Конспект воспитательского часа.
Тема: «Традиции чаепития»
Цели:
- Познакомить детей с историей и традицией чаепития.
-Научить правильно заваривать чай.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательная:
Формировать интерес к историческому прошлому.
2. Коррекционно-развивающая:
Развивать познавательные способности детей, закрепить умение работать над задачей.
3.Коррекционно-воспитывающая:
Воспитывать навыки чайного этикета.
Продолжительность: - 30 мин.
Словарная работа: Самовар, подстаканник, традиции.
Оборудование: Волшебный сундучок, самовар, заварник, грелка для заварника, чайная посуда,сахар рафинад,черный чай, зеленый чай.
Ход занятия
Орг. момент:
Воспитатель с детьми заходят в группу, становятся полукругом. (звучит игра
на балалайке)
Здравствуйте, гости дорогие:
Гости званые и желанные,
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые!
Гости на пороге – хозяйке радость!
(дети садятся)
Воспитатель: Очень часто за событиями
И сумотохой дней
Старины своей не помним -
Забываем мы о ней,
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские традиции,
Вспомним нашу старину
Но прежде чем начать работу, я бы хотела узнать о вашем настроении. Пожалуйста, поднимите кружок того цвета, который соответствует вашему настроению:
- желтый - спокойствие;
- красный - активность;
- синий - безразличие,
- черный - совсем плохое, скука.
– Традиция – это обычаи, которые передаются из поколения в поколение. В мире много разных народов и у каждого есть свои обычаи и традиции.
Если сегодня спросить любого жителя России, какой напиток он пьет чаще всего, ответ наверняка будет один – чай. За последние три с половиной столетия чай так вошел в нашу жизнь, что, пожалуй, большая часть русского населения считает его своим национальным напитком.
Однако это не так. Исконно русскими являются лесные чаи, приготовленные из различных ягод и трав: шиповника, земляники, малины, ежевики, костяники, морошки, липы, зверобоя и других растений. По вкусу, цвету и аромату они не уступают традиционным чаям высших сортов. В них нет кофеина, зато много витаминов, микроэлементов и прочих полезных веществ. Что же касается чая, который мы привычно завариваем сегодня по несколько раз в день черный,мятный,липовый, то он был завезен в Россию только в XVII веке.
О том, как оценил царь ханский подарок, ходят разные версии. Согласно одной из них, отведав неведомое питьё, государь вытер рукавом густую бороду, молвил: «Ещё!»
Чайное дерево – это вечнозеленое растение, которое требует большого ухода. Основная работа – сбор чайного листа, она длится семь месяцев. Собирают листья чая вручную, чтобы не испортить качество листа. Собирают чай только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет. В чае присутствуют почти все витамины. Ведь собирают не все подряд листья, а только верхние молодые побеги. Чай полюбили в России, но он был очень дорогой и пили этот горячий напиток в особых случаях.
Поэтому возникло выражение “Чайком побаловаться”. В начале ХVIII века был подписан договор с Китаем о поставке чая в Россию. И тогда чай прочно вошёл в русский быт и стал национальным напитком. Само чаепитие являлось не просто утолением жажды, а своеобразным проявлением жизни. За чаем решались семейные дела, заключались торговые сделки и брачные союзы. Вот уже три столетия на Руси не обходится без чая ни одна встреча друзей, ни одно семейное торжество. Именно в этот период в России было открыто множество общедоступных чайных заведений. - Чай – это прекрасный, полезный напиток. И люди сложили много пословиц о чае, которые мы сейчас узнаем, когда сыграем в игру.
Игра «Сложи пословицу о чае»
Попить чайку – разогнать тоску
Чай пить — не дрова рубить.
Коль чаем угощают, значит уважают.
Чай не пил — какая сила, чай попил — совсем устал.
- Давайте посмотрим на картины, написанные разными художниками на тему русского народного чаепития. Посмотрите, кто-то любит пить чай из блюдца, держа блюдце под донышко. На столах обязательно ставили варенье, баранки, сладости.
- Для чего наливали чай в блюдца? (чтобы чай быстрее остывал)
-А вообще чай пьют из чашек и стаканов. В старину было так: мужчины пьют чай из стаканов, а женщины используют чашки из фарфора. Чашку, закончив чай пить, переворачивали на блюдце. Неперевернутая чашка на блюдце означает: налейте еще! Для стакана придумали подстаканник.
- Как вы думаете, дети, что такое подстаканник (подставка с ручкой).
- Для чего его придумали? (чтобы не обжечься горячим чаем, держа стакан)
Физ.минутка:
Она очень веселая! (Нужно руками показывать чайничек, крышечку, шишечку, дырочку и пар)
Чайничек с крышечкой.
Крышечка с шишечкой.
Шишечка с дырочкой.
С дырочки пар идет.
Пар идет с дырочки.
Дырочка с шишечки.
Шишечка с крышечки.
Крышечка с чайничка.
- А теперь давайте чуть-чуть побыстрее, только нужно быть внимательными! Молодцы! (присаживайтесь на свои места)
Ребята, посмотрите, что у меня есть!
- Это сундучок. В нем что-то есть.(достаю конверт с надписью)
«Загадки»
1. Белый камешек растает,
Чай мой сладким сразу станет.
(Сахар)
2. Кольцо не простое,
Кольцо золотое
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье –
Ну и объеденье. (баранка)
3. Стоит толстячок. Подбоченивши бочок
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит… (Самовар)
- Ребята, как вы думаете, что было самым главным на столе? (самовар). Правильно, посмотрите у нас тоже на столе самовар.
- Почему самовар так назвали?
- А что он варит? (воду)
- Да, ребята, раньше говорили, что «варили» воду, а не кипятили.
- Его еще называли в шутку генералом. Самовар – водогрейный сосуд для чая. Самовары бывают разные самовар-«яйцо», самовар-«желудь», самовар-«арбуз».
- Обратите внимание, как украшали самовары, расписывали их.
-Роспись на самоварах в виде кустов и плодов считалась пожеланием благополучия и добра. Делались самовары в разных городах России, но «самоварной столицей» по праву считалась Тула — тут создавались подлинные шедевры русского декоративно-прикладного искусства.
Ребята, а вы знаете, как правильно надо заваривать чай?
В чайник-заварник насыпают заварки и заливают горячей водой. Вообще чай не следует заваривать ключевым кипятком. Воду для заваривания чая нужно довести до кипения «белым ключом». это когда пузырьки поднимаются к поверхности воды и вода становится белой. Не нужно кипятить воду так, чтобы она бурлила. Правильно заваренный чай образует на поверхности пену, которую ни в коем случае нельзя снимать. Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску. Откусывали кусочек сахара, а потом запивали его чаем. Чтобы чай лучше настоялся, заварник ставят поверх самовара (если есть подставка) или просто накрывают грелкой. Грелка-колпак который надевали на чайник для сохранения заварки в горячем состоянии. Часто грелки представляли собой шедевр рукоделия и были гордостью каждой хорошей хозяйки.
Чай немного времени заваривается. После чего хозяйка наливает немного заварки в каждую чашку и доливает кипятком из самовара.
-В старину чай разливала только сама хозяйка, или же старшая дочь.
- Ну а пока пьется чай, можно было поговорить, рассказывать разные истории или просто помолчать, или почитать.
Да, сейчас чай – обыденный напиток. Мы забываем традицию чаепития. В наше время нам некогда посидеть за чашкой чая, неспешно поговорить, помечтать, обсудить что-то.
Для экономии чая крестьяне России добавляли в него высушенные травы, цветы, ягоды, которые использовались славянами для приготовления душистых отваров и настоев. Особенно широко в качестве добавок использовались листья мяты, черной смородины, малины, брусники, моркови, липовый цвет, яблочный и т.д.
«Узнай какой чай»
-Если мы заварим чай с листьями земляники, то как мы его называем? (Ответы детей.)
-С веточками малины? (ответы детей.)
-С листьями клубники? (ответы детей.)
-С веточками вишни? (ответы детей.)
-Если в чай добавить кусочки фруктов, то чай, какой будет? (ответы детей.)
-Если в чай добавить кусочки яблока? (ответы детей.)
-Кусочки персика? (ответы детей)
- ребята расскажите о полезности чая:
Итог занятия.
- О чем мы сегодня с вами говорили?
- Из чего любили пить чай?
- Понравилось ли вам наше занятие. На столе у вас лежат кружочки – личики, на них не хватает ротика. Подрисуйте ротик так, чтобы личико стало показывать ваше настроение.
На этом наше занятие подошло к концу