Конспект воспитательского занятия на тему: «Обычаи и традиции бурятского народа»
Цель: Воспитывать любовь и уважение к родному краю, людям которые в нем живут, к традициям и обычаям бурятского народа.
Задачи: Закрепить знания о жилище, названия пяти священных домашних животных на бурятском языке.
Воспитывать бережное отношение к животным.
Формировать представления об элементах бурятского национального орнамента, играх бурят.
Активизация словаря: дэгэл ( халат), гуталы ( сапоги), малгай ( шапка).
Развивать речь (расширять словарный запас детей на бурятском языке), память, внимание.
Материалы и оборудование: бурятские национальные костюмы, палочки-кони для подвижной игры.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением людей разных национальностей, проживающих на территории Бурятии. Чтение бурятских сказок. Рассматривание иллюстраций с изображением пяти священных домашних животных, заучивание названия на бурятском языке.
Ход занятия:
Здравствуйте,ребята! Давайте поздороваемся, теперь на бурятском языке Сайн байна!
(Дети повторяют)
Воспитатель: Ребята, каждый народ, в зависимости от того, где он живет, занимается своим трудом, имеет национальный язык, свои песни, сказки, стихи, обычаи и обряды. Нам с вами посчастливилось жить в живописном крае, где бок о бок проживают люди разных национальностей. В какой республике мы живем?
Дети: В Бурятии.
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, люди каких народностей проживают рядом с нами? (ответы детей)
Воспитатель: Да, все мы дружно живем на бурятской земле, люди у нас радушные, поэтичные, доброжелательные. Каждый народ имеет свои давние традиции, культуру, искусство. Познакомиться с искусством бурятского народа мы можем посещая Бурятский драматический театр, Бурятский оперный театр, кукольный театр “Ульгэр”, художественный музей имени Сампилова. Ребята, сегодня мы отправимся в мир бурятской культуры, обычаев, традиций. Послушайте загадку и найдите к ней отгадку: “Дом без крыши и трубы” (юрта). Раньше буряты жили в поселениях – улусах. Каждый улус состоял из нескольких юрт. В улусах буряты жили только зимой и поэтому их юрты назывались зимники. Основа деревянная, а сверху прикреплялся войлок (ткань, из чего сшиты валенки). А летом буряты часто переезжали с места на место и поэтому юрты были деревянные и легко разбирались и собирались. Буряты издревле были кочевниками. Они кочевали по степям - пастбищам со своими отарами, стадами. У бурят есть пять драгоценных животных. Вы знаете,можете сказать какие это животные? Назовите мне их
Дети: лошадь, корова, овца, коза, верблюд
Воспитатель: Вы молодцы! Правильно.
Актуализация знаний
- Энэ хэн бэ? Это кто? Морин на бур.яз.- Лошадь
- Юунэй тулоо мори баридыг бэ? Для чего держат лошадей?
Ответы детей: транспорт, молоко, мясо, изделия из шкуры.
- На лошади пасли скот, охотились, перевозили добро при кочевке. Лошади давали молоко. Из шкуры лошадей шили в основном домашнюю рабочую одежду. Лошадь для бурят была не только священным животным, но и другом, помощником.
“Не наделив человека крыльями – небо подарило ему лошадь” – так гласит бурятская народная мудрость.
- Очень много обычаев, сказок, легенд придумано для лошадей. Буряты никогда не били и не ругали лошадей. Лошади были с человеком и в радости, и в горе, в жару и в холод. Они очень преданные животные, верные друзья. Буряты с детства запрягали и распрягали лошадей. Едва научившись ходить, ребёнок уже умел скакать на коне.
- Энэ хэн бэ? (ухэр). Это кто? (корова).
- Юунэй тулоо ухэр баридыг бэ? Для чего держат коров?
Ответы детей: молоко, мясо, изделия из шкуры коров.
В коровнике нужно убираться, чтобы скоту было сухо и тепло.
- Энэ хэн бэ? (хонин). Это кто? (овца).
- Юунэй тулоо хонин хэрэгтэйб? Для чего держат овец?
Ответы детей: молоко, мясо, изделия из шерсти, шкуры овец.
В кошаре нужно убираться, чтобы овцам и ягнятам было сухо и тепло.
В начале лета буряты собирались и устраивали стрижку овец, чтобы овцам было легче в жару. Шерсть овец очень ценится, потому что из шерсти изготавливали войлок для юрты, матрасов, набивали одеяла, подушки, пряли пряжу и вязали носки, одежду.
- Энэ хэн бэ? (ямаан). Это кто? (коза).
-Юунэй тулоо ямаа баридаг бэ? Для чего держат коз?
Ответы детей: молоко, изделия из шкуры, шерсти.
Воспитатель: В сарае для коз тоже нужно убираться, чтобы козлятам было сухо и тепло. Козы неприхотливые животные, не требующие особого ухода.
Буряты, особенно бедные, держали несколько коз, так как они были неприхотливыми и козье молоко очень полезное. Шкуры использовали для изготовления домашней одежды, пух и шерсть для изготовления веревок, носков.
- Энэ хэн бэ? (тэмээн). Это кто? (верблюд).
- Юунэй тулоо тэмээ баридаг бэ? Для чего держат верблюдов?
Ответы детей: транспорт, молоко, изделия из шерсти верблюдов.
Воспитатель: В стойле верблюдов держали зимой, а летом в заоне.
Верблюдов использовали как рабочий скот. Верблюд мог поднять намного больше груза, чем лошадь, что было хорошо при кочевке. Мясо верблюда не употребляли в пищу, из шерсти делали толстые и крепкие веревки для стяжки юрты. Из верблюжьей шерсти изготавливали летние стеганые халаты, шили одеяла, сучили веревки, нити, из которых вязали мешки.
Ребята, а для того, чтобы животные были здоровыми, чистыми, давали много молока, мясо что нужно делать человеку, нужно ли прилагать усилия?
Давайте поиграем, игра «Скачки». Бег на лошади (палочке) вокруг кеглей, кто быстрей.
Ребята, бурятская одежда отличается от русской? А как вы думаете почему? (ответы детей).
Воспитатель: Потому, что у каждого народа есть свой костюм. А еще, ребята, бурятский костюм приспособлен к тому, чтобы ездить верхом на лошадях, ведь буряты пасли овец в холодной степи.
Воспитатель показывает детям иллюстрации с бурятской одеждой: шапка (малгай), верхняя одежда (дэгэл), сапоги (гуталы).
- А вы знаете, в какой последовательности одеваются буряты в национальную одежду? Сначала они одевают гуталы (сапоги). Ребята, а как вы думаете, для чего у гуталов носок поднят кверху? (ответы детей). Чтобы не запнуться; чтобы «не поранить» землю. Ведь буряты очень бережно относились к земле – матушке. Затем одевают дэгэл (верхняя одежда), посмотрите, какой глубокий запах и воротник – стойка у дэгэлов. Для чего это? (ответы детей). Чтобы было теплее, ведь буряты в стужу ездят на конях, пасут скот, этим занимаются и мужчины и женщины. Посмотрите, наверху пришито целых три пуговицы и какие они красивые.
Верхняя пуговица приносит прибыль. Средние пуговицы символизируют многочисленное потомство, чтобы было много крепких и здоровых детишек.
Нижние пуговицы-это символ плодородия скота, чтобы стада были тучными, многочисленными; ведь скот – это главное богатство бурят.
В последнюю очередь одевают – малгай (шапку). Это для того, чтобы жизнь была долгой-долгой. Головные уборы ребята, нельзя, было бросать на землю, перешагивать через нее, относиться к ней небрежно.
Показ иллюстраций с орнаментом. Что это? (ответы детей)
Воспитатель:Орнаменты мы видим везде. Орнамент обозначает узор, украшение. В древние времена человек разрисовывал себе лицо, тело, различные предметы, одежду, чтобы уберечься от злых духов. У каждого народа сложены свои орнаменты. Человек “подсмотрел” орнаменты у природы. Всевозможными узорами расписала она спинки гусениц и змей, создала листья и цветы, симметричными узорами покрыла крылья бабочек
В своей культуре буряты активно используют традиционные орнаменты - узоры, основанные на повторении и чередовании различных элементов. Издавна бурятский орнамент играет роль оберега, талисмана и благопожелания, им украшают многие вещи, мебель, одежду. Любой такой узор содержит определённый смысл, например, пожелания здоровья, долгих лет жизни, многочисленного потомства, счастья и богатства. Вещи с такими узорами приносят в дом мир и удачу.
К тотемным узорам бурятов относится круг, символизирующий Солнце. Солнце почитали все народы мира. Поклонялись Солнцу и буряты. Круглыми бывают украшения, круглая юрта, круглая посуда, главный танец бурят ёхор – круг, а также роговидный узор - символ удачной охоты, приносящий изобилие и процветание. Шоу - круг, поделенный на сегменты, изображает черепаший панцирь, знак мудрости и вечности. Меандр похож на молоточки, это пожелание успехов в труде, трудолюбия и бесконечного счастья. Облака - пожелание духовного развития и совершенства. Все водные узоры - символ вечности народа. Ещё один распространённый в бурятской культуре узор - «плетенка» - символ счастья, благополучия и долголетия.
Воспитатель: Ребята, еще есть такая игра кости, и на бурятском языке «Шагай наадан» В игру из косточек бараньей лодыжки – «шагай» - играли не только дети, но и взрослые. Эти игры были разнообразны и требовали ловкости, быстроты, терпения – качеств, необходимых кочевнику. В каждом доме имелись эти косточки, хранились в специально сшитых мешочках и постоянно пополнялись. Косточки раскрашивались в разные цвета. Каждый гордился своей коллекцией и старался не отставать от других.
Правила игры.
Игра проходит в 2 этапа. Начинает игру тот, у кого при жеребьевке (бросании костей) выпадет наибольшее количество бүхэ. Сначала игроки бросают на кон по одинаковому количеству костей так, чтобы они ложились не кучей, а вразброс.
Играющие щелкают по косточке, направляя кости на одинаковые, например, бухэ на бухэ, хонхо на хонхо и т.д. Косточка должна идти, не задевая другие косточки, кроме цели, косточка-цель, откатываясь от удара, так же не должна задевать соседние косточки.
При правильном попадании играющий берет одну косточку себе на выбор ту, которую сбил, или ту, которой сбил. Игрок не должен забирать выигранную кость той рукой, которой щелкал. В противном случае, считается ошибкой. Если играющий промахнется, он передает ход другому игроку. Так продолжается до тех пор, пока на кону не остается три косточки. В этом случае начинается заключительный этап игры. Когда остается 3 косточки, тот, кто в данный момент играет этими костями, собирает и бросает все 3 косточки.
Если выпадают все 3 одинаковые косточки, то тот, кто успеет их взять первым, тот и забирает их себе. Если выпадает 2 одинаковых кости, то игрок щелкает одинаковые кости как на первом этапе. Если ему удается, то игра заканчивается. Если нет, то кости передаются следующему игроку по солнцу. Выиграет тот, у кого наибольшее количество косточек.
Кроме этого необходимо помнить следующие правила:
- Шагай бьют средним пальцем правой руки, выигранные лодыжки забирают только левой рукой.
- При щелчке и при собирании выигранных шайгай нельзя задевать остальные лодыжки.
- При подготовке к щелчку нельзя, нацелившись на одну пару, переходить на другую. В эту игру мы поиграем в другой раз.
подведение итогов
Воспитатель: А что вам понравилось сегодня? (Ответы детей).