предметов в обогащении нравственного опыта учащихся"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Воспитательный аспект учебных предметов в обогащении нравственного опыта учащихся"»

«Воспитательный аспект учебных предметов в обогащении нравственного опыта учащихся»

(Калинина И.В., заместитель директора по УР)



ВСТУПЛЕНИЕ. Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души педагога, определяющемся ясностью его духовного зрения. По словам К.Д.Ушинского настоящего педагога и воспитанника роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души. И не важно, какой предмет он ведёт, или не ведет, я имею ввиду воспитателей, главное, какие условия создает педагог на своих уроках, занятиях, воспитательных мероприятиях для гармоничного развития личности. Важное значение для реализации задач духовно-нравственного воспитания школьников имеет фактор жизненной и профессиональной активности самого педагога, так как воспитанник фиксирует прежде всего то, что ярче всего проявляется в личности наставника. Поэтому очень  важен процесс осмысления педагогом ответственности своей социальной роли, добровольное принятие на себя важной общественной функции – воспитания духовно развитого ответственного гражданина нашего общества.

Главные для человека вопросы о цели и смысле жизни тесно связаны с его мировоззрением. Именно в школьном возрасте формируются мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, художественные и прочие вкусы у детей. Каждый школьный предмет предназначен учить тем или иным знаниям, прививать детям определенные умения и навыки. Ключевой фигурой между учеником и конкретным изучаемым предметом является учитель. Именно через школьного учителя в большей мере происходит формирование мировоззрения ученика, учитель воспитывает отношение к науке, вкус и интерес к познанию окружающего мира.

Учитель берет на себя право и ответственность войти в душу другого человека и решать за него или вместе с ним, что ему нужнее, что выбрать, как жить, к чему стремиться. В сегодняшнем дне наши дети существуют в исключительно сложной обстановке, им необходимо вписаться в мир, который уже есть, со всеми его нравственными проблемами. На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность.

Д.И. Менделеев сказал: «Знания без воспитания – это меч в руках сумасшедшего».  Учитель сегодня не только передает знания, но и является воспитателем на своем уроке, на своем примере, через опыт свой. Сегодня любую информацию можно найти в Интернете, но стать человеком, сформировать качества личности у каждого ребенка - вот задача, которую воплощает современный учитель

Особая ответственность за решение задач нравственного поведения ложится на гуманитарные предметы и в частности на уроки русского языка и литературы. Имея огромную силу воздействия, данные предметы способствуют формированию нравственного облика человека. На уроках русского языка главным для учителя является повышение грамотности учащихся. Задача педагога заключается в подборе для обучающего дидактического материала, работе со связанным текстом воспитательного характера как на уроках по развитию речи, так и при изучении лексического, орфографического и синтаксического программного материала. Для этого учителя нашей школы используют как справочники, тесты по грамматике, сборники упражнений, так и известные высказывания классиков, политиков, философов, психологов, ученых. Обучающий дидактический материал соответствует возрастным особенностям, интересам учащихся. В 5-8 классах для активизации внимания в начале урока проводятся слуховые диктанты, составленные из пословиц, поговорок о чести, совести и пользе учения.


Особенно эффективны уроки, на которых звучат стихи, помогающие формированию не только духовного мира, но и в целом отношению к жизни. «Поэзия - это витамины души, особенно растущей. В молодости чего-то недоделали, какого-нибудь витамина D и ущербная совесть всю жизнь ходит на гнутых ножках» — так очень метко определил значение поэзии для нравственного здоровья Леонид Экуховецкий.
Воспитание жизненных ценностей, нравственных понятий у школьников зависит не только от нашего воздействия, оно складывается постепенно, но во многом зависит и от того, какой обучающий материал использует учитель на уроках и как его преподносит. На уроках литературы каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем.

Раскрытию потенциала ученика  способствуют интересные и эффективные формы организации деятельности учащихся, необычные творческие задания, использование внутрипредметной и межпредметной интеграции. Каждый учитель размышляет о том, как организовать сотворчество читателей, какие методы и приёмы раскроют художественное произведение и духовный мир современного школьника, красоту слова.

История, обществознание и Крымоведение - это такие предметы, которые непосредственно участвуют в процессе формирования нравственных ценностей. Сегодня политика нашего государства направлена на сохранение суверенитета и целостности нашей страны. Задача учителя заключается в том, что бы вся деятельность была направлена на формирование у учащихся чувства патриотизма. Воспитание патриотизма является чуть ли не самой актуальной в наше время. Именно люди, горячо любящие свою родину, все свою деятельность направляют на её процветание.

Данные учебные предметы имеет широкие возможности для нравственного воспитания. Их средствами решаются следующие задачи:

- формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины;

- воспитание любви к своей малой Родине, чувство гордости за своих земляков;

- привитие детям понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей;

- формирование у обучающихся собственной позиции к тем или иным историческим и политическим событиям.

Курс «Крымоведение» знакомит учащихся с археологией края, историей основания, социально – экономическим развитием, с жизнью края в разные периоды, с выдающимися людьми, а также с культурой, традициями, обычаями, бытом, духовной жизнью края. Содержание курса позволяет показать связь и значение истории края в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию уважения к его прошлому и настоящему.

Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Большую роль в нравственном воспитании на уроках играет оценочная деятельность школьников. Обучающийся сам осмысливает как собственный опыт, так и опыт других людей.

Среди множества учебных дисциплин предмет ―иностранный язык занимает особое место. Его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации. Коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа способствуют воспитанию гражданственности, патриотизма, высоких нравственных качеств личности.

На сегодняшний день английский язык - это не просто интересная дисциплина, а важное средство для диалога культур.

Развитие информационных и коммуникационных технологий оказывает заметное влияние на развитие человека, на изменение его мировоззрения, систему личностных ценностей, что сопровождается изменением стиля жизни, образа мышления, характера взаимоотношений с окружающим миром. В современном «информационном» обществе человек не может обойтись без соответствующих средств - компьютеров, специальных технических устройств и т.п. Задача учителя информатики не только научить применению информационных технологий, но и приобщить в процессе обучения к духовным ценностям, создать условия приобретения личностных смыслов и потребности в самообразовании и саморазвитии.

«Любить свою Родину – значит знать её». Эти слова В.Г. Белинского могут служить призывом для детей на уроках географии. Во введении, в части о накоплении географических знаний о Земле и о современных исследованиях, для воспитания патриотических чувств школьников учителя географии рассказывают об известных российских исследователях - С. Дежнёве, В. Беринге, Афанасии Никитине, Н.М.Пржевальском, Ф.Ф. Беллинсгаузене, А.В.Елисееве, М.П. Лазареве. Приводят примеры мужества этих людей, рассказывают, как они добивались поставленной цели. Они ценой необыкновенного мужества и целеустремлённости способствовали освоению природных богатств и просторов не только своей страны, но и всей Земли. Эти великие граждане способствовали установлению связей России со многими странами и народами. Они служили на благо своей страны. Очень жаль, что программой выделяется очень мало учебного времени на рассказ о путешествиях и исследованиях не только в 6 классе, но и в последующих классах. Сколько славных имён приходится только перечислять!

 Изучение географии обладает наибольшим воспитательным потенциалом. В этом курсе воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны, выработка социально ответственного поведения относятся к числу главных целей данного курса. Среди главных задач курса – создание образа своего родного края.

Курс биологии со всей своей многогранностью, разносторонностью знаний и их прикладным значением дает возможность для утверждения нравственных начал, понимания сути бытия, физической красоты человека, важности охраны окружающей среды и приумножения богатств природы. Учить всему этому надо ежедневно, на конкретных ситуациях.

Уметь видеть природу — первое условие воспитания через природу. Научиться нужно самим и научить нужно ребенка видеть все вокруг себя. Воспринимается далеко не все, что отпечатывается на сетчатке глаза, а лишь то, на чем мы сосредоточиваем внимание, о чем думаем. Мы годами можем встречать человека, ежедневно беседовать с ним и не знать, какого цвета у него глаза. А ведь сетчатка нашего глаза это отражает. Да, сетчатка, а не сознание. Детей надо учить умению видеть. Это значит, что надо не только показать, но и учить описывать увиденное словами, подводить ребенка к высказыванию своего отношения к увиденному. Рассмотрим несколько примеров.

Считается, что духовно-нравственное воспитание легко решать на уроках, связанных с гуманитарными науками и гораздо труднее на уроках естествознания, тем более на математике. На первый взгляд, урок математики никак не связан с духовно-нравственным воспитанием. Действительно, задача использования уроков математики для воспитания  имеет в себе специфическую трудность, очевидная причина которой заложена в абстрактном характере математической науки. Однако на уроках математики ученик вовсе не все время сосредоточивается на ее абстрактной сущности. Реализация воспитательного потенциала урока математики возможна через отбор содержания материала, через структуру урока, организацию общения. Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Ещё в 19 веке польский математик Хуго Штейнгаус заметил, что «между духом и материей посредничает математика».

Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Даже выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность.

Перед учителем химии, как и перед другими учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Очень важно отметить, что науку химию создавали люди необычной судьбы – вначале алхимики, затем врачи и аптекари, и, наконец, собственно химики. Они верили в свое предназначение и не щадили здоровья, а порой и жизни в стремлении открыть дверь в неизведанное, получить новые вещества, необходимые людям. Проследить путь их исканий, узнать подробности их жизни не только интересно, но и полезно. Это помогает лучше понять, как совершаются научные открытия, как порой трудно и мучительно познается истина.

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики включает в себя следующие аспекты:

Нравственный - предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту науки, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.

Гражданственный - формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники, готовой к морально-этической оценке использования научных достижений.

Политехнический - предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся.

Патриотический - региональный компонент, который предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины.

Здоровьесберегающий - предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества.

   Ценностными ориентирами на уроках физической культуры являются: активная деятельная жизнь, здоровье, отношение к самому себе (образ физического «Я»), отношение к своим возможностям (высокие притязания, планка физических достижений), отношение к коллективу сверстников, такие общечеловеческие ценности, как Добро, Истина, Красота и Справедливость. На основе этого формируются определенные качества личности: целеустремленность, доброжелательное отношение к товарищам, честность, отзывчивость, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развивается эстетическое чувство восприятия идеальных телесных форм, движений человеческого тела. Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Уроки музыки как уроки нравственности ориентированы не на сумму знаний, обучение основам музыкальной грамоты, сольфеджио, не на приобщение к какому-либо виду музыкальной деятельности, а на оптимизацию эмоционально-личностного потенциала, на духовное становление. Музыка включается в общую систему духовного формирования личности человека. Музыка легко и естественно соприкасается почти со всеми школьными дисциплинами. Задача учителя заключается в том, чтобы приблизить школьников к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение человека к окружающему его миру.

В задачи уроков музыки,  как в специфические задачи духовно-нравственного воспитания должно входить продуктивное развитие способности эстетического сопереживания действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций, жизненных реалий. Воспитание способности активно сопереживать - важнейшее условие для формирования духовно развитой личности.   Один из путей интенсификации музыкального образования - это насыщение содержания музыкального образования новыми пластами музыкального искусства: музыкальным фольклором, духовной музыкой, современной академической музыкой, джазом, авторской песней

Первоначальные представления об ИЗО и о триаде художественной деятельности – изобразительной, декоративной и конструктивной – ученики получают уже с начальной школы. Этот предмет преподается по программе Б.Неменского, целью которой является формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мира отношений, выработанных поколениями. Программа Неменского является той основой, опираясь на которую, ведется дальнейшая работа по формированию нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, духовное и культурное воспитание. Вместе с тем программа предполагает воспитание толерантности, культуры поведения и валеологический аспект уроков ИЗО. Целью всех уроков является формирование духовной культуры, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям, освоение художественного опыта. Ведь уникальность искусства – в особом способе духовного освоения действительности. Оно отражает все формы социальной деятельности, и потому сфера его воздействия на жизнь человека безгранична.

Многие нравственные ориентиры, которые должны присутствовать в повседневной жизни, обсуждаются и на урокахОБЖ: достоинство человека; доброжелательность; сострадание к ближнему; отзывчивость; готовность прийти на помощь; способность к сопереживанию; понимание сущности сознательной дисциплины, ответственности и исполнительности при соблюдении правил в школе, природе, дома и в общественных местах; умение проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей. Предмет ОБЖ учит предвидеть и распознавать опасности и по возможности избегать их. При этом нужно действовать грамотно, совершенствовать свои физические и психологические возможности, чтобы уметь противостоять опасностям.

Целью  педагогической деятельности учителя технологии является обеспечение положительной динамики творческой самореализации обучающихся, как составляющей духовно-нравственного развития, в учебно-познавательной деятельности при изучении народных традиций и народного творчества с последующим изготовлением изделия в народных традициях.

Поэтому каждый учитель технологии ставит перед собой следующие задачи:

- помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;

- научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

- поощрять самовыражение и уверенность в себе;

- сконцентрировать внимание детей на содержании материала, который представляет духовные ценности.

Именно учитель технологии ориентирует учащихся на духовное развитие, потому что он воспитывает человека труда.

   Дети, подрастая, копируют поведение взрослых: родителей, педагогов, соседей и т.д., поэтому необходимо помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра в классе, у станков и чертежных досок, за пультами управления, на полях и фермах. Но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня. И уроки нравственности они усваивают сегодня дома и в школе. “Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитать сердце” — писал Ф. Шиллер. “Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик” — говорил Гёте.

Залог успеха работы по духовно – нравственному воспитанию – это прежде всего взаимосвязь процесса обучения и воспитания гармонично развитой личности. Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности – дело не одного и даже не двух и более лет. Если   после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то  такие уроки станут поистине уроками «нравственного прозрения». Тогда учитель может считать свою задачу выполненной.

В заключение, процитирую слова А.В. Луначарского: «Новые поколения воспринимают опыт старых, они стоят на плечах старых, воспринимают все ценное, приобретенное многими тысячами поколений, но воспринимают вместе с тем и предрассудки, и болезни, и пороки — всю грязь, всю муть и зловоние. Где-то нужно поставить фильтр, где-то нужно поставить сетку, которая пропускала бы все ценное, весь могучий поток со всеми его навыками и приобретениями, а муть, грязь и зловоние не пропускала бы. Этим фильтром может быть только школа. Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней».