СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательский час " Уважай старших"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитательский час " Уважай старших"»

Воспитательский час на тему: «Уважай взрослых».

Цели: Воспитывать уважение к старшим;

Повторить правила вежливости;

Развивать стремление быть внимательным к окружаю­щим людям.


Оборудование: Жетоны для виктори­ны, медали «Самый вежливый».

Ход Занятия:

Вступительное слово воспитателя:

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшим, о чуткости и отзывчивости. Как вы понимаете выражение «Уважай старших»? (Здороваться со старшими, дать дорогу, уступить место, помочь в чем-либо и т. д.)

Вы знаете, что человек-невежа не умеет вести себя в обществе, на улице и в своей речи употребляет такие слова и выражения, кото­рые характеризуют его с отрицательной стороны. Герой этого стихот­ворения, например, слова «спасибо», «здравствуйте», «пожалуйста», «простите» произносит неправильно.

Простого слова «извините» не одолел его язык. Ему бывает часто лень сказать при встрече: «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово, а он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово!»

Он вместо слова «здравствуйте» бурчит,

А вместо олова «до свидания» не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье: «Ну, я пошел... Пока! Всего!»

- Ребята, как вы назовете такого человека? (Невежа.)

- А всегда ли вы сами вежливы? Сейчас проведем викторину. Кто первый и правильно ответит - получает жетон.

Викторина

Вопрос. Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите?

Дети: Нужно встать, подать стул, а самому садиться только после приглашения.

Вопрос. Как вести себя при входе старшего в группу?

(Дети должны дать соответствующий ответ.)

Вопрос. Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, дома?

Дети: Остановиться, поздороваться первым.

Вопрос. Как вести себя при разговоре со старшими?

Дети: Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо, разговаривать спокойно.

Вопрос. Если вы обращаетесь к старшим, как вы их должны на­зывать? На «вы» или «ты»?

(Дети должны дать соответствующий ответ.)

Вопрос. Вам иногда приходится встречаться со стариками, инва­лидами или с женщинами, которые нуждаются в оказании им помощи: перейти улицу, перевезти что нибудь, подняться в гору, по лестнице и т. д. Как вы должны поступить?

(Дети должны дать соотвествующий ответ)

Вопрос. К вам домой пришли гости, что вы должны сделать?

Дети: Попросить раздеться, получить от них пальто и повесить, при уходе помочь одеться и проводить, не вмешиваться в разговор старших и не мешать старшим отдохнуть.

Итог викторины. Подсчитать жетоны, наградить победителей медалями «Самый вежливый».

Физкультминутка

- Когда тебя окружают вежливые люди, то и настроение ра­достное. Давайте улыбнемся друг другу и выполним упражнение

«Солнышко».

Под речевку - руки вверх,

потянуться, затем руки на пояс,

поворот головы, улыбка,

хлопки друг другу,

приседание на корточки.

Солнце выглянуло рано.

Улыбнись, становись прямо,

Раз - хлопок и два - хлопок!

А теперь присядь, дружок!

Воспитатель: А сейчас ребята послушайте рассказ.

Чтение рассказа В. Осеевой

Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами, как большая тень.

- Всю квартиру собой заполнила - ворчал Борькин отец. А мать робко возражала ему:

- Старый человек, куда ж ей деться?

- Зажилась на свете, - вздыхал отец... В инвалидном доме ей место, вот где!

Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на со­вершенно лишнего человека. Еабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на оок, а утром вставала раньше всех и гремела на кухне посудой. Потом будила зятя и дочь:

- Самовар поспел, вставайте1 Попейте горяченького-то на дорожку. Подходила к Борьке:

- Вставай, батюшка мой, в школу пора.

- Зачем? - сонным голосом спрашивал Борька.

- В школу. Темный человек глух и нем - вот зачем! Борька прятал голову под одеяло:

- Иди ты, бабка.

- Я-то пойду, да мне не к спеху, а вот тебе к спеху.

- Боря, вставай! - стучал в стену отец. - А вы, мать, отойдите от него, не надоедайте с утра.

Но бабка не уходила. Она натягивала на Борьку брюки, рубашку.

Когда все уходили, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, ва­рила; потом вынимала из сундука спицы и вязала. Спицы двигались в бабкиных руках то быстро, то медленно - по ходу ее мыслей. Иногда совсем останавливались, падали на колени, и бабка качала головой:

- Так-то, голубчики мои! Не просто, не просто жить на свете!

Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто, шап­ку и, швыряя на стол сумку с книгами, кричал:

- Бабка, поесть!

Бабка прятала вязание, торопливо накрывала на стол, скрестив руки на животе, следила, как Борька ест.

В эти часы как-то невольно Борька рассказывал ей об уроках, товарищах. Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, при­говаривала:

- Все хорошо, Борюшка: и плохое, и хорошее,- хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа зацветает.

Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:

- Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?

- Ела, ела - кивала головой бабка. - Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здорова.

Потом вдруг, глядя на Борьку выцветшими глазами, долго жевала она беззубым ртом какие-то слова. Щеки ее покрывались рябью, и голос понижался до шепота:

- Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое, что малое, в старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни: богу молиться, долги платить, да родителей кормить.

- Я мать не брошу. Это в старину, может, такие люди были, а я не такой!

- Вот и хорошо, Борюшка. Будешь поить-кормить, да подавать с лаской, а уж бабка твоя на это с того света радоваться будет.

Со двора доносится визг ребят. К Боре пришел друг.

- Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.

Бабка отдернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:

- Обидеть, что ударить, приласкать - надо слово искать. А в со­седней комнате товарищ говорил Борьке:

- А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои и чужие. Она у нас главная.

- Как это - главная? - заинтересовался Борька.

- Она старенькая, всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей так? Смотри, отец, взгреет!

- Не взгреет! - нахмурился Борька. - Он сам с ней не здорова­ется.

Товарищ покачал головой:

- Чудно! Теперь старых все уважают.

- Да мы свою бабку не обижаем, - покраснел Борька. - Она у нас сыта и здорова.

Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.

- Бабка, - нетерпеливо крикнул он, - иди сюда!

- Иду, иду, - заковыляла из кухни бабка.

- Вот, - сказал товарищу Борька, - попрощайся с моей бабуш­кой.

После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку:

- Обижаем мы тебя? А родителям говорил:

- Наша бабка всех лучше, а живет хуже всех, никто о ней не за­ботится.

Мать удивлялась, а отец сердился:

- Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня - мал еще.

И разволновавшись, набрасывался на бабку:

- Вы, что ли, мамаша, ребенка учите? Если недовольны нами, могли сами сказать.

Бабка мягко улыбаясь, качала головой:

- Не я учу - жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет. Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди.

Перед праздником возилась бабка до полуночи на кухне. Глади­ла, чистила, пекла. Утром поздравляла домашних, подавала чистое глаженое белье, дарила носки, шарфы, платочки.

Отец, примеривая новые носки, кряхтел от удовольствия:

- Угодили вы мне, мамаша! Очень хорошо, спасибо вам! Борька удивлялся:

- Когда это ты навязала, бабка? Ведь у тебя глаза старые, еще ос­лепнешь!

Около носа у нее была большая бородавка. Борьку эта бородавка забавляла.

- Какой петух тебя клюнул? - смеялся он.

- Да вот выросла, что поделаешь!

Борьку вообще интересовало бабкино лицо. Были на этом лице раз­ные морщины: глубокие, мелкие, как ниточки и широкие, вырытые.

- Чего это ты такая разрисованная? Старая очень? - спрашивал он. Бабка задумывалась.

- По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге мож­но читать.

- Как это? Маршрут, что ли?

- Какой маршрут! Просто горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала-ложились на лицо морщины. Нужду терпела, би­лась - опять морщины. Мужа на войне убили, много слез было - много морщин осталось. Большой дождь и то в земле ямочки роет.

БЕСЕДА-диалог ( по прочитанному произведению)!

- Как бабушка относилась ко всем в доме?

- Что она делала для отца Бори?

- Что она делала по хозяйству?

- Что она делала для Бори?

- Какой же была бабушка?

- Как можно о ней сказать?

- Чему она учила Борю?

(Пишу на доске: «Обидеть, что ударить, приласкать - надо слово искать».)

- Как же к ней относился Боря?

- Чему научил товарищ Борьку?

Пословицы

Молодой работает, старый ум дает.

Не смейся над старым: и сам будешь стар.

Праздная молодость - беспутная старость.

Ребенку дорог пряник, а старцу - покой.

Без старых не проживешь.

За старой головой - как за каменной стеной.

Молодость - пташкой, старость - черепашкой.

Не стучи: сидит дед на печи.

Учат добру не дураки, а старики.

Подведение итогов

Воспитатель: Ребята, прислушивайтесь к взрослым, уважайте старших. Рас­тите добрыми, чуткими и отзывчивыми, умеющими разделить и горе, и радость близких вам людей, особенно пожилых.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!