СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательный час 4 класс "Вода - источник жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательное занятие для учащихся 4 класса позволит проверить и закрепить знания учащихся о воде, ее свойствах и значении в жизни человека. Сопровождается презентацией 

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный час 4 класс "Вода - источник жизни"»

Воспитательный час (социальное направление по программе «Я познаю мир»)

Вода – источник жизни

Цель занятия: расширить представления учащихся о свойствах и значении воды в жизни человека и природы.


Задачи:
1). Учить детей наблюдать за окружающим миром, понимать его законы и проблемы.
2). Закрепить знания учащихся о воде как веществе природы, о трёх состояниях воды.
3). Развивать познавательные интересы учащихся; речь, воображение, мышление.
4). Прививать детям навыки личной гигиены и безопасного поведения на воде.
5). Воспитывать чувство бережного отношения к природе, показывать необходимость природоохранных мероприятий.



Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, иллюстрации, набор для творческого задания



Ход занятия.

1). Вступительная беседа. Сообщение темы занятия.
Учитель:
а). Послушайте стихотворение:


Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг:
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года -
Это всё вокруг – природа.


- Как вы поняли, что относится к природе?
- Что такое «живая» и «неживая» природа? (приведи примеры объектов живой и неживой природы).
- Сегодня наш разговор пойдёт об одном из объектов природы.



б). Отгадайте загадку: (слайд 3)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)

- Мы будем говорить о воде. Почему мы догадались, что в загадке речь шла о воде? Вспомним то, что нам известно о свойствах воды.
(Вода – это жидкость без цвета, формы, запаха и вкуса. Она текуча и прозрачна, растворяет многие вещества, принимает форму сосуда, в который налита. Вода единственное вещество на Земле, которое может находиться в трёх состояниях – жидком, твёрдом и газообразном).



2). Какая бывает вода. (Кроссворд). (слайды 4, 5 – 12)
- Мы уже знаем о свойствах и состояниях воды. Отгадав загадки, вы узнаете о природных явлениях, связанных с водой.

  • Зимой в поле лежал,
    Весной в речку убежал. (Снег)

  • С неба пришёл,
    В землю ушёл. (Дождь)


  • Я бегу струёй из крана,

Бью ключом из-под земли.
Я качаю в океанах
Великаны-корабли. (Вода)


  • Зимою он был крышей

Для речки и пруда,
Весною не осталось
От крыши и следа. (Лёд)


  • Утром падаю всегда -

Не дождинка, не звезда -
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах. (Роса)


  • Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.
Растворилось молоко -
Стало видно далеко. (Туман)


  • Над лесами, городами,

Над просторами полей

Проплывают караваны

Небывалых кораблей. (Облака)


  • Просыпался горох

На тысячу дорог -
Никто его не соберёт. (Град)


- Какое ключевое слово появилось в кроссворде? (Сосулька)

- Итак, повторите, в каком состоянии бывает вода в природе?
- Какие явления природы связаны с водой?



3). Отдохнём и поиграем. Всех скороговорок не перескороговоришь.

(слайд 13)

а). - Произнесите скороговорки (по выбору):
Однажды шёл дождик дважды. Морская волна сильна и вольна.
Рыбы в проруби – пруд пруди. После росы розы росли.

Журчали ручьи и урчали, Лёня у клёна мыл сливу.
Жужжали шмели над ручьями. Ливень хлынул, сливу вымыл.

На реке поймали рака,
Из-за рака вышла драка.

4). Водоёмы. (слайды 14, 15 – 20)

а). Ребусы.
- Что такое «водоём»? (Место, где скапливается вода на поверхности земли).
Разгадав ребусы, вы вспомните названия различных водоёмов. (На столах иллюстрации водоемов, после отгадки которые вывешиваются на доску).
(Разгадывая ребусы, дети не только вспоминают названия водоёмов, но и получают дополнительную научную информацию о каждом (река, ручей, родник, море, озеро, болото)
б). Игра «Зоркий глаз». (В наборе букв «спрятаны» названия океанов). (слайд 21)
- Найдите названия океанов, которые «спрятались» среди букв.

- Названия какого крупного водоёма мы не знаем (его не существует) среди океанов?

АВСТИХИЙСТРИОКИЙСБВАГ
НАТЛАНТИЧЕСКИЙРОСТУОН
ПОБЕДУЗАИНДИЙСКИЙЛИНТ
УСКСЕВЕРНЫЙЛЕДОВИТЫЙР
ОДЕДЮЖНЫЙИРОЛЬБЕКУЧА



5). Отдохнём и поиграем. Народные приметы. (слайд 22)
- Люди с древних времён понимали важность воды, приписывали ей чудодейственные свойства («живая» и «мёртвая» вода в народных сказках). Народная мудрость сохранилась в пословицах и поговорках.

- Когда так говорят?

Пока есть хлеб да вода – всё не беда.

Для муравья и роса – наводнение.

Много снега – много хлеба, много воды – много травы.

Сугробы снега на полях – урожай зерна в закромах.

Нужно поклониться, чтоб из ручья воды напиться.

Где в апреле река, там в июле лужица.

- Выберите и объясните смысл понравившегося высказывания.


6). «Живой дом».
(слайды 23, 24)

- Водоёмы являются домом для многих растений и животных. Перечислите обитателей водоёмов, названия которых записаны звуками. (Объекты на слайде. При наведении курсора на слово и щелчке появляется изображение животного.)
[а с' м' и н о к] [д' и л' ф' и н]

[н у т р' и й' а] [п л а в у н' э ц]

[к а ш а л о т] [а к у л а]

[в а д а м' э р к а] [п' и с к а р']

- Каких ещё обитателей водоёмов вы знаете? Перечислите.



7). Отдохнём и поиграем. Что бы это значило? (слайд 25)

- Объясните, что обозначают эти устойчивые выражения.
«С лица воду не пить» (важна не внешность человека, а характер и поступки);
«Толочь воду в ступе»,
«Носить воду решетом» (заниматься бесполезным трудом);
«Льёт как из ведра» (проливной дождь, ливень);
«Что с гуся вода» (всё сходит с рук, прощается человеку);
«Вода и камень точит» (упорство и настойчивость помогают добиться своей цели).


8). Вода – наш друг и враг.
а). Значение воды. На слайдах дети рассматривают варианты использования воды в жизни человека, в работе промышленных предприятий.
(слайды 26, 27 – 31)

(После просмотра дети приводят примеры использования воды человеком)

Вода также кормит человечество. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Хотя на Земле много воды, к сожалению, не вся она пригодна для наших нужд, потому что в океанах и морях вода солёная, а человеку для использования нужна только пресная. Если представить себе, что вся вода нашей планеты умещается в трёхлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана.

Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает электрический ток.

И моет всех тоже вода. Умываются люди, машины, принимают душ города и дороги.

А ещё вода – самая широкая, самая удобная дорога.

Без воды не могут работать заводы и фабрики, ведь без неё е замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу для книг и тетрадей, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни пластмассу, ни лекарства, ни конфеты – ничего не сделаешь без воды.


б). «Где вода, там и беда». (слайд 32)
- Посмотрите на фотографии. О чём они рассказывают. Согласны ли вы с заголовком слайда?

- Вода может быть человеку и другом, и врагом (наводнения, цунами). Необходимо быть осторожным на воде. (Правила поведения на водоёмах в разное время года. Высказывания детей).



9). Экологическая страница. Берегите воду! (слайды 33, 34)

а) «…И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.
Ни за что не в ответе,
Словно самую малость

Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро своё губим.
А гордимся природой
И Отечество любим». (А. Яшин)

- Посмотрите на фотографии и скажите, в чём опасность этих действий человека для водоёмов. Подумайте, как можно исправить нанесённый ущерб.

- Что можете сделать вы для сохранения водных запасов Земли?

б) - Человек широко использует воду для своих нужд. Очень часто люди наносят непоправимый вред природе, загрязняя воду промышленными отходами. Это приводит к экологическим катастрофам. Необходимо помнить: вода – источник жизни на Земле. Берегите воду!
в) Творческое задание (создание коллективной работы на фланелеграфе) : послушайте сказку. Возможно, она покажется вам знакомой.

Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил… Впрочем, все знают эту сказку. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы закинул свой невод сегодня? Пришёл бы невод обратно не «с одною тиною морскою», а ещё и с… ржавыми банками, битыми бутылками, разными пластиковыми пакетами и прочим мусором.

Закинул бы невод во второй раз – выловил бы рваный башмак и изношенную «лысую» шину.

В третий раз, как и полагается, попалась бы старику рыбка. Да не простая, а, известное дело, золотая. И, известное дело, заговорила бы она человечьим голосом.

(Каждый ученик разукрашивает рыбку и вырезает ее)

- Подумайте,что бы сказала тогда рыбка?

10). Подведение итогов. Игра «Топаем-хлопаем».

а) А теперь поиграем. Я буду произносить фразу. Если вы согласны – похлопайте, если не согласны – потопайте.

  • На Земле 4 океана.

  • Для питья годится и пресная, и солёная вода.

  • При помощи воды добывается электрический ток.

  • Самое солёное море – мёртвое.

  • На Земле 300 морей.

  • Байкал – самое глубокое озеро в мире.

  • Синего моря не существует.

  • Без воды нет жизни.

  • Аральское и Каспийское море на самом деле – озёра.

  • В Чёрном море вода чёрная, в Красном – красная, в Жёлтом – жёлтая.



б) Молодцы!

На этом занятие закончено.

Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли.
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды -
Жить нельзя нам без…ВОДЫ!

Продолжите фразу: «Сегодня я понял…»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!