Воспитательский час «Необычное в обычном»
с применением методов опытов и экспериментов.
(опыты с водой)
Муниципальное казённое образовательное учреждение “Мошковская общеобразовательная школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья” Мошковского района
Подготовила: воспитатель Баскакова Евгения Викторовна
1 классификационной категории
Цели:
Образовательные: создать условия для осуществления поиска необходимой информации через проведение опытов; осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, структурирования знаний; раскрыть тайны воды; создавать условия для развития исследовательских способностей обучающихся.
Воспитывающие: воспитывать готовность к самопознанию, способность к созидательной деятельности, бережное отношение к инвентарю, обогащать словарный запас детей.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности образовательной деятельности; прививать любовь к природе.
Регулятивные: высказывать свое мнение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью педагога; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию во внеурочной деятельности.
Оборудование: стаканчики, зубочистки, тарелочки, полоски с мерной линией, 2 мандарина, чайные ложки, 2 банки, шапочки профессора, трубочки, презентация, карточки со словами.
Ход занятия.
Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня к нам в школу приходил Знайка и передал письмо и волшебный сундучок.
Прочитаем?
Здравствуйте, ребята школы интернат. Я вам сегодня предлагаю увидеть необычное в обычном. А что вам поможет увидеть необычное, догадайтесь сами, отгадав загадку.
Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда вам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли-
Жить нельзя нам без …(воды)
Воспитатель: Читаем дальше.
Дорогие ребята. Предлагаю вам с вашим воспитателем отправиться в путь с запасами воды. На этом пути я оставила для вас подсказки. А еще я вам предлагает стать ученными, которые будут исследовать необычное и дарю шапочки академиков. Сундук закрыт на замок. Догадайтесь как достать ключ из банки, не используя никаких приспособлений. Отгадка близка. Вспомните, что вы уже знаете о воде?
Ответы детей: (прозрачна)
Воспитатель: Ребята, кто желает стать ученным? Разбираем шапочки.
Ну что, отправляемся в добрый путь?
Мы пришли на мандариновую полянку. Что здесь нас ждет обычное, а что необычное?
Опыт № 1
Воспитатель: Приступаем к опыту. Кто мне поможет?
Берем 2 баночки с водой
В первую опускаем мандарин.
Смотрим, что получилось.
Во вторую баночку опускаем очищенный мандарин.
Скажите, пожалуйста, почему мандарин в этой банке на поверхности воды, а в этой утонул?
Дети: Кожура у мандарина не плотная, содержит много частичек воздуха, которые помогают оставаться на поверхности; во второй банке мандарин очищен, поэтому он тяжелее.
Воспитатель: Какие мы молодцы! Продолжаем наш путь. Мы с вами оказались у дерева. Посмотрите, в его дупле что-то есть. Что же это может быть?
Дети: Подсказка.
Воспитатель: Открываем?
Опыт № 2
Воспитатель: Что нам предстоит снова выполнить опыт?
Приступаем, следуя подсказкам Знайки.
Опускаем полоску в стакан до мерной линии.
Наблюдаем, что происходит.
Что вы видите?
Дети: Вода поднимается вверх.
Воспитатель: В чем секрет?
По научному это свойство называется свойством капиллярности. Повторим. Дети: Повторяют хором.
Воспитатель: Салфетка имеет пористую структуру и клетки капилляры, которые поднимают воду вверх.
Замечательно. Продолжаем наш путь.
Физ. Минутка:
Выходите к доске и вставайте вкруг.
Жил-был охотник
Взял он ружье,
Надел рюкзак
И пошел на охоту.
Идет по дороге (шагаем)
По тропинке (хлопаем по ногам)
По траве (трем ладоши)
По луже (хлопаем в ладоши)
По болоту (чмокаем)
Вдруг из-за куст выскочил медведь р-р-р
Испугался охотник
Бросил ружье,
Бросил рюкзак и побежал
По болоту,
По луже,
По траве,
По тропинке,
По дороге.
Прибежал домой и спрятался. Садимся на места.
Воспитатель: Посмотрите ребята, кто сидит у нас на пути?
Дети: Собачка.
Воспитатель: У нее в лапах новое для нас задания.
Опыт № 3
Воспитатель: Приступаем к опыту.
Выложите на тарелочке вот такую снежинку из палочек.
Налейте из чайной ложки в серединку снежинки воду.
Что мы наблюдаем?
Дети: Снежинка превратилась в звездочку.
Воспитатель: Как вы думаете, почему?
Дети: Деревянные палочки, под воздействием воды, набухли и распрямились.
Воспитатель: Это тоже свойство капиллярности.
Отправляемся дальше в путь. Что встречаем на своем пути?
Дети: Корзинки с номерами.
Воспитатель: Ребята, в каком корзинке находится подсказка, как вы думаете? Дети: 4 опыт, значит в корзинке с цифрой 4.
Воспитатель: Прежде чем мы заглянем в корзинку, ответьте на вопрос. Вода есть в стаканчике, в ведерке, в банке. И имеет форму данного сосуда, в котором она находится. Из одного сосуда перелить воду в другой. Зачерпну воду ложкой, теперь вода принимает форму ложки. Вылью содержимое на стол. Есть ли форма?
Дети: Нет
Воспитатель: Какими свойствами обладает вода?
Дети: Не имеет формы, текучая.
Воспитатель: А мы с вами заставим воду не течь.
Опыт № 4
Воспитатель: Опускаем трубочку в стаканчик с водой
Зажимаем верхнее отверстие трубочки пальчиком
Переносим ее в пустой стакан
Отпускаем пальчик.
Почему вода осталась в трубочке, а не вытекла?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Продолжаем путь. На пути встречается курица.
О чем просит нас курица?
Дети: Научить сырое яйцо плавать.
Опыт № 5
Дети взяли яйцо и погрузили в емкость с водой.
Воспитатель: А разве оно не плавает? Опускаю, не плавает.
Ребята, а какая вода по вкусу?
Дети пробуют воду на вкус
Дети: Не имеет вкуса.
Воспитатель: А если мы в нее положим соль?
Почему соли не стало видно?
Дети: Она растворилась.
Воспитатель: Вернемся к заданию. Опустим яйцо в соленную воду. Тут все дело в плотности. У простой воды плотность меньше, поэтому яйцо опускается вниз, а плотность соляного раствора выше, и поэтому яйцо поднимается вверх.
Ребята, мы научили сырое яйцо плавать?
Дети: Да.
Воспитатель:
Мальчики и девочки, вы просто молодцы!
Вы смогли сделать все, что исследовала я. В корзинке есть для вас от меня угощения!
Удачи вам!
Ваш друг Знайка.
Воспитатель:
Ребята, на этом наше занятие подходит к концу. Оцените, пожалуйста, наш воспитательский час. Если вам понравилось, поднимите красную колбочку. Если вам было хорошо, то желтую, а если было скучно, то синюю.
На этом наше занятие заканчивается.
До свидания, до новых встреч!