Лысенко Ольга Александровна
Учитель химии муниципального общеобразовательного учреждения
«Александровская ОШ I – III ступеней Марьинского района» г. Донецк
Воспитательная работа по адаптации к обучению в средней школе
(в 5-Б классе за I полугодие 2017-2018 учебного года)
Планирование воспитательного процесса в 5-Б классе на I полугодие 2017-2018 учебного года согласовывалось с целью воспитательной работы в школе. Цель воспитательной работы в классе: создание максимально благоприятные условия для раскрытия и развития личности каждого ребенка; воспитание общечеловеческих и семейных ценностей, формирование здорового образа жизни; патриотическое воспитания обучающихся как путь формирования гражданина-патриота.
Для достижения этой цели, воспитательная работа строилась в соответствии с решением следующих задач:
формирование дружного отзывчивого коллектива, навыков ученического самоуправления через участие в общешкольных мероприятиях, классных часах, поздравлениях ветеранов войны, учителей-пенсионеров с праздниками;
внедрение в воспитательный процесс здоровье сберегающих технологий, формирования навыков здорового образа жизни;
формирование устойчивой нравственной позиции, духовности, естественнонаучного взгляда на мир, основанных на культурных православных традициях, путём проведения бесед, дискуссий, классных часов, экскурсий;
формирование активной жизненной позиции и воспитание патриотизма у учащихся;
воспитание усидчивости, внимательности, общей культуры через индивидуальные беседы, классные часы, посещение концертов, кинотеатров, участие в культурных мероприятиях, проводимых в классе, школе, посёлке;
развитие коммуникативных навыков школьников через привлечение каждого ученика к занятиям в кружках, секциях, факультативах, участию в олимпиадах, предметных неделях; выполнение общественных поручений; раскрытие собственного «Я» в индивидуальных творческих проектах, выставках и т.д.
В течение всего полугодия учащиеся проходили процесс адаптации к условиям обучения в основной школе, к новым предметам и учителям. В связи с этим чтобы не возникали проблемы, связанные как с учебой, так и с дисциплиной, взаимоотношениями с одноклассниками и учителями с учащимися проводились разъяснительные беседы, классные часы о правилах поведения в школе, о взаимоотношениях со сверстниками и толерантности, о распорядке дня, по технике безопасности.
Ученики проявили активное участие в выборе органов самоуправления класса: все учащиеся имеют поручение соответственно их способностям, увлечениям и интересам. Ими были составлены график дежурства по классу. Учащиеся также проявили интерес и активность в подготовке к таким школьным мероприятиям, как празднование Дня рождения школы, поселка, Дня учителя, встреча с поэтами-земляками, конкурс чтецов стихотворений на военную тематику «Белый журавлик», конкурс – смотр строя и песни «Юнармеец», Нового года. В результате подготовки к мероприятиям сформировалась редколлегия, ответственная за выпуск стенгазет (Павлова Виктория, Артемова Алина).
Ведется контроль за ведением учащимися дневников, посещаемостью уроков. Проведена работа по обеспечению занятости учащихся во внеурочное время: учащиеся посещает танцевальный кружок, кружок «Веселые нотки», спортивные секции (шахматы, футбол). Дети дружелюбно относится друг к другу, возникающие незначительные конфликты между одноклассниками решаются в процессе диалога, и стремления найти справедливое решение.
Воспитательная работа в классе проводилась по всем направлениям:
гражданско-патриотическое воспитание (классные часы «Голубь Мира», «Дети имеют право», «Гражданская оборона – дело всенародное», «Территория толерантности»);
духовно-нравственное воспитание (КЧ «За труд, внимание, заботу благодарим мы Вас, учителя», «Читать – это стильно! Читать – это модно! Читай везде – читай свободно!», «День пожилого человека» (акция «Забота»), «Урок любви и доброты», «Урок толерантности»);
спортивно-оздоровительное воспитание (КЧ «Спорт – залог здоровья», «Соблюдай распорядок дня», «Полезные привычки – твои друзья», ученики приняли участие в соревнованиях на школьном Дне спорта);
эстетическое воспитание (КЧ «Светлый праздник Николая», посещение представления в цирке, театрализованного представления «О многих шестиногих», ДК «Петровского» концерт ансамбля «Донбасс», участие в украшении школы к различным мероприятиям, выпуски стенгазет);
ученическое самоуправление (выбор органов классного самоуправления, оформление классного уголка, распределение дежурств, рейды «Мой внешний вид», «О соблюдении единых требований к ведению дневников», «Береги школьное имущество», участие в репетициях к различным мероприятиям).
Проводились инструктажи, лекции и беседы по профилактике детского травматизма, дорожного движения, пожарной безопасности, нормы поведения в чрезвычайных ситуациях, правила поведения с неизвестными взрывоопасными предметами.
Большую помощь в организации работы класса оказывают родители. Работа родительского комитета была спланирована в соответствии с воспитательным планом. Все запланированные мероприятия были проведены. Комитет ставил в своей работе цели: сплочение классного коллектива, формирование сотрудничества с учителями, уважительного отношения к родителям, оказание помощи в проведении мероприятий. Во время индивидуальных бесед рассматривались такие вопросы: изучение взаимоотношений в семье, проблемы в учёбе, и пути их решения.
Проведены родительские собрания по темам: «Первый раз – в пятый класс», «Особенности адаптации пятиклассников», «Итоги учебы в 1 полугодии»
ВЫВОДЫ:
Проводимая воспитательная работа в классе способствовала: сплочению классного коллектива, адаптации детей к условиям обучения в основной школе, содействию процессу самопознания и развития личности учащихся, поддержке творческой активности учащихся; план ВР на І полугодие 2017-2018 учебного года, в основном, выполнен.
ЗАДАЧИ НА ІІ ПОЛУГОДИЕ:
создавать условия для успешного личностного развития;
способствовать развитию навыков самовоспитания и самообучения учащихся, способствовать развитию самоуправления;
развивать творческую инициативу и деятельность учащихся.
Декабрь 2017 г.
Классный руководитель 5-Б класса - Лысенко О. А.