СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательный потенциал исторических задач на уроках обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный потенциал исторических задач на уроках обществознания»

Воспитательный потенциал исторических задач на уроках обществознания



И воспитание, и образование нераздельны.

Нельзя воспитывать, не передавая знания,

всякое же знание действует воспитательно.

Л.Н. Толстой. «О воспитании»



Перед современным отечественным педагогическим сообществом в последнее десятилетие очень остро встал вопрос о возрождении патриотизма и формировании активной гражданской позиции среди подрастающего поколения. Большое внимание уделено воспитательному аспекту на всех ступенях образовательного процесса. Решение этого вопроса в настоящее время особенно важно в связи с наметившимися негативными тенденциями, как в части российской общественности, так и в мировом сообществе в целом.

Во – первых, среди молодого поколения соотечественников значительно снижен уровень ценностного отношения к Родине, ее культурно – историческому прошлому. Зачастую это связано с распространением заведомо ложных, искаженных фактов об истории нашей страны и ее роли на международной арене на протяжении всего периода ее существования, и особенно за последнее столетие. Эта целенаправленная работа заинтересованных лиц, ведущих подрывную деятельность среди неокрепших умов российской молодежи, к сожалению, приносит свои плоды. Они проявляются в снижении патриотического настроя молодого поколения россиян, принимающего порой самые уродливые формы вплоть до русофобии.

Во – вторых, прослеживается общее падение уровня нравственности и духовного развития соотечественников младшего и среднего возраста. События, происходящие в мире в целом, в частности глобализационные процессы, навязывающие подчас абсолютно чуждую народу модель поведения, не свойственную его исторически сложившемуся менталитету и традициям, оказывают колоссальное влияние на общественное мировоззрение. Это приводит к деформации или полному отсутствию правильно сформировавшейся системы ценностных ориентиров подростков. Оба этих негативных направления заставляют систему российского образования уделить повышенное внимание воспитательному процессу. Особенно велик в этой сфере потенциал уроков истории и обществознания, которые напрямую оказывают влияние на формирование системы ценностей учащихся. Грамотный подход педагога к этому процессу оказывает решающее значение в процессе усвоения подростками правильных духовно – нравственных и смысловых ориентиров.

Особенно важен факт самостоятельного получения знания и его осмысления учащимися под чутким руководством наставника. В данном случае особенно эффективен новый метод работы с учащимися различных возрастных групп – ситуационные задачи с историческим содержанием. Включение исторического компонента в работу с текстом, облечение в него учебной задачи позволяет реализовывать воспитательный потенциал в разных предметных областях. История пронизывает все науки, все имеет свою историю. Главное в этом виде работы – правильно составить ситуационную задачу и вложить в ее канву не только исторические факты, но и побудить ребенка к вычленению более тонкой смысловой проблемы, решение которой будет связано с раскрытием воспитательного потенциала. Ведь только то, что человек сам прочувствовал, пережил, чем заинтересовался, оставляет след в душе на всю жизнь, а не становится частью кратковременной памяти. Если в каждой задаче наводить ребенка на мысль, влияющую на формирование духовно – нравственных ориентиров, мы постепенно получим желаемый педагогический результат, который будет включать в себя не только получение нового знания, но и воспитательный аспект. Осмысленная многоступенчатая работа с текстом, которая предлагается в работе с ситуационными задачами, является прекрасным подспорьем для каждого педагога.

В очередной раз хочется вспомнить слова великого русского писателя Л.Н. Толстого, который в своем религиозно – философском произведении «Круг чтения» дает очень точное описание значения этого явления. «Мысль только тогда движет жизнью, когда она добыта своим умом или хотя отвечает на вопрос, возникший уже в душе. Мысль же чужая, воспринятая умом и памятью, не вли­яет на жизнь и уживается с противными ей поступками», - говорит писатель. Это изречение как раз описывает важность рождения благой мысли в сердце человека, а не механическое бездушное насаждение чужих выводов. Только так можно добиться желаемого результата.

Помимо вышесказанного следует учесть, что, по мнению педагогов, работающих с ситуационными задачами с историческим содержанием, мы получаем еще ряд дополнительных положительных результатов от данного вида деятельности. Работа с СЗсИС позволяет учащемуся систематизировать свою деятельность не только в плане работы с текстом, но и научиться упорядочивать свою работу в любой сфере, расширяет способности привлекать дополнительные знания, отсутствующие в тексте, добывать необходимую информацию, скрытую в историческом документе или ином источнике.

К сожалению, ограниченное время на уроке не всегда позволяет реализовать полностью воспитательную задачу, стоящую перед учителем. Однако в этом случае ситуационные задачи с историческим содержанием могут быть применены и в качестве домашнего задания, и на внеурочной деятельности. Более того на тематических классных часах, посвященных различным памятным историческим событиям, духовно-нравственным вопросам этот вид работы будет также незаменим.

Напоследок хотелось бы напомнить о том, что воспитание – процесс двусторонний. Воспитывая учащихся, мы в очередной раз обращаемся и к самим себе. Взаимодействие ученика и учителя выражается во взаимовлиянии воспитателей и воспитанников, обеспечивающем совершенствование личностей воспитателя и воспитанника.

Воспитатель, сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника.
В.И.Даль




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!