Уважаемые члены жюри. Вашему вниманию предлагается воспитательная программа "Крылья мельницы" состоящая из двух этапов "Социальная адаптация пятиклассников в среднем звене в форме интеграции" для 5-6 классов, и "Диагностика и коррекция межличностных отношений подростков" для 7-9 классов.
Воспитание детей и учащейся молодёжи в настоящее время осуществляется в новых социально – экономических и общественно – политических условиях.
Множатся количественные и качественные показатели неблагополучия в детской среде, ухудшается физическое, психическое и нравственное здоровье детей. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к воспитанию.
Опыт прошлых лет показывает, что ни одна программа не приносит желаемых результатов, если не используется системный подход в воспитательной деятельности. Именно система позволяет создать условия для проявления реализации и развития самостоятельности её участников.
Данная программа разработана для учащихся 5–9-х классов на период с 2010 г. по 2015 г.
Свое название программа “Крылья мельницы” получила благодаря основным направлениям воспитательной работы (крылья мельницы), находящимся в реальной жизни в непрерывном движении.

Данная программа призвана решить следующие актуальные вопросы:
Адаптация учащихся к новым условиям и новым взаимоотношениям при переходе из начального звена в среднее.
2. Методы повышения мотивации к учебе и творчеству (следствие увеличения учебной нагрузки).
3. Укрепление коллективных связей.
4. Разнообразие форм воспитательной деятельности.
5.Укрепление межличностных связей в коллективе.
6. Создание психологически комфортной воспитательной среды.
Цель программы
Задачи программы | Создание воспитательной модели позитивной межличностной коммуникации и творческого самоопределения и самореализации ребенка. 1.Формирование и укрепление классного коллектива. 2.Диагностика склонностей и познавательных интересов, познавательных мотивов обучающихся. 3.Оказание помощи обучающимся в саморазвитии и самоопределении через организацию воспитательной деятельности. 4.Укрепление психического и физического здоровья обучающихся через организацию спортивно-оздоровительных мероприятий и тренингов. 5.Привлечение детей и их родителей к разнообразной творческой деятельности |
Ожидаемые результаты | Развитие органов классного ученического самоуправления. Сохраненный контингент учащихся. 3. Накопление банка психолого-педагогических диагностик классного коллектива и учащихся. 4. Повышение мотивации обучающихся к учебной и воспитательной деятельности. 5. Выйти на уровень межличностных отношений учащихся. |
Так как моя программа состоит из двух этапов, остановимся подробнее на них .
Первый этап программы – это "Социальная адаптация пятиклассников в среднем звене в форме интеграции" для 5-6 классов,
Актуальность этого этапа программы
Переход в основное звено очень важный и сложный этап в жизни любого школьника. У пятиклассников в этот период меняется социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной, а для ребенка особенно. Пятиклассники переживают эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях новых учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и т.д. Возникает состояние внутренней напряженности, настороженности. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Все это осложняет сам учебный процесс, ведь продуктивная работа на уроке становится проблематичной. И потенциальный отличник может превратиться в отстающего и прогульщика. Поэтому необходимо сделать естественный процесс адаптации пятиклассников к обучению в основном звене менее болезненным и более интенсивным. В связи с этим возникла необходимость разработки программы "Социальная адаптация пятиклассников в среднем звене в форме интеграции".
Новизна
Программы заключается в том, что в ней сделана попытка создания условий для социально-психологической адаптации младших подростков к основному звену школы, что, способствуя профилактике школьной дезадаптации, позволяет избежать дезадаптации социальной. Процесс протекания социальной адаптации у младших подростков будет успешным, если в ходе совместной деятельности социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя и родителей в период перехода в основное звено ребенок усвоит механизм приспособления и взаимодействия с детским коллективом, взрослыми и социумом.
1. Создание благоприятной образовательной среды и предметно-пространственного окружения ребенка
2.Сохранение преемственности традиций и создание новых ценностей на их основе.
3. Сплочение коллектива на основе межличностных взаимоотношений
Направления воспитательной работы и формы реализации программы
Направление работы | Цель |
"Я - человек" | Формирование основ нравственной культуры |
"Я и Отечество" | Гражданско-патриотическое воспитание учащихся |
"Я и коллектив" | Создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе, сплочение классного коллектива |
"Я и интеллект" | Развитие интеллектуальных способностей учащихся |
"Я и здоровье" | Формирование потребности в здоровом образе жизни |
"Я и семья" | Оказание помощи родителям в развитии индивидуальных способностей их ребенка |
Компоненты воспитательной программы:
Индивидуально-групповой,
ценностно-ориентированный,
функционально - деятельностный,
пространственно – временной,
диагностико - аналитический.
Методы и приемы изучения результативности воспитательной программы:
- Психологическое тестирование
- Анкетирование, социологические опросы
- Педагогическое наблюдение
- Индивидуальные беседы
Принципы реализации программы
Программа реализуется на основе принципов воспитания, позволяющих сформировать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность:
гуманистическое воспитание
личностно-ориентированное воспитание
деятельностный подход
целостный подход
комплексный подход
обеспечение ситуации успеха
дифференциация воспитания
компетентностный подход
Результат этапа адаптации пятиклассников в основном звене
Сохраненный контингент учащихся;
Выйти на уровень межличностных отношений учащихся
Сплоченным коллективом участвовать во всех школьных и классных делах;
Сохранить преемственность традиций (день именинника, день здоровья, выпуск стенгазет, оформление уголка, выполнение поручений, дежурство по классу, поощрения по номинациям);
Обустройство и оформление руками детей классной комнаты.
Психологические особенности подросткового возраста
С переходом из младших классов в средние и старшие изменяется положение детей в системе деловых и личных отношений с окружающими людьми. Всё большее место в их жизни начинают занимать серьёзные дела, всё меньше времени отводится но отдых и развлечения. В 5-9 классах в психике школьников происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно развивается логическая память, но замедляется развитие технической памяти, что связано с увеличением объёма информации. В этом возрасте активное развитие получают чтение, монологическая и письменная речь.
Второй этап моей воспитательной программы «Диагностика и коррекция межличностных отношений подростков» для учащихся 7-9 классов.
Необходимость создания этой программы возникла еще в пятом классе. Класс довольно сложный по составу: дети из разных образовательных учреждений. Организационная структура класса выявилась довольно просто, после распределения общественных поручений. Труднее было проникнуть в структуру личных взаимоотношений учащихся. Для того чтобы понять, как создать в классе, в школе микросреду, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно необходимо было применить методы психологического исследования. Атмосфера эмоциональной насыщенности очень важна для ученика, сильнее всего действует на его личность. Зная структуру личных взаимоотношений, я могу учитывать ее в воспитательной работе, влиять на нее, при необходимости перестраивать. Свою воспитательную работу провожу в тесном сотрудничестве с психологом. Использую в работе с подростками такие основные методы, как наблюдение, беседу, эксперимент и вспомогательные (метод анкет, метод тестов, метод самонаблюдения и т.д.).
Трудности в воспитательном процессе: низкий образовательный уровень родителей, низкая культура, семьи малообеспеченные, многодетные, неполные. Состав класса постоянно изменяется: одни уезжают, другие приезжают, что не может положительно влиять на воспитательный процесс.
Радует то, что у ребят вырос интерес к творческой деятельности. Но процент учащихся, занимающихся творческой и исследовательской работой еще низок. Низка коммуникативная культура, а также культура здорового образа жизни.
Новизна. Моя программа создана для подростков определенного возраста (13 – 15 лет) и определенного коллектива (7а класс), рассчитана на определенный отрезок времени (3 года). Данная программа может быть использована коллегами в так называемых «Трудных классах», т.е. классных коллективах, требующих коррекции. Планирование воспитательной работы ведется по направлениям:
Направление «Интеллект»
Цель работы классного руководителя – оказание помощи ученикам в развитии способностей действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Направление «Общение»
Цель работы классного руководителя в этом направлении – передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений.
Направление «Нравственность»
Цель работы в этом направлении – помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.
4. Направление «Досуг»
Цель работы в этом направлении в этом направлении – создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
5. Направление «Гражданин»
Цель работы в этом направлении – формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
6. Направление «Здоровье»
Цель работы в этом направлении работы классного руководителя в этом направлении – использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического здоровья для самоутверждения.
7. Направление «Семья»
Цель работы в этом направлении работы классного руководителя – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развития личности.
8. Направление «Развитие ученического самоуправления»
Цель педагога: научить принимать коллективные решения, выявить лидерские возможности учащихся, научить эффективному взаимодействию, умению творчески мыслить, фантазировать, формулировать мысли, тренировать внимание, умение слушать, понять свою роль в коллективе, отработка навыков урегулирования конфликтов.
Главное – предоставлять ученикам все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости.
Правила для педагога:
*не требуй от ребят того, что не можешь сделать сам;
*гарантируй помощь каждому при подготовке дела;
*выстраивай доверительные отношения с детьми;
*избегай мелких несущественных замечаний (придирок).
Задачи:
Учитель должен защищать интересы учащихся, помогать им в решении вопросов. Деятельность учащихся должна быть признаваема и одобряема.
Класс - основное звено самоуправления. Настоящее самоуправление рождается снизу и осуществляется с 5 класса.
I этап – диагностика состояния работы по самоуправлению
II этап – реализация и развитие системы ученического самоуправления
Распределение общественных поручений.
В каждое направление включаются психологические практикумы, игры, тренинги для коррекции, отклоняющегося поведения подростков, для планирования индивидуальной психологической помощи детям и родителям, для диагностики отношений между подростками и коррекции.
7 класс. Особое внимание уделяется формированию культуры межличностных отношений между подростками, самостоятельности, инициативы, основам формирования культуры здоровья.
8 класс. Особое внимание уделяется формированию активной творческой личности, созданию необходимых условий для проявления индивидуальности каждого ученика дальнейшему развитию культуры общения, гуманных межличностных отношений.
9 класс. Особое внимание уделяется воспитанию личности, занимающей активную жизненную позицию, живущую в согласии с самим собой и с окружающей действительностью.
Главный целевой ориентир программы – содействие развитию образованной, нравственной, творческой личности, способной к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию.
Достижение такой цели возможно, если будут решены следующие задачи:
*способствование формированию в классе духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды для развития учащихся;
*внимательное и бережное отношение к любым проявлениям индивидуальности детей, поддерживание и обеспечивание ее становления;
*пробуждение интереса ученика к самому себе, помощь в формировании адекватной самооценки и чувства самоуважения.
Взаимоотношения между учениками – это те отношения, которые возникают в процессе совместной деятельности. Деятельность же складывается из учения и других дел – трудовых, общественных, бытовых и т.д. Учитывая особенности сложного подросткового возраста, необходимо помочь ученику в определении четких жизненных ориентиров и в построении собственной личности, т.е. в формировании собственного «Я».
Строя воспитательный процесс, надо исходить из следующих принципов:
1. Гуманизм во взаимоотношениях
2. Индивидуальный подход.
3. Уважительное отношение к ученику.
4. Преемственность и взаимодействие в воспитательном процессе.
5. Разумное сочетание различных форм работы.
Прогнозируемый результат:
Каждый педагог хочет видеть своих выпускников «состоявшейся личностью», а именно, людьми с высоким культурным и интеллектуальным уровнем, способными принимать в ответственный момент решения, образованными, профессионально ориентированными, здоровыми духовно и физически, добрыми, гуманными, милосердными.
Выпускник должен понимать, что став взрослым, он несет ответственность своими поступками перед обществом, государством, своей семьей.
Он должен уметь принимать правильные решения, ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
Он должен научиться вести здоровый образ жизни, не испытывая при этом
психологического дискомфорта.
Он должен научиться относиться с уважением к окружающим его людям, уметь различать добро и зло.
По каким параметрам я буду оценивать ожидаемый результат:
Отношение к учителю:
Ведущие интересы и склонности:
Интеллектуальное развитие:
Навыки учебного труда:
Волевые качества:
Культурный кругозор и эстетическое развитие:
Поведение и сознательная дисциплина:
Воспитательное влияние семьи:
Воспитательное влияние сверстников:
Результаты моей работы можно увидеть на диаграммах:
Уровень воспитанности класса.
Охват внеурочной деятельностью учащихся класса.
Социометрия (сплоченность и удовлетворенность учащихся).
Выявление относительного авторитета членов группы.
Участие учащихся в конкурсах , соревнованиях.
Вывод:
Результаты диагностирования, однозначно указывают на то, что воспитательная программа "Крылья мельницы", не только обоснована, но и необходима. Методики, использованные нами на практике, хорошо зарекомендовали себя даже при кратковременном применении. Есть основание полагать, что при постоянном их использовании в воспитательном процессе, эти методики будут иметь еще большую эффективность.
В итоге я должна сказать, что «Диагностика и коррекция межличностных отношений подростков» для учащихся 7-9 классов в учебно-воспитательном процессе сложный и трудоемкий
Благодарю за внимание.