Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы в процессе освоения новых стандартов
И воспитание, и образование неразделимы.
Нельзя воспитывать, не передавая знания,
всякое же знание действует воспитательно.
Л.Н.Толстой
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
По-настоящему развивающее обучение не может не быть не воспитывающим. Доказано, что классные часы, внеклассные мероприятия, общение с подростками на переменах составляют не более 3% времени общения учащихся с педагогом. Поэтому воспитательная работа должна проводиться главным образом на уроке. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся.
А что мы наблюдаем сегодня, глядя на современного школьника? Бедность словаря, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, употребление однозначных слов, отсутствие навыков логического анализа, ограниченность кругозора – вот далеко не полный перечень проблем нынешнего ученика. На исправление этого и нацелен воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы.
Безусловно, урок по любому учебному предмету должен решать как образовательные, так и воспитательные задачи. Но все же наиболее полно этому способствуют предметы русского языка и литературы. Они ненавязчиво и порой незаметно позволяют на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Работая впервые в этом году по новым стандартам, я стараюсь делать акцент на личностное развитие ученика, чтобы он получил предметное образование, познал что-то новое, организовал самого себя, приобрёл коммуникативные умения и навыки.
Одним из результатов моей работы в этом году и требованием ФГОС является составление технологической карты уроков. Это своеобразный сценарий, который помогает выстроить урок так, что виден весь его воспитательный потенциал, он вырисовывается незаметно по мере составления карты.
Я заметила, что четко продуманные этапы урока с первых минут организуют обучающихся на работу, учат слушать и воспитывают надежду быть услышанными.
Не буду останавливаться на всех 9 пунктах классической технологической карты, затрону в качестве примера лишь некоторые из них.
На уроках важен психологический климат, который проявляется в эмоциональном настрое педагога и учащихся. Поэтому организационный момент я начинаю часто с приёма графической рефлексии. Этот приём воспитывает у учащихся самоопределение, умение планировать своё сотрудничество с одноклассниками и учителем.
На этапе мотивации часто предлагаю ученикам работу с небольшим стихотворением или текстом. Анализ текста воспитывает художественное восприятие окружающего мира, и в то же время работа с данным материалом позволяет плавно перейти к изучению новой темы. Требования, предъявляемые к текстам, - их компактность и художественная образцовость.
На этапе актуализации знаний я стараюсь создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. В связи с этим предлагаю проблемные задания в виде загадок, пословиц, сказок, афоризмов, притч, которые обладают огромным воспитательным потенциалом при условии их тщательного подбора и учёта возрастных и психологических особенностей класса.
При изучении новой темы мною часто даётся задание исследовательского характера, работа над ним осуществляется в парах, что опять-таки является неотъемлемой частью воспитательного процесса на уроке.
При получении новых знаний обучающиеся имеют возможность сами, без участия учителя, выявить новое, а затем помочь друг другу применить новые знания на практике.
Я это называю мини-исследованием. Если материал сложный, ученик может использовать схему построения рассуждения, подсказку – опору из слов, помогающих выстроить логику мыслей.
Хорошо, если результаты полностью совпадают с содержанием параграфа.
Это вселяет в детей уверенность, укореняет мысль – «Я могу!». Это и есть воспитание личности, понимающей, что происходит, осознающей ответственность за сказанное и сделанное на уроке.
На этапе рефлексии ученики не только учатся подводить итоги и контролировать себя, но и осознавать свою значимость в процессе проделанной работы. Успех рождает желание проявить творчество, предложить помощь, поработать в группе.
Если в полном объёме проанализировать технологическую карту на предмет воспитательного потенциала урока, то можно заметить, что весь урок направлен не только на образование ученика, но и на его разностороннее воспитание. Это осуществляется не только посредством личностных УУД, но и предметных и метапредметных (таких как планирование сотрудничества, анализ своей деятельности и деятельности одноклассников, самооценка, коррекция, развитие самостоятельности и др).
Уроки литературы всегда были и остаются местом, где можно использовать различные виды творческой деятельности, дающей возможность каждому ребенку по-своему и самому познавать мир, максимально раскрыть свой интеллектуальный, творческий потенциал, свои умственные способности, духовные возможности.
Так, в 5 классе после прочтения художественного произведения наряду с другими заданиями предлагаю нарисовать картины природы, изобразить героев произведения, места происходящих событий. В эту пору дети рисуют охотно. Иногда достаточно бывает самого легкого стимула: выставка работ, созданных детьми, возможность высказать свое мнение по поводу написанного или изображенного. Главная задача - сформировать у учащихся умение выделить из прочитанного произведения интересные детали и передать их в рисунке, показать в цвете, выражая свои эмоции.
Привлечение театрализованных сцен на уроках литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию. Подготовка инсценировок требует времени, но результат того стоит. Осуществляются принципы педагогики сотрудничества, подготовка к ним позволяет вывести ребят на новый уровень осмысления прочитанного: через творчество увидеть нравственные, духовные, эстетические аспекты произведения.
В своей деятельности для решения гражданственного, духовно-нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки- исследования, беседы, дискуссии, позволяющие рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье. Такие уроки развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличать реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки и действия.
Также практикую на своих уроках сочинения-миниатюры, сочинения- рассуждения о нравственных понятиях: совести, милосердии, сострадании, благородстве, чести и человеческом достоинстве.
Нельзя забывать и о роли неосознанного воспитания, когда педагог воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к ребятам, коллегам.
Самый главный воспитательный момент урока – вызвать эмоциональный всплеск в душах ребят. Для этого я привлекаю такие средства воздействия, как музыка и живопись (репродукции, портреты). Это способствует активизации процессов образования и нравственного воспитания. Большую помощь оказывают новейшие технологии: использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность, презентации и тесты. Все это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе. Современный урок несет детям гораздо больше информации. Он делает учеников свободными в своем выборе. Это воспитывает гражданина – личность, способную к самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению, самореализации
Разные классы, разные дети… Мы вместе учимся, открывая для себя что-то новое. Главное – вступить в диалог, ведь именно через него происходит культурное, нравственное и духовное воспитание учащихся да и самого учителя.
--------Обучение анализу поступков героев способствует саморазвитию учащихся. Используя понятия «мотив поступка», «цель жизни», обучающиеся проводят параллель от литературы к жизни, создавая модель своего будущего.
-------Часто практикую на своих уроках сочинения-миниатюры, сочинения- рассуждения о нравственных понятиях: совести, милосердии, сострадании, благородстве, чести и человеческом достоинстве
------- Совместное творчество – от отбора до интерпретации материала – никого не оставляет равнодушным, это повышает интерес к предмету. Во-вторых, подготовка к таким занятиям приучает школьников к углубленной самостоятельной работе с произведением. В-третьих, именно на таких уроках выразительное чтение, как результат анализа текста, становится основным приемом постижения художественного произведения. В-четвертых, подготовка к ним позволяет вывести ребят на новый уровень осмысления прочитанного: через творчество увидеть нравственные, духовные, эстетические аспекты произведения.
??????Эффективными формами воспитания патриотизма, которыми я использую на уроке являются знакомство с биографиями выдающихся писателей, характеристикой героев произведений, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении Родине, своему народу; с материалами о героическом прошлом страны, о его мужестве; приобретение и расширение знаний о родном крае; формирования у них потребности в овладении культурой межнациональных отношений; компьютерные презентации.
Работая над созданием единого образовательного пространства, способствующего
воспитанию и развитию духовных и нравственных качеств личности школьников,
интегрирующего учебно – воспитательный процесс урочной и внеурочной деятельности, мы
выделяем три основных этапа:
Первый этап - 5 класс - направлен на приобретение/расширение школьниками
социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально
одобряемых и социально неодобряемых формах поведения в обществе),
формирование
понимания
происходит на уроках литературы, истории, обществознания, ОСЭ в 5-х классах по ФГОС
ООО и др. уроках.
На своих уроках я стараюсь создать условия для воспитания у учащихся чувства
удовлетворения от возможности показать на занятии свои знания не только по русскому языку и литературе, но и в других областях школьных знаний, развивать умения работать в группе; развивать культуру речи, художественную культуру оформительской деятельности.
Так на уроке русского языка можно предложить для разбора небольшие предложения, которые позволяют поставить проблемные вопросы, направленные на выяснение духовно-нравственной позиции обучающихся к окружающей действительности. Такими предложениями могут быть, например, пословицы: Люди стали жить богаче, но беднее стала речь. Много на свете умных, да добрых мало.
С этой же целью можно практиковать на уроках сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения, направленные на осмысление таких нравственных понятий как совесть, милосердие, сострадание, благородство.
Как правило, большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность детей. Но ведь намного проще организовать деятельность учащихся только на одном уровне - репродуктивном. Вот почему у нас так живуча и популярна система уроков, базирующихся на пятизвенной структуре: оргмомент, опрос, новый материал, закрепление, домашнее задание.
Ребятам надоедает скучный схематизм и бесцветность однотипных уроков. Воспитательные последствия этого – следовать моде, жизнь по заведенному порядку, следование стандартам. А структурно-сюжетное разнообразие уроков приводит к воспитанию исследователя, творческого человека.
Урок – это не только форма обучения, а огромный воспитательный потенциал. Реализация, которого зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, от профессионализма учителя, его методической грамотности, умения определять образовательные и воспитательные возможности. Талант педагога – в тонком чувствовании возможностей своего предмета, в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности.
Содержание учебного предмета на уроке - мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности.
Безусловно, воспитательное значение имеют все учебные предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут, на наш взгляд, гуманитарные дисциплины. И русский язык не является среди них исключением. Он имеет широкие воспитательные возможности, не уступающие, вопреки существующему мнению, литературе. Русский язык как учебный предмет обладает особым потенциалом в духовно - нравственном становлении личности, развитии ее эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, в привитии коммуникативной культуры.
Мой предмет имеет, на мой взгляд, высокий воспитательный потенциал, самые большие и разнообразные возможности в деле формирования мировоззрения молодого поколения.
Но и на обычном «рабочем» уроке учитель русского языка вполне успешно может осуществлять свои функции воспитателя. Основная задача педагога в этом плане – правильно подобрать языковой материал, чтобы иметь возможность достичь не только образовательных целей урока, но и акцентировать внимание учащихся на той или иной проблеме нравственного, морально – этического характера. При этом на уроках русского языка учитель может вести работу практически по всем направлениям воспитательного стандарта????
Этап мотивирования к учебной деятельности в процессе обучения предполагает
осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке.
Чтобы увидеть ребенка в процессе обучения , его надо открыть, повернуть к себе,
включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда,
когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее
выполнения, когда: Мотивация создает благоприятные условия для самореализации личности.
Обязательным воспитательным элементом на уроке является обращение к личному,
самобытному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через
моделирование жизненных ситуаций
5. Терминологический диктант.
Он способствует развитию словарного запаса учащихся и усвоению литературных норм произношения слов. В начале урока, так как развивает и воспитывает стремление узнать новое и ли поделиться свои знанием данного термина с одноклассником