Министерство образования Саратовской области
ГАПОУ Саратовской области
«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
на тему:
«Экологическое воспитание и его влияние на воспитательный процесс»
Подготовила: Лабодина С.В.
Балашов 2021
С каждым годом загрязняются всё больше воздух, вода, почва. И это, в итоге, не может не сказываться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Стоит вопрос не только о будущем страны, но и о человеческой цивилизации вообще. Конечно, современный человек никогда не откажется от благ цивилизации, удобного транспорта, промышленной деятельности, разработки полезных ископаемых и природных ресурсов. Следовательно, человечеству приходиться задаваться вопросом, как сохранить безопасную для здоровья среду обитания, какие принимать меры, которые бы ослабили вред, приносимый окружающей среде. Воспитание граждан с современным экологическим мышлением и экологической культурой важно начинать с самого раннего детства. Правильное экологическое воспитание школьников позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Ведь именно в учебных заведениях студенты получают основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.
Цель экологического воспитания- формирование знаний о природе, умений мыслить и строить свою деятельность в природе на основе природосохранения, целесообразности, экологической оправданности, соблюдать нравственные и правовые принципы природопользования, а также воспитание чувств.
Задачи экологического воспитания:
Образовательные - формирование системы знаний о природе края, экологических проблемах современности и путях их решения;
Воспитательные - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, стремления охранять окружающую среду, беречь природные ресурсы; воспитание нравственного отношения к природе как универсальной ценности;
Развивающие – развитие умений по оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; выбору мер защиты здоровья от вредного влияния опасных факторов окружающей среды, по сохранению и укреплению здоровья
Чувство любви к природе формируется у детей через восприятие мира природы, что включает:
Эстетическое восприятие
Отзывчивость на проявления природы (интерес)
Познание мира природы
Практическое взаимодействие с миром природы
Инструментарий педагогов, используемый в воспитательном процессе: методы, формы работы и средства для достижения цели экологического воспитания.
Методы: организации деятельности (учебно-познавательная, трудовая, игровая, досуговая, физкультурно-оздоровительная и др. в природе); методы формирования сознания и поведения; методы стимулирования, поощрения, наказания.
Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные: групповые и индивидуальные учебные занятия, дежурства, общественно-полезный труд, праздники, концерты, выезды на природу, экскурсии, прогулки, соревнования, конкурсы, экологические десанты.
Средства: объекты природы, окружающая среда, общение с детьми, организация совместной деятельности, организация коллективных мероприятий, работа с родителями, коллектив воспитанников, игра, труд, художественная литература, художественное слово, картины о природе, изобразительные средства, информационные средства ( фильмы, видеоматериалы, телевизионные передачи, слово педагога), наглядные средства, средства компьютерных технологий и др.
Экологическое воспитание неотделимо от других направлений воспитания – умственного, нравственного, физического, трудового, эстетического, гражданско-правового. Особое значение уделяется здоровьесбережению студентов в условиях ухудшающейся экологической обстановки, обучению мерам защиты от вредных факторов среды обитания. Это, в первую очередь, сохранение собственного здоровья, ведение здорового образа жизни, повышение адаптационных возможностей организма, ознакомление детей с факторами, ухудшающими здоровье и вызывающие болезни: некачественные продукты питания, плохие климатические условия, загрязнённые вода и воздух. Учим детей задумываться о своём отношении к вредным привычкам, полезны ли некоторые «вкусные» продукты, как защитить свою кожу от экологически вредных факторов среды, каким должно быть сбалансированное полезное питание и т. д. Я провожу классные часы и внеаудиторные мероприятия: «Мы за здоровый образ жизни», «Поговорим о вредных привычках», «Продукты полезные и вредные».
К. Д. Ушинский писал:» …Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога».
Нельзя не упомянуть об экологии школьного жилища, где наши воспитанники проводят большую часть своего времени, т.к многие проживают в интернате, вдали от дома, а также об организация здоровьесберегающей среды. От комфортности условий окружающей среды, в которой проживают ребята, рода занятий с детьми, вызывающими положительные эмоции, напрямую зависит эмоциональное и психическое и физическое здоровье воспитанников. Термин «Социальная экология» - раздел социологии, в котором рассматриваются проблемы взаимоотношений человека и среды, актуален и для нас, коллектива воспитанников и сотрудников. Ребята участвуют в поддержании экологически комфортных условий в школьном доме: дежурят, наводя чистоту и порядок в спальнях, классах, интернате, систематически проводят трудовые десанты по генеральной уборке, соблюдают чистоту и порядок в школе и интернате, ходят в сменной обуви.
Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Постановка цели и задач экологического воспитания в школе-интернате I вида позволила коллективу воспитателей определить содержание воспитательного процесса, выбрать методы, формы, средства воспитательного взаимодействия с обучающимися. А условия единого учебно-воспитательного процесса школы обеспечивают результативность проводимой работы по формированию экологической культуры личности неслышащего воспитанника.
Наиболее эффективными формами и средствами воспитания экологической культуры являются экскурсии, труд в природе, занятия с детьми и мероприятия на экологические темы. Они позволяют показать детям природные связи, формируют у них личностное отношение к природе, формы экологического и нравственного поведения. Дети приобретают практические навыки и умения деятельности в природе, сохранения своего здоровья.