Министерство образования Саратовской области
ГАПОУ Саратовской области
«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
на тему:
«Личностно - ориентированный подход в воспитании»
Подготовила: Лабодина С.В.
Балашов 2021
Воспитание предшествует образованию. Оно создает фундамент, на котором созидаются все последующие способности человека. Образование без воспитания — есть попытка построения дома на песке.
Воспитание — целенаправленное управление процессом развития личности студента. Для того чтобы обеспечить каждому студенту полноценное личностное развитие, я считаю наиболее актуальным личностно-ориентированный подход в воспитании.
Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания- это необходимость развивать в студенте стремление к самопознанию и самопостроению, помогать ему, постигать тайны успешной самореализации и открывать в себе неповторимую индивидуальность.
Личностно-ориентированный подход отличается от традиционного тем, что студент не просто получает информацию, но еще приобретает умения и навыки в практическом и психологическом плане, исходя из собственных личностных качеств и природных способностей.
Внедрение личностно-ориентированного подхода в воспитание позволит создать условия для самореализации студентов, развития способности адаптироваться к условиям новой жизни.
У данной формы воспитания есть свои требования:
давать информацию студенту в диалоге;
предоставлять выбор творческой деятельности;
помогать студенту принимать самостоятельные решения.
Особенности личностно-ориентированного подхода
Классный руководитель всегда искренни со своими воспитанниками, потому что они не боятся откровений.
Личностно-ориентированный подход – это уход от авторитарного воспитания, где студент находится под жестким личностным давлением. Сегодня воспитание обязано ставить своей целью дать обществу яркую личность, изумляющую и удивляющую красками своей натуры и характера. Этого требует динамично развивающееся общество. На жизненную арену выходят люди нового типа раскрепощенные, прагматичные в мыслях и действиях, независимые и свободные от шаблонов
Организуя работу с классным коллективом, с семьями своих студентов, каждый педагог должен задать себе вопросы: «Кого и как я хочу воспитать? К чему готовить в жизни? На чём воспитывать? Какие качества стали наиболее важными?».
Одной из форм воспитательной работы является классный час.
Классный час – одна из основных форм внеклассной воспитательной работы. Классный час превращается в час общения, доверительный разговор близких людей, когда каждая встреча становится интересной и нужной каждому.
Классный час – это форма воспитательной работы, при которой учащиеся принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру
Личностно-ориентированный классный час – это, прежде всего, подход к каждому студенту, позволяющий поддерживать процессы самопознания личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности.
Чтобы подготовить личностно-ориентированный классный час, нужно вместе со студентами выбрать тему (интересна ли она для них?). В подготовке классного часа должны принимать участие все студенты группы.
Классный руководитель старается сделать все для того, чтобы готовящееся дело было полезным и интересным для каждого.
Классный руководитель должен подумать о том, что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа были обеспечены положительный эмоционально-психологический настрой и готовность учащихся к участию в коллективном разговоре; в какие моменты дети смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности; каким образом необходимо подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность.
Анализ и оценка результативности классного часа – это обогащение жизненного опыта, личностное значение, комфортность и активность детей в классном часе.
На основе этого, мной, как классным руководителем на протяжении последних двух лет решались следующие воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к малой Родине, семье, природе родного края, народным традициям.
Учить доброте, милосердию, отзывчивости, толерантности.
Воспитывать интерес к учебе, стремление повышать качество своих знаний, способствовать развитию нравственного и духовного мира студентов.
Учить самостоятельности, умению отвечать за свои поступки, нести за них ответственность.
Формировать гражданскую позицию.
Пропагандировать здоровый образ жизни, любовь к физкультуре и спорту.
Организовывать сотрудничество и взаимодействие обучающихся, классного руководителя и родителей. Проводились классные часы по патриотическому воспитанию, по социально-нравственной тематике.
В ходе систематической совместной работы по указанным направлениям на первый план выходит приоритет личности человека — студента, родителя, классного руководителя. Поэтому, работая со студентами, стараюсь придерживаться определённых заповедей:
- принимать студента таким, какой он есть, с его слабостями и недостатками, стремлениями и темпераментом;
- увидеть, разглядеть, не пропустить в студенте все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества;
Если почаще вспоминать эти правила, то учебные заведения станут местом, где «раскрываются сердца», а сам образовательный процесс — учебником жизни, инструментом разрешения жизненных проблем и личностного роста каждого судента.