Министерство образования Саратовской области
ГАПОУ Саратовской области
«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
на тему:
«Организация работы с неуспевающими студентами»
Подготовила: Лабодина С.В.
Балашов 2021
Неуспеваемость – отставание в учении, при котором студент не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой.
Причины неуспеваемости
Социальные причины, т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы;
Несовершенство организации учебного процесса (неинтересные занятия, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка студентов, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и т.д.);
Отрицательное влияние извне - улицы, семьи (отсутствие домашнего режима, безнадзорность).
Отсутствие мотивации;
Слабое развитие волевой организации;
Дефекты здоровья студентов;
Низкое развитие интеллекта.
Основные признаки неуспеваемости обучающихся
1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данной дисциплины умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.
2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что студент не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков.
3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий обучающемуся проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.
Основные способы обнаружения отставаний обучающихся
1. Наблюдения за реакциями обучающихся на трудности в работе, на успехи и неудачи.
2. Вопросы педагога и его требования сформулировать то или иное положение.
3. Обучающие самостоятельные работы в кабинете. При проведении самостоятельных работ педагог получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Наблюдает за работой студентов, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
Работа с неуспевающими студентами
1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий. Формирование индивидуального подхода при дозировке домашнего задания, определении вариантов контрольных работ.
2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.
3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе (дополнительные занятия).
4. Воспитательное воздействие – с неуспевающими студентами должна проводиться индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей студента.
Типы неуспевающих студентов
1. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.), сочетается с положительным отношением к учению.
2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Работа с обучающимися со слабым развитием мыслительной деятельности
Основная помощь обучающимся первой группы, для которых характерны низкая обучаемость, слабое развитие мыслительной деятельности и у которых преобладает репродуктивный (воспроизводящий) подход к решению учебных задач, должна заключаться главным образом в формировании приемов познавательной деятельности. Эти обучающиеся занимаются много, очень старательны, добросовестны, но для успешного обучения им не хватает познавательных сил. Главное в работе с ними - учить учиться. Для того чтобы заинтересовать обучающихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
создавать проблемные ситуации;
активизировать самостоятельное мышление;
организовывать сотрудничество обучающихся на уроке;
выстраивать позитивные отношения с группой;
проявлять искреннюю заинтересованность в успехах студентов.
Этой группе неуспевающих студентов рекомендуют задания, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.
Работа с обучающимися, не желающими учиться
Причиной плохой успеваемости многих студентов является внутренняя личностная позиция - нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Учебное заведение они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям преподавателей относятся отрицательно. Задача педагога в этом случае:
помочь обучающимся осознать необходимость получения новых знаний;
развивать ответственность;
поддерживать уверенность студентов в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.
Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:
решение проблемных ситуаций;
использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
организация сотрудничества, индивидуальная и групповая работа над проектами.
Студентам третьей группы поможет позитивная психология.
У каждого студента есть свои сильные стороны, свои положительные качества. Необходимо найти эти качества и сконцентрировать внимание студента на том, что он действительно может.
Меры предупреждения неуспеваемости обучающихся
1. Всестороннее повышение эффективности каждого занятия.
2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.
3. Индивидуальный подход к обучающемуся.
4. Дифференцированная система домашних заданий.
5. Закрепление за неуспевающими обучающимися более сильных студентов.
Работа с неуспевающими студентами может осуществляться как на учебном занятии, так и вне занятия (дополнительные занятия).
Оказание помощи неуспевающему студенту на учебном занятии
1. В процессе контроля за подготовленностью обучающихся
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе;
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски;
Предложение обучающимся примерного плана ответа;
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
2. При изложении нового материала
Применение мер поддержания интереса к усвоению темы;
Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала;
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным студентом.
3. При организации самостоятельной работы
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа;
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания;
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий;
Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;
Напоминание приема и способа выполнения задания;
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
4. В ходе самостоятельной работы на занятии
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых;
Указание на необходимость актуализировать то или иное правило;
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений;
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих;
Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.
Виды работ со слабоуспевающими студентами
Карточки для индивидуальной работы;
Задания с выбором ответа;
Карточки – тренажеры;
Творческие задания;
"Карточки - информаторы";
"Карточки с образцами решения";
"Карточки-конспекты".
Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
специальных обучающих таблиц и схем для самоконтроля;
карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями;
карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
карточек - инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий;
трёхвариантные задания по степени трудности - облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется обучающемуся);
общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности;
индивидуальные дифференцированные задания;
групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет педагог);
равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности;
общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения;
индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
Необходимо создать на занятии ситуацию успеха:
помочь сильному студенту реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
слабому - выполнить посильный объем работы.
Профилактика неуспеваемости
1. В процессе контроля за подготовленностью обучающихся. Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у обучающихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые студентами в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для группы и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала студентами, пропустившими предыдущие занятия. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков обучающимися, выявлять причины отставания. |
2. При изложении нового материала.
Обязательно проверять в ходе занятия степень понимания обучающимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны обучающихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем студентам активно усваивать материал.
3. В ходе самостоятельной работы.
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к преподавателю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь студентам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.
4. При организации самостоятельной работы вне кабинета. Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать обучающихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими студентами.