Воспитательный потенциал исторических задач на уроках обществознания
И воспитание, и образование нераздельны.
Нельзя воспитывать, не передавая знания,
всякое же знание действует воспитательно.
Л.Н. Толстой. «О воспитании»
Перед современным отечественным педагогическим сообществом в последнее десятилетие очень остро встал вопрос о возрождении патриотизма и формировании активной гражданской позиции среди подрастающего поколения. Большое внимание уделено воспитательному аспекту на всех ступенях образовательного процесса. Решение этого вопроса в настоящее время особенно важно в связи с наметившимися негативными тенденциями, как в части российской общественности, так и в мировом сообществе в целом.
Во – первых, среди молодого поколения соотечественников значительно снижен уровень ценностного отношения к Родине, ее культурно – историческому прошлому. Зачастую это связано с распространением заведомо ложных, искаженных фактов об истории нашей страны и ее роли на международной арене на протяжении всего периода ее существования, и особенно за последнее столетие. Эта целенаправленная работа заинтересованных лиц, ведущих подрывную деятельность среди неокрепших умов российской молодежи, к сожалению, приносит свои плоды. Они проявляются в снижении патриотического настроя молодого поколения россиян, принимающего порой самые уродливые формы вплоть до русофобии.
Во – вторых, прослеживается общее падение уровня нравственности и духовного развития соотечественников младшего и среднего возраста. События, происходящие в мире в целом, в частности глобализационные процессы, навязывающие подчас абсолютно чуждую народу модель поведения, не свойственную его исторически сложившемуся менталитету и традициям, оказывают колоссальное влияние на общественное мировоззрение. Это приводит к деформации или полному отсутствию правильно сформировавшейся системы ценностных ориентиров подростков. Оба этих негативных направления заставляют систему российского образования уделить повышенное внимание воспитательному процессу. Особенно велик в этой сфере потенциал уроков истории и обществознания, которые напрямую оказывают влияние на формирование системы ценностей учащихся. Грамотный подход педагога к этому процессу оказывает решающее значение в процессе усвоения подростками правильных духовно – нравственных и смысловых ориентиров.
Особенно важен факт самостоятельного получения знания и его осмысления учащимися под чутким руководством наставника. В данном случае особенно эффективен новый метод работы с учащимися различных возрастных групп – ситуационные задачи с историческим содержанием. Включение исторического компонента в работу с текстом, облечение в него учебной задачи позволяет реализовывать воспитательный потенциал в разных предметных областях. История пронизывает все науки, все имеет свою историю. Главное в этом виде работы – правильно составить ситуационную задачу и вложить в ее канву не только исторические факты, но и побудить ребенка к вычленению более тонкой смысловой проблемы, решение которой будет связано с раскрытием воспитательного потенциала. Ведь только то, что человек сам прочувствовал, пережил, чем заинтересовался, оставляет след в душе на всю жизнь, а не становится частью кратковременной памяти. Если в каждой задаче наводить ребенка на мысль, влияющую на формирование духовно – нравственных ориентиров, мы постепенно получим желаемый педагогический результат, который будет включать в себя не только получение нового знания, но и воспитательный аспект. Осмысленная многоступенчатая работа с текстом, которая предлагается в работе с ситуационными задачами, является прекрасным подспорьем для каждого педагога.
В очередной раз хочется вспомнить слова великого русского писателя Л.Н. Толстого, который в своем религиозно – философском произведении «Круг чтения» дает очень точное описание значения этого явления. «Мысль только тогда движет жизнью, когда она добыта своим умом или хотя отвечает на вопрос, возникший уже в душе. Мысль же чужая, воспринятая умом и памятью, не влияет на жизнь и уживается с противными ей поступками», - говорит писатель. Это изречение как раз описывает важность рождения благой мысли в сердце человека, а не механическое бездушное насаждение чужих выводов. Только так можно добиться желаемого результата.
Помимо вышесказанного следует учесть, что, по мнению педагогов, работающих с ситуационными задачами с историческим содержанием, мы получаем еще ряд дополнительных положительных результатов от данного вида деятельности. Работа с СЗсИС позволяет учащемуся систематизировать свою деятельность не только в плане работы с текстом, но и научиться упорядочивать свою работу в любой сфере, расширяет способности привлекать дополнительные знания, отсутствующие в тексте, добывать необходимую информацию, скрытую в историческом документе или ином источнике.
К сожалению, ограниченное время на уроке не всегда позволяет реализовать полностью воспитательную задачу, стоящую перед учителем. Однако в этом случае ситуационные задачи с историческим содержанием могут быть применены и в качестве домашнего задания, и на внеурочной деятельности. Более того на тематических классных часах, посвященных различным памятным историческим событиям, духовно-нравственным вопросам этот вид работы будет также незаменим.
Напоследок хотелось бы напомнить о том, что воспитание – процесс двусторонний. Воспитывая учащихся, мы в очередной раз обращаемся и к самим себе. Взаимодействие ученика и учителя выражается во взаимовлиянии воспитателей и воспитанников, обеспечивающем совершенствование личностей воспитателя и воспитанника.
Воспитатель, сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника.
В.И.Даль