СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитпние у младших школьников любви к родному краю

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ работы по воспитанию у младших школьников любви к родному краю

Просмотр содержимого документа
«Воспитпние у младших школьников любви к родному краю»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Холмовская средняя общеобразовательная школа»

Бахчисарайского района Республики Крым





Учитель: Кочеткова Олеся Викторовна




Воспитание у младших школьников любви к родному краю














СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

РАЗДЕЛ 1. ВОСПИТАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ……………………………6

    1. Воспитание у младших школьников любви к родному краю как педагогическая проблема……………………………………………………………………6

    2. Особенности воспитания у младших школьников любви к родному краю в процессе обучения…………………………………………….….9

РАЗДЕЛ 2. Исследовательско - экспериментальная работа на тему:

«Воспитание у младших школьников любви к родному краю»………..…12

2.1. Констатирующий эксперимент………………………………………….13

2.2. Формирующий эксперимент……………………………………….……14

2.3. Контрольный эксперимент………………………………………………15

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………...15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………....17

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….19










Введение

В настоящее время в условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории своего родного края, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям не только своей малой Родине, но и культурный традициям всей страны в целом. Нельзя приказом заставить любить Родину. Любовь эту к людям, родному краю, Отчизне надо сформировать, воспитать. А воспитание патриотизма и гражданственности начинается с любви к малой Родине.

Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все.

Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время среди наиболее острых проблем выступает и проблема становления у младших школьников ценностного отношения к родной стране, к своей малой родине.

Младший школьный возраст имеет свои возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе отношения к малой и большой Родине, воспитание основ гражданственности. Основой в воспитании младших школьников гражданских чувств является накопленные детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развития интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Младший школьный возраст - важный период для становления личности, период развития представлений о поведении человека, обществе, культуре. Изучение краеведческого материала, знакомство с историко-культурными особенностями своего края помогает повысить интерес к истории, культуре и традициям своего народа, развить духовные потребности, воспитать чувство привязанности к своей малой и большой Родине.

Соприкосновение ребёнка с народным искусством, традициями историей, природой родного края помогут:

  • духовно обогатить ребёнка,

  • поддержать его интерес к прошлому и настоящему,

  • воспитать любовь к своей малой Родине.

К данной проблеме в свое время обращались педагоги и ученые:

К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, Г.Н. Волков,

А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

Цель нашего исследования - выявление и обоснование наиболее эффективных педагогических условий для воспитания любви к родному краю у младших школьников в процессе обучения, создание условий для привития любви к родному краю; содействие развитию патриотического воспитания в школе.

Задачи:

  • познакомить ребёнка с прекрасным миром родной природы;

  • пробудить любовь ребёнка к Родине, которая начинается с любви к малой родине;

  • научить бережно, относиться к окружающему его миру: растениям, животным, воде, земле, воздуху, людям;

  • приобщить к сельскохозяйственному труду, к традициям своего родного края, воспитывать уважение к старшим людям, к человеку труда;

  • знакомить с историческим прошлым и культурой родного края;

  • воспитать интерес и уважение к обычаям народов, проживающих в родном крае.

Объект исследования - процесс обучения и воспитания у младших школьников любви к родному краю.

Предмет исследования - воспитание у младших школьников любви к родному краю в процессе обучения.

В процессе исследования были использованы следующие методы и методики:

- метод анализа научной литературы;

- изучение различных учебных пособий;

- наблюдение;

- беседа;

- экскурсия;

- метод проектов.



Раздел 1

ВОСПИТАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

1.1 Воспитание у младших школьников любви к родному краю как педагогическая проблема

Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родное село все более и более растущим, и расцветающим - все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы.

Формирование чувства любви у детей к родному краю осуществляется через картины родной природы: горы и озера, степные дали и леса, а чудесные местные легенды, сказки и стихотворения, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети.  Каждый человек тысячами нитей связан со своей «малой Родиной». У каждого города, района, села, улицы, уголка на карте - своё лицо, своя история, своё культурное наследие.

В настоящее время одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности, так как они являются основами жизнеспособности любого общества и государства.

Уже в раннем возрасте у ребёнка складывается комплекс устойчивых мотиваций к учению и личностное восприятие общественной культуры. Чтобы ребёнок научился понимать и любить Родину, он должен познать истоки истории родного края, почувствовать окружающую его природу, проникнуть его культурой и традициями народов, которые в нём проживают.

Для чего же изучается свой край в начальной школе?

Так как ребенок 7 - 10 лет очень восприимчив к эмоциональному воздействию, его мышление- благодатная почва для новых знаний и впечатлений, поэтому необходимо наполнить его жизнь интересными, полезными, добрыми делами и событиями. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к обучению, создаются условия для формирования нравственных чувств.

Для того, чтобы начать работу по воспитанию любви к родному краю, надо тщательно продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Задача учителя- создать условия для духовно-нравственной ориентации учащихся в окружающем микромире, способствующих становлению личности каждого ребенка.

Чувство Родины начинается у ребенка гораздо раньше - с отношения к семье, к самым близким людям -- к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Задача педагога -- отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома; труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Внимание детей младшего школьного возраста нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, детский сад, почта, дом культуры и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят детей, постепенно расширяется – село и район села в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Каждый школьник должен знать название своего села, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы.

В воспитании у детей любви к Родному краю огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Воспитывая у детей любовь к своему селу, необходимо подвести к пониманию, что их село - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Не менее важным условием воспитания любви к родному краю является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Привлечение семьи к воспитанию любви к Родному краю в процессе обучения младших школьников требует от учителя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи.

Работа, направленная на изучения ребенком своей семьи, будет эффективной лишь при условии, если родители, бабушки и дедушки будут помощниками детям и педагогам.

Сделать ребенка активным участником краеведческой деятельности - важная задача педагога, одна из составных задач патриотического воспитания младших школьников. Если человек равнодушен к природе, памятникам, историческим музеям, к традициям своей семьи, своему селу - он, как правило, равнодушен к своей стране.

1.2 Особенности воспитания у младших школьников любви к родному краю в процессе обучения

Начнём с того, что в шестилетнем - семилетнем возрасте ребёнка ждёт первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с изменениями в его деятельности, общении, отношениями с другими людьми. Ведущей деятельностью вместо игры становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребёнка с окружающими.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система. Быстро развивается и психика ребёнка. Повышается точность работы органов чувств.

Воспитание младших школьников отличается неустойчивостью, но и в то же время остротой и свежестью. Внимание младших школьников не произвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребёнка начальной школы подчинён воспитанию культуры внимания.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. В школе интеллект развивается обычно так, как ни в какое другое время. Здесь особенно велика роль школы, учителя.

Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Словарный запас нынешнего четвероклассника насчитывает примерно 3500-4000 слов.

Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить её задачам обучения.

Четырёхлетняя начальная школа предполагает новые требования к организации воспитывающей среды детей младшего школьного возраста.

В области воспитания имеют место те же факторы, что и в системе обучения:

- необходима преемственность в системе воспитательной работы при переходе с одной ступени образования на другую;

- для решения задач воспитания в начальной школе необходима определённая подготовленность детей, сформированная познавательная мотивация, ориентация на общечеловеческие ценности.

Школьная практика располагает различным опытом организации воспитательной работы: в школе - и вне школы, в ходе учебного процесса - и во внеучебное время. Главная цель работы начальной школы - как в обучении, так и в воспитании - развитие способностей личности, формирование представлений о мире и человеке.

Исходя из этого, все используемые средства нацелены:

- на общее развитие детей (ум, чувство, воля);

- на удовлетворение детских интересов, склонностей;

- на раскрытие и реализацию детских способностей (умственных, художественных, спортивных и т. д.).

Воспитывающая среда является неотделяемой частью целостной развивающей среды. В условиях четырёхлетней начальной школы учителю необходимо особое внимание обратить на создание развивающей среды именно для первоклассников.

Дети седьмого года жизни с трудом сохраняют внимание и могут продуктивно работать не более 5-7 минут. Поэтому сохранение и укрепление здоровья детей требует создания соответствующего режима дня.

Для организации совместных игр, а также смены видов деятельности в течение занятия желательно, чтобы мебель, используемая в классе шестилетних и семилетних первоклассников, была пригодна для лёгкой трансформации и передвижения (тогда возможно быстро переставить столы в общий круглый стол, составить детские стулья в круг, организовать работу детей в группах). Переход от фронтальной работы к работе в группах, в парах также задаёт ритмичность уроку и позволяет разбить долгие для первоклассников временные периоды однообразной деятельности.

РАЗДЕЛ 2

Исследовательско - экспериментальная работа на тему:

«Воспитание у младших школьников любви к родному краю»

Цель исследовательско - экспериментальной работы – практически выявить наиболее эффективные педагогические условия для воспитания у младших школьников любви к родному краю.

Исследовательско – экспериментальная работа проводилась в 1-Б классе МКОУ «Холмовская СОШ» с. Холмовка, Бахчисарайского района, Республики Крым (9 мальчиков, 9 девочек).

Был составлен структурно – логический алгоритм исследовательско – экспериментальной работы. Ход работы состоял из следующих этапов:

1 этап – подготовительный. Этот этап состоял из нескольких ступеней:

    1. Составление психолого – педагогической характеристики 1 - Б класса МКОУ «Холмовская СОШ» (Приложение 1).

    2. Анализ особенностей воспитания у младших школьников любви к родному краю в процессе обучения

    3. Изучение государственных документов.

2 этап – составление плана экспериментальной работы – констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

3 этап – подбор методов и приёмов работы, проводимой с детьми.

4 этап – подбор методов обработки информации.

5 этап: практическое проведение исследовательско - экспериментальной работы с детьми.

6 этап: обработка данных исследовательско - экспериментальной работы.

7 этап: выводы исследовательско - экспериментальной работы.

2.1. Констатирующий эксперимент

В ходе исследования был проведён констатирующий эксперимент, целью которого было выявить уровень знаний о Родном крае и интереса к нему. В эксперименте принимало участие 18 человек. Как показал анализ психолого– педагогической характеристики класса характер общего эмоционального климата в классе бодрый, жизнерадостный. К школе и обучению отношение у большинства школьников положительное.

Констатирующий эксперимент был представлен в виде викторины о Родном крае «Село моё родное». В ходе анализа было выявлено, что знаний, учащихся о селе недостаточно, чтобы пробудить интерес к изучению материала о Родном крае. В Приложении 2 представлены результаты проведения эксперимента.

Анализ психологических и дидактических основ по проблеме исследования, а также результаты констатирующего эксперимента подтвердили необходимость создания эффективных педагогических условий для воспитания любви к Родному краю у младших школьников.

Чтобы развивать у ребят познавательный интерес к изучению истории и культуры родного края, воспитать любовь к родному краю в процессе обучения, были выведены специальные эффективные педагогические условия.

2.2 Формирующий эксперимент

Целью формирующего эксперимента явилась разработка и экспериментальная работа по повышению интереса к изучению истории, культуре Родного края.

Для проведения формирующего эксперимента был разработан комплекс мероприятий. Комплекс включал в себя 6 мероприятий, по изучению истории, культуре Родного края.

Комплекс мероприятий был составлен на основе диагностики в ходе констатирующего эксперимента.

Для учеников было проведено:

  1. Викторина «Село моё родное» (приложение 3)

  2. Классный час «Моя Малая Родина – Холмовка, село, в котором я живу» (Приложение 4)

  3. Была организованна художественная выставка обучающихся среднего и старшего звена школы «Родной край»

  4. Ученики защищали свои проекты «Моя Малая Родина – моё село»

  5. Занятие по внеурочной деятельности кружка «Культура добрососедства» по теме: «Культура и история моего села» (Приложение 5)

  6. Защита ученических проектов «Моя родословная»

  7. Презентация стихотворений о селе, учителя – ветерана Карпенко Людмилы Владимировны. Чтение учеником стихотворения «Моя маленькая Родина»

  8. Подготовка и защита проекта «Улица, на которой я живу».

  9. Выставка детских работ «Село моё родное»

Как показало наблюдение, учащиеся проявили большой интерес к выполнению заданий, которые им предлагали.

Большое внимание уделялось самостоятельному ответу учащихся, самостоятельной поисковой деятельности.

С целью проверки эффективности разработанного комплекса мероприятий был проведен контрольный эксперимент по выявлению изменения уровня интереса и уровня знаний о Родном крае.

2.3. Контрольный эксперимент

Для проведения эффективности экспериментального обучения был проведён контрольный эксперимент. Детям была вновь предложена викторина. В приложении 6 представлены результаты проведения эксперимента.

Анализ результатов показал, что после проведения контрольного эксперимента уровень интереса к культуре, литературе и истории Родного края вырос.

Таким образом, было выяснено, что развитие любви и интереса учащихся начальных классов зависит от системы методов, приёмов и форм работы.

ВЫВОДЫ

Цель исследовательско - экспериментальной работы – практически выявить наиболее эффективные педагогические условия для воспитания у младших школьников любви к родному краю.

Исследовательско – экспериментальная работа проводилась в 1-Б классе МКОУ «Холмовская СОШ» с. Холмовка, Бахчисарайского района, Республики Крым (9 мальчиков, 9 девочек).

Ход работы состоял из предварительного этапа и 3 экспериментов.

Целью констатирующего эксперимента было выявить уровень знаний о Родном крае и интереса к нему.

Констатирующий эксперимент был представлен в виде викторины о Родном крае «Село моё родное». В ходе анализа было выявлено, что знаний учащихся о селе недостаточно, чтобы пробудить интерес к изучению материала о Родном крае.

Целью формирующего эксперимента явилась разработка и экспериментальная работа по повышению интереса к изучению истории, культуре Родного края.

Для проведения формирующего эксперимента был разработан комплекс мероприятий. Комплекс включал в себя 6 мероприятий, по изучению истории, культуре Родного края.

Для определения эффективности экспериментального обучения был проведён контрольный эксперимент. Детям было вновь предложено поучаствовать в викторине «Село моё родное».

Проведя сравнительную работу констатирующего и контрольного экспериментов, мы определили, что повысился уровень интереса к культуре, истории и литературе родного края. Также у ребёнка не только появляется интерес к дальнейшему изучению Родного края, но и воспитывается в его душе уважение и любовь к нему, его истории и людях, проживающих в нём.

Анализируя же проделанную работу можно отметить следующее:

- проделанная работа направлена на патриотическое воспитание детей;

- к изучению Родного края проявлен интерес со стороны воспитанников, учителей начальных классов, родителей;

- знания о Родном крае помогают детям по-новому взглянуть на привычные вещи, они стремятся узнать историю своей семьи, села;

- дети активно принимают участие в краеведческих конкурсах, викторинах;

- дети проявляют желание и в дальнейшем изучать историю, культуру Родного края.

Исходя из темы нашего исследования, можно сделать следующие выводы: правильное патриотическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫ ИСТОЧНИКОВ.

1. Сборник стихотворений Карпенко Людмилы Владимировны.

2. Багаутдинова, Ф. Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе / Ф. Г. Багаутдинова. - М. : ЦДЮТ и К, 2002. - 98 с.

3. Буруковская, Т. Г. Занимательное краеведение / Т. Г. Буруковская. - М. - 1989. - 191 с.

4. Дик, Н. Ф. Воспитательная система образовательного учреждения: книга современного руководителя / Н. Ф. Дик. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 320 с.

5. Корнилова, С. А. Воспитание через изучение краеведения

/ С. А. Корнилова // Российский вестник Детско-юношеского туризма и краеведения. - М.: ФЦДЮТ и К, 2007. № 11. - 44 с.

6. Муниров, Р. Р. Учебное краеведение в школе. / Р. Р. Муниров. - Уфа: Башкирское книгоиздание, 1983. - 65с.

7. Абросимова, Г. Н. Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности: пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы» / Г.Н.Абросимова, М.Е.Трубачева. - М., 2004. - 143 с.

8. Уланова, Т. В. Краеведение как средство воспитания любви к родному краю в системе дополнительного образования / Т. В. Уланова // Российский вестник Детско-юношеского туризма и краеведения. - М. : ФЦДЮТ и К, 2004. № 8. - 44 с.

9. Фёдорова, Н. Ф. Роль краеведения в системе дополнительного образования / Н. Ф. Фёдорова // Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования. - М., 2007. -



















Приложение 1

Психолого-педагогическая характеристика класса.



В 1 «Б» классе обучается 18 учеников, из них 9 мальчиков и 9 девочек. Большинство из них 2009 года рождения.



С первых дней обучения в классе сформировалась доброжелательная обстановка. Ученики внимательны и активны на уроках, стараются показать наилучший результат. Ребята добры и вежливы по отношению к взрослым и друг к другу, правильно оценивают свою роль первоклассников, умеют отвечать за свои поступки.


Класс очень подвижный, энергичный. Особенно мальчики не могут усидеть на одном месте. Девочки также активные, артистичные. Учащиеся занятия без уважительных причин не пропускают.



Все учащиеся 1 «Б» класса с большим интересом относятся к внеклассным мероприятиям. С большим удовольствием и высокой активностью принимают участие в различных праздниках.

Умеют радоваться успехам друг друга. Все стараются принимать участие в делах класса, интересуются жизнью класса.

Отношение к трудовой и спортивной деятельности хорошее.



Классный коллектив находится в стадии формирования. В большинстве случаев дети относятся друг к другу доброжелательно, учатся сотрудничеству и взаимоподдержке. При возникновении конфликтов, основанных на чувстве соперничества, стараются решить проблему словом.



Все учащиеся посещают кружки, некоторые учащиеся посещают спортивную секцию.



Большинство родителей учеников 1 «Б» класса, интересуются успеваемостью детей и выражают активное желание принимать участие в жизни класса и оказывать посильную помощь в проведении классных мероприятий.































Приложение 2





Результаты констатирующего эксперимента



















Приложение 3

Игра- викторина "Село моё родное"

Цель викторины
- формирование чувства любви к своей малой родине, месту, в котором вырос и живешь; 
- сопричастности к истории своего села.

Задачи:

- формирование интереса детей к истории своего села, его традициям и обычаям;

- развитие коммуникативных навыков детей;

- формирование эстетических качеств у подрастающего поколения: восхищение красотой родного села, его природой, памятниками, людьми, живущими рядом, их делами.

Оформление:

Фотографии любимых мест детей;

Ход викторины


Ведущий: 
Наша викторина называется «Село мое родное».

Детство – это самая счастливая пора, ведь его сопровождают теплые руки матери, радостные голоса друзей, добрые советы учителей, помощь и забота родителей и, конечно же, наше любимое село, в котором мы родились, растем и учимся.

«Моя маленькая Родина»


Себя не мыслю без Холмовки!

Деревня милая моя!

Я знаю каждую в ней тропку,

И каждый камешек - меня.


Здесь холмик – стражник симпатичный

Застыл в почетном карауле,

И силуэт его привычный

И взор, и сердце мне волнует.


И школа – наш «Титаник», местный,

Который не пойдет ко дну,

Стоит на самом лобном месте,

Встречая каждую весну.


Садов весеннее кипенье

Всегда чарует душу мне,

И летний зной, и дождь осенний,

И даже слякоть по зиме.


Я прикипела здесь навеки

К горам, что видятся вдали,

К непостоянному Бельбеку,

Что к морю воды мчит свои.


Себя не мыслю без тебя я,

Родная крымская земля.

Ты у меня одна такая,

Холмовка – родина моя!

Л.В. Карпенко

Сегодня мы посвящаем викторину нашему селу, которое называется – Холмовка.

Ведущий: Игра- викторина у нас сегодня необычная.

У меня в руке – куб

На кубе нарисованы разные картинки (Эмоции; растение и животное; дом; паспорт)

Кидаем куб и смотрим, что выпадет…

1 конкурс– «Достопримечательности нашего села».

Мы сейчас с вами проверим какие вы «Знатоки» нашего села.

- Назовите улицы нашего села;

- На какой улице расположена школа?

- Назовите главное здание нашего села;

- Назовите название реки, которое протекает около нашего села?

- В честь каких героев названы улицы нашего села?

- Чем славится наше село

- Какими ремеслами занимались наши предки?

- Профессии ваших родных?

- Назовите достопримечательности села;

2 конкурс – «Природа нашего края».

- Назовите полезные ягоды, которые растут в нашем крае;

- Назовите ценных животных нашей местности;

- Какие рыбы водятся в нашей реке;

- Птицы нашего края;

- Деревья и кустарники;

Ведущий: Молодцы!

3 конкурс «Родное село глазами детей»

А теперь посмотрим, как вы рисуете. Нарисуйте мне пожалуйста, наше село.

Ведущий: Наша игра подошла к концу.

Вы, молодцы, оказались достойными знатоками своего села, своей малой Родины.

Вы справились со всеми заданиями.



Приложение 4

Тема: Моя малая родина.

Цели: уточнить понятия «Родина», «малая родина»,       расширять знания детей о родном селе, его прошлом, истории его образования.

Задачи:

-формировать чувства патриотизма, любви к родной земле, воспитание учащихся гражданами своей Родины, знающих и уважающих свои корни;

-содействовать развитию познавательных интересов, интереса к истории родного края, своей страны;

 - развивать речь, творческие способности детей, умение связно и эмоционально излагать материал;

-  прививать навыки поисковой исследовательской работы;

- выражать свои эмоции и чувства песнями, танцами и стихотворениями.

Формируемые УУД:

Регулятивные:

- умение определять и формулировать цель занятия.

Личностные:

- способствовать к развитию интереса к искусству, формировать эстетические чувства, формировать мотивационную основу учебной деятельности, т.е. желание у детей больше узнавать о своем крае.

Познавательные:

 - умение перерабатывать полученную информацию, сравнивать объекты, проводить сравнение, строить высказывание в устной форме, развивать наблюдательность, формировать умение находить информацию в словарях.

Коммуникативные:

 - контролировать свои действия в коллективной работе, проявлять инициативу, слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию.

Ход занятия:

1.Мотивация к учебной деятельности.

-Ребята, покажите с каким настроением вы пришли сегодня на занятие, поднимите «смайлики» настроения.

Давайте улыбнемся друг другу и гостям. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, прочитайте слова, написанные на доске.

На доске записаны слова: родина, Россия, родители, родной поселок.

- Как вы считаете, связаны ли между собой эти слова?

- Как? Чем?

- Что же такое Родина? (Родина – место, где человек родился, где живут его близкие; это сторонка, которая является для него родной; это страна, в которой он живёт.)

- Сформулируйте тему нашего занятия.

О чем будем говорить? О какой родине?

-Что бы вам хотелось узнать по этой теме?

- Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово «Родина»? (с домом, с двором, с мамой, с русской берёзкой и т.д.)

Закройте глаза. Я произнесу слово, а вы должны будете мне сказать, что вы себе представили. (Произносим слово «Родина»)

Расскажите, что вы увидели.

Какие разные вы представили себе картинки!

    Давайте теперь поговорим о малой родине, о том месте, где мы родились.  Для каждого из вас – это ваш любимое село, ваш дом, семья. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: «Кто я? Откуда мои корни? Издавна одной из традиций в русских семьях было - узнавать о своих предках, составлять свою родословную – генеалогическое древо. Эта традиция возвращается в семьи.

Сегодня мы с вами поговорим о нашем селе. Село развивается и растет благодаря людям, которые в нем живут и трудятся.

Рассказ учителя о селе.

Среди живописного Крымского края, в укрытии холмов расположилась наша малая родина – Холмовка.

Холмовка расположена на юго- западе района, у границ района – находящееся в 200-х метрах к западу село Фронтовое относится уже к Севастопольскому горовету. Холмовка раскинулась на левом берегу реки Бельбек. К востоку от села (в 5 км) находятся популярные туристические объекты – исторические памятники пещерный город Эски – Кермен, средневековый замок Кыз – Куле, храмы Донаторов и Трёх Всадников.

Эски – Кермен один из наиболее живописных «пещерных городов» Крыма.

Окрестности этого района Крыма особенно красивы весной: большие, усыпанные цветами поляны перемешиваются с ароматным можжевеловым редколесьем.

К затерянным среди скал и лесов «пещерным» городам из окружающих долин, с севера, востока, юга и запада ведут очень древние, уже еле заметные дороги.

Мы отправляемся на запад и вот мы снова в нашем селе Холмовка. На территории села уже многие годы не только уживаются, но и развиваются общины верующих различных вероисповеданий. Здесь сочетаются 2 основные религии: Православие – представлено Свято – Николаевским мужским монастырём и православной церковью Христа Спасителя.

Вторая основная религия – Ислам – представлена Мечетью Заланкой джамиси. (демонстрация фотографий села).

Как и во всех городах у нас в селе есть свои традиции.


 - А какие традиции нас в селе вы знаете? (Празднование Масленицы, Троицы, Дня Победы и т.д.)

- Я предлагаю вам посмотреть видеоролик с фотографиями различных праздников, которые празднуют у нас в селе. (показ видеоролика)


Деревню нашу обошла война,

Не тронута фашистами она.

У нас остались целы хаты все,

Что редкость в среднерусской полосе.

Домой с победой из своих полков,

Вернулось вскоре 40 мужиков.

А10 пали за тебя, страна,

Деревню нашу обошла война…

Люди должны знать свою историю и помнить её. Как человек сохраняет память о событиях, которые происходили?

Или увековечивает в памятниках.

 - Какой памятник есть в нашем селе?

- Кому он поставлен?

- Что вы о нем знаете?

 

Ребята, как вы думаете, как мы можем отблагодарить тех, кто отстоял нашу Родину, подарил нам мирное небо?

Дети: Я думаю, что самая лучшая благодарность, это память, память потомков, бережное отношение ко всему, что донесла до наших дней история, уважение и благодарность ветеранов войны.

Мы всегда будем помнить об этих событиях. И нам никогда не надо забывать о том, что, когда мы вместе, когда мы дружим, любим и понимаем, друг друга, родина каждого из нас будет процветать, а люди будут счастливы.

Слово учителя: сейчас ребята я предлагаю вам закончить три предложения:

 Моя малая Родина – это…

Я люблю её за…

Я хочу пожелать ей…

Малая Родина для каждого человека своя, главное, чтоб он любил, не забывал и приносил ей только пользу!

На свете всё не бесконечно –

От океана до ручья,

Но если что-то в мире вечно,

То это Родина моя.


Приложение 5

Тема «Культура и история моего села»

Цель: формирование представлений учащихся о малой родине.

           Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.

Задачи: научить ребят видеть и ощущать красоту родного края;

 способствовать формированию у учащихся понимания значения      выражения: малая родина;

 способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма, формированию гражданской позиции, любви к своей стране и малой родине

развивать речь, желание больше узнавать о своем крае.

Ход занятия

I. Организационный момент. Настрой на занятие.

Начинается занятие с   прослушивания песни М. Бернеса «С чего начинается родина»

II. Сообщение темы занятия.

Вступительное слово учителя:

Учитель: Как вы думаете, о чем  сегодня будем говорить?

      Учитель: Понравилась ли вам песня?

      Учитель: Какие слова повторялись в песне?

       Учитель: Как называется наша Родина? (карта России)

  Учитель: Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы по праву можем гордиться нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

Стихотворение читает учитель.

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть.

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы...

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна.

И поймем тогда какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Учитель: Понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это великая страна с великой историей. Это первое и главное значение этого слова. Это и то место на земле, где человек родился и рос, где он познал первые радости и неудачи.

     Упражнение  «Родня» .
Учитель: Я прошу вас придумать  как можно больше слов с корнем род ( слова  записываются на доску)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети. 
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.


Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.

 Учитель: У каждого человека есть своя Родина – тот край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Этот край для нас с вами называется село Холмовка.  Наше село имеет богатую историю и культурное наследие.   

Учитель: 



- Мой милый край – земля, где я родился,

Где первые тропинки протоптал.

С тобою сердцем с детства я сроднился.,

Тебя я Малой Родиной назвал.

Где у крыльца родительского дома

От всех штормов – надежный мой причал.

Из дальних странствий песнею знакомой

Ты звал меня и радостно встречал.

(Рассказ о своём селе)

История нашего села полна разнообразных исторически важных событий. До 1948 года это село имело другое название – Заланкой – село в Бахчисарайском районе Крыма, входит в состав Красномаковского сельского поселения.

Историческое название Холмовки – Заланкой, (есть версия, что с крымскотатарского Залын переводится как тиран, кой – село, то есть село тирана).Опубликованных исторических сведений по ранней истории Заланкоя нет, известно только, что водил он во владения княжества Феодора.

Известность к селу пришла в годы Великой Отечественной войны, когда осенью 1941 года через него пролегла первая линия укреплений для обороны Севастополя.15 апреля 1944 года Заланкой освобождён Красной Армией, а уже 18 мая 1948 года, Заланкой переименован в Холмовку.

В селе более 770 дворов в которых. Площадь – 142 гектара. Ранее входило в состав колхоза «Украина». В селе есть Дом культуры, средняя общеобразовательная школа, детский сад, амбулатория, библиотека, почта, действуют мечеть и православная церковь, имеются магазины, тепличный комбинат, консервный завод, учреждения по организации туризма и отдыха.

- А сейчас я вам предлагаю посмотреть видеоролики о нашем селе. (демонстрация видеороликов о культуре села, о истории, о развитии)



 Учитель: Где-бы мы ни были, наша родное маленькое село является для нас  тем светлым огоньком, который  всегда будет звать нас в родные края. Это наша малая родина, то место, где мы родились и выросли, где живут наши родители, где находится наш дом, наша школа.

   Учитель: Я предлагаю вам небольшое путешествие по нашей малой Родине.

Учитель: Угадайте что-за место на фотографии... (показ фото)

Учитель: Наша малая родина богата и щедра. Что нужно для того, чтобы сохранить красоту нашей земли?  Все красивое очень хрупкое и нужно нам с вами постараться сохранить красоту нашей родины для других поколений.

 Учитель: Я предлагаю сделать коллаж, где мы покажем, как красива наша земля и что эта красота и мир находится в наших руках.

( Дети вырезают контур руки, цветы, голубей и приклеивают возле контура земного шара.)

Итог.

Учитель:  На этом наше занятие заканчивается. Я думаю, каждый из вас сегодня открыл для себя что-то чего  не знал раньше. Я хочу закончить сегодняшнее занятие строчками из стихотворения:

О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она – моя отрада и награда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
“Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!”.





Приложение 6

Результаты контрольного эксперимента





Приложение 7

Сравнительная диаграмма констатирующего и контрольного эксперимента.







23