План проведения занятия
Тема: «Мы – сограждане»
Форма проведения: круглый стол
Цели:
Углубление понятия толерантности.
Формирование у обучающихся толерантного сознания, терпимого отношения к людям разных национальностей, уважения к их языку, культуре, традициям, обычаям, вероисповеданию.
Задачи:
Развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других.
Акцентировать внимание на том, что без толерантности невозможен мир на Земле.
Способствовать самораскрытию самих себя, самореализации через игровую деятельность и упражнения, самоутверждению в коллективе.
Содержание | Методы и приемы |
Организационный блок - приветствие - создание доверительной обстановки | словесный |
Мотивационный блок - высказывания Сенеки и В.Гюго - сообщение темы занятия | словесный |
Основной блок - страницы истории - проблема толерантности - понятие «Толерантность» - задание «Портрет толерантного человека» - тест на толерантность - видеофрагмент «Притча сострадании. Слепой» - Мы – сограждане. Как вы понимаете эти слова? | словесный практический демонстрация обсуждение |
Рефлексия. Китайская притча «Ладная семья». Подведение итогов | словесный |
Заключительный блок Заключительное слово педагога Древний символ мира, примирения | словесный практический |
ход
– высказывание Сенеки:
• «Мы рождены, чтобы жить совместно, наше общество — свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого».
– высказывание В. Гюго:
• «На свете нет малых народов. Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому, как величие человека не измеряется его ростом».
- Сегодня мы проводим с вами занятие о толерантности, который называется «Мы — сограждане». Давайте вспомним историю.
- Это было во время знаменитой Ялтинской конференции в начале 45-го года. Спустившись с трапа самолета, премьер-министр Англии Уинстон Черчилль остановился перед строем почетного караула и долго вглядывался в лица стоявших перед ним солдат. «Так вот они какие, эти русские, одолевшие Гитлера», — думал он. Перед Черчиллем стояли солдаты, среди которых были представители многих народов нашей страны. Вскоре они дойдут до Берлина, одержат Великую Победу. Тогда мы были вместе. И никто не мог предположить, что сегодня мы будем говорить о необходимости возрождения единства народов.
Деградация национального самосознания, утрата национальных традиций, языка, культуры и веры привели к кризису в духовной сфере общества.
Проблема толерантности актуальна не только в нашей стране, но и во всем мире. Межнациональные конфликты, международный терроризм захлестнули мир. Агрессия не уменьшается, а как бы дробится на злые дела и поступки отдельных людей.
К сожалению, приходится констатировать, что и в среде нашей российской молодежи нередки проявления профашистских настроений, всплески групповой агрессии. Вспомним выходки скинхэдов в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске. Поэтому вопрос сегодня стоит так: или люди научатся жить по законам добра и гуманности, или они не будут жить вовсе, мир просто перестанет существовать.
- Давайте разберемся, что же означает слово толерантность.
Напомним: слово «толерантность» происходит от латинского глагола – переносить, выдерживать, терпеть. При этом понимание толерантности было неоднозначным в различных культурах. Оно зависело от исторического опыта народов.
В английском языке «толерантность» - это готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.
Во французском – уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических или религиозных взглядов.
В китайском «быть толерантным» — значит проявлять великодушие в отношении других.
В арабском «толерантность» — прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим.
В персидском — терпимость, готовность к примирению.
В русском языке «толерантность» — способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам и ошибкам.
- А теперь проверим на практике, как вы усвоили понятие «толерантность». Давайте составим портрет толерантной личности. Прошу выйти к доске трех человек.
Задание: - На полосках бумаги написаны слова, выражения, которые вы должны использовать в составлении портрета толерантного человека. Прикрепите их к лучикам сердца человека (на листе бумаги изображен контур человека с большим сердцем).
Учащиеся воссоздают портрет толерантного человека, которому присущи такие качества (выбирают их):
Доброжелательность, снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям (национальным, религиозным), умение владеть собой, гуманизм, умение выслушать собеседника, любознательность, сопереживание, милосердие, сострадание, умение простить, принять человека таким, каков он есть; умение пойти на компромисс, доброта, способность оценить достоинства другого, готовность к примирению, ненасильственное разрешение конфликтов, уважение прав и свобод другого, умение сотрудничать, признание значимости различных культур, способность к диалогу, смелость, черствость, скромность, отзывчивость, сдержанность, справедливость, эгоистичность, хитрость, агрессивность, жестокость, практичность, раздражительность, мстительность, упрямство, точность.
Пока работают группы, проведем тест на толерантность, (участвуют все присутствующие). В руках у каждого из вас сигнализатор: цветная полоска, с одной стороны окрашенная в красный цвет, с другой — в желтый. Если вы предпочитаете первый вариант ответа, сигнальте красным цветом, если второй – сигнальте желтым. Постарайтесь подсчитать, каким цветом вы сигналили чаще.
Тест на толерантность
1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?
(1) да (2) нет.
2.Ваши друзья предложили вам принять участие в интересной игре. Что вы предпочтете:
1) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет,
2)чтобы играли и те, кто еще не знает правил.
3. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются в нетрезвом состоянии:
1) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя
контролировать (да).
2) если они не переступают допустимых границ в поведении, меня
они вообще не интересуют (нет).
4.Сможете ли вы найти контакт с людьми другой национальности, другого интеллектуального уровня, других убеждений и взглядов, другой веры, с другим социальным положением:
1) мне трудно было бы это сделать,
2) я не обращаю внимание на такие вещи и общаюсь с такими людьми.
5. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь:
1) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники,
2) если даже шутка будет мне неприятна, я постараюсь ответить
в такой же манере.
6. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы:
1) вступаете в спор и спорите до неприличия,
2) уходите пораньше под благовидным предлогом.
7. Вас обидели или оскорбили. Как вы поступите:
1) затаитесь и будете ждать момента, чтобы отомстить или
сразу среагируете в таком же духе,
2) Вы сдержите себя и постараетесь любым путем выйти
из конфликта, урегулировать отношения.
8. Вы нагрубили. Что вы сделаете:
1) ни за что не будете извиняться, просить прощения, раскаиваться
в содеянном,
2) извинитесь, предложите помириться.
9. В вашем присутствии на кого-то нападают. Заступитесь:
1) нет, сделаете вид, что ничего не видели,
2) да.
10. Вы не согласны с мнением других, с выбором решения, как поступить в той или иной ситуации:
1) никого не будете слушать, уйдете,
2) предложите уступку, компромисс.
Примечание.
Если вы чаще выбирали ответ № 2, значит вы на пути к толерантности. В других случаях вам необходимо заняться самовоспитанием, учиться саморегуляции, самоконтролю.
- А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент, который называется «Притча о сострадании. Слепой»
А теперь я попрошу вас ответить на вопросы:
• Почему молодой человек хотел помочь?
• Как бы вы поступили в этом случае?
• Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
• Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
- Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или верный друг, — это и будет проявление доброты.
- Благодаря усилиям ЮНЕСКО слово «толерантность» стало международным термином. Мир невозможен без диалога, взаимопонимания, содружества, согласия, компромисса. Толерантность должна стать моделью для взаимоотношений людей, народов, стран.
- Толерантность предполагает готовность принимать других такими, какие они есть. Это, прежде всего, равноправие всех, независимо от пола, нации, верования, отказ от насилия и угроз.
- В условиях возрастающей опасности этнофобии, ксенофобии, расизма, религиозного фанатизма, международного терроризма толерантность – это путь к миру, сохранению жизни на Земле, это действенная защита высшей ценности человека – его жизни.
- 16 ноября 1995 г. государства – члены комитета ООН по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на 28-ю сессию Генеральной конференции, приняли и торжественно провозгласили Декларацию принципов толерантности. В ней 16 ноября объявлен Международным днем, посвященным толерантности, который отмечается в мире с 1996 г.
Итак, мы – сограждане. Как вы понимаете эти слова? Действительно, мы – сограждане, потому что живем все вместе, в одной стране. Сограждане – это граждане одного государства, то есть соотечественники. Приставка со — (вместе) служит для образования существительных и прилагательных, обозначающих взаимную связь, совместность, сопутствие (сорежиссер, соавтор, собрат, соучастник, совместный, сострадательный).
Россия – многонациональная страна, поэтому проблема толерантности особенно актуальна для нее. По итогам переписи около 145 млн. человек являются гражданами России. Россия – самая многонациональная страна на континенте – 160 национальностей проживает в ней. Из них русских – 116 млн. (80%), около 28 млн. (19,2%) — других национальностей. Это татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, мордва, белорусы, аварцы, казахи, удмурты, азербайджанцы, марийцы, немцы, кабардинцы, осетины, даргинцы, буряты, якуты, калмыки, ингуши, лезгины и др.
Еще Гёте подчеркивал: «Не может быть и речи о том, чтобы нации думали одинаково; они должны только, осознавая себя, видеть одна другую, и, если не могут взаимно любить друг друга, то, по меньшей мере, должны учиться быть терпимыми».
Национальный вопрос – один из самых сложных и деликатных граней человеческих отношений. На межличностном уровне никогда нельзя игнорировать национальных чувств людей, пренебрежительно относиться к их истории, языку, культуре. А ведь в нашей речи нередко могут проскользнуть реплики «чурка, чучмек», мы любим анекдоты про «чукчей» и т. д. А еще страшнее, когда возникают межнациональные конфликты, террористические акты.
- Нет возможности сегодня перечислить все террористические акты, произошедшие в нашей стране. Все мы свидетели ужасных трагедий в Украине. Ничем не измерить мук и страданий людей, которые стали жертвами интолерантности, национализма, религиозного фанатизма и разных «фобий». Мы говорим сегодня только о нашей стране. Но и во всем мире эти проблемы увеличиваются многократно. В нашем городе совсем недавно открыт мемориал вельчанам, погибшим в локальных войнах и вооруженных конфликтах.
Каждый народ самобытен, уникален, и задача нашего общества сохранить его «самость», язык, культуру, традиции, обычаи.
Учитель: (подводит итоги классного часа).
Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Завершая этот классный час, мне бы хотелось сказать, что наша школа – это маленький дом, в котором должны жить люди, желающие друг другу только добра. И хотелось бы, чтобы всегда здесь царили доброта, уважение, взаимопонимание. А что же для этого нужно? Послушайте старую китайскую притчу «Ладная семья».
«Жила-была на свете семья. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси! драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил он узнать, как жители села добились такого лада. Пришел владыка к главе семьи и спросил: «Как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье?». Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Учитель:
А теперь в заключении предлагаю вам использовать древний символ мира, примирения: пожмите, пожалуйста, руку сидящему рядом.
доброжелательность | снисходительность |
терпение | чувство юмора |
чуткость | |
доверие | |
терпимость к различиям (национальным, религиозным) |
гуманизм | сострадание |
умение выслушать собеседника | сопереживание |
любознательность | милосердие |
умение пойти на компромисс | готовность к примирению |
доброта | уважение прав и свобод другого |
способность оценить достоинства другого | агрессивность |
умение сотрудничать | признание значимости различных культур |
черствость | скромность |
отзывчивость | эгоистичность |
сдержанность | упрямство |
справедливость | хитрость |
жестокость | раздражительность |
практичность | мстительность |
| |
10