СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательный час "Слова - врата разума"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательный час "Слова - врата разума" подойдет для проведения внеурочной работы с обучающимся.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный час "Слова - врата разума"»

План проведения воспитательного часа


Тема: «Слова – врата разума»

Форма проведения: беседа

Цель: способствовать формированию культуры речи, культуры поведения.

Задачи:

  1. Познакомить с историей возникновения бранных слов, с исследованиями учёных о влиянии слов на жизнь и здоровье человека.

  2. Развивать коммуникативную культуру, ответственное отношение к своим словам.

  3. Воспитывать негативное отношение к сквернословию.

Оборудование: компьютер, презентация к воспитательному часу, анкеты.


Содержание

Методы и приемы

  1. Организационный блок

-Приветствие

-Создание доверительной обстановки

Игра «Назови вредную привычку, которая влияет на здоровье человека»


Словесный


Игровой

  1. Мотивационный блок

Стихотворение М. Матусовского «Есть слова пострашнее, чем порох…»

Сообщение темы занятия

Высказывания великих людей


Словесный,

наглядный



  1. Информационный блок

- Понятие «Сквернословие»

- История появления бранных слов


Объяснение

Словесный, наглядный

  1. Проблемный блок

- В чем причина сквернословия?

- Сквернословие и здоровье

Просмотр видеофильма

Дискуссия «Нужен ли нам мат?»

Задание «Доскажи словечко»


Дискуссия, наглядный


Демонстрация

Словесный

Практический

  1. Рефлексия

Упражнение «Дополни предложение»

Анкета «Сквернословие в моей жизни»


Словесный

Практический, обсуждение

  1. Заключительный блок

«Эстафета добрых дел»

Заключительное слово педагога


Игровой

Словесный











Ход занятия

  1. Организационный блок.

Игра «Назови вредную привычку, которая влияет на здоровье человека» .

Предполагаемые ответы ребят: неправильное питание, несоблюдение режима дня, алкоголь, курение, одежда не по погоде и сезону, нежелание заниматься спортом, зарядкой, гулять, двигаться, чистить зубы, несоблюдение правил безопасности, гигиены, привычка злиться, драться и т.д.

- Вы много назвали вредных привычек, которые губят здоровье, но есть ещё одна вредная привычка, которая вредит здоровью людей.

  1. Мотивационный блок.

Прослушайте внимательно стихотворение Матусовского и подумайте, о какой вредной привычке мы сегодня будем разговаривать.

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе

И достаточно в общем серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно.

Вы к словам проявляйте терпенье,

Не берите в расчёт кривотолков,

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

- Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?

Представление темы занятия (Слайд 1).

- Послушайте высказывания великих людей (Слайд 2).:

Гнилое слово, да не сойдёт с уст ваших. Речь это показатель ума.

Сенека.

Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе…

Библия. Еф.4, 29

Важнейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит…  

Язык человека – это его мировоззрение и его поведение, как говорит, так, следовательно, и думает.

Д.С. Лихачев

- Как вы понимаете эти выражения?

  1. Информационный блок.

(Слайд 3,4).- Русский язык отличается от других языков красотой, гибкостью и разнообразием. Недаром он назван великим и могучим. Однако, к глубокому сожалению, огромное число русскоговорящих взрослых и  детей зачастую вставляют в свою речь матерные слова. Мало того,  сегодня ненормативная лексика проникла и в литературу, и в кино, и даже в средства массовой информации.  

Что же такое сквернословие? Слайд 5

Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика "телесного низа" и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна".

Согласно словарю В. Даля, «скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; всебогопротивное». В словаре Владимира Даля сказано: "Сквернословить – вести непристойныя, зазорныя, постыдныя речи; срамно, похабно ругаться".

Откуда в языке появилось слово "брань”?!

Полторы тысячи лет назад на Руси начали выплавлять и ковать железо. Тогда и возникло слово "бронь”- доспехи. От него образовалось "брань”, означающее "сражение”. Слова и выражения, которые употреблялись на поле брани, назывались "бранными словами”. Они служили вызовом, презрением к противнику. Употребление их в повседневной жизни считалось грехом. К сожалению, нынешнее поколение не унаследовало сдержанность наших предков.

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Слайд 6. Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова “мат” в изначальном варианте, то оно означает “крик”, громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных – “ма” и “мя” – в брачный период. Раньше слово «мат» существовало только в выражении «кричать благим матом», что означало «вопить дурным голосом» и говорило о том, что человек находится явно не в здравом уме. Кстати, итальянцы словом «матто» и сейчас называют именно сумасшедших.

Слова «мат» и «мать» имеют общий корень. Наиболее частое произносимое матерное выражение со словом «мать», в первую очередь, оскверняет собственную мать, давшую жизнь человеку.

Матерная ругань (или черная брань, как издавна называли мат на Руси), имеет те же языческие, оккультные корни, но ее целью было заклятие неприятеля.

Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Слайд 7. Сравнительно недавно русские считали матерную брань богохульством. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По соборному уложению Алексея Михайловича Тишайшего, за матерные слова, публично произнесённые, полагалась смертная казнь. А в 19 веке на матерщинников смотрели, как на безбожников, антихристов.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

Для людей, которые используют мат в качестве междометий, речевых связок, настоящий смысл этих слов уходит на самый дальний план, черная брань постепенно превращается в привычную присказку.

Язык человека не является чем-то случайным, это его выбор (сознательный или бессознательный), отражающий состояние души. И каков человек, таковы и его слова. Слово – это конкретный поступок. Если человек циничен, то циничны его слова, поступки и вся жизнь. Русская пословица гласит: "От гнилого сердца и гнилые слова». «Язык голубит, язык и губит». Слыша брань от конкретного человека, можно легко сделать вывод о его духовном состоянии.

Как по поступкам человека можно судить о самом человеке, так и слово раскрывает душу человека. По речи человека можно  угадать образ его жизни.


  1. Проблемный блок.

Слайд 8. В наше время мат используется:

1) Для повышения эмоциональности речи,

2) Эмоциональной разрядки,

3) Оскорбления, унижения адресата речи,

4) Демонстрации агрессии,

5) Демонстрации отсутствия страха,

6) Демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

7) Демонстрации принадлежности к "своим".

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

В чём причина вашего сквернословия?.. Слайд 9

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости. Сквернословие является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам. Многие подростки говорят, что следовать нормам языка – это скучно, каждый говорит так, как ему удобно. Брань, по их мнению, способ самоутверждения и стремления "быть как взрослые”, способ расслабления, часто – последний аргумент в споре. Вы часто стараетесь бранными словами задеть родителей, воспитателей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость.

Слайд 10. Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость.

Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: "Каков человек, такова его и речь".


Сквернословие и здоровье

Наблюдения показали, что матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. Женщины, которые не могут жить без мата, страдают повышенной волосатостью конечностей, у них более низкий голос, так как в их организме начинают развиваться мужские признаки. Мужчина, разговаривая матом, получает в награду бесплодие.

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Просмотр видеофильма.

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.

Слайд 11,12,13. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, люди, сами того не подозревая, призывают зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову свои близких. Ничто не проходит бесследно, и, оскорбляя мать другого человека, посылая проклятия ему самому, мы тем самым навлекаем беду на себя и свое потомство.

Церковь осуждает сквернословие. Святитель Иоанн Златоуст сказал: «Который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает».

Наказуемо сквернословие и в наше время. По закону за нецензурную брань в общественных местах предусматривается штраф или административный арест на срок до пятнадцати суток.


Дискуссия «Нужен ли нам мат».

- Итак, вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия. Предлагаю обсудить их.

- Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время? (Низкий культурный уровень, желание подражать кумирам, желание быть «крутым», модным, боязнь прослыть «белой вороной» и т. п.)

- Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, выполняют режим дня. Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни?

- Сквернословие - это вредная привычка. А к чему ведут вредные привычки? (Они разрушают организм человека, ведут к болезням, смерти.)

- Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость?

- Есть ли у вас зависимость от сквернословия, собираетесь ли вы с ней бороться?

- Считаете ли вы, что мат, курение, алкоголь, наркотики помогают расслабиться? Или для этого можно найти другие способы (туризм, спорт, коллекционирование, музыка, другие увлечения).


Практическая работа. Задание «Доскажи словечко»

- Мальчик, вежливый и развитый,

говорит, встречаясь, … (здравствуйте).

- Растает даже ледяная глыба

от слова тёплого … (спасибо).

Когда я что-то подарю,

Мне говорят: ... (благодарю)

- Не забудьте, что на прощанье

говорить всем нужно … (до свидания)

5. Рефлексия.

А сейчас ребята я попрошу вас вспомнить все, о чем мы сегодня говорили, и дополнить предложения:

- Я сегодня задумался о ...

- Мне сегодня понравилось…

- Я изменил мнение о …

- Я решил, что …

- Ребята, думайте, прежде чем говорить. Ибо слово наше строит нашу судьбу, направляет к добру и к злу, а отказ от сквернословия — наша самооборона.

Слайд 14. С чего начать? Мне кажется, прежде всего – с резкого неприятия сквернословия, мата, площадной лексики, жаргона. И не только в общественных местах, но повсюду, и в первую голову – в семьях, между друзьями и подругами. С пелёнок надо внушать ребёнку, что всё это – "грязные слова", грех, повреждение души. Мать Хемингуэя, когда он в детстве сквернословил, мыла ему рот с мылом. И была абсолютно права, – если бы и все матери поступали так!

Слайд 15. Несколько советов:

*Для повышения речевой грамотности больше читайте. Особенно важно, чтобы вашим постоянным чтением стали лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и мудро сказано: «Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал».

*Привыкайте пользоваться словарями (толковым, орфографическим, словарь синонимов, этимологический).

*Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажите. Давайте уважать друг друга.

Не будем сквернословить и грубо выражаться.

Слайд 16.

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты-

Ведь это все любви счастливые моменты. Б. Окуджава


6.Заключительный блок.

Слайд 17. Итак, бранные злые слова негативно отражаются на здоровье человека, укорачивая жизнь и притягивая болезни; добрые – улучшают здоровье, побуждают к восстановлению организм. Сквернословить невыгодно в финансовом отношении. Сквернословие осуждается обществом, церковью, законом. Сквернословие - вредная привычка или национальная гордость?

Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека - это тоже очень хорошее и доброе слово.

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

Слайд 18,19.