Воспитательское занятие «Встречаем Масленицу»
Цель: создание условий для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых, создание положительного эмоционального фона, настроения праздника.
Задачи:
Образовательные: формировать представление об окружающем мире на примере русского народного праздника Масленицы, расширять знания о смене времен года, соотносить их с русскими традициями.
Развивающие: развивать в ходе общения коммуникативные навыки, а также умение слушать и слышать.
Воспитательные: воспитывать умение высказываться, не перебивая других, аккуратность.
Материалы и оборудование: демонстрационные картины на тему «Масленица», 4 блина разного размера, вырезанные из картона.
Ход проведения
Воспитатель звонит в колокольчик (звуковой сигнал)
Закличка
Эй, веселей собирайся народ,
Нынче Масленица идет!
Спешите, спешите, спешите,
Друзей с собой захватите!
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (Подняли руки вверх)
Доброе утро! (Хором)
(Опустили руки)
Какое у вас сегодня настроение?
А если мы катаемся на санках, лепим снеговиков, копаем снег лопатой – какое это время года? (Зима) Правильно, зима. Но вы заметили, как меняется погода? Раньше, когда мы садились в утренний круг, на улицу было как? (Темно) А как сейчас? (Светло) Почему? (Потому что солнце встает раньше) Какое небо? (Голубое, чистое, светлое) Какое солнце? (Солнце светит ярче, греет сильнее, на солнце тепло) Дни становятся теплее и светлее. И это все означает, что зима скоро закончится, и наступит… (Весна)
И чтобы весна поскорее наступила, в древние времена люди устраивали веселый праздник с песнями, плясками, играми и хороводами. И называется этот праздник – Масленица. (Показ демонстрационной картины) Масленица отмечается целую неделю! С сегодняшнего дня и до самых выходных нужно печь блины и кушать их с маслом. А с чес еще мы можем кушать блины? (С медом, с вареньем, со сгущенным молоком, со сметаной) И угощать блинами нужно всех, кто приходит к вам домой. Вот такой вкусный праздник Масленица! (Воспитатель достает блины, изготовленные из картона)
Ребята, а блин – он какой? (Круглый, желтый, румяный, поджаренный)
А когда его только испекут, снимут со сковороды, то он какой? (Горячий)
На что похож блин? (На солнышко)
Правильно, и люди верили, что вкусные красивые блины смогут задобрить солнышко, и оно поскорее обогреет землю, и быстрее придет весна.
Д/и «Блины»
Посмотрите, какой блин самый большой? А какой блин самый маленький? Давайте разложим блины от самого большого к самому маленькому. Как нам узнать, какой блин большой, а какой поменьше? (Приложить один на другой)
(Дети, способом наложения, раскладывают блины. После выполнения необходимо проговорить размер блинов: самый большой – поменьше – еще меньше – самый маленький. И в обратном порядке: самый маленький – побольше – еще больше – самый большой)
Пальчиковая, артикуляционная гимнастики
Приготовили пальчики.
Мама нам печет блины, (хлопаем, чередуя ладошки вверх-вниз)
Очень вкусные они.
Положи блинок в ладошку, (указательным пальцем водим круг по ладошке)
Угости мурлыку-кошку, (загибаем большой палец)
Угости щенка Трезорку, (загибаем указательный палец)
Потом мальчика Егорку, (загибаем средний палец)
Дай блиночек мамочке, (загибаем безымянный палец)
Дай блиночек папочке. (загибаем мизинец)
Встали мы сегодня рано (сжимаем-разжимаем кулачки)
И едим блин со сметаной. (Ладошки сложили чашечкой, на последнем слове – хлопок ладошками)
А теперь будем загибать пальцы на другой руке.
(Проводим пальчиковую гимнастику на другую руку)
На нижней губе язычок мы положим,
Как блинчик на блюдце, он кругленький тоже.
(Кладем широкий язык на нижнюю губу)
Откусили блинчик. (Произносим «АМ»)
Пожевали. (Язык между зубами, кусаем язычок, произносим «ТА-ТА-ТА)
Вкусный блинчик, облизнули верхнюю губу, нижнюю губу. (Делается, как упражнение «Вкусное варенье»)
(Показ демонстрационной картины). А еще на Масленицу устраивали представления, катались с гор на санях, строили снежные крепости и изготавливали из соломы чучело Масленицы, украшали его лентами, и в конце праздничной недели на выходных его сжигали, и это означало, что зима ушла.
А чем бы вы сегодня хотели позаниматься?
А я хотела бы вам предложить:
- раскрасить масленичные картинки;
- прочитать русскую народную сказку «Крылатый, мохнатый да масляный» и посмотреть иллюстрации к этой сказке в школьной библиотеке.
Мы сидели, говорили,
Все на свете обсудили.
А теперь мы все встаем,
Прыгнем дружно, (Прыжок на месте)
И пойдем.