Воспитательский час с элементами сказкотерапии «Путешествие по экологической тропинке».
Муниципальное казённое образовательное учреждение “Мошковская общеобразовательная школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья” Мошковского района
Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории
Баскакова Евгения Викторовна
Цель: расширить и углубить знания учащихся по экологии и проблемам
охраны природы.
Задачи: формировать экологическую культуру; развивать у учащихся потребность принимать личное участие в охране окружающей среды.
Оборудование: презентация, костюмы для инсценировки, карточки-листочки, дерево, музыка.
Ход
I. Организация обучающихся
II. Основная часть
1. Сообщение темы и цели воспитательского часа.
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о нашей земле, постараемся разобраться, хорошо ли ей живётся с нами, подумаем, чем каждый из нас может помочь ей.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг… «Природа!»)
2. Чтение стихотворения С. Смирнова «Есть просто храм» (на фоне лирической музыки)
Воспитатель:
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь!
3. Путешествие.
Воспитатель: Ребята, нам предстоит отправиться в путешествие по экологической тропинке, чтобы помочь природе. Существует международная организация «Гринпис» В переводе с английского «green» - зелёный, «peace»- мир, зеленый мир. Люди, которые входят в эту организацию, борются за зелёный, чистый мир. Они хотят остановить загрязнение нашей планеты. На земле живёт множество людей. И все хотят чистого воздуха, воды, пищи, крова. Используют множество запасов земли, но при этом ведут себя безответственно.
Так давайте сегодня скажем: «Здравствуй, Земля! Здравствуй, природа!»
Дети: Повторяют вместе с воспитателем
Воспитатель: А теперь посмотрим: кто же поведёт нас по экологической тропинке? (В класс входит колобок).
Колобок:
Я, веселый Колобок, Я не низок, не высок. Я совсем – совсем не грустный, Потому что очень вкусный Безусловно, вас, друзья,
Приглашаю в гости я,
В мир загадочной природы,
В мир животных и погоды! Только в мире этом надо
Отгадать чуть-чуть загадок,
На вопросы отвечать,
В игры весело играть.
Полянка загадок.
Колобок:
1. То фиолетовый, то голубой. Он на опушке встречался с тобой. Названье ему очень звонкое дали. Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик)
2. Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть – нет головы. (Гриб)
3. Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (Малина)
4. Колосится в поле рожь. Там во ржи, цветок найдёшь. Ярко-синий и пушистый, Только жаль, что не душистый. (Василёк)
5. Длинный тонкий стебелёк, Сверху – алый огонёк.
Не растенье, а маяк – Это ярко-красный … (Мак)
6. Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? (Соловей.)
7. Стоит в поле кудряшка Белая рубашка, Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка)
Игра «Ромашка»
Колобок: Ребята, видите, эту красивую ромашковую поляну. Это не простая полянка, здесь растут ромашки с заданиями. Кажется, они и для вас приготовили задания. Я думаю, вы справитесь.
Дети: Читают и отвечают на вопросы.
1 вопрос: Что означает слово «экология»?
Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос»- «наука». Значит, можно сказать, что экология – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нём жить. А наш общий дом – это земля.
2 вопрос: Какой цвет является символом охраны природы?
Символом охраны природы является зелёный цвет. Природа – это наш зелёный дом.
3 вопрос: Какую роль играют в лесу грибы?
Грибы очень нужны в лесу. Они помогают деревьям, кустарникам и травам всасывать из почвы воду. Одним из самых лучших помощником растений является гриб-мухомор. А еще грибами питаются многие животные: лоси, белки, сороки, насекомые. Некоторыми ядовитыми грибами животные лечатся. Мухомор, например, лекарство для лосей.
4 вопрос: Расскажите о Красной книге.
Красный цвет сигнал опасности, понятный для всего мира. В эту книгу занесены животные и растения, которые находятся под угрозой уничтожения или стали редкими»
5 вопрос: Можно ли рвать на лугах цветы? Почему?
На лугах живут разные насекомые: пчёлы, шмели, бабочки. Они кормятся нектаром и опыляют цветки. А если всё время рвать цветы, исчезнут и насекомые.
Физминутка. (звучит музыка)
Наши алые цветы распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветы закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
Инсценировка «Цветочная полянка»
Ведущая:
В поле солнышко играет,
Оживилось всё кругом,
И цветы в росе сияют
Тихим ласковым огнём.
1: Сколько здесь цветов, букашек,
Потопчу –ка я траву
И большой букет ромашек
Я домой себе сорву!
2: Колокольчик голубой,
Нежный, ласковый такой,
Колокольчики не рви,
Потому что все мои!
Голоса цветов:
Ой, не рвите, дети нас,
Пригодимся мы для вас!
Ведущая: Дети не послушались,
Все цветы сорвали
И с охапками цветов
Быстро убежали.
Зайка это увидал,
На полянку прискакал.
Заяц: Ой, беда, беда, беда!
На полянке №2
Нет ни одного цветка,
Все исчезли семена.
Ведущая: Прилетела тут пчела,
Закружилась, как юла!
Пчёлка:
Я жужжу, жужжу, жужжу,
В улей мёд свой приношу,
Я трудилась, как могла,
Собирая мёд,
Нет цветочков,
И пчела тоже пропадёт.
Мёда нет и негде взять,
Полечу цветы искать.
Ведущая: Прилетела птичка,
Птичка- невеличка.
Птичка:
Зайка, что ты нынче грустный?
Ой, как на полянке пусто!
Зайка: Ох, беда, беда, беда!
На полянке №2
Нет ни одного цветка,
Все исчезли семена,
Вытоптана травушка,
Травушка – муравушка.
Птичка:
Да в каком же я краю?
Луг родной не узнаю!
Насекомые пропали,
Разбежались, кто куда,
Чем кормить птенцов, не знаю,
Все исчезли семена
Если я сорву цветы,
Если ты сорвёшь цветы,
Зайка: Если я, и ты, и мы,
То исчезнут все поляны,
И не будет красоты!
Ведущая:
Тут выходит на поляну
Очень добрый Мишка,
Держит Миша в своих лапах
С семенами шишку.
Мишка:
Вы, зверята, не грустите,
А поляне помогите.
Чтоб поляна № 2
Ожила и расцвела,
Мы пойдём на луг другой
И попросим семена.
Зайка:
Мы посеем семена на поляне №2,
Пусть растут на ней цветы
Небывалой красоты.
Мишка: Не дадим мы их срывать!
Зайка: Будем вместе охранять!
«Посади дерево»
Колобок: Ребята, вы, конечно любите природу. Но этого мало. В народе говорят, что каждый человек должен посадить одно дерево, иначе жизнь прошла бесследно. Я предлагаю вам посадить одно дерево. Дерево это не простое: на нем волшебные листочки – обещания, которые являются и правилами поведения в лесу.
Дети: Мы обещаем: (дети хором повторяют)
1. Не ломать деревья и кустарники.
2. Не рвать цветы охапками.
3. Не разорять гнезда.
4. Не рвать грибы, а аккуратно срезать их, оставляя грибницу.
5. Не трогать птенцов.
6. Не брать детенышей животных домой.
7. Не разжигать костры.
8. Не оставлять мусор.
(Дети прикрепляют листочки-обещания к дереву на магнитную доску.)
Воспитатель:
Любите родную природу- Озера, леса и поля. Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. Здесь мы с тобой родились, Живем мы с тобой на ней. Так будем же, люди, все вместе К земле относится добрей.
(Дети читают стихи)
1.Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги
2. В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
3. Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
4. Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!
5. Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
Я сберегу вас, сберегу!
Конкурс " Знакомые незнакомцы"
Колобок: Каждая команда получит листок, на котором написано зашифрованное название животного. Команда должна как можно быстрее расшифровать эту запись. Ключ к расшифровке - алфавит.
1-а 9-з 17-п 25-ч
2-6 10-и 18-р 26-ш
3-в 11-й 19-с 27-щ
4-г 12-к 20-т 28-ъ
5-д 13-л 21-у 29-ы
6-е 14-м 22-ф 30 - ь
7-ё 15-н 23-х 31-э
8-ж 16-о 24-ц 32-ю
33-я
Задание 1 команде:
19 15 6 4 10 18 30 (снегирь)
Задание 2 команде:
13 33 4 21 26 12 1 (лягушка)
III. Итоги
4. Рефлексия. Обратная связь
Колобок: Вот и подошло к концу наше путешествие. Берегите природу – это наш общий дом. До свиданья, до новых встреч! (Дети прощаются. Колобок уходит).
Воспитатель: Ребята, понравилось вам путешествие? Что нового вы узнали? Что больше всего запомнилось?
Дети: Ответы детей.