Воспитательское мероприятие.
Тема: «От безответственности до преступления один шаг»
Цель: показать взаимосвязь между безответственностью и противоправными поступками.
Задачи: способствовать формированию правовой культуры подростков;
подвести воспитанников к выводу о том, как поведение человека
влияет на его жизнь и жизнь окружающих.
Ход мероприятия:
-«От тюрьмы и от сумы не зарекайся!» - это суровое предупреждение пришло в наш быт из прошлого. Оно напоминает о самых неблагоприятных поворотах судьбы. Ведь путь за решётку не только злостных преступников, но и людей, не знающих удержу в выпивке, и кураже, был давно известен: напился, ударил, заснул. Очнулся в камере.
Именно в годы юности подросток сам протаптывает тропинку к высокому забору с колючей проволокой. Не успев ещё узнать радости жизни, он уже в кабинете у следователя, с трудом осознавая, что наступает ответственность. Не папина, не мамина, а его ответственность.
- Тема нашего сегодняшнего вечера « От безответственности до преступления один шаг». И для начала давайте разберемся с такими понятиями как «ответственность» и «безответственности». Как вы можете охарактеризовать эти качества? (ответы детей)
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ это:
необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, а также их последствия;
особое отношение между поступками человека, намерениями, а также оценками этих действий другими людьми или обществом;
надёжность, честность в отношении себя и других;
осознание и готовность признать и принять последствия своих действий и поступков;
волевое личностное качество, проявляющееся в осуществлении контроля за деятельностью человека. Различают внешние формы, обеспечивающие возложение ответственности (подотчетность, наказуемость и т.д.), и внутренние формы саморегуляции (чувство ответственности, чувство долга).
- Безответственность (отсутствие ответственного отношения к жизни) – это личностная позиция, которая предполагает отсутствие задач и обязательств, нежелание и неумение отвечать за последствия собственных действий, неготовность к сюрпризам взрослой жизни. Безответственный человек – это вечный ребенок, привыкший к тому, что все будет происходить «как-то» и «само собой». Он предъявляет завышенные требования и притязания к другим людям, не выполняя того, что должен делать сам. Безответственность проявляется в нежелании участвовать в важных процессах и принимать решения в сложных ситуациях.
- Притча « Мальчик и звезда»
«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел в руках мальчика морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую звезду: «Для этой звезды изменится всё!», - и бросил ее в море.
- Как вы считаете , кто в этой притче был прав мальчик или мужчина? Почему? (ответы детей)
- Действительно, безответственность это не только неумение отвечать за свои поступки , но и бездействие в тех ситуациях, когда ты можешь кому-то чем-то помочь!
- Давайте разберем с вами несколько ситуаций.
Пятнадцатилетний Иванов в автобусе № 2, возвращался со дня рождения, немного выпивший. Из его магнитофона шёл очень громкий звук. На замечания кондуктора реагировал очень грубо, оскорблял пассажиров нецензурной бранью. Считая, его действия хулиганскими, водитель и кондуктор автобуса просят привлечь Иванова к административной ответственности.
- Как вы думаете, правы ли они?
-Трое подростков в городском парке полностью оборвали розы на клумбе и кидались ими. За что были задержаны сотрудниками милиции и доставлены в ближайшее отделение. Считая, их действия хулиганскими администрация парка просит, привлечь их к административной ответственности. Как быть?
- Не только свой труд надо уважать, надо научится уважать и чужой труд.
- Двое пятнадцатилетних молодых людей, возвращались вечером домой, подошли к таксофону, чтобы позвонить родителям. Телефон-автомат был неисправен. Разгневанный Дима ударил по стеклу кулаком, разбив оба стекла в телефонной будке. Вадим оторвал телефонную труппку и испортил таксофон. Телефон – автомат не подлежит к восстановлению. Считая, их действия хулиганскими, и требуя возмещения ущерба, администрация телефонной сети просит их привлечь к административной ответственности.
- Правильно ли они поступают?
- Трое подвыпивших подростков, увидели малыша – первоклассника. Завели его в подвал и отняли у него 1 руб. 50 копеек денег, а потом заставили курить. Участковый милиционер застал их на месте. Малыш был в шоковом состояние, нуждается в медицинской помощи. Считая их действия хулиганскими, участковый милиционер просить привлечь их к административной ответственности, так как ребёнку нанесён моральный ущерб.
-Прав ли участковый?
- Это были конкретные примера проявления безответственного поведения подростков, которое привело к нарушению определенных законов и ответственности за совершенные действия.
- « Не знал, не думал, не хотел», этот лепет нам часто приходиться слышать. Поэтому одна из наших задач – предупредить Вас об опасностях игры с законом.
- Сейчас я раздам вам памятки, которые будут напоминать вам о чувстве ответственности.
- Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый.
- Друзья, вы в начале дороги своей большой жизни. Вам жить и творить, создавать свои семьи и растить своих будущих детей. Пусть цитата из Уолта Уитмена, американского поэта, поможет вам понять: «Ни я, ни кто другой не может пройти эту дорогу за вас, вы должны пройти её сами!» И пройти, разумеется, по-человечески достойно, грамотно, живя по закону: «Разумно, полезно для себя и приятно для других».