Классный час в 4 классе
«Вы станьте толерантнее, добрей,
Без злобы и вражды на мир смотрите!»
Цель: Сформировать у учащихся представление о толерантности, способствовать созданию положительной эмоциональной атмосферы в классе.
Задачи:
1. Способствовать формированию уважительного отношения к людям, сверстникам.
2. Способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков работы в сотрудничестве.
3. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и
культуре разных народов.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I. Вступительное слово.
- Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.
Однажды один писатель сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова – это не только урок нам живущим в 21 веке, но и подтверждение того, что мир как и природа многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А продолжение этой красоты в том, что все мы – люди этой планеты. Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями, в наших интересах сделать нашу жизнь счастливой, комфортной, радостной, чтобы последующее поколение не только продолжили наши традиции, но и восхищались нашим умением творить добро и быть терпимыми друг к другу.
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Мы с вами сегодня поговорим о доброте, любви, взаимоуважении, сострадании и терпении. Тема нашего классного часа « Вы станьте толерантнее, добрей, без злобы и вражды на мир смотрите!»
II. Беседа «Что такое толерантность?»
- Позвольте мне начать нашу беседу со стихотворения…
ОДА ТОЛЕРАНТНОСТИ
Очнитесь, люди! Мы же все равны!
Душа ведь не имеет цвета кожи.
Мы – граждане одной большой страны.
Земля ей имя. Нет ее дороже.
Но черной полосою пролегло
Неравенство меж общею судьбою,
Единства солнце так давно зашло,
И друг на друга мы идем войною.
Мы старикам руки не подадим
И слабого унизить только рады,
Из нас ведь каждый кем-то нелюбим
За добрые дела мы ждем награды.
Проснитесь, люди! Затянулся сон.
Не поздно ведь, пока планета дышит.
Сердца пусть наши бьются в унисон,
Давайте свет дарить всем, кто не слышит!
Терпимы будьте к тем, кто не такой,
Позвольте им хоть чем-то отличаться
На предрассудки все махнув рукой,
Учитесь вы различий не бояться.
Вы станьте толерантнее, добрей,
Без злобы и вражды на мир смотрите,
Носите гордо звание людей,
Его своею жизнью заслужите!
Автор: Е. Андрианова
Самые внимательные дети, наверное, обратили внимание на слово, значение которого не совсем понятно. Не так ли? (толерантность) Правильно! Это слово «толерантность». И сейчас мы попытаемся понять, что же это такое.
- Представьте себе, что ваш друг получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого. Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать.) Другими словами, вы будете сочувствовать своему другу.
- А почему вы будете сочувствовать своему другу? (Потому что мы друзья.)
- А если вы увидите ребенка, который плачет из-за того, что упал и поранился, будете ли ему сочувствовать? (Да.)
- Да, я тоже буду им сочувствовать.
Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать - значит сопереживать, понимать чувства и мысли другого человека. Есть слово, очень близкое по значению, - это слово «толерантность». Но понятие «толерантность» более широкое. Оно означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей. В последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему? (происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности).
Именно поэтому ежегодно 16 ноября отмечается День толерантности. А появилась эта дата в 1995 году по инициативе ЮНЕСКО, в результате принятия Декларации принципов терпимости.
- Как вы понимаете выражение «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»? (Выслушивать и уважать мнение других людей.)
Правильно, быть толерантным - значит признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение. Представьте себе такую ситуацию: два друга, Андрей и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Андрею нравятся собаки и он считает их самыми умными созданиями, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.
- Как вы думаете, из-за чего возник спор? (Из-за непонимания.)
- Кто из мальчиков прав? (Никто.)
- Чему мальчики должны научиться? (Принимать чужое мнение.)
Ребята, все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Кто-то любит животных, кому-то нравятся машины, кто-то любит читать, а кто-то отлично играет в футбол, кому-то нравится рисовать, а кому-то - танцевать и т. д. И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим, поэтому мы должны ценить и уважать друг друга, то есть быть толерантными.
1.Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
Труд и вежливость – в почете!
Умный, честный, чистоплотный,
Ценит дружбу и друзей.
Смелый, ловкий и веселый,
Не обидит малышей.
Аккуратный, чуткий, скромный,
бережет природу, честь.
Эти качества достойны
Толерантными их счесть.
2.Толерантность - это дружба,
Труд и уважение.
И для нас она не служба,
А одно спасенье.
Толерантным будь всегда!
Ненависть откинь ты.
И гуманность навсегда,
Закрепи ты в мире.
Совладать сумей с собой,
Слушай своих близких.
3.В мире мы живем семьей,
Нет поступкам низким!
Доверяй своим друзьям!
Будь, терпим и вежлив!
Не кричи по пустякам!
Не кати ком снежный!
Кто в беде покинет друга,
Сам узнает горечь бед,
И на сердце будет вьюга,
Если дружбы в сердце нет!
4.Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь,
Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.
Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.
Оставайся им всегда и
Будь еще галантен.
5.Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, Любовь в своем сердце хранить!
III. Закрепление понятия «толерантность».
1.Соотнесение высказывания с заповедью.
- У вас на столах лежат карточки, на них записаны высказывания. Ваша задача: прочитать высказывание, подумать и соотнести с соответствующей заповедью.
Дети зачитывают высказывания, соотнося их с заповедью.
«Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (возлюби ближнего своего)
«Гнев - страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». (не убий)
«Не делай другому того, от чего больно тебе». (золотое правило)
«Ничто притворное не может быть продолжительным». (не лги)
«Любовь к родителям - основа всех добродетелей». (почитай отца своего и матерь свою)
Воровство порождает лень и жадность. (не кради)
-Итак, быть толерантным, значит:
Уважать другого.
Любить ближнего своего.
Не злиться.
Быть добрым, терпимым.
Сострадать.
- Ребята, «толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему?

- Правильно! Солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.
2. Определение качеств толерантной личности.
- Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. Посмотрите на доску. Выберите из предложенных те качества, (терпимость, бессердечность, конфликт, сострадание, прощение, вспыльчивость, желание что-либо делать вместе, милосердие, злорадство, ложь, сотрудничество, уважение прав других, раздражение, принятие другого таким, какой он есть, зависть) которыми, по вашему мнению, обладает толерантный человек. (Ответы детей.)
- Итак, сочувствие, доброжелательность, терпение, … - все эти качества очень важны, ведь без них мы не можем жить в мире и согласии. Каждый из нас должен развивать в себе эти качества.
3. Решение проблемных ситуаций.
- Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
Дети: нет, ссоримся…
- Все ли можем спокойно выслушать друг друга?
- Поддержать в трудную минуту?
- Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?
- Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.
- Вы играете с игрушкой или в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.
- Как поступите в этой ситуации?
- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
- Как можно избежать драки? (обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся).
- Давайте рассмотрим еще одну ситуацию.
- Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.
- Как вы поступите в этой ситуации?
- А я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
Памятка
1. Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
2. Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
3. Имей терпение выслушать собеседника.
4. Спокойно объясни свою точку зрения.
5. Подумай, из-за чего возник спор.
4. Работа в группах
- Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?
- Ребята, у вас на листочках записаны качества человека. Разложите их на 2 группы. В одну – те качества, которые присущи толерантному человеку, в другую – интолерантному.
Конверт 1: снисходительность, эгоизм, доброта, уважение, конфликтность,
сострадание, великодушие, бестактность, злорадство, миролюбие, понимание, бессердечность.
Конверт 2: доброта, уважение, конфликтность, сострадание, великодушие,
благосклонность, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство.
Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, уважение, милосердие, вспыльчивость,
великодушие, конфликтность, бестактность, эгоизм, сердечность, раздражение.
Конверт 4: поддержка, миролюбие, сотрудничество, сострадание, скупость, ложь,согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта, конфликтность.
- Какие слова выбрала 1группа? 2-я? 3-я? 4-я?
-В ваших ответах чаще всего встречаются такие качества как:
уважение
милосердие
миролюбие
великодушие
сострадание
Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.
5.Толерантность литературных героев в произведениях.
- Ребята, какие же качества остались в другой группе (интолерантные качества)?
- Вспомните литературные произведения, в которых явно проявляются интолерантные качества.
-О ком эта сказка? (об утенке)
-Каким он был? ( некрасивым, «гадким»)
-Как к нему относились окружающие? (ото всюду прогоняли )
-А почему? Может он был вредным или доставлял окружающим какие-то проблемы? ( просто он был не таким как все, его считали некрасивым)
-Чем заканчивается сказка? ( превращается в прекрасного лебедя )
-А как могла бы закончится история, если к нему относились бы по другому?
-Еще с одной сказкой Андерсена вы должны были познакомиться дома. Это сказка «Дикие лебеди».
-Кто главные герои сказки? (Маленькие братья и их сестра)
-Как зовут сестру? (Элиза)
-Что за беда с ними приключилась? (мачеха наложила на них проклятие)
-Что могло спасти братьев Элизы? ( ответы детей)
-Почему Элизу хотели казнить? За что? (Не разговаривала, ночами ходила на кладбище)
-Что о ней подумали люди?(что она ведьма, может принести вред)
-А была ли людям от нее какая-либо угроза? (нет)
-Кто прочитал сказочную повесть Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»?
-Кто главные герои повести? (Гена и Чебурашка)
-Кому из них было необходимо толерантное отношение окружающих? (Чебурашке)
-Почему? (он не был не на кого похож)
-Расскажите, как автор впервые представляет нам Чебурашку?
-А как он знакомиться с Геной? (по объявлению)
-Где Гена искал о Чебурашке? (в словаре)
-Что он там нашел?( не было о Чебурашке ничего)
-И как себя повел Чебурашка? Что он спросил? (вы со мной дружить не будете? Если меня и в словаре нет.)
Давайте сделаем выводы.
-Ребята, как вы думаете как живется этим героям: и Чебурашке, и Гадкому Утенку и Элизе? (тяжело, обидно)
-А как вы поступили бы на их месте? Сложно ли противостоять столь многочисленному количеству мнений?
-Как же поступать самим, чтобы облегчить их жизнь? (помогать, дружить с ними, чтобы они не чувствовали себя обиженными)
-А зачем мы читаем такие произведения? Так много об этом говорим? (чтобы в своей жизни поступать лучше, и самим не оказаться в таких сложных ситуациях).
6. «Аплодисменты»
Попрошу встать тех, кто умеет:
• кататься на роликах;
• вышивать;
• сочинять стихи;
• играть в футбол;
• танцевать;
• плавать и т. д.
(Остальные учащиеся аплодируют.)
IV. Подведение итогов.
- Ребята! На каждой парте лежит текст со стихотворением. Сейчас у нас будет импровизированный монтаж. Вы должны по очереди читать строки стихотворения, учитывая номер.
1.Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
2.А быть может это то, что маме
Я на день рождения принес?
3.Понял я, что это – уважение
К мнению не только своему.
4.Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.
5.Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
6.Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.
7.Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
8.Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
9.Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь,
10.Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.
11.Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.
12.Оставайся им всегда и
Будь еще галантен.
13.Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
14.Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
15.Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир
И в завершении нашей встречи мне хотелось бы рассказать вам китайскую притчу «Ладная семья». Прослушайте!
Жила была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям. Спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всей хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Вот такая притча.
- Наш класс – это тоже маленькая дружная семья. Мы все разные – но все-таки мы вместе! Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни драк.
Каждый из нас неповторим и значим. Все люди имеют право достойно
жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Мы все разные у каждого есть свои особенности, не говоря о внутреннем мире. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что все мы люди. У нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен остальным. Каждый из нас неповторим и значим. Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений.
- Какую полезную информацию вы для себя получили?
- Что больше всего понравилось?
Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что классный час оставил след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным не своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.
На этом наш классный час окончен. Всем спасибо за внимание!